Турист Дарья Душечкина (dashaGOround)
Дарья Душечкина
была 26 января 2022 12:39

Эльбрус, Кавказские Минеральные Воды + 2 города — Россия Июль 2016

Посвящается Сергею Игоревичу Бершову

Его история так велика и так бесконечна, что соприкасаясь с ней даже просто читая его книгу или слушая рассказ, сердце замирает, а на глазах неизбежно выступают слезы.

И даже когда книги перестанут существовать она останется, потому что ее помнят горы.

«Неужели так можно?» «Неужели кто-то ещё может так?», «Неужели я так смогу?» Каждый раз выходя на трек, попадая в сложную ситуацию, сомневаясь, я думаю «а что бы сделал он», поэтому в каком-то смысле он стал моим ментором, моим наставником, педагогом и внутренним голосом.

А потом мы познакомились.

Итак ЭЛЬБРУС 5642 м.

Стоит ли говорить, что просматривая фотографии восходителей в интернете, я с замиранием сердца представляла себя, то на склоне, то в палатке, то в высокогорном приюте. Трепет, восхищение и страх — вот, что я испытывала последние 2 недели перед восхождением. Но отступать некуда… отступать нельзя!

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

В феврале этого года я побывала на вершине Африки и с тех самых пор окончательно заболела горами. https://www.tourister.ru/responses/id_15459 «Куда же дальше», — думала я. Выбор Эльбруса пришел сам собой, когда я, вернувшись с Килиманджаро, изучала список альпинистских секций и программу тренировок.

Подготовка дело нелегкое и меня, откровенно говоря, поражает, когда на сайтах посвященных коммерческому альпинизму в разделах «путешествие на Килиманджаро», «треккинг вокруг Кайласа», «восхождение на Аконкагуа», «Эльбрус по классике» пишут ничего более кроме как «хорошее состояние здоровья». Наверное это должно быть хорошее спортивное состояние здоровья, потому что даже среднему+ на третий день приходят дрова, и гид в буквальном смысле тащит на себе клиента.

Решив, что я всерьез хочу подняться на вершину ещё одного континента, я сразу подала заявку и стала тренироваться. В запасе у меня 4 месяца. Что реально необходимо, так это тренировка выносливости. Я всегда была спринтером и в любой момент могла совершить хороший рывок, но в горах это не поможет. В горах нужно суметь растянуть силы на 7–10 дней подряд по 6–8 часов ходьбы, а в ночь штурма вершины все 12–15 часов… ходьбы круто, а иногда очень круто в гору… лучше медленно, но ритмично, в одном заданном темпе, без пауз и остановок. Это не дает организму замерзнуть и экономит силы.

4 месяца я честно бегала по 8–10 км почти каждый день. Тренировала руки, ноги и спину, закалялась и ела витамины. Я чувствовала, что стала значительно крепче. Это очень помогает: вы действительно становитесь сильнее, но что более важно — просыпается вера в себя. А вера — это именно то, что потом даст вам возможность победить страх и обстоятельства. В горах выигрывает не тот, кто более всех физически развит, а тот, кто более других психически стабилен. Кто может собраться в нужный момент и не сдаваться что бы ни происходило.

Экип.

Второй камень преткновения — это, конечно же, экип. Список огромный, и мало кто имеет даже половину необходимого. Кроме всего прочего альпинизм не самый дешевый вид спорта. Казалось бы флисовый свитер, спальник, пуховую куртку или термос можно купить на распродаже в любом спортивном магазине или даже заказать на amazon или e-bay из Китая. Все так, но дальше вопрос упирается в назначение, характеристики и вес. Да, в альпинизме именно вес является решающим критерием дороговизны товара. Конечно важны и другие характеристики и прочность, и надежность, и влагозащита, но в первую очередь платите вы за вес!

Сейчас очень модно ходить в треккинг по Непалу, Андам или на Килиманджаро. Собираясь в такой поход, люди мало думают о том что сколько весит. Просто потому, что нести это вам не придется. За вас груз в 30-40-50 кг потащит портер-шерпа. А вы с легким штурмовым рюкзаком, термосом, дождевиком и легким перекусом будете изображать тягости восхождения. В походе на Эльбрус, как в любом спортивном походе, весь ваш рюкзак вы понесете сами. Более того, общее снаряжение (палатку, тент, газ, веревки, кошки и т. д.), как и еду распределят равномерно среди всеми членами группы. А это примерно 5 лишних килограмм к вашему уже тяжелому рюкзаку.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

Примерный список необходимого снаряжения для летнего восхождения на Эльбрус.

Рюкзак основной 80-100л (вы понесете его и все содержимое в этом списке сами) с защитой от дождя
Рюкзак штурмовой 30-45л
Ботинки под кошки
Трекинговые ботинки (я взяла трекинговые кроссовки — они легче)
Шлепки (самые легкие, но не вьетнамки — вы их будете надевать на носок, чтобы вечером ноги могли как следует отдохнуть)
Куртка пуховая
Куртка штормовка
Пончо (может заменить штормовую куртку)
Брюки штормовые (можно самосбросы)
Брюки софтшел
Брюки трекинговые (девочкам можно лосины)
Пуховые рукавицы или верхонки
Перчатки флис или Polartec
Флисовый свитер или куртка
Флисовые штаны
Комплект термобелья (лучше мериносовая шерсть)
Термофутболка (или две) для теплой части маршрута
Нижнее белье (для девочек обязательно спортивное — без косточек и не стринги) — максимально удобное
Кепка или панамка от солнца
Балаклава и / или бафф
Шапка (хорошо прилегающая к голове и закрывающая уши)
Трекинговые носки 2–3 пары
Теплые носки (лучше mounteneering)
Спальник (+10 комфорт)
Коврик влагоотталкивающий
Фонарики — гамаши
Кошки совместимые с ботинком
Трекинговые палки
Термос 0,75 — 1л
Фонарик налобный + комплект батареек
Солнцезащитные очки UV 3–4 уровня защиты
Лыжная маска с ультрафиолетовым фильтром UV4 (если есть противотуманный эффект — это плюс)
Солнцезащитный крем 50 SPF
Страховочная система
2 карабина сертифицированные UIAA и CE EN. Овал или НMS, лучше с ручной муфтой

Также вам пригодится:

Зубная щетка и зубная паста
Влажные салфетки
Кружка, ложка, миска
Увлажняющий крем от обветривания и мороза
Гигиеническая помада
Расческа
Мыло
Личные лекарства, витамины

Как это работает? Весь смысл в многослойности. От того что на что вы надеваете — получается тот или иной результат. В Конечном итоге на вершину вы пойдете в максимально теплом 3-слойном комплекте.

Верх: шерстяная терма + флиска + пуховка + мембранная куртка + балаклава + шапка маска + перчатки + верхонки

Низ: шерстяная терма (иногда + флисовые штаны) + штаны софтшел / штормовые самосбросы + система

Обувь: Шерстяные носки (иногда 2 пары) + ботинки + кошки

Общее: трекинговые палки + ледоруб + термос + веревка

Перед выездом обязательно познакомьтесь с руководителем и главным гидом группы. Он как никто другой сможет точно сказать правильно ли вы подобрали экипировку. А также потрудитесь узнать о том кто он, какой у него опыт высотных восхождений, сколько раз он самостоятельно и в качестве лидера группы был на вершине, на которую вы идете. Есть ли у него средства связи и навыки оказания первой помощи — это очень важно — это ваша безопасность!!!

Но всё это начнется немного позже, а пока нас всех ждала нелегкая дорога.

__________________________________________________________________________________________________

ИТАК, В ПУТЬ!

Граница республик Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, высочайшая точка Европы, двуглавый вулкан высотой 5642 м — всё это Эльбрус.

Из Киева до Минеральных вод (г. Пятигорска) когда-то было рукой подать, был даже поезд Киев — Кисловодск, который за 40 часов доставлял вас прямо в МинВоды. Но теперь всё очень сложно. Первый вариант — конечно же авиа! Обычно другие варианты я даже не рассматриваю. Киев — Пятигорск сегодня существует в двух относительно вменяемых комбинациях:

• Киев — Стамбул — Минводы
  • Киев — Минск — Москва — Минводы

В обоих случаях стоимость билета порядка 800 — 600 долларов США. Ну и черт с ним, сначала подумала я, но… Поскольку я шла на Эльбрус с ребятами и местом общего сбора был Харьков, то решила, что «я полечу, а вы жарьтесь в плацкарте», это глубоко неэтично. Мы команда, значит будем сносить все тягости пути все вместе.

Маршрут был построен:

• Киев — Харьков — интерсити экспресс — 4,5 часов
  • Харьков — Ростов — автобус — 13–16 часов в зависимости от скорости прохождения границы
  • Ростов — Пятигорск — пассажирский поезд… 6–8 часов

Дорога очень вымотала нас, и если у вас есть возможность не экономить, а прилететь сразу в Пятигорск (Мин Воды), то не задумываясь сделайте это. И к черту этику))))))))) просто избавьте себя от этого кошмара!

Я даже не знаю что было хуже: 40-градусный раскаленный ад Ростова пыльный и безветренный, в котором нам пришлось провести 12 часов стыковки или душный автобус типа Икарус между Харьковом и Ростовом на Дону, без кондиционера, с наглухо задраенными окнами и крайне своеобразным контингентом, везущим московскую колбасу, огурцы и традиционно вареные яйца… 6 часов на украино-российской границе, где не происходило ровным счетом ничего — мы просто наблюдали за тем как оперативные пограничные службы обеих стран проверяют документы по 2 машины в час… но мы все терпеливо пережили и ранним утром прибыли в Пятигорск.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

Утром на вокзале нас встретил наш горный гид и мы поехали в базовый лагерь к подножью горы Эльбрус. В этот день кроме переезда на комфортабельном микроавтобусе до лагеря и закупки еды на команду в единственном супермаркете района мы больше ничего не делали. Все знакомились друг с другом, так как часть группы приехала на место другим маршрутом. Рассказывали о своем горном опыте, планах на будущее и надеждах на благополучное восхождение.

Перед сном инструктор группы проверил наше снаряжение, чтобы убедиться, что у всех именно то что необходимо. Кому-то понадобились пластиковые ботинки, кому-то пончо от дождя. Мне недоставало для полного счастья только пуховых рукавиц. Их я решила взять в прокате.

День первый. Чегет.

Программа восхождения на вершину очень разнится, причем не только маршрутами, ценой, но и разбивкой по дням. Есть более и менее комфортные варианты. Наш был достаточно сложным.

В первый день мы вышли в буквальном смысле просто размять ноги. По плану максимальное время восхождения на близлежащую гору Чегет должно было занять 3 часа. Мы очень обрадовались, что смогли сделать это за 2 часа 5 минут без единого привала. Обратно, чтобы не убивать на спуске колени в первый же день восхождения с половины горы мы спустились на канатной дороге.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

После этого все увлеченно бродили по поселку, покупали сувениры, теплые носки и чуни, кто-то даже помышлял приобрести папаху. В этот же день мы отправились в прокат, где каждый взял для себя всё необходимое. Для понимания: аренда пуховых рукавиц обойдется вам в 150 руб. в сутки. Ботинок — 300–500 руб. Кроме денег, которые платятся наперед вы должны будете оставить какой-нибудь документ. Я оставила права.

Я очень советую не надеяться на хорошую погоду и взять всё, что посоветует гид-инструктор. А также каждый должен обязательно записать номер МЧС. Конечно номер телефона есть у гида, но в горах увы может всё случиться в том числе «потеря ведущего», либо же его телефона… Современная техника не выдерживает ни длительного сохранения заряда батареи, ни холода. Поэтому идеальным вариантом будет ваша старенькая Нокиа с местной телефонной карточкой. Цена карты и подключения с уже предоплаченным интернетом и звонками в регионе 10р в день. Итого я заплатила 300 рублей за всё и была бесконечно довольна, потому что и телефонная связь и интернет работал практически везде и на очень приличной скорости.

День Второй. 105 Пикет.

За второй день мы прошли из поселка Чегет мимо водопада Девичьи косы до 105 пикета. Для меня это был самый сложный переход. Во-первых потому что я ещё не расходилась и такой резкий старт дался организму тяжело. Во-вторых это единственный день, когда на улице жарко, а когда жарко физическая активность переносится плохо. Охлаждаться организму значительно сложнее чем согреваться. Обязательно наденьпе кепку, намажте лицо кремом и пейте воду маленькими глотками, предварительно долго подержав ее во рту. Так жажда утоляется быстрее.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

К полудню температура воздуха поднимается до хороших +35С. Однако через несколько часов, поднявшись выше, она начнет резко падать и к концу дня будет +10С, а ночью около +0С.

Для меня переломным пунктом был Водопад Девичьи Косы. Здесь мы остановились на 30-минутный привал, выпить воды, посидеть и перекусить расплавленым сникерсом. Чтобы облегчить себе жизнь я разулась и опустила уже горящие огнем ноги под струи ледяной воды. Некоторые даже искупались. Думаю что тем, кто боится рисковать и простудиться можно просто посидеть без обуви в близи падающих потоков талого ледника. Это очень освежает.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

Последние метры давались ребятам с большим трудом. В это было сложно поверить, но не дойдя до 3000 метров у двух участников появились признаки горной болезни (головокружение, тошнота, рвота). Мы часто останавливались и ждали, старались хоть как-то подбодрить друг друга. Скоро отдых, чай и сон.

105 пикет расположен в стороне от тропы. Последний рывок через небольшой, но широкий ручей, несколько полос подтаявшего снега и грязи и вот он резкий подъем наверх. Тут мы сделали привал и разделились на две группы. Наш гид, я и ещё несколько ребят пошли вперед, чтобы бросить вещи. Часть пошла за водой для ужина и чая, а часть вернулась за теми, кто больше не мог идти и нести свой рюкзак и дожидался нас внизу.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

Ужинали мы уже в темноте. Питание на горе я бы хотела отметить отдельно! Старайтесь ненавязчиво уговорить всех есть на ужин именно то, что чудесным образом лежит у вас в рюкзаке))))))))))) Не мелочитесь — конфеты и чай можно нести до самого верха, а вот тушенка…гречка… Я несла рис… В этот вечер на ужин мы ели отварной рис и рыбные консервы потому что ребятам надоела тушенка и гречка…«рис? — ну кто счастливкик?! а!!! ой он у меня». :-) Минус кило! БИНГО!!! Конечно же я шучу))))

Потом каждый обустроил себе спальное место и ещё какое-то время мы переговаривались в темноте.

— Скажите, а мы увидим здесь туров?

— Нет, они не ходят по человеческим тропам, ответил наш гид.

Мы разместились в деревянном приюте на втором этаже прямо на полу. Не стоит романтизировать. 105 пикет — это просто некое полуразвалившееся здание. Иными словами крыша над головой. Здесь нет ни воды, ни туалета, ни электричества, и даже связь в этом месте не работает. Я чувствовала себя очень хорошо, быстро заснула (бессоница — один из признаков горняшки) и к 5 часам утра я уже выспаась. Встала, оделась, взяла фонарик и вышла.

Какая красота. Вокруг было совершенно тихо. Воздух не шевелился. Где-то на горизонте появилось зарево. Я села на поросший мягким мхом камень над обрывом и закрыла глаза…. Бееееее-бееееееееееее на соседней скале, прямо перед моими глазами стояло несколько туров. Я вздохнула с облегчением — нас разделяла пропасть.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

День третий. Ледовая База / Бочки.

Если вы выдержите первый день основного восхождения, то можете быть практически уверены, что ваших сил хватит, чтобы зайти на вершину. Это отнюдь не означает, что вы на неё зайдете, потому что в игру с каждым метром включаются и другие факторы: погода, ваша индивидуальная переносимость высоты, состояние здоровья других членов группы. Но ваши шансы зайти крайне велики.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

«Планы изменились, — сказал наш гид, — надо идти другим маршрутом. Вояки заняли Ледовую базу и никого туда не пускают. Придется делать крюк». Что это означало в прикладном смысле? То, что второй день будет не легче первого. То, что нам придется уже сегодня пойти по леднику. То, что даже сам гид не знает наверняка какой проход лучше, потому как за сезон ледник сместился и география расщелин изменилась.

Мы быстро позавтракали и вышли. Через четверть часа мы стояли уже на языке открытого ледника. Со мной это было впервые. Мы облачились в кошки и связались веревками в две группы по 4 человека.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

Вечером ребята говорили, что это был невыносимый переход. Я же прошла маршрут достаточно легко. Тело адаптировалось, а может быть я просто не задавала внутренний вопрос «сколько ещё»? Я просто шла. Это было настоящее приключение. Я отвлекалась на мелочи и любовалась пейзажем. Спасала божью коровку, попавшую в потоки талого ледника. А потом проводила реанимационные процедуры отогревания прямо на своем плече. Слушала шум камнепада, как кошки с каждым шагом впиваются в вековую мерзлоту, как тихо, слегка скучая, напевает песни идущий на расстоянии 10 метров инструктор… становилось слишком круто, я просто смотрела себе под ноги и шла… когда не видишь сколько ещё впереди как-то легче. Сама для себя придумала механизм борьбы со страхом и усталостью — когда становится тяжело, делайте селфи или просто фоткайтесь. Фото — это волшебная палочка, которая заставляет каждого улыбнуться.

К концу дня, который очень затянулся, потому что все ещё не отошли от вчерашнего и часто останавливались, мы пришли на «Бочки». Этого не было в программе. В этот день по плану была ночевка на «Ледовой базе». Но ввиду форс-мажора ночевать нам посчастливилось именно тут. Посчастливилось! Я акцентирую! Это место находится в очаге цивилизации! Есть все блага мира включая ларек с пивом! Всё дело в том, что именно к этому месту подходит канатная дорога на Эльбрус. Зимой это сердце горнолыжного курорта. Второй плюс был в том, что хоть мы и проделали титанический путь, но завтрашнее восхождение до следующего лагегеря займет всего час!

Минусом была всё та же цивилизация, принесшая с стобой грязь, тракторы, запах бензина и солярки, шум и гам.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

Мы уложили приболевших ребят спать перед ужином. А те, кто хорошо себя чувствовал, в частности я, принялись готовить еду. Многие отлынивают от этого. Мол картошку чистить — дело не барское. Мне кажется это странным. Ведь готовка, перенос рюкзака, установка палаток…всё это именно то за чем каждый из нас идет в горы. В первую очередь — это приключение. Хотя с моей стороны было бы глупо претендовать на абсолют в этом вопросе. Однажды я натолкнулась на пост девочки из числа фейсбук-друзей, которая активно агитировала всех поехать с ней в поход в Карпаты в поисхах приключений. Я заинтересовалась…но дочитав пост до конца, выяснилось, что приключения соредоточены по периметру 5-звездочного отеля Radisson Blue Bukovel, с заходом в него на ночевку. Я немного подшутила над ней, а она удалила меня из друзей…

У кого-то аппетита нет совсем, другой же ест как не в себя, кто-то дохлый и сонный, или не спит: жор — отсутствие аппетита, бессоница — сонливость, диарея — запор, апатия — перевозбуждение… все это пары-признаки горной болезни. Все что выходит за рамки вашего нормального поведения, все должно вас насторожить. От горной болезни спасения нет, все что возможно сделать — бороться с ее последствиями, основными из которых являются отек легких и отек мозга. Это если говорить о причинах летального исхода. Но на такой высоте до летального исхода как до луны, тут опасность в том, что от приступа рвоты вы можете потерять равновесие и полететь вместе с кошками и товарищами по связке куда-то к краю пропасти, или того хуже — в печально известный «трупосборник» Эльбруса. Поэтому хорошенько проштудируйте информацию о препаратах против горняшки. Посоветуйтесь с врачом, хотя увы мало кто из них понимает вообще что это такое. Смысл в том, что горная болезнь — это отек. У вас постепенно начнет отекать всё: руки, ноги, лицо…вид как буд-то вечер прошел в компании пива и соленой рыбы. Поэтому препараты должны быть снимающие отек — а именно мочегонные. Но тут нельзя перестараться. Потому что одновременно с отеком есть и обезвоживание. А бегать в «кусты» в зоне минуса не очень получается. Точного рецепта что именно нужно делать и как себе помочь нет. Лично я остановилась на варианте: витамин С, поливитамины, Диакарб (мочегонное) по ½ таблетке 2 раза в день, Панангин (калий, магний и т. д. — витамины для сердца) согласно аннотации. И ещё: «там где тонко — там и рвется» — в горах это правило работает на 100% — если у вас проблемы с суставами — берите ортезы, эластичные бинты, если с желудком, почками, печенью, сердцем, ЦНС — соответственно препараты для этого. Обезапасьте себя наличием «пластырей» на те места, проблемы с которыми свойственны именно вам.

День четвертый. Приют Одинадцати. Скалы Пастухова.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

Приют Одинадцати — последной рубеж — штурмовой лагерь Эльбруса. Переход между «Бочками» и «Приютом Одинадцати» — это такое себе «сбегать в магазин за хлебом». Идти туда около часа, как мне кажется, но не более двух — это точно. Периодически дорогу вам пересекают снегоходы, бегущие вниз после восхождения люди с воплями «УРАААА» и «ПИВААААА»!!!! Светило солнце. Мы тоже смеялись, радовались чужим успехам. Накануне в бочках мы узнали, что погода наверху фонтан и эта ночь была лучшим днем за сезон для штурма вершины. Для понимания в этот день зашли все группы без исключения (не все люди — в каждой группе обязательно найдется кто-то кто не осилил горную болезнь). Мы понимали, что не успели. Идти на вершину без акклиматизации — безумие чистой воды. Будем идти по установленному графику.

Приют был пустым. Все были либо ещё наверху по пути вниз, либо на подходе по пути вверх. Общая столовая из которой много дверей в крошечные комнатки с двухэтажными кроватями. Мы заняли комнату на 8 человек — это два яруса со спальными местами по четыре человека рядом. Одно место у нас пустовало, потому как коллегиально было принято решение отправить первую участницу вниз на канатной дороге ещё на «Бочках». Ей было уже очень плохо и не становилось лучше ни после сна ни после еды. Акклиматизация не происходила вообще. Из восьми нас осталось семеро и это пустое место на лежаках постоянно намекало о том, что следующим может стать каждый.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

Мы переоделись, утеплились, налили в термосы чай, взяли шоколадки и пошли на акклиматизацию на Скалы Пастухова 4550–4700 м. Дошли мы достаточно легко без остановок, хотя сил было положено немало. Дело в том, что днем очень много техники, а из-за солнца температура повышается и превращает трассу в месиво, по которому очень сложно идти. Такой спринт был нужет нам, чтобы как-то собраться и инструктору, чтобы понять на что способна наша уже расхоженная группа.

Для закрепления акклиматизационного результата мы посидели на скалах, попили чай, разобщались с такими же акклиматизирующимися товарищами из других групп и узнали, что надвигается страшный циклон, который начнется завтра и не уйдет ближайшие недели полторы… На этой оптимистической ноте наш гид прервал раскисание и моральное уничтожение нашего коллектива, и мы все вместе пошли обратно для проведения снежно-ледовых занятий, смысл которых в том чтобы понять «что делать если вы сорвались в пропасть» и «что делать если ваш товарищ по связке сорвался в пропасть».

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

Остаток светового дня я провела на «террасе» приюта с термосом чая, наслаждаясь великолепным видом на Эльбрус и Уш-Бу.

День пятый. Штурм вершины. 5 августа 2016 г.

Все очень плохо спали. Я бы наверное спала хорошо если бы окончально не простудилась и не кашляла, мешая всем расслабиться.

00:00 у ответственного по подъему сработал будильник. Мы попросили поставить на звонок что-то мотивирующее — и он поставил. Rocky Soundtrack — Eye Of The Tiger Это было очень смешно. Однако проснувшись мы поняли, что из числа восходителей отсеивается ещё один человек… Чай, термосы, последние приготовления, проверка состояния каждого участника, экипа, фонариков, батареек, рации, погоды…все должно быть в норме. Погода испортилась до неузнаваемости. Дул шквальный ветер и звезды погасли. Одновременно с нами к выходу готовилась группа пожилых (глубоко за 60лет) мужчин и женщин. Как оказалось все они ветераны альпинизма и приехали со всего пространства бывшего союза на ветеранские юбилейные сборы.

02:00 мы выступили. На пороге я ещё затягивала кошки, как вдруг ко мне подошла невысокого роста женщина:

— Ты плохо затянула кошки, милочка, так не годится. Я видела тебя днем, ты хорошо идешь с резервом. Никому не давай себя торопить. Поняла? — я кивнула.

— Что это за барышня?, — спросила я нашего гида.

— Я не «барышня», я снежный барс!, — из-за угла на секунду появилась голова незнакомки.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

04:30 Самое холодное время перед рассветом. Мы шли. Подъем до скал Пастухова прошел быстро и для меня значительно легче чем днем. Говорят, что есть люди с эффектом лошади — если это так то это я. Когда я не вижу куда иду и просто смотрю на освещаемые фонариком ноги впереди идущего мне легче. Единственное, что приносило дискомфорт — ужасный холод. Тогда я ещё не знала, но мы несли потери. Ещё один участник вышел из строя. Но останавливаться тут было нельзя.

Я бы хотела сказать пару слов про чувство команды. Про дух, которым должно быть пропитано каждое восхождение. Вы должны понимать, что успех восхождения не зависит напрямую от вас. Он зависит от всех участников в равной мере. Если одному снанет плохо, его нельзя бросить на пути — и вся группа пойдет вниз — а это ПРОВАЛ. Если кто-то переоценит свои силы и не скажет, что он на пределе пока есть возможность его безопасно вернуть и продолжить подъем с теми, кто ещё может идти — вся группа пойдет вниз — и это тоже ПРОВАЛ! Признать своё поражение перед горой и дать другим шанс победить требует огромной силы духа! И в то же время это вызов для других не счесть себя круче, а того, кто пожертвовал собой и повернул неудачником.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

Мы остановились на верхних скалах Пастухова в надежде, что кто-то из спортивных восходителей сможет забрать нашу с трудом стоящую на ногах участницу с собой. Через 30 минут такие нашлись, а мы пошли дальше. Вверх на печально известную «косую полку» под которой как раз и находится ледник, называемый в народе «трупосборником». Температура падала. Мы прошли по ней на седло и тут задуло. Задуло так, что мы перестали слышать друг друга. Поднималась снежная буря. От седла к заветной цели мы шли плотным гуськом. Я шла второй. Нас осталось пятеро: три парня, я и инструктор. Я шла второй.
Каждый шаг по склону с наклоном в 45 градусов это движение по косой ступенями. Каждый шаг это работа по выбиванию и сохранению ступеней. Каждый шаг это опасность срыва вниз на камни. Ветер поднимался сильнее и дул мне в левое ухо. Балаклава, баф, шапка и капюшон не помогали. Я смирилась с этим и просто продолжала идти, стараясь держать голову под углом к ветру. Про то, что у меня обморожение ног тогда я ещё не подозревала…

— СТОООООП!

Сквозь белое безмолвие донесся голос замыкающего. Мы теряли ещё одного участника. Сейчас или вниз или вверх. Мы взвесили его состояние и дистанцию до плато, по которому все пойдет полегче и решили идти дальше. Для дополнительной уверенности мы связались. Гид перераспределил группу таким образом, что самый слабый участник шел сразу за ним — вторым номером. Это давало инструктору возможность более четко и эффективно сработать в случае его срыва. Мы шли. Мое место в связке было центральным, но одновременно оно было сразу после с трудом передвигающего ноги товарища. Он не ныл и не капризничал, он просто больше не мог. Каждый его шаг разрушал ступени инструктора, и я то и дело проваливалась под снег. Сгребала его ногой, зарывая яму и тромбовала новую ступень для идущего за мной участника. Каждый шаг превратился в два — три- пять движений…

На вершинном плато не было ни души. Многие просто отказались от штурма из-за непогоды. В этот день мы зашли на вершину последними из немногочисленных групп. Эльбрус буквально поставил меня на колени, стоять было совершенно невозможно из-за сильных порывов ветра.

— Всё!

— Всё?! — не веря прокричала я сквозь ветер.

— Всё. — инструктор повернул нас к тому месту, где на камне была надпись «Вершина»!

Я изо всех сил впилась в рукав гида и рыдала от… от того что МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!!!!!

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

5 АВГУСТА 2016 г. в 12:00 по киевскому времени группа из 5 человек совершила восхождение на вершину Европы — гору Эльбрус.
по ощущениям близкая к -20С температура
проход в связке
Все было! Но мы зашли.

ЭПИЛОГ.

горы ломают людей…или, если быть совсем точным, горы выкристализовывают и изобличают самое глубинное в каждом. но в основном все же ломают.
люди не понимают гор. они смотрят на их бесконечную мощь и спокойствие восхищаются их красотой, но не испытывают ни трепета ни страха. а этого горы не прощают.
ежегодно Эльбрус уносит жизни людей, наказывая их за самоуверенность и беспечность.
а своим благополучным восхождением и безопасным спуском я обязана себе и месяцам тяжелых тренировок и нашему инструктору — альпиристу и горному гиду от бога, душе компании и настоящей скале спокойствия и профессионализма.

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

канатка спускала нас вниз….

Мы сидели у подножья Эльбруса после успешного, хотя и очень непростого восхождения, и говорили про горы… про то чем они стали для каждого.
Я думала о том чем они стали для меня — почти всем. О том, что я могла бы посвятить этому жизнь. О том, что так поздно они меня позвали. Случись это в 20 вся жизнь могла бы пойти иначе… не лучше, нет, просто по-другому.
Ребята бурно обсуждали подъем, вспоминали смешные моменты, делились сокровенными мыслями и страхами, которые стиснув зубы переживали в ночь штурма, говорили о планах на будущее.
— Ты понимаешь, ходить можно сколько угодно, но если ты не занимаешься на стационарной секции альпинизма, все это бутафория. И если совсем честно, то какой ты альпинист если ты не лазишь?- шумную дискуссию прервал голос нашего горного гида.
Вот оно.
Вектор был задан.

Я отдохнула 5 недель после штурма и пошла на секцию.
За месяц я сделала совсем чуть-чуть. За месяц я сделала очень многое.
Во-первых я поняла что я могу, а по окончании, что я всё ещё хочу этого. Я познакомилась и стала заниматься у светила украинского альпинизма и скалолазания Светланы Степановны Недосековой.
Я срывалась, сбивала ноги, наблюдала собственное бессилие, когда на трясущихся ногах проходила маршрут, но продолжала карабкаться вверх. Я заклеивала отмороженные и отбитые ещё на Эльбрусе ногти на ногах лейкопластырем и продолжала карабкаться вверх. Я съездила на настоящие скалы. Я поборола многие из своих страхов… а в последний день первого месяца я наконец-то прошла маршрут, который не поддавался мне целые 30 дней.
всё только начинается

Эльбрус 5642 м. Восхождение на вершину Европы

Через три месяца я иду на вершину Южной Америки — на Каменного Стража — великую гору АКОНКАГУА 6962 м.