Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 18:58
На Кипре

Пуэбла — Мексика Апрель 2016

Пуэбла стала завершающим штрихом в нашем большом мексиканском турне. Надо признаться, что к тому времени мы уже здорово пресытились колониальным форматом старинных мексиканских городов, а уж после самобытнейшего Гуанахуато меня вообще было сложно чем-то удивить. И всё же в Пуэблу я поехала, причём поехала во второй раз. Дело в том, что шесть лет назад во время моего первого визита в Мексику мы ездили в этот город на экскурсию, во время которой, как это обычно случается в групповых турах, мало чего увидели и узнали. Да ещё и карта памяти у меня тогда повредилась, и фотографий Пуэблы практически не осталось, да и какие тогда у меня были фотографии, сделанные на мыльницу, слёзы одни, а не фотографии. Вот поэтому я и решила обязательно вновь съездить в этот город, тем более это легко сделать на автобусе из Мехико — два часа в одну сторону и пожалуйста, героическая Пуэбла в твоём распоряжении на целый день.

Почему героическая? Да всё очень просто, полностью название этого города звучит как Героическая Пуэбла-де-Сарагоса (Heroica Puebla de Zaragoza). Это так сказать официальное имя Пуэблы, полученное в честь знаменитого мексиканского полководца Игнасио Сарагоса, под командованием которого 5 мая 1862 года около Пуэблы произошло сражение мексиканской армии с французами и была одержана победа.

Там, где ангелы спустились на землю

Вот отсюда она и стала героической, получив статус города-героя Мексики. А в честь этой даты победы названа главная улица города — Cinco de Mayo.

Однако гораздо чаще Пуэблу называют городом ангелов или Анхелополисом.

Там, где ангелы спустились на землю

Звучит, правда? Если «героическая» это её официальное название, то «ангельская» — название народное. Ангелы и в самом деле играют в истории города не последнюю роль и вот почему. Легенда гласит, что во время строительства грандиозного кафедрального собора Пуэблы рабочие никак не могли водрузить тяжеленный колокол на его высоченные башни. Как-бы они ни старались ничего не получалось, ну вот никак и всё! Но в одно прекрасное утро жители города проснулись и увидели колокол на башне.

Подивились они такому чуду и дружно решили, что не иначе это ангелы им подсобили. Вот с тех пор и называют Пуэблу ангельским городом, городом, который помогли создать ангелы для простых смертных. Красивая легенда, не правда ли? А в честь добрых ангелов-помощников их скульптуры водрузили по всему периметру ограды кафедрального собора.

Там, где ангелы спустились на землю

Вот почему здесь так много ангелов.

Как же хорошо получить такой город в своё распоряжение на целый день, неспешно бродить по его красивым улицам, никуда не спешить, наслаждаясь деталями и проникаясь его атмосферой! Вот за это я и люблю путешествия в одиночку, есть в них своя особая прелесть, когда ты остаёшься один на один с новым городом, буквально погружаясь в него.

Невозможно пропустить Кафедральный собор (Basilca Catedral de Puebla) на площади Сокало, с которым и связана легенда про ангелов.

Там, где ангелы спустились на землю

Он поистине грандиозный, второй по величине после столичного Кафедрала. Собор стоит прямо на главной площади Сокало, и с разных её точек раскрывается совершенно по-разному.

Интересно было отыскивать всё новые и новые его ракурсы. Строгий мрачноватый фасад, а зайдёшь внутрь, там светлое воздушное пространство под стать небу.

Там, где ангелы спустились на землю

Очень контрастный собор — фасад у него ренессансный, а начинка — барочная. Про кафедральный собор Пуэблы можно подробно посмотреть здесь.

Вообще Пуэбла славится своим совершенно невиданным количеством красивейших храмов, их в городе насчитывается больше 70, что, в общем-то, удивительно для всего лишь четвёртого по значимости города Мексики. Сразу становится понятно, что в прежние времена этот город был очень процветающим и деньги текли сюда рекой. Процесс обращения индейцев в католическую веру шёл полным ходом, этому делу придавалось особое значение, потому наверное и денег на строительство роскошных храмов не жалели.

Там, где ангелы спустились на землю

1531 год считается годом основания Пуэблы. Тогда здесь возникло небольшое поселение, как важный стратегический пункт между Мехико и Веракрусом. Процветанию города способствовало много самых разных факторов — и благоприятный для сельского хозяйства климат, и удобное расположение, и приток колонистов, и благоприятная налоговая политика. Вот так и получилось, что Пуэбла стала в те времена вторым по значимости городом Новой Испании. На 17–18 века пришёлся пик её процветания, тогда и появилось здесь множество богатых церквей и роскошных зданий дворцового типа. Сегодняшняя Пуэбла и похожа, и непохожа на другие колониальные города Мексики. Исторический центр здесь чёткий, прямоугольный, построенный в лучших испанских традициях по ровной сетке.

В этом, пожалуй, главное отличие Пуэблы от таких запутанных лабиринтов-городов как Гуанахуато и Сан-Мигель-де-Альенде. Планировка города настолько чёткая, да ещё и таблички с названием достопримечательностей попадаются на каждом шагу, что карта там и не нужна вовсе.

Там, где ангелы спустились на землю

В 1987 году Пуэбла весь исторический центр Пуэблы был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Колыбель мексиканского барокко — это, пожалуй, третье прозвище Пуэблы, после героической и ангельской. И всё это правда, всё соответствует действительности.

Мексиканским барокко в абсолюте можно полюбоваться в знаменитой Капелле Росарио (Capilla del Rosario) в церкви Святого Доминго. Восьмое чудо Нового света, так называют эту изумительную капеллу сами мексиканцы. И вполне оправданно называют. Капелла совершенно потрясающая, ослепляющая, вся покрытая 24 каратным золотом.

Там, где ангелы спустились на землю

Да что золото, там кроме золота ещё и оникс, и керамика, и картины, и немыслимые фигурки святых. Как сказочный резной ларец капелла завораживает своим искусным орнаментом, вводит в ступор невообразимой роскошью. Осмелюсь предположить, что всё-таки в Старом свете такого пышного барокко через край не увидишь. Откровенно говоря, в первую очередь ради этого чуда я и поехала в Пуэблу во второй раз, прекрасно помню свои первые впечатления от Росарио, когда я зашла внутрь и ахнула, обомлев от несметного богатства и филигранной резьбы. Удивительно, но второе впечатление оказалось не менее сильным и ничуть не уступило первому. Могу сказать только одно — Капелла Росарио это то, ради чего стоит в первую очередь посетить Пуэблу. Про шедевральную Капеллу и храм Святого Доминго можно подробно посмотреть здесь.

Конечно, все церкви Пуэблы за один день не обойтиь, как ни старайся. Вот мой персональный список самых на мой скромный взгляд интересных храмов города.

Итак, первое место, безусловно, отдаю Капелле Росарио в церкви Святого Доминго, Capilla del Rosario en el Templo de Santo Domingo.

Там, где ангелы спустились на землю

Второе место — грандиозный Кафедральный собор, Basilica Catedral de Puebla.

Третье место — Иезуитская церковь, Templo de la Compañia de Jesus. Белоснежный кружевной фасад этого храма так и притягивает к себе взор на улице Avenida Palafox y Mendoza.

Вообще иезуитские храмы повсюду в Новом свете всегда поражают своей роскошью и размахом, вот и этот не исключение. Внутри — роскошный алтарь с 12 апостолами и множество важных реликвий.

Четвертое место — Храм Святого Франциска Ассизского, Templo de San Francisco de Asis.

Находится он чуть в стороне от исторического центра, на проспекте 14 Орьенте. Необычный такой храм, украшенный керамикой талавера. Считается, что фасад этого храма представляет собой самый яркий образчик побланского барокко, когда происходит сочетание скульптур, ажурной резьбы по камню и керамики. Очень важный храм города, учитывая тот факт, что Пуэблу основали францискацы.

Пятое место — Храм Непорочного зачатия, Templo de la Inmaculada Concepcion на пересечении улиц 16 Сентября и 7 Поньенте. Храм в небесно-голубой гамме, очень нежный и светлый.

Его голубой купол я углядела с террасы Музея Ампаро, откуда отлично просматривается местный церковный скайлайн. Поднявшись на эту террасу можно приглядеть себе что-то для души, куда и направиться, выйдя из музея. Очень удобно, я так и сделала.

Шестое место — Храм Святой Моники, Templo de Santa Monica в самом конце знаменитой пешеходной улицы 5 де Майо. Cюда в первую очередь стоит заглянуть ради скульптуры святого чудотворца Nuestro Padre Jesus de las Maravillas. Здесь всегда много желающих приложиться к Святому в надежде на Чудо.

Наверное, это то, что произвело на меня самое сильное впечатление из религиозной архитектуры города. Конечно, по дороге я то и дело натыкалась на какую-нибудь интересную церковь, но ограничилась их беглым осмотром снаружи.

Там, где ангелы спустились на землю

За один день все церкви Пуэблы посмотреть нереально, поэтому приходилось расставлять приоритеты.

Остальные увиденные мной церкви Пуэблы остались в памяти калейдоскопом ярких красок от жёлтого до нежно-голубого. Цветовая гамма религиозных строений в Пуэбле совершенно потрясающая!

Там, где ангелы спустились на землю

Кроме религиозной архитектуры Пуэбла славится и своими светскими особняками дворцового типа.

Кроме официозных дворцов по типу Муниципального,

Там, где ангелы спустились на землю

в городе очень много и так называемых светских особняков (casonas), которые разбросаны буквально по всему историческому центру, радуя глаз своим роскошным барочным дизайном и изысканным декором.

И правда, фасады особняков один краше другого, и это совсем не случайно, их хозяева из испанской знати в старину соревновались друг с другом, пытаясь затмить соседа роскошью.

Там, где ангелы спустились на землю

В те времена для побланских богачей это было делом чести. Характерная деталь местного дизайна особняков — активное использование керамической плитки.

Дома, украшенные побланской керамикой талавера встречаются в городе на каждом шагу.

Там, где ангелы спустились на землю

По сути, это всё те же португальские азулежу, но стиль и дизайн мексиканской керамики совершенно в ином ключе.

Именно обилие этих керамических изразцовых особняков и придаёт Пуэбле особую индивидуальность, неповторимое своеобразие и какую-то душевность.

Давайте полюбуемся на некоторые особняки Пуэблы, мимо которых совершенно невозможно пройти.

Вот один из самых красивых особняков Пуэблы — Casa del Alfeñique, что в переводе означает Леденцовый дом. Дом получил такое название из-за необычного декора фасада, действительно напоминающего леденец.

Особняк двухфасадный, в красно-белой гамме, очень эффектный. С леденцовым домом связана красивая легенда. Один местный богач влюбился в первую красавицу Пуэблы и захотел на ней жениться. Но красавица, которая очень любила сладости, поставила ему условие — к свадьбе он должен был построить ей сахарный дом. Жених выполнил этот каприз, вот так и появился в Пуэбле леденцовый или сахарный дом, в котором они жили долго и счастливо. Сейчас в особняке находится Региональный музей. Леденцовый дом расположен в самом сердце исторического центра города по адресу: Av. 4 Oriente No.416.

На улице Calle 2 Norte 2 можно увидеть совершенно потрясающий особняк дворцового типа. Это знаменитый Дом с куклами, La Casa de los Muñecos, трёхуровневый барочный фасад которого украшен оригинальными фигурами игрушек из плитки талавера.

Говорят, что это не просто куклы, а карикатуры на местных чиновников, которые не разрешили хозяину построить особняк выше правительственных зданий города. Дело было в начале 18 века. Таким способом честолюбивый владелец дома отомстил им, увековечив их на фасаде в неприглядных позах. Сегодня здесь разместился университетский музей BUAP.

На пересечении улиц 3 Oriente и 2 Sur находится ещё одно интересное здание из серии роскошных особняков Пуэблы. Называется он La Casa que mato al animal, то есть Дом Охоты.

Там, где ангелы спустились на землю

Парадный вход его украшен барельефами с охотничьими сценками. И с этим домом связана красивая легенда. Его владелец подарил особняк бедному жениху своей дочери в знак благодарности, что парень спас его от нападения волка на охоте.

В самом центре пешеходной улицы 5 de Mayo стоит очень красивый особняк генерала Сан-Мартина, Casa del General San Martin. Великолепный образчик побланского пышного барокко.

Этот великолепный дом построил для своей семьи губернатор Пуэблы Хуан де Сан-Мартин Вальдес, отец знаменитого американского освободителя Хосе де Сан-Мартина. Уроки истории здесь на каждом шагу, никуда от них не деться!

Прямо напротив Кафедрала стоит местный Дом Культуры, La Casa de la Cultura,

внутри которого разместилась знаменитая старинная Библиотека, Biblioteca Palafoxiana c богатым собранием старинных книг из коллекции епископа Палафокса, по имени которого она и названа. В понедельник библиотека закрыта, так что внутрь я не попала, к большому сожалению.

Там, где ангелы спустились на землю

Фотография не моя, естественно, просто чтобы получить представление что там и как.

Зато, видимо в качестве компенсации облома с Библиотекой, я попала в Музей Ампаро (Museo Amparo), причём совершенно бесплатно, по понедельникам вход в музей свободный.

Там, где ангелы спустились на землю

Из всего многообразия побланских музеев я выбрала именно этот, так как знала, что это копия в миниатюре Антропологического музея Мехико, а как дополнительный бонус там имеется терраса, откуда весь город виден как на ладони.

Подробно с этим замечательным музеем можно познакомиться здесь.

Кроме всего прочего Пуэбла славится своей роскошной керамикой талавера. Это особый вид расписной керамики в сине-жёлто-белой гамме, производство которой было издавна налажено на фабриках города. А всё потому, что в окрестностях Пуэблы очень много глины, сырьё для керамики там буквально валялось под ногами. Теперь понятно, откуда здесь столько красивых фасадов, украшенных изразцами. На улицах Пуэблы полным-полно сувенирных магазинов, заполненных талаверой — тарелки, фигурки, вазы и прочее здесь в изобилии. Ярко, броско, красочно!

И не захочешь, а обязательно чего-нибудь да прикупишь! В прошлый раз я накупила здесь немало керамических шедевров, которые висят теперь у меня дома на стеночке, не давая забыть Пуэблу. Так что, керамика талавера это тоже одна из фишек Пуэблы, её фирменный знак.

Кроме всего прочего Пуэбла — город университетский, студенческий, молодёжный. И это очень чувствуется, повсюду молодёжь, шумно, весело. Интересно, что многие факультеты Университета разместились в старинных колониальных особняках. Можно совершенно свободно туда зайти, погулять, всё рассмотреть, окунувшись в веселую студенческую жизнь.

Там, где ангелы спустились на землю

Правило заглядывать везде и всюду работает и в Пуэбле, я так там и поступала периодически, в результате чего сделала немало интересных открытий.

Вот гастрономическая сторона Пуэблы осталась в этот раз у меня за бортом, времени на рассиживания в ресторанах попросту не хватило.

Там, где ангелы спустились на землю

А ведь Пуэбла — родина знаменитого мексиканского блюда моле, в прошлый раз я его пробовала, но откровенно говоря не прониклась, слишком уж контрастный у этого блюда вкус — сочетание острого перца и сладкого шоколада. Курица в шоколаде это очень на любителя, но местные жители гордятся своим моле поблано, считается, что здесь готовят самый лучший моле в Мексике.

Что ещё из обязательной программы стоит сделать в Пуэбле? Обязательно нужно прогуляться по пешеходной улице 5 de Mayo. Здесь много красочных домов, церквей, особняков.

Очень приятно пройтись по этой парадной центральной улице, там есть чем полюбоваться, да и просто понаблюдать за неспешным ритмом жизни местных жителей тоже интересно. Мексиканцы в своём большинстве неторопливы и расслаблены и жители Пуэблы тоже не исключение их этого правила. К концу поездки у меня создалось впечатление, что здесь вообще никто и никуда неторопится. Что-то в этом определённо есть, вот только как этому научиться?

Но конечно же самая атмосферная улица Пуэблы это Переулок Жабы, El Callejon del Zapo. В этом нет никаких сомнений! Улочка небольшая, но очень колоритная, заполненная антикварными лавками, отелями-бутиками, кафешками, барами и просто красочными домиками.

Колористика переулка совершенно сумасшедшая!

И совсем неудивительно, что здесь любят устраивать разные фотосессии, более живописных и ярких декораций в городе не найти!

Там, где ангелы спустились на землю

На одну такую фотосессию я совершенно случайно и напала, ну и немножко тоже к ней примкнула.

Переулок Жаб выводит меня на маленькую одноимённую площадь, в центре которой стоит фонтанчик с жабой.

Какая прелесть! Только при чём же тут жабы в самом деле? И снова забавная легенда. Оказывается в колониальные времена на месте этой улицы протекала река, которая частенько выходила из берегов и затапливала всё вокруг. Как результат — появление здесь несметного количества жаб. Отсюда собственно и название. Вот так жабы и стали ещё одним негласным символом Пуэблы. Жаб здесь почитают и всячески эксплуатируют их образ, считается, что они приносят удачу.

По выходным же эта площадь превращается в большой блошиный рынок, но в понедельник об этом ничего не напоминало. В общем, теперь понятно, что Переулок Жабы и Площадь Жабы это безусловные маст-си в Пуэбле. Не пропустите, очень интересное место!

Ну и конечно же нельзя пропустить площадь Сокало, как главную отправную точку отсчёта всего и вся в Пуэбле. Тут и Кафедрал, и Муниципальный дворец, и Дом Культуры с Библиотекой, и множество других красивых зданий дворцового типа. Да и сам парк на площади тоже приятное место, подходящее, чтобы сделать остановку и передохнуть.

Вот так незаметно и пролетелеи мои семь часов в Пуэбле. Что я не успела сделать в этот раз? Не успела съездить в район старинных фортов Лорето и Гвадалупе, которые находятся немного на отшибе и куда пешком не добраться. Можно было бы съездить в Чолулу, где находится самая большая пирамида-холм Мексики. Но я там была в прошлый раз, поэтому не стала повторяться. А так, это легко сделать, из центра можно добраться на автобусе всего за полчаса или на такси за 15 минут. Сюда же вполне можно добавить и потрясающую церковь индийского барокко в Тoнaнтзинтле. Но всё это реально выполнимо при наличии двух дней в Пуэбле.

Вот такой это славный город Пуэбла, наделённый разными регалиями, имеющий свою особую символику, любопытную историю, и овеянный красивыми легендами.

Город светский, нарядный, колониальный и очень популярный у туристов.

Там, где ангелы спустились на землю

Колыбель мексиканского барокко в чистом виде, где можно как нельзя лучше прочувствовать неповторимый колорит мексиканской культуры и приобщиться к её особенностям! Не город, а самая настоящая мечта туриста!

Как добраться до Пуэблы из столицы Мексики? Сделать это из Мехико очень просто. С терминала TAPO или южного автовокзала Taxqueña автобусы разных компаний отходят очень часто, необходимости приобретать билет заранее нет. Всё можно купить сразу на месте. Стоимость билета примерно 140 мексиканских песо, время в пути около двух часов. От терминала Пуэблы CAPU лучше всего добраться в центр города на такси, это удовольствие обойдется примерно в 70 песо. Билет на такси надо предварительно купить в киоске на вокзале. Но можно доехать и на автобусе, просто получится в два раза дольше.

Там, где ангелы спустились на землю

На этом я ставлю точку в своей мексиканской эпопее, которую писала два месяца. Всё. КОНЕЦ. Моя Мексика закрыта.