Турист Евгения Чех (evgeniaczech)
Евгения Чех
была 14 декабря 2022 18:46

Льеж — Бельгия Январь 2015

Льеж, он же Лютих (по-немецки), он же Люк (по-фламандски), он же Леодикус по-латыни, Леодий во времена Священной Римской империи, сегодня крупнейший город Валлонии, третий по величине город Бельгии, второй по величине речной порт Европы, крупнейший европейский сталелитейный и оружейный центр Европы.

Ода Бельгии. Льеж наскоком

Все это я выяснила уже после того, как попыталась «наскоком», проездом, познакомиться с Льежем. Смутные подозрения, что это невозможно, начали терзать меня уже когда, въехав на машине в город, мы ехали минут 25 до центра. Но и там, покружив вслепую в поисках свободного места для парковки, легче не стало.

Ода Бельгии. Льеж наскоком

Город оказался очень большой для неподготовленного туриста, а расстояния от одной достопримечательности до другой — приличные. К этому прибавьте еще горную часть, две реки, Маас и Урт, и Вы поймете, что в Льеж надо ехать хотя бы на 2 дня, чтобы прилично с ним познакомиться. Что получилось у нас — обрывки впечатлений, хотя тоже лучше, чем ничего.

Ода Бельгии. Льеж наскоком

История Льежа впечатляет. Уже в 558 году город впервые упоминается под латинским названием Vicus Leudicus. В 705 году был здесь злодейски убит епископ Ламберт, после чего Ламберта канонизировали, а место его смерти стало популярным среди паломников. Льеж можно назвать колыбелью династии Каролингов. Карл Мартелл (Charles Martel, 686–741), разгромивший мусульман в битве при Пуатье в 732 году и спасший Европу от исламизации, его сын, Пипин Короткий (714–768), и его внук Карл Великий (742–814), основавший Священную Римскую Империю — все они родились около Льежа. Карл Великий был объявлен святым сразу после его смерти. Однако, его святость широко не признавалась за пределами епископства Льежского, где его чтут и до сих пор.

Город стал столицей независимого княжества Льеж в конце X века и оставался частью Империи до Великой Французской Революции 1789 года и, таким образом, никогда не принадлежал ни Бургундии, ни Испанским или Австрийским Нидерландам, ни династии Габсбургов, в отличии от остальной Бельгии.

Ода Бельгии. Льеж наскоком

Льеж был единственной постоянно франкоговорящей частью Священной Римской Империи с момента её основания в 800 году и до момента распада.

Считается даже, что французский язык зародился в Валлонии и Северной Франции как франкский диалект латыни, на которой говорила франкская знать. Льеж управлялся избираемыми принцами-епископами, и их роскошный дворец до сих пор стоит в центре города.

В 16 веке Льеж стал центром производства оружия при принце-епископе Эверарде-де ла Марке (Everard de la Marck), и вырос в один из первых современных угледобывающих и сталелитейных центров Европы в 19 веке. Мкня удивило, что в Льеже часто слышно ительягскую речь. Оказывается, бельгийская Федерация Угля начала принимать итальянских рабочих с 1922 года, и, после Второй Мировой войны десятками тысяч иммигрантов из южной Италии приехали работать на бельгийские шахты, главным образом в Льеж и Шарлеруа (Charleroi). Так что здесь много итальянцев.

Площадь Руи Альбера.

Ода Бельгии. Льеж наскоком

Благодаря близости к Маастрихту в Голландии, Аахену в Германии и Люксембургу, Льеж является одним из «перекрёстков» Европы. Кстати, провинция Льеж — это единственная провинция в Бельгии, где одним из официальных языков является немецкий. Сегодняшний Льеж — это крупный промышленный центр, в котором расположено множество предприятий самых разных отраслей, проводятся крупные выставки и ярмарки.

Ратуша — одна из знаковых достопримечательностей Льежа, построена в 17 веке. А это не дворец, а хоспис, построенный бароном де Шокир в 17 веке.

Ода Бельгии. Льеж наскоком

Был здесь приют для неизлечимобольных девочек, сегодня социальное министерство.

Дворец Князей-епископов был возведен в 11 веке, а в 1526 году перестроен для князя Эверарда дер Марка, сегодня здесь располагается Дворец Правосудия.

Ода Бельгии. Льеж наскоком

Колоннада «Perron» — одна из любимейших туристами достопримечательностей Льежа. В средние века здесь возвышалась величественная колонна, которая в 1697 году была превращена архитектором Ж. Делькуром в красивый фонтан.

Самая знаменитая церковь Льежа — романская Сен-Бартелеми основанная в начале 11 века по велению епископа Нотгера.

Ода Бельгии. Льеж наскоком

(Фото из интернета) Она отличается от остальных западным фасадом и двумя башнями, типичными для европейских храмов на территории между реками Маас и Рейн. Хранящийся здесь баптистерий, выполненный златокузнецом из Юи Ренье в начале 12 века, увидеть не удалось. Баптистерий попал в церковь Сен-Бартелеми в 1804 году, будучи спасенным, из разрушенной церкви Богоматери.

Церковь Сен-Мартина 13 века интересна тем, что представляет собой образец редкого маасского готического стиля. Собор Сан Поль, основан в 971 году.

Ода Бельгии. Льеж наскоком

Церковь Сен-Жан, построенная в 11 веке считается самой красивой в Льеже. Изначально она планировалась как перевалочный пункт для паломников, направляющихся в Сантьяго-де-Компостелла.

Ода Бельгии. Льеж наскоком

С 16 века город процветает с производством оружия, что не осталось незамеченным многочисленными завоевателями. Особенно большие разрушения принесли две мировые войны. Помимо оружейной фабрики в окрестностях Льежа функционировали многочисленные угольные шахты. Так что ничего удивительного, что одна из центральных площадь носит гордое имя Работы.

Во времена французской революции граждане снесли кафедральный собор, что стоял здесь. Где-то я что-то подобное слышала…

Один из знаменитых сынов Льежа — Жорж Сименон. А комиссар Мегре, хоть и прогуливался по берегам Сены, списан с льежского комиссара полиции, прогуливавшегося, соответственно, по берегам Мааса. Памятника так и не нашли, выдохлись.

Ода Бельгии. Льеж наскоком

Подытоживая, приходится констатировать, что увидели очень мало, придется возвращаться))