Турист Екатерина (catys)
Екатерина
была 10 марта 11:53

Монтероссо-аль-Маре, Вернацца, Риомаджиоре + 2 города — Италия Май 2016

Туризм — замечательная штука. Туризм приносит немалые деньги в государственную казну, туризм преображает культурный ландшафт, туризм заставляет нас развиваться и заниматься самообразованием. Нет, я конечно же не хочу сказать, что Бернини, Брунеллески и Микеланджело творили свои шедевры в надежде на толпы китайских туристов перед ними через пятьсот лет — но вот те, кто занимается их сохранением и реставрацией, явно именно на это и рассчитывают. Ну а что, это как раз именно тот случай, когда все довольны… народонаселение утоляет свою тягу к прекрасному, деньги в казну текут рекой. Хотя если честно, я частенько с завистью подумываю о первых путешественниках, которые имели счастье видеть все то, что сегодня ежедневно мелькает в телевизоре и на сотнях тысяч рекламных туристических буклетов, в его естественной среде обитания. И думаю, что многие со мной согласятся… Нет, конечно же все мы благодарны Ватикану за то, что он не держит свои несметные сокровища под подушкой, а позволяет простым смертным любоваться всем тем, что было накоплено непосильным трудом. И само наличие туристов в подобных «закромах Родины», и их количество воспринимается как что-то вполне естественное. Наверное, удельный вес собранных там шедевров все-таки перевешивает удельный вес всех туристов, вместе взятых… Я никогда не относила себя к мизантропам, и поэтому реакция, которую вызвало у меня чудесное по своей красоте местечко Чинкве Терре, оказалась удивительной в первую очередь для меня самой. Хотя потом оказалось, что я все-таки не одинока: коллега, когда я рассказала ей о таком своем впечатлении от этого посещения, энергично закивала головой: «Да да да! У меня было то же самое!»

В 1997 году ЮНЕСКО включила заповедник Чинкве Терре в свой знаменитый список Всемирного наследия, и начался самый настоящий «пятиземельный» бум. Сейчас узнаваемые изображения этих деревенек знают даже те, кто никогда в Италии не был. Вообще ЮНЕСКО молодец кроме того, что они делают реально полезное дело по поддержанию и сохранению мирового культурного наследия, с которым, как вы прекрасно знаете, далеко не все и не всегда обращаются лояльно, так они еще и очень хорошо его пиарят. Сначала ты работаешь на имя, потом имя работает на тебя… Я знаю многих кто, прежде чем поехать в отпуск в какую-либо страну, первым делом открывают список этого самого Всемирного наследия. Вот и с Чинкве Терре случилось примерно то же самое – в один прекрасный день парень проснулся знаменитым. В крошечные деревушки, надежно спрятанные в малюсеньких бухточках среди скал, которые веками жили только виноделием да рыбной ловлей, вдруг массово повалил организованный и не очень турист. Тут же, как грибы после дождя, выросла вся необходимая туристическая инфраструктура и сильно, как я предполагаю, подпортила атмосферу этого места… По крайней мере ни о какой самобытности говорить уже не приходится. Потому что сейчас туристы, как трудолюбивые муравьи, снуют вверх-вниз по улочкам этих крошечных городков, облепляют все смотровые площадки, лестницы и даже окрестные скалы а сами деревушки такие маленькие и хрупкие, что мне постоянно казалось, что они вот-вот растащат их по камешку или разноцветные домишки, согнувшись пою прицелами объективов и не выдержав бесконечных вспышек, сложатся, как карточный домик…

Десять дней в Стране Чудес. Удивительный мир Пятиземелья

Хотя что уж греха таить, это все понятно и объяснимо, ведь Чинкве Терре это действительно очень красиво! Яркие домики, невесть каким чудом прилепившиеся к скалам, уютные бухточки и ослепительная синева моря эти картинки просто идеальны! Я постараюсь абстрагироваться от легкого чувства дискомфорта и какой-то «неодушевленности» всего происходящего, ведь если ты не можешь изменить ситуацию измени свое отношение к ней, и постараюсь показать вам красоты Чинкве Терре безо всяких «НО».

Монтероссо аль Маре самая большая из деревень «Пятиземелья», но и откровенно самая неинтересная, поэтому мы воспользовались ею исключительно как перевалочным пунктом доехали до Монтероссо на машине, оставили ее тут же на парковке и двинулись в сторону Риомаджоре на электричке.

Я уже упоминала немного дорогу, которая ведет от трассы Генуя-Ливорно к Монтероссо она просто необыкновенно живописна! Это километров пятнадцать изумительных видов поросших буйной субтропической растительностью холмов, расцвеченных яркими пятнами маленьких деревушек, мелькающие между холмами ярко-голубые морские просторы… Только один маленький нюанс – эти пятнадцать километров парадайза помножены на пятнадцать километров жутчайшего серпантина, так что из машины в Монтероссо я вылезла слегка зеленоватого цвета. К счастью, твердая земля и свежий морской ветерок лечат быстро, и минут через пятнадцать от недуга не осталось и следа.

Между деревушками побережья проложена железнодорожная ветка, электрички ходят каждые полчаса, и если вы планируете перемещаться таким образом то лучше приобрести единый проездной билет на целый день (Чинкве Терре кард) за 10 евро. Мы, конечно же, этого не сделали потому что не планировали ограничивать себя только поездами, а потом уже было бессмысленно. Выдержав неравный бой с автоматом по продаже билетов как-то не очень приятно осознавать, что бездушная глупая машина может вертеть тобой, как хочет, но тем не менее так оно и было: автоматы на станциях капризничали как могли, один желал принимать к оплате только карты, другой только наличные, причем исключительно купюры… мы наконец-то погрузились в электричку, забитую такими же, как и мы, любителями прекрасного со всего света.

Десять дней в Стране Чудес. Удивительный мир Пятиземелья

Риомаджоре. Самая «густонаселенная» из деревень «Пятиземелья» что-то около 1600 местных жителей. Отсюда мы и начали наше знакомство с удивительным маленьким мирком Чинкве Терре. Это действительно особый маленький мир деревушки так хорошо изолированы от окружающей действительности, а пейзажи эти настолько кукольно-театральны, что моментально отрываешься от реальности, забываешь, что где-то есть большие города, небоскребы и огромные моллы, скоростные магистрали, автомобильные пробки и прочие сложности… Ощущение пространства концентрируется до «здесь и сейчас», и начинает казаться, что весь окружающий мир до невозможности прост, что жизнь только эта бирюзовая гладь моря да три разноцветных домика на обрыве… Мне очень хотелось бы увидеть фотографии или хотя бы почитать воспоминания тех, кто бывал тут лет сто назад, но, к сожалению, ничего подобного найти не удалось… Было бы очень интересно посмотреть, как выглядели эти деревеньки до того, как их вылизали в соответствии со стандартами турбизнеса.

Десять дней в Стране Чудес. Удивительный мир Пятиземелья

Риомаджоре расположен в лощине между двумя холмами и разрезан на две части железной дорогой. Центральная, самая широкая улица вытянулась от станции вверх, и если поднять по ней до конца и еще немножко поплутать по окрестным лестницам-переулкам то вы попадете к церкви Сан Джованни на вершине холма.

Десять дней в Стране Чудес. Удивительный мир Пятиземелья

Церковь совершенно пустая и безликая как будто это и не Италия совсем! настолько, что мой объектив даже как-то растерялся, не найдя за что зацепиться. Но зато площадь перед церковью отличная смотровая площадка с роскошными видами на городок, раскинувшийся внизу, и на морские просторы.

Десять дней в Стране Чудес. Удивительный мир Пятиземелья

Мы хотели доплыть от Риомаджоре до Манаролы и дальше до Вернаццы на кораблике, но из этого ничего не получилось. Нагулявшись вдоволь по Риомаджоре, мы пришли на пристань и уткнулись носами в закрытое окошко билетной кассы. Перерыв до двух часов! Это означало, что нам нужно еще минимум час болтаться по Риомаджоре, но такая перспектива не радовала совершенно. Я расстроилась, мой спутник не очень, его как-то изначально не особо привлекала мысль про кораблики. Так что пошлепали мы обратно к железнодорожной станции, откуда за две минуты и зайцами (нет, это была не моя идея!!!) домчались до Манаролы.

Десять дней в Стране Чудес. Удивительный мир Пятиземелья

Это действительно очень близко, и между Риомаджоре и Манаролой проложена знаменитая Тропа Любви один из самых красивых пешеходных маршрутов заповедника. Сейчас тропа закрыта, ее реставрируют, поэтому показать ее вам мне не удастся, но легенду, с ней связанную, я все-таки расскажу. Когда-то давно две соседние деревни Риомаджоре и Манарола враждовали между собой. Причина была банальна в Риомаджоре был источник с питьевой водой, а в Манароле нет. И жадные жители Риомаджоре почему-то совершенно не хотели, чтоб соседи пользовались их водой… И как водится в подобных сказках, девушка из Риомаджоре и парень из Манаролы полюбили друг друга, но семьи были категорически против. Девушка решила сбежать к возлюбленному, и договорились они встретиться в середине тропинки, связывающей две деревни. Девушка прибежала туда ночью и бросилась в объятия любимого, но камни тропинки не выдержали и пара сорвалась с обрыва в море. Наутро, когда тело юноши прибило к берегу в Манароле а девушки в Риомаджоре, жители деревень наконец-то осознали всю абсурдность своей вражды, и даже решили построить дорожку между своими деревьями. Как оно было на самом деле история умалчивает, но сейчас этой дорожкой очень охотно пользуются туристы.

Десять дней в Стране Чудес. Удивительный мир Пятиземелья

Манарола пользуется славой самого древнего из поселений Чинкве Терре его история уходит корнями еще в римскую эпоху, когда тут было поселение «Маниум арула».

В следующий за Манаролой городок Корнилью мы, если честно, вообще заезжать не планировали. Еще при составлении маршрута, дома, он нас как-то не вдохновил, поэтому решено было уделить больше внимания самым красивым городкам Риомаджоре, Манароле и Вернацце. Ну ну… хочешь рассмешить Господа расскажи ему о своих планах. А план наш, который начал разваливаться еще в Риомаджоре, окончательно скис в Манароле движение корабликов отменили в связи с усилившимся волнением на море. Судьба в этот день была явно на стороне мужской половины человечества! Мой дорогой радостно семенил в направлении станции, в то время как я сокрушалась о том, что так и не увижу Чинкве Терре с воды. Но это было еще не все. Судьба на этот раз приобрела облик итальянских железных дорог. Электричка, в которую мы сели, чтоб добраться до Вернаццы, сначала простояла минут 20 в тоннеле между Манаролой и Корнильей… потом кое-как доползла до станции и встала уже окончательно. Причем никакой конкретной информации о причинах задержки и о хотя бы ориентировочных сроках ее устранения в эфир выдано не было. Подождав еще минут 10, мы решили, что торчать тут не самое лучшее занятие, и все-таки Корнилья ждет нас.

Десять дней в Стране Чудес. Удивительный мир Пятиземелья

Корнилья единственная из деревень «Пятиземелья», которая не имеет выхода к морю. По той простой причине, что расположена она на верхушке высоченной скалы и нам предстояло ползти туда! Хотя высоченная это, конечно, громко сказано, там всего метров 80 но к концу дня я уже не чувствовала себя легкой газелью, к тому же жара давала о себе знать как-то неожиданно для девочки из Питера, в котором еще только совсем недавно снег сошел, в Лигурии оказалось +26. Это, конечно, не тропики, но и мы люди не привыкшие…

В общем, одолела я эту горку, и в итоге получила свой пирожок Корнилья-то, чего никто не ожидал, оказалась чуть ли не самой очаровательной из всех деревень Чинкве Терре! Если остальные деревни лучше разглядывать снаружи – они хороши именно хаотичным нагромождением разноцветных фасадов, обращенных к морю – то в Корнилью лучше погрузиться с головой.

Десять дней в Стране Чудес. Удивительный мир Пятиземелья

Это настоящий крошечный средневековый итальянский городок с узкими кривыми улочками, маленькими двориками и уютными площадями. А море и окрестные холмы, которые нет-нет да и промелькнут в проемах между домами, только добавляют пейзажу очарования.

Десять дней в Стране Чудес. Удивительный мир Пятиземелья

Мы поели мороженого под платанами на центральной площади Корнильи и решили рискнуть и вернуться обратно на станцию в конце концов, нужно же отсюда как-то выбираться! К счастью, перрон встретил блаженной пустотой значит, движение электричек восстановили.

Десять дней в Стране Чудес. Удивительный мир Пятиземелья

Солнце клонилось к закату, когда мы добрались до последнего городка Пятиземелья — Вернаццы. Почему-то Вернаццу называют самым красивым из поселков Чинкве-Терре честно говоря, я не очень поняла почему. Может быть, из-за бухты с пирсом, или из-за того, что в ней есть даже маленький пляжик? Да, лодочки на пляже я с удовольствием пофотографировала, а еще детишек, которые развлекались какой-то непонятной мне но, вероятно, очень увлекательной игрой.

Десять дней в Стране Чудес. Удивительный мир Пятиземелья

Но признать, что Вернацца, или Манарола, или Корнилья, или Риомаджоре кто-то из них самая-самая я, пожалуй, не готова... Они все похожи  ну пожалуй за исключением Корнильи — но при всем при этом они совершенно разные, и вычленить какую-то одну из этого разноцветного калейдоскопа у меня не получается. Да наверное и нельзя так не будет одного маленького слеклышка, не будет и всей картинки этого маленького мирка под названием Чинкве Терре.