Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была сегодня 13:03
Как интересно изучать собственное Отечество!

Псков — Россия Май 2016

Наверное, в мае каждый город красив. Цветущая сирень, блестящие волны еще холодных речушек и рек, яркое солнце, что яростно, а скорее «яро» прогревает стосковавшуюся за зиму землю (Ярило, да и только!) И как в древнем граде Пскове не вспомнить Древнюю Русь, если эта древность можно сказать на каждом шагу.

Но весной, под теплым солнцем особенно хочется расслабиться, закрыть все умные книги, но открыться навстречу расцветающей природе.

Обычно перед путешествием мы все много читаем, готовимся, продумываем маршруты, а тут пришло совсем уж майское, чуть легкомысленное решение: будем в Пскове — пойдем туда, куда «глаза глядят» и не будем стремиться уложиться в «обязательную программу».

Однако оказалось, что глаза все равно смотрят на указатели, так что первой остановкой на пути в древний вольный град стало посещение монумента «Ледовое побоище», что находится на горе Соколиха, пока еще за городской чертой.

Куда глаза глядят...

Послушно заехали по указательной стрелке вправо от дороги, и вновь подумали о том, как быстро летит время! В последний раз я фотографировалась у этого монумента лет пятнадцать назад, но тогда этот памятник был виден издалека, а вот теперь разрослись деревья…

О посещении монумента я рассказала здесь:

Подышали простором, посмотрели на далекие высотки города, выглядывающего из-за горизонта, и еще не ведая своего маршрута, твердо определились, что новый Псков, на данный момент, нас совсем не привлекает, но привлекает старый, древний.

Куда глаза глядят...

Первой остановкой стала церковь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана с Примостья.

Это был день 22 мая — день святого Николая — покровителя всех путешественников и малые именины моего мужа, поэтому то, что первая остановка будет у храма — сомнений не вызывало, но какой это будет храм, мы не знали.

Куда глаза глядят...

Церковь XV века оказалась приземистой, небольшой, но очень уютной, а священник о. Михаил очень теплосердечным человеком.

Домотканые коврики на крашеном полу, пальма в углу, в большой кадке, вертепные куклы на окне, — что-то из далекой «страны детства».

Куда глаза глядят...

Батюшка сам придержал занавеску, чтобы мне было удобнее сфотографировать.

— Дети постоянно трогают, немного растрепали, — сказал он, ласково объясняя, но ничуть не сетуя. — А лица плоские, видите!

Это последнее замечание могло пригласить к очень существенному разговору о традициях вертепных театров. Иконописная условность изображения ликов свидетельствовала о исконно русских, православных традициях, в отличие от католических.

Куда глаза глядят...

Однако мы не стремились к разговору, тем более что священник, невзирая на свой возраст и сан, уже помогал молодым работникам втаскивать в храм что-то типа аналоя.

Еще раньше я стала свидетелем и незначительным участником разговора о стиле иконы святого Николая, да и потом подобные разговоры возникали то тут, то там, и мне показалось, что в Пскове все дышит историей, так что разные люди не прочь поговорить о канонах, уставах, традициях, новых открытиях, собственных гипотезах и древних уложениях, конечно же, их подтверждающих. Кто эти люди? Реставраторы и продавцы сувениров, церковные служители и экскурсоводы, а то и просто, случайные прохожие, что по твоей просьбе указали направление движения.

Оставив машину напротив двух кафе, которые, кажется, мило уживались рядом, причем одно работало до трех утра, другое до двух ночи (?) мы вознамерились пойти к мосту, однако взгляд остановился на табличке дома.

Куда глаза глядят...

Поскольку соответствие «цена-качество» было в полном несоответствии, я перешла на другую сторону улицы и сфотографировала столь ценное историческое здание, находившееся в весьма плачевном состоянии.

По дороге нам попалось еще немало подобных несоответствий, которые «усугублялись» табличками. «Глаза бы мои на это не смотрели» — подумала я и в дальнейшем не стала тратить силы на демонстрацию непотребного вида некоторых архитектурных сооружений прошлого, успокоив себя тем, что раз таблички имеются, значит «вопрос решается» и когда-нибудь обязательно будет решен.

Куда глаза глядят...

Голубое небо обещало жаркий майский день и очень хотелось думать о хорошем, заглядывая только в те страницы истории, которые дарили положительные эмоции.

Самая положительная эмоция — великолепный Троицкий собор — доминанта знаменитого Крома, радостно золотился на солнце совсем рядом, прорастая могучими куполами сквозь поздние «архитектурные излишества».

Куда глаза глядят...

От реки Псковы, стены Крома и собор виделись лучше и я не могла не запечатлеть эту панораму.

Спустившись с моста вниз, посмотрела вверх и увидела восстанавливающуюся древнюю стену, еще раз порадовавшись, что в городе немало делается для восстановления утраченного.

Куда глаза глядят...

Посмотрела вдаль и увидела яркую майскую зелень, в которую оделась не слишком впечатляющая, но необычайно уютная набережная небольшой реки Псковы.

Взоры настойчиво манили в Крепость и мы вошли, как и полагается в широкий проход, не обремененный воротами, но освященный иконой Троицы Андрея Рублева.

Куда глаза глядят...

Впрочем, для врагов, которые в древности устремлялись в этот проход, такого благословения не было и они, как известно именно здесь попадали в ловушку.

Не случайно это место называется Захабень, или Захаб, можно еще и Охаб: в любом случае — ловушка. Правда сегодня люди так и снуют по узкому проходу каменного мешка, так что сфотографировать красивый изгиб в чистом виде было невозможно. Впрочем, именно это обстоятельство заставляло, оторвавши взгляд от земли смотреть в голубое небо и фотографировать, снимая, будто сладкую пенку с варенья, песню солнечного и радостного весеннего дня.

Куда глаза глядят...

— Экскурсия, экскурсия! За двоих всего 700 рублей! — Предлагала всем проходящим, восседающая на древних камнях, юная экскурсовод. Ее вид был столь неавторитетным, что мне даже показалось, будто она болтает ногами, как ребенок… Но это мне, конечно же показалось.

Не хотелось объединяться в компанию, пусть даже и с экскурсоводом и мы бесстрастно пошли дальше, тем более позднее выяснили, что официальная цена экскурсии все же не 700, а 600 рублей.

Конечно, я и сама кое-что знала и про Довмонта, и о том, что Приказные палаты — это «музейная территория», в которую можно попасть купив билет, знала и о названиях башен, но все же мой взгляд заинтересовал почти разрушенный, но восстанавливающийся собор святого Николая на гребле.

Куда глаза глядят...

Может быть оттого, что это был день святого Николая, может быть оттого, что дети, каким-то образом проникнув сквозь заграждения, устроили на стенах игру в догонялки и никто не пытался ограничить их звонкий смех, под каруселью хохочущего солнца, может быть оттого, что тайный вход в подземную часть (которая всегда полна тайн), напомнил мне и собственное детство, когда лазили, искали и трепетали от предчувствий узнавания неведомого, я стояла, улыбалась и никуда не торопилась.

Конечно же, в Кремле, глаза в первую очередь видят Троицкий собор.

Куда глаза глядят...

Мы поспешили к храму, чтобы по высокой лестнице войти в горнее пространство, украшенное великолепным иконостасом.

Раньше, от ярославского экскурсовода, я слышала, что шестиярусный иконостас храма Ильи Пророка в Ярославле, самый большой, но, оказывается есть и семиярусный в Пскове! Вот и верь знатокам…

Справедливости ради, могу сказать, что оба иконостаса великолепны и можно ли сравнивать лучшее с лучшим!

В храме «безработничали» экскурсоводы, зато свечницы могли ответить на любой вопрос.

Куда глаза глядят...

Я еще расскажу о Троицом соборе — он все же требует отдельного разговора, а пока, спустившись по той же крутой лестнице в мир дольний, мы отправились гулять по территории Кремля.

Заглядывали в бойницы.

Куда глаза глядят...

Любовались сиренью, радовались тому, как легкие, акварельные облака, словно нанесенные на небесный свод кистью Творца, стоят в безветрии.

Хотелось все же опять вознестись повыше, и мы отправились на Власьевскую башню, которая могла предоставить такую возможность.

Куда глаза глядят...

Разглядывая и обозревая панорамы города на все стороны света, я с улыбкой вспоминала разговор с продавщицей входных билетов, потребовавшей с нас документы, подтверждающие пенсионный возраст.

— Что ж, сказала я строгой женщине, — вы делаете нам комплемент, значит, мы с мужем неплохо выглядим!

Куда глаза глядят...

Сурово помолчав, та стала изливать накопившееся огорчение.

— Была тут одна туристка. Я ей даю льготный билет за 50 рублей, а она мне в ответ:

— Что вы меня оскорбляете, что вы меня старите! По какому праву! И ведь пошла и написала жалобу! А мой начальник мне теперь строго-настрого повелел требовать документы удостоверяющие возраст.

Куда глаза глядят...

Спустившись вниз, прошли мимо приглашения попробовать себя в тире, постреляв из лука.

Сам «лучник» в это время беседовал с группой учащихся, совершенно бескорыстно сообщая им многое из того, что знал о том времени, с которым, кажется уже сжился, ежедневно одевая соответствующий костюм и в которое, возможно, готов был верить, как во вновь обретенное.

Куда глаза глядят...

Река с высоты Власьевской башни манила серебром и прохладой, так что, полакомившись мороженым, мы пошли кататься на кораблике (о чем я уже рассказывала).

Куда глаза глядят...

Река Великая действительно хороша и мы снимали красоты, прятались от солнца сверху, от ветра сбоку, терпеливо слушали «Ласковый май», которым нас развлекал хозяин судна, и… были вполне счастливы.

«Беелыые роозы, беелыые роозы» …

А в городе буйствовала белая сирень.

Куда глаза глядят...

Заглядывая в сувенирные лавки, вспомнила, что утром мы радовались вертепным куклам.

Наш майский день во Пскове был еще далек от завершения.

Куда глаза глядят...

Но мы были уверены, что непременно будем возвращаться сюда вновь и вновь.