Турист Анна Кудрявцева (Anna_08)
Анна Кудрявцева — была сегодня 8:05

Муром — Россия Июнь 2016

В Муроме не была много лет, даже цифру называть страшно. Когда-то наша семья год жила в Муроме, я окончила там 9 класс. Нам город не понравился по разным причинам, и родители вернулись на Дальний Восток на очередную комсомольскую стройку. В памяти остался мрачный город, застроенный большей частью частными домами, с монастырями, заселенными людьми, остатками церквей без куполов и колоколен. Не раз в последнее время посещала мысль съездить в Муром и посмотреть, что изменилось за столько лет. Подумала и решила совместить с поездкой в Орёл. Итак, четыре часа от Орла до Москвы в отличном скоростном поезде «Ласточка», час на переход с платформы Курского вокзала на платформу Казанского вокзала, еще около пяти часов в поезде, и я на вокзале в Муроме!

Вокзал в Муроме красивый, похожий на крепость, с гранеными башнями по бокам. Его построили в 1912 году по проекту русского художника-акварелиста и архитектора Модеста Дурнова.

На две ночи был заказан номер с гостевом доме «Амосов». От вокзала до него чуть больше полутора километров, я дошла пешком по улице Дзержинского. Подход к дому с этой улицы между домами № 1 и № 3а. Дорога не в лучшем состоянии, но, говорят, что обещали привести в порядок.

Гостевой дом «Амосов» небольшая частная гостиница. Персонал постоянно там не находится, я позвонила заранее, и меня ждали, чтобы дать ключи от дома и номера и необходимую информацию. Гостиница мне понравилась: тихо, чисто, уютно, есть кухонная зона со всем необходимым — плитой, чайником, микроволновкой. Рядом магазин «Пятерочка», так что без завтраков и ужина я не осталась. В номере лежит папочка с информацией по городским достопримечательностям, а также телефоны кафе, откуда можно заказать доставку еды. Wi-Fi работает. Этот двухместный номер стоит 1820 рублей в сутки.

В день отъезда, если необходимо задержаться до вечера, вещи можно оставить в камере хранения автовокзала, который находится рядом. Автобусная остановка тоже рядом, но я везде ходила пешком.

Устроившись, пошла осмотреться, так как в этом районе мы когда-то жили, а заодно решить проблему с ужином. Школа № 20, где я училась, стоит на месте, как и дом, где мы жили.

Муром или Путешествие в прошлое

А вот противоположная стороны улицы совершенно иная: построено большое здание Сбербанка, рядом с ним памятник воинам-интернационалистам и красивое здание «Православной гимназии Преподобного Илии Муромца» для одаренных детей, открытое в 2013 году. Разве можно было представить в те времена, что восстановят храмы, а в каждом городе будут памятники погибшим в Афганистане и локальных конфликтах?

Муром или Путешествие в прошлое

Гимназия стоит на территории парка имени 50-летия Советской Власти. Тогда этот парк был совсем молодым, его открыли к дате, в честь которой и назвали. Но парк был создан не на пустом месте, ему уже больше ста лет. В 1912 году открыли питомник, где выращивали саженцы для посадки вдоль железных дорог, на его базе и создали парк. Он и тогда был красивым! А главное, в этом парке была замечательная танцплощадка, где играл настоящий ВИА, и куда мы бегали по вечерам на танцы.

В парке есть еще одна достопримечательность — мемориальный комплекс «Бронепоезд Илья Муромец». Этот бронепоезд был построен как подарок фронту железнодорожников Муромского узла и дошел от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил немецкий бронепоезд «Адольф Гитлер», 7 самолётов, 14 орудий и миномётных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. Победу встретил в 50 километрах от Берлина, дальше пути не было — мост разрушен. На постаменте стоит бронепаровоз бронепоезда «Илья Муромец», на стене показан боевой путь бронепоезда, а рядом мемориальная доска с фамилиями погибших солдат бронепоезда.

Муром город небольшой, население всего 110 тысяч человек. Он считается одним из древнейших русских городов, так как впервые в русских летописях упоминается в 862 году. К сожалению, «Былинный камень», установленный на въезде в город со стороны Владимира, я в этот раз не увидела, но помню его. К этому камню в лес нас возили после окончания учебного года на туристический слет, и я около него фотографировала своих одноклассников. На камне цитата из «Повести временных лет» с первым упоминанием о Муроме.

Муром или Путешествие в прошлое

Не буду пересказывать историю Мурома, уж очень она длинная. Посмотрим, что от нее осталось.

Как обычно, отметив на карте maps.me достопримечательности, я пошла по городу, проложив маршрут от точки до точки. Улица Карла Маркса: здесь находится Сретенская церковь, построенная в 1795 году на средства муромских купцов Зворыкиных на месте небольшого деревянного храма Дмитрия Солунского, известного с 1574 года. Главной святыней Сретенского храма считался Животворящий Крест Господень («Сретенский»), которому приписывали чудодейственную силу, избавлявшую горожан от эпидемий. Храм закрыли в 1929 году, Сретенский крест передали в музей. Брошенная на произвол судьбы церковь ветшала и разрушалась, в ней была мастерская по изготовлению памятников. В конце 1990-х храм вернули Владимиро-Суздальской епархии и долго восстанавливали.

Муром или Путешествие в прошлое

Неподалеку стоит одно из старейших зданий города, построенное в конце XIX века для женской гимназии, сейчас в нем размещается педагогический колледж. Учебное заведение было основано в 1860 году по инициативе городского головы А. В. Ермакова.

В Муроме многие простые на вид здания — памятники архитектуры. Вот, например, дом с красивыми наличниками высоких окон на пересечении улиц Льва Толстого и Воровского. До революции это был дом сына городского головы, известного муромского юриста Сергея Васильевича Русакова. Сын его в Первую Мировую войну служил военным лётчиком. В 1918 году в здании была открыта муромская типография и почти сто лет она не меняет местоположение.

Муром или Путешествие в прошлое

Площадь Победы с обелиском воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, и неизвестным солдатам у Вечного огня появилась в городе в 1970 году в честь годовщины Победы в Великой Отечественной Войне. Артиллерийское орудие ЗИС-3 — памятник, посвященный 497-му гаубично-артиллерийскому полку, сформированному в Муроме в 1939 г. Фонтан появился не так давно, а здание за фонтаном построено в конце XIX века для торгово-промышленного банка. Мне кажется, что в этом здании был трест, в котором работали мои родители, я помню стены метровой толщины и огромные подоконники.

На площадь Победы выходит внушительного вида Дворец культуры имени 1100-летия города, в нём мне бывать приходилось,

Муром или Путешествие в прошлое

и не менее внушительное здание РКЦ «Муром» Банка России. Это произведение современных архитекторов мне нравится.

Центральная улица Мурома — Московская сформировалась в первой половине XIX века. Она застроена домами в стиле нео-классицизма и эклектики. Здесь когда-то жили местные купцы, разбогатевшие мещане и крестьяне, и находились лучшие городские магазины.

На пересечении улиц Московской и Льва Толстого стоит Свято-Вознесенский кафедральный собор — один из красивейших храмов Мурома, построенный в 1729 году вместо деревянной Вознесенской церкви. Его закрыли в 1920-х годах. Я помню это здание без куполов и колокольни, там работала Школа рабочей молодежи.

Муром или Путешествие в прошлое

Эта территория возле Вознесенского храма была обозначена как городская площадь еще в генплане Мурома, разработанном по приказу Екатерины II. Именно это место императрица пожелала сделать исходной точкой для развития города, но до недавнего времени, здесь был пустырь. Осенью 2015 в Муроме открылась новая площадь, которая получила название Вознесенской.

Рядом со зданием УВД установлена часовня Михаила Архангела «для поминовения всех погибших при исполнении служебного долга и защите Отечества Российского».

Муром или Путешествие в прошлое

По улице Московской выходим к площади имени 1100-летия города. Это современный центр Мурома. В дореволюционные времена площадь носила разные названия — Торговая, Гостинодворская, Рождественская. Первые упоминания о ней датируются 1565 годом, тогда она называлась по имени Христорождественской церкви, что стояла на площади.

В советское время храм снесли, в начале шестидесятых годов на площади построили здание горкома КПСС и поставили памятник В. И. Ленину. Сейчас в здании находится администрация Мурома, а площадь не так давно реконструировали, установили фонтан, деревянный макет муромской крепости, по которому с удовольствием ползают дети. Довольно симпатичная площадь, с цветниками, лавочками в тени под деревьями. Мне памятник Ленину не мешает. Ну, неудачный цвет здания мэрии, перекрасят в следующий раз.

Когда-то Гостиный двор — древнейшая торговая площадь Мурома, вся была окружена каменными торговыми корпусами, некоторые были в два этажа. Сохранились не все, а только участок, который выходит на Первомайскую улицу. Торговым рядам уже двести лет, они построены в начале XIX века в стиле классицизма — с большими арками и мощными колоннами, а внизу устроены глубокие подвалы со сводчатыми перекрытиями, где хранилось зерно. Говорят, что эта часть торговых рядов часто используют в кино, как декорации. Не удивительно, здание очень колоритное!

Муром или Путешествие в прошлое

Часть бывших купеческих лавок была реконструирована, и там долгое время располагался большой универсальный магазин (ЦУМ). Позже ЦУМ превратился в здание управления культуры округа и Центральной городской библиотеки. Вот это здание на снимке. Товарищ в забавной шляпе грустил, торговля не шла, и он изъявил желание сфотографироваться. Почему же не уважить местного жителя?

Муромский калач — необычный памятник в Муроме. Он установлен рядом с рестораном «Дворянский клуб» в день 1150-летия города в 2012 году. Три калача красуются на городском гербе, считается, что Муром и есть родина этой русской булки. Прочитала позже, что он теплый, с подогревом и даже с запахом. Не знала, поэтому не проверила. В год 1150-летнего юбилея Мурома в городе впервые прошел Праздник калача.

Муром или Путешествие в прошлое

Рядом с площадью увидела крест на месте, где в 1097 году язычниками был убит святой благоверный князь Михаил, сын князя Константина Святославича Муромского. Константин Святославич известен по своему житию, написанному в XVI веке, согласно которому он окончательно обратил Муром в христианство и построил там церкви.

На площади 1100-летия Мурома я встретилась со своими муромскими одноклассницами. Дальнейший осмотр достопримечательностей проходил в теплой компании и сопровождался приятными воспоминаниями.

Напротив площади 1100-летия Мурома находится сквер имени Ермакова. В каком еще городе есть сквер и памятник городскому голове? Современным точно вряд ли поставят.

Муром или Путешествие в прошлое

Сквер и памятник первому градоначальнику Алексею Ермакову был открыт в 2012 году. Ермаков Алексей Васильевич — глава Мурома, занимавший свой пост с 1862 по 1869-й годы. Это была удивительная личность! Меценат, на его личные средства были открыты: здание театра, приют, телеграф, солдатские казармы. Среди его заслуг водопровод (один из первых в России), женское училище, первая железнодорожная ветка.

Водопровод в Муроме был построен в 1863 году, когда его еще не было в губернском городе Владимире. До этого воду таскали из Оки и родников в вёдрах на коромыслах, поднимаясь по крутому берегу. В водопроводной системе Мурома высококачественная вода из каптажей у подножья Кремлевской (Воеводской) горы подводилась через водокачку в водонапорную башню. Вот эта водонапорная башня на снимке за памятником Ермакову. От башни вода раздавалась с помощью шестнадцати водоразборных будок, при которых были созданы конские водопои, на жилые дома, колонки и даже несколько фонтанов. Читала, что в Муроме было семнадцать фонтанов!

Муром или Путешествие в прошлое

Причем, передавая водопровод Мурому, А. В. Ермаков запретил арендовать его с целью извлечения прибыли и дал разрешение всем местным жителям безвозмездно использовать воду из колонок и фонтанов. В 2008 году водонапорная башня вновь возродилась в своем первоначальном качестве: теперь вода поступает сюда из артезианской скважины, в башне специальный механизм очищает воду от железа, что делает ее мягкой и чистой, и эту воду можно пить без кипячения. Сбоку есть чаша и краны, где жители набирают воду. Там постоянно были люди с канистрами.

Самый известный муромлянин после Ильи Муромца — это Владимир Зворыкин, основоположник современного телевидения. Родился в Муроме в семье купца первой гильдии Козьмы Зворыкина, который торговал хлебом, владел пароходами и был председателем Муромского общественного банка. В. К. Зворыкину принадлежат более 120 патентов на различные изобретения, но, к сожалению, все это было уже во время его жизни в США.

Муром или Путешествие в прошлое

Памятник установлен у здания на улице Первомайской, которое было родовым гнездом купеческого рода Зворыкиных. С 1918 года в этом особняке размещается Муромский историко-художественный музей, но здание уже больше пяти лет находится на реставрации. В основу художественного собрания музея легли коллекции известных русских археологов — графа А. С. Уварова и его жены П. С. Уваровой. Произведения древнерусского искусства поступили из церквей и монастырей. Этнографические коллекции были составлены из вещей, собранных до революции И. С. Куликовым, Н. Г. Добрынкиным, А. Ф. Жадиным и привезенных из музейных экспедиций.

Рядом бывшее здание Городской думы, построенное в 1815 году. В 1866 году в нём открылась Муромская городская общественная библиотека, сыгравшая важную роль в культурно-просветительской жизни города. Сейчас здесь размещается художественная галерея музея.

Муром или Путешествие в прошлое

По Первомайской улице выходим на площадь Крестьянина (Троицкую). Рядом с нею два монастыря: Свято-Троицкий женский и Благовещенский мужской, основанные в середине XVI века. Монастыри заслуживают отдельного рассказа. На площади стоит современная достопримечательность Мурома — памятник муромским святым благоверным Петру и Февронии. Меч в руках князя Петра — это символ княжеской власти и нерушимости русского духа, Феврония прикрывает его плечи покрывалом, что символизирует женскую мудрость и покровительство. Кролик, сидящий с обратной стороны памятника, обозначает плодородие, размножение и единство с окружающей средой. Люди, приходящие к памятнику, трут нос кролика на счастье. Я долго не могла понять, что они стоят за памятником и мешают фотографировать.

Николо-Набережная церковь (или церковь Николы Мокрого) — православный храм 1717 года, поставлена в соответствии с древней традицией строить Никольские храмы у воды, поскольку Святой Николай Чудотворец почитался в народе как спаситель утопающих, покровитель плавающих и путешествующих. Это муромский вариант московского барокко. Церковь долго строили, но за всё время своего существования храм не перестраивали из-за бедности прихода. Церковь была закрыта в 1940 году, в 1950–1960-х годах в храме размещалась птицефабрика, а конце 1960-х годов она была передана под музейный склад. У меня есть фотография, которую я сделала в то время. Сейчас это яркий, нарядный храм, очень радостный.

Внизу у подножия горы бьёт Никольский родник, у которого, по преданию, несколько раз являлся сам Николай Чудотворец. Рядом, в овраге, находится часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Туда можно спуститься по лестнице.

Муром или Путешествие в прошлое

Рядом с церковью установлен памятный крест в память лежащих здесь первых защитников города Мурома и всех защитников границ Отечества. Обратите внимание на трубу справа. Это труба здания водокачки на берегу Оки, которая сохранилась до настоящего времени от ермаковского водопровода.

Муром или Путешествие в прошлое

Окский парк, называвшийся в годы советской власти парком культуры и отдыха им. Ленина, — один из самых древних парков России. Это историческое место, здесь когда-то стояла мощная крепость — Кремль. В древности муромская крепость была деревянной, в середине XVI века граница отодвинулась от Мурома, кремль перестали ремонтировать за ненадобностью, а при Екатерине Великой разобрали. Впоследствии на Кремлевской горе разбили городской парк. В парке есть аллея героев города Мурома, а также различные аттракционы и развлечения. Аллея героев была и раньше, только в рамках были простые фотографии.

Из парка можно спуститься на смотровую площадку, где в 1999 году установили памятник богатырю Илье Муромцу работы скульптора Вячеслава Клыкова. Самая известная его работа — памятник маршалу Г. К. Жукову в Москве. Илья Муромец изображен в двух ипостасях — как воин и как монах: в поднятой руке святой держит меч, а в другой — крест. Мне памятник нравится!

Со смотровой площадки открывается вид на Оку, а за Окой уже Нижегородская область и ближайший город Навашино. Когда-то перебраться на ту сторону можно было только по понтонному мосту или на поезде по железнодорожному. Кстати, и городской пляж Мурома был на той стороне. На снимке внизу как раз то место, где был понтонный мост.

В 2009 году сдали Муромский мост — вантовый мост через реку Оку, который не так давно был признан самым красивым мостом России. Уникальность моста состоит в том, что это первый в России вантовый мост с монолитными железобетонными пилонами. Кроме того, он многопролетный вантовый, т. е. у него не традиционные один или два, а три пилона. К сожалению, увидеть его я смогла только издалека.

Пройдя по набережной, мы вышли к стоящей на берегу Оки церкви Космы и Дамиана (в просторечии, Козьмодемьянской). Это самая ценная достопримечательность Мурома, одна из старейших сохранившихся церквей города, памятник архитектуры XVI века. По преданию, она поставлена на месте царского шатра Ивана Грозного, который был здесь установлен во время его похода на Казанское ханство в 1552 году. Известно, что ранее вокруг храма располагалась кузнечная слобода, а святые Косьма и Дамиан почитаются также покровителями кузнечного ремесла.

Муром или Путешествие в прошлое

От Козьмодемьянской церкви, поднявшись по крутой металлической лестнице, выходишь к церкви Смоленской иконы Божией Матери, возведённой в 1804 году на средства местного купца Елина. Это первое здание в стиле классицизма, построенное в Муроме. Колокольня Смоленской церкви до сих пор является одной из самых высоких точек в Муроме.

Это район преимущественно частной застройки, попадаются интересные здания, построенные в XIX веке.

Этот гламурный домик, конечно не памятник, да и жители не думают о сохранении единого облика здания. Но возраст у него солидный - дом построен в 1948 году.

Здесь есть памятник еще одному известному уроженцу Мурома и площадь его имени: Ростислав Аполлосович Беляков — советский и российский авиаконструктор, генеральный конструктор ОКБ имени А. И. Микояна.

Муром или Путешествие в прошлое

Неподалеку самый большой и, на мой взгляд, самый красивый монастырь Мурома — Спасо-Преображенский мужской монастырь. Мы к нему и шли, но о нём также в следующий раз.

Еще небольшая Площадь Революции с обелиском в память о революции 1905 года, тихая, какая-то сельская, на травке отдыхают лошади. Из общей картины выбивается под деревом в тени привязанная лама.

Часть из показанного вам я снимала утром второго дня. С утра был ливень, поэтому все снимки с мрачным небом сделаны в этот день.

Еще одна большая муромская церковь — церковь Успения Божией Матери, построенная в 1790 году на средства представителя древней муромской купеческой династии Дмитрия Ивановича Лихонина, торговавшего в Петербурге юфтью. Впоследствии неоднократно расширялась и перестраивалась.

Муром или Путешествие в прошлое

За церковью есть интересное место — Успенский овраг, через него перекинут пешеходный мост. Виды с моста очень живописные!

Пожалуй, на этом остановимся. Я не смогла разбить рассказ о Муроме на две части, нарушалась целостность впечатления о городе. Муром произвел хорошее впечатление: очень зеленый, с ухоженными скверами, большим количеством цветов, работающими фонтанами.

Муром или Путешествие в прошлое

Приведен в порядок исторический центр, великолепные монастыри, у всех исторических зданий стоят таблички с информацией. Я была в городе в воскресенье, в монастырях не протолкнуться от туристов из разных областей России.

Обратила внимание на отличный городской общественный транспорт, как муниципальный, так и частных компаний, что особенно было заметно после Орла.

Муром или Путешествие в прошлое

Считаю, что стоит поехать в Муром на выходные. За два дня можно спокойно осмотреть все достопримечательности и четыре его монастыря, съездить на окраину Мурома в деревню Карачарово, где по преданию родился Илья Муромец. Или приехать в июле на праздник — День семьи, любви и верности, на который тысячи туристов со всей России приезжают в Муром, чтобы почтить память муромских святых Петра и Февронии — покровителей семейного счастья.

А я ехала из Мурома с теплыми воспоминаниями, потому что мне понравился город, и я встретилась там со своими одноклассниками. А встреча с хорошими людьми всегда радость!