Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 18:40
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Рим — Италия Июль 2015

5 лет мечтаний и стремлений, годы изучения (и даже курсовая работа) и исследования книг, фильмов, сайтов, тонны научной литературы… И вот я здесь! В городе, которому нет равных по величию и красоте, в городе своей мечты — в Риме!

Италия меня заинтересовала давно, еще в школе, а затем и в университете, я очень увлечена была ее историей, культурным наследием и архитектурными памятниками. А когда на горизонте появилась возможность там побывать, радости не было предела, и всё было брошено на осуществление давней мечты! Год перед поездкой копила средства, изучала язык (один из красивейших языков мира!) и читала, смотрела, запоминала различные факты, достопримечательности этой страны… Потом это очень пригодилось — могла обходиться без гида зачастую.

Но Рим — это особенный город и отдельная история… Он покорил меня задолго до приезда в Италию, задолго даже университетских курсовых и прочих осознанных попыток изучения его. Он как-то, кажется, всегда был родным и манил к себе. Я даже его достопримечательности знала лучше, чем родного Петербурга! Стыдно признаться, но это так) Что на спроси — на все ответ готов был и даже, в дополнение к маленькому рассказу о какой-то достопримечательности, — легенда или какой-то интересный факт был в придачу! Ну, а после выхода книги Дэна Брауна «Ангелы и демоны», которую зачитала до дыр (не столько из-за сюжета, сколько даже из-за города, что там описывается во всех красках!), я просто загорелась идеей побывать там!

Сказано — сделано, И вот я в Риме! Даже целью поездки по Италии был, в первую очередь, этот город! И полюбился больше всего, — не обмануло предчувствие! Он был уже одним из последних в туре, и самым долгожданным!.

Первое впечатление — восторг с замиранием дыхания… Рим, как тысячелетняя фреска, — местами потрескался и облупился, местами не такие яркие краски, в нем нет миланского глянца, но именно в этом его необычность и оригинальность…

В Риме у нас получилась очень интересная экскурсия и самостоятельная прогулка. Дело в том, что мы приехали на 3 часа раньше, чем должна была начаться экскурсия с гидом, и нас отпустили гулять, с картами в руках, заранее показав направления, где можно увидеть что-то интересное. Высадили нас прямо напротив театра Марцелла, в самом историческом центре.

Рим...город неподдельного величия и красоты

Хотя там и направления не нужно — куда ни пойдешь, везде будет какая-то красота! Справа пройти — Колизей (там была у нас назначена через 3 часа встреча с гидом, так что решили осматривать противоположную сторону), левее пройти — набережная знаменитого Тибра и островок Тиберин, куда мы и направились.

+49 на солнце, мы полусгоревшие, только с морского побережья, настроение было соответствующим) Но как только видишь такие панорамы, сразу весь негатив куда-то девается! Даже несмотря на пекучее полуденное солнце, болью отдающееся на подгоревших на море плечах, всё нипочем!)

Рим...город неподдельного величия и красоты

Вот он, величественный Тибр! Дух захватывает, когда понимаешь, что видишь это в реальности!

Перейти этот мостик — и будет знаменитый район Трастевере, с его типичными палаточками, рынками и аутентичными кафешками. Но мы туда не пошли, хотелось побыстрее к основным красотам Рима, и повернули чуть левее, а там — знаменитые «Уста Истины», там самая маска-оракул, в которую нужно класть руку) Но там оказалась огромная очередь, мы ее увидели за ограждением, но очередь стоять смысла не было, это не самая главная достопримечательность, на мой взгляд. Увидели — и хорошо. А вид на здание, где она находится, очень симпатичный)

Рим...город неподдельного величия и красоты

Рядом находятся два языческих храма, которым более 2000 лет…

Не зная, куда бежать и что осмотреть в первую очередь, мы решили идти по карте и не ошиблись: всего через 10 минут хода перед нами выросло то монументальное здание, я бы даже сказала — комплекс зданий, которые я мечтала увидеть столько лет! Это музей Рисорджименто Италии (знаменитый на весь мир Витториано) и буквально у его стен сбоку был подъем к церкви, где хранятся мощи Святой Елены, матери Константина Великого, легализовавшего в языческой Римской империи христианство. Ох, сколько я о нем и его эпохе докладов написала в свое время… И вот — передо мной подъем к этой церкви…

Нет слов, чтобы описать восторг! Чуть дальше вглубь пройти — и перед нами открылся вид на чуть ли не главную достопримечательность города — Римский форум — центр общественной жизни древних римлян!

Рим...город неподдельного величия и красоты

Чуть левее посмотришь — уже немножко другой вид:

Рим...город неподдельного величия и красоты

А вот и капитолийская волчица с Ромулом и Ремом!

Дальше наш путь шел к Витториано — знаменитому белоснежному музею Рисорджименто (объединения) Италии, который видно почти из всех точек Рима, с памятником Виктору Эманиуилу II в. центре.

У самых его ступеней стоят римские гладиаторы, с которыми можно сфотографироваться за 5 евро)

Прямо напротив Витториано проходит знаменитая Виа дель Корсо — одна из главных улиц Рима. Мне даже однажды снился сон, что я обедаю в кафе с видом на Витториано и читаю надпись «Виа дель Корсо». Тогда еще не знала, что это за «виа») сон оказался вещим — прямо на углу этой улицы была траттория, где я попробовала самую вкусную в своей жизни пасту карбонара! Стоило это удовольствие 10 евро, но порция очень приличная.

А дальше — путь к Колизею, так незаметно прошли 3 часа, нужно было бежать к гиду на экскурсию. Хотя «бежать» — это сильно сказано, после трехчасовой прогулки по палящему солнцу мы уже так устали, что с трудом представляли еще три часа прогулок с гидом… Но это Рим, и если сейчас не увидеть его, то потом — всё, время упущено, это и подбадривало. Мечта придавала сил)

И вот, спустя еще 15 минут по жаре (но какие красивые виды по пути были!), показалось то, ради чего все едут сюда, главный символ Рима — величественный Колизей!

Рим...город неподдельного величия и красоты

Гид Ирина, очень начитанная, кладезь различной информации, только один недостаток — очень быстро бегает) Мы еле за ней успевали. Из-за аномальной жары туроператор сократил экскурсию… И она была вынуждена, что называется, укладываться во время…

Дальше — арка Константина, та самая, тоже сколько про нее я читала! И вот — воочию…

Нет слов, только немой восторг и неверие в происходящее!

Из-за жары нам сделали небольшой бонус — до других достопримечательностей подвозили автобусом, чтоб не идти пешком по палящему солнцу. За это большое спасибо принимающей стороне!

И вот — следующая цель и следующий символ Рима — храм всех богов Пантеон! Вдвойне захватывало дух после прочтения и просмотра «Ангелов и демонов» (кто читал — поймет мой трепет и восторг!).

Рим...город неподдельного величия и красоты

Внутри — невероятно красиво!

Тот самый окулус, что ввел в замешательство Роберта Ленгдона в книге! Диаметр его — 9 метров, он не застеклен, во время дождя вся вода попадает внутрь, где в полу есть специальные водостоки)

А это (снова привет книге!) — могила Рафаэля Санти, одного из столпов Возрождения.

Рим...город неподдельного величия и красоты

Находясь там и видя все это своими глазами — замирает сердце! Очень атмосферное место!

Ну, и следом за одной вехой из книги Брауна — другая, и просто потрясающее место Рима — Пьяцца Навона со знаменитым фонтаном Лоренцо Бернини «Четыре реки».

Я без ума от этого скульптора, о нем мало информации (книг, фильмов, интернет-ресурсов), но я прочла и просмотрела их все, ну, или почти все. Эта любовь к его творчеству укрепилась и благодаря «Ангелам и демонам» тоже. Так что сложно передать те эмоции, что охватили меня при входе на эту площадь! Это просто нужно пережить самим… словами не передать и сотой доли всего!

Рим...город неподдельного величия и красоты

Украшает площадь изящная базилика в роскошном барочном стиле, в честь святой Агнессы Римской.

Она была одной из первых христианок, хотела полностью посвятить себя церкви и служению Богу. Но ее возжелал римский префект, а после ее отказа, раздел догола и отправил в публичный дом, где вскоре ее убили римские солдаты. Бог не оставил ее — даже в публичном доме она осталась невинной, все сбегали со стыдом из ее комнаты. Очень красивая легенда и такая же базилика в память о ней…

А прямо рядом с базиликой — фонтан «Четыре реки» работы Бернини!

Рим...город неподдельного величия и красоты

Он в языческой форме символизирует четыре самые крупные реки, известные в 17 веке — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату, и соответственно — четыре части света: Африку, Европу, Азию и… мою любимую Латинскую Америку! Ла Плата — река на границе трех стран — Аргентины, Бразилии и Уругвая. Вот так чудесным образом переплелись интересы))

А в центре этой композиции — тиара с двумя скрещенными ключами — символ Ватикана, символ объединения этих частей света под одной верой.

После того, как увидишь место своей мечты — на лице ничего нет, кроме блаженной улыбки))

Венчает фонтан египетский обелиск, одна из вех по книге Брауна. Главный герой искал здесь ангела, но его нет здесь — вся композиция из языческих персонажей, и это правда) проверила) Но на этом обелиске в самом верху — все же ангел — голубка, символ мира! Все в точности так!

Рим...город неподдельного величия и красоты

Это сложно рассказать словами, нужно только прочувствовать на себе! Не буду больше о книге, скажу только, что на следующий день, пока было свободное время перед отъездом во Флоренцию, и все гуляли и фотографировались, я прошла, а вернее — пробежала этот путь, что описан в «Ангелах и демонах», за 2 часа! Из метро в метро, от церкви к церкви и обратно! Это одно из самых сильных впечатлений от Рима, когда сама проходишь этот путь и чувствуешь себя в тех событиях и их круговерти… Сказочные ощущения!

Еще пару слов о пьяцца Навона, чтобы, так сказать, завершить образ) Там есть еще один, не менее знаменитый фонтан «Нептун», старший по дате постройки, чем «Четыре реки».

Он также очень красивый, в барочном стиле, и тоже языческий) Вообще, пьяцца Навона очень атмосферное место… Здесь чувствуется дух Рима, здесь погружаешься в него полностью!

Дополняют образ уличные художники, прямо на площади рисующие и продающие свои картины с видами Рима и Италии, цены стартуют от 5 евро. На мой взгляд, чем складировать магнитики, лучше купить такую картину, но каждому свое)

Еще из интересностей рядом с площадью — вот такая арка.

Рим...город неподдельного величия и красоты
С виду — ничего особенного, в Риме таких сотни! Но интересно ее расположение: ее фундамент — это тот уровень дороги, который был в древности! То есть почти на 10 метров ниже! Именно там, внизу, в древности ездили конные упряжки и ходили люди… За много веков такая вот разница в ландшафтах и культурных слоях! Очень впечатляет! Я была на раскопках в Новгороде, участвовала и видела эти все слои, откапывала их слой за слоем… но здесь это потрясает больше! Чувствуется дыхание времени оттуда, внизу…

Дальше экскурсия была только автобусной, из-за жары… Даже Витториано мы просто проехали мимо! Как я рада была, что у нас перед этим было время для самостоятельной прогулки по городу! Проехали также мимо замка Святого Ангела — еще одной моей заветной цели, и не увидели в рамках экскурсии Испанскую лестницу.

Это из того, что к осмотру обязательно!!! Благо, я потом все же сама их увидела, добралась-таки… Так Рим не осматривают, это кощунство… Но жара сделала свое дело, мы уже были просто без сил.

Заселились в отель (рядом со станцией метро Корнелия).

Все были вымотаны, конечно… Это был уже вечер, около 9 часов. Но мне было мало Рима! Осознание, что я здесь, и центр всего в нескольких станциях метро, не давало покоя. И, недолго думая, я поехала обратно — «досматривать» Рим, хотя бы то, что не захватили во время экскурсии. Откуда силы взялись — не представляю до сих пор, ноги были убиты напрочь, но ничего не чувствовала! Просто шла и гуляла по городу своей мечты. Это такой подъем был, нет слов!

Всего 5 минут пешком от отеля — и метро, а там — 3 станции — и центр. И ночной Рим во всей красе (к тому времени уже стемнело)! Кто-то писал про платную экскурсию отдельную по ночному Риму за 25–30 евро… Зачем? Если билет на метро стоит 1,5 евро? и действует 90 минут. Самостоятельно — больше впечатлений и много экономии) Виды волшебные!

Рим...город неподдельного величия и красоты

В отель я вернулась далеко за полночь, наполненная новым впечатлениями и, наконец-то, довольная.

Следующий день был посвящен Ватикану, который заслуживает отдельного отзыва. Скажу лишь несколько слов про замок Святого Ангела, по возрасту — тысячелетний. Снова по книге Брауна все, но еще задолго до нее это была моя мечта — побывать здесь! И в свободное время вместо сувениров и прочего я побежала к нему. Вблизи он выглядит очень монументально и неприступно (крепость все-таки), но панорамный его вид нужно смотреть и запечатлять с пешеходного мостика Ангелов, через Тибр. Оттуда вид, как на открытках!

Рим...город неподдельного величия и красоты

А это — один из самых шикарных видов на собор Святого Петра с моста Ангелов, тоже, кстати, работа моего любимого Бернини!

Рим у меня закончился у собора Святого Петра — величайшего творения рук человеческих. Площадь Святого Петра — также работа Бернини!

Рим...город неподдельного величия и красоты

Идя к ней, я так волновалась, сердце просто выпрыгивало из груди! А при виде этой красоты и осознания, что ты здесь находишься, потекли слезы — слезы счастья… Мечта сбылась! Это наяву!

Кто читал книгу — тот поймет))) А кто не читал — это один из двенадцати обозначений (медальонов) розы ветров, с указанием направления. Это «West ponente» — «Западный ветер»)

Дальше по программе был путь во Флоренцию, но как не хотелось прощаться с Римом! Два дня — это ничтожно мало, не хватит даже месяца, чтобы обойти его весь! Люди, живущие здесь годами, и то говорят, что каждый открывают его заново! Что уж говорить о таком малом времени, что здесь была я…

Мне его не хватило, я им не надышалась, не попрощалась, а сказала «До свидания»! Знаю, что еще вернусь и, наверное, не раз. Ни один город не сравнится с этим, он особенный. Из всех городов у меня больше всего было снимков в Риме и в Венеции, но в Риме чуть больше))) Еле хватило карты памяти.

Рим притягивает своей архитектурой, древними сооружениями и памятниками прошлых эпох. Ему не нужен лоск! Вся его красота — в старине. Он не похож ни на какой другой город мира, он один такой… И настолько кинематографичный… Что хочется весь увезти его с собой, в сувенирах и сотнях фотографий. И, конечно, вернуться сюда не раз снова, составить и пройти новые и новые маршруты, нагуляться, вдоволь надышаться им, насмотреться… Хотя я сомневаюсь, что такое возможно…)