Турист Анастасия Ткаченко (Fox_me_now)
Анастасия Ткаченко
была 29 апреля 2021 16:12

Исландия Август 2015

Как я уже говорила, в лагере работали мы всего четыре дня из двенадцати, остальное время было в нашем полном распоряжении. Я, будучи окрыленной все возрастающей любовью к Исландии, твердо вознамерилась использовать свободные дни на полную катушку, увидеть максимум красоты и не находиться в помещении ни одной лишней минуты.

дорога из Eskifjordur в Neskaupstadur

Однако организовать совместное мини-путешествие для группы из двадцати человек оказалось для меня непосильной задачей. Этому не способствовало и наше географическое положение. Эскифьордур находится натурально на краю Света, вдали от всего, как принято говорить «in the middle of nowhere». Из общественного транспорта там имелся лишь один мааааленький автобус, который ходил пару раз в день до ближайшего городка. Мы честно пытались куда-то на нем уехать, но попытка провалилась с треском.

Осознав, что дружною толпою мы без посторонней помощи никуда не уедем, я отделилась от группы и нашла несколько единомышленниц для путешествия автостопом. Всегда хотела попробовать этот способ путешествий, а более безопасного места, чем Исландия, для этого просто не найти. Дороги здесь отличного качества, скоростной режим соблюдается неукоснительно, местные жители открыты к общению и с удовольствием берут попутчиков. Мы встречали на дорогах путешественников и путешественниц, которые всю Исландию объехали автостопом, не потратив на дорогу ни одной кроны.

Волонтером в Исландию. Часть третья, развлекательная и заключительная

Выбирая такой способ передвижения, следует учитывать несколько важных нюансов. Первый — суровые погодные условия, второй — низкая плотность населения и как следствие пустые дороги. Для иллюстрации погоды достаточно знать, что в исландском страховом полисе КАСКО, например, специально оговаривается, что если ветром вам оторвет дверь машины, страховым случаем это не является. Сильный ветер и дождь, это то, к чему надо быть готовым, особенно с учетом нюанса номер два.

Опыт с автостопом в Исландии получился очень удачным. Это позволило нам не только сэкономить, но и узнать о стране, что называется, из первых уст, общаясь с местными жителями. Из путешествий автостопом, например, мы узнали что:

— жизнью своей исландцы довольны, космические цены адекватны их доходам;

— вера в эльфов — это не миф, большинство взрослых людей подтвердили, что эльфы существуют, только один из респондентов сказал, что «допускает» их существование, т. е. не убежден на 100%;

— исландцы много читают, в курсе книжных новинок, уважают русскую классику, — Достоевского, Толстого;

— в залив Эскифьордур изредка приплывают киты (сами мы видели только дельфинов);

— поскольку Исландцы — народ увлекающийся, а погода располагает к возлияниям, продажа алкоголя в супермаркетах запрещена (там можно найти лишь слабо-преслабо-алкогольное пиво). Алкоголь можно купить в строго отведенных местах (магазинах Vinbudin), которые открыты только несколько часов в день, например с 12 до 16, и магазины такие встречаются в Исландии нечасто, больше скажу — не в каждом населенном пункте они есть;

— исландцы слушают хорошую музыку, чаще всего разные направления рока, или просто тишину, для фона лишь бы что-то играло-говорило не включают;

— зимой в Исландии не холодно, температура редко опускается ниже нуля;

— исландцы отражают характер своей страны удивительно точно — с виду они холодны как лед, а внутри пламенное сердце, они не станут бросаться на шею малознакомым людям с дружескими объятиями, при этом запросто могут проехать лишние 40 км чтобы вы не мокли под дождем.

Волонтером в Исландию. Часть третья, развлекательная и заключительная

Автостопом мы обычно уезжали в близлежащие деревушки и города, там искали тропы для хайкинга и шагали, шагали, шагали, наслаждаясь окружающими красотами, к какому-нибудь водопаду или на вершину горы.

Egilsstadir
водопад Fardagafoss

Ближе к концу лагеря нам все-таки удалось, стараниями кэмп-лидера, организовать совместную вылазку. Через волонтерскую организацию мы арендовали автобус с водителем для путешествия к северным достопримечательностям, которые не успели посетить по дороге в лагерь. Программа поездки включала посещение природных бассейнов Myvatn Nature Baths, называемых в народе Green Lagoon, по аналогии с более популярной Blue Lagoon, невероятной красоты водопада Dettifoss, который считается самым мощным водопадом Европы, и Каньона Asbyrgi в Национальном парке Jökulsárgljúfur.

тропа к водопаду Dettifoss
водопад Dettifoss

После того как лагерь закончился, ужасно грустных и не желающих уезжать нас повезли на автобусе обратно в Рейкьявик по южной стороне Исландии. Как и положено югу, он показал себя солнечным, зеленым и ужасно живописным — здесь обитает множество разнообразных птиц, вдоль дороги тянутся пляжи, на зеленых склонах пасутся лошади и овцы, языки ледника тянутся к океану. По дороге мы заезжали в красивейшие места, такие как ледниковая лагуна Jökulsárlón, к водопадам Skógafoss и Seljalandsfoss, на черный пляж Reynisfjara в городке Vík.

Ледниковая лагуна Jökulsárlón
Ледниковая лагуна Jökulsárlón и пес Борис
водопад Skógafoss
черный пляж Reynisfjara

В Рейкьявик приехали поздно вечером, изрядно потрепанные, но не побежденные. Сон для слабаков, рассудили мы, и пошли знакомиться со знаменитой ночной жизнью города. О том, как исландцы уходят в отрыв, мне было предварительно известно по фильмам (Рейкьявик 101) и рассказам очевидцев. В общем-то, все ожидания и опасения оправдались. Атмосфера в барах более чем зажигательная, все танцуют, знакомятся, много пьют, поют, играют в алкогольную рулетку (крутится барабан, на котором варианты выигрыша — 4 пива, 2 шота и т. п.) и так до закрытия. Вынуждена отметить, что это было самое разорительное мероприятие за всю поездку, с учетом того, что мне уже не 22, можно было бы спокойно обойтись и без подобных вакханалий.

Волонтером в Исландию. Часть третья, развлекательная и заключительная

Большинство волонтеров после лагеря остались в стране еще на несколько дней, я не исключение. Вчетвером мы арендовали небольшую машинку и поехали смотреть известный туристический маршрут — Golden Circle: водопад Gullfoss, долину Geysir, национальный парк Þingvellir, кратер Kerið. С экскурсией это удовольствие обошлось бы нам раза в три дороже.

водопад Gullfoss

На следующий день по совету местных отправились купаться в горячей термальной реке в долине Reykjadalur. Удовольствие совершенно бесплатное, необычное и популярное среди местных. Про реку следует знать, что раздевалки там символические, построенные таким образом, что в каждом отсеке раздевалки только две стены (см. фото). Стоишь ты значит в исподнем, обдуваемый ветрами (а за бортом +6–10 С чтобы понимать), да еще и на глазах у изумленной публики. Но удовольствие от купания стоит двух минут позора и стучащих от холода зубов того, совершенно точно, ощущения нереальные! После купания в реке чувствуешь себя заново родившимся.

геотермальные источники долины Reykjadalur
долина Reykjadalur
горячая река в долине Reykjadalur

В день перед отъездом решили посмотреть на китов. Здесь было допущено несколько стратегических ошибок. Мы безответственно откладывали это мероприятие до последнего. На китов лучше смотреть из Хусавика, а не из Рейкьявика, там их больше (и видов и количества), но до Хусавика было ехать уже поздно, остался вариант брать экскурсию в Рейкьявике. И все бы ничего, но погода накануне резко ухудшилась. Утром дня «икс» по четырехбалльной шкале на море была троечка (при четырех баллах экскурсии не проводят). И может у нас был бы еще шанс получить удовольствие от экскурсии, но тут вмешалась Судьба. Туристы, которые уже ездили смотреть китов из Рейкьявика, посоветовали нам выбрать маленький катер, потому что он подъезжает к китам на максимально близкое расстояние. Так мы и сделали. Облачившись в защитные комбинезоны мы вышли в не самое спокойное море на маленьком катере. Поначалу было даже весело, все бегали, вцепившись в поручни и визжа, с одного края палубы на другой под крики капитана — «в 100 м на 10 минут дельфины», «в 600 м на 30 минут пара горбатых китов», «300 м на без пятнадцати кит-полосатик» и т. д. Через каких-нибудь четверть часа волнение на море усилилось и народ начал попросту падать на палубу, оккупировать туалеты и ползком спускаться в каюту. Качало так, что я уже мысленно прикидывала сколько смогу проплыть врукопашную при такой температуре воды. Капитан объявил, что нам нужно срочно возвращаться в порт по причине опасных погодных условий. Возвращались мы около часа, всю дорогу качало и накрывало волнами со страшной силой. Результат наблюдения за китами — стайка дельфинов, запах дыхания кита-полосатика (Minke Whale) и кусочек его плавника над водой, плюс пара седых волос минус 60 евро. Совершенно точно оно того не стоило.

Волонтером в Исландию. Часть третья, развлекательная и заключительная

Вместо послесловия перечислю то, на чем можно сэкономить в Исландии. Понимаю, что многим эта экономия может показаться слишком большой жертвой, кто-то подумает «зачем вообще ехать в Исландию, если придется так себя ограничивать», но может кто-то, как и я, решится на небольшие самоограничения ради исполнения мечты.

Итак:

1. Транспорт. Автостоп вместо общественного транспорта, аренда авто вместо автобусных экскурсий. Если арендовать машину на четверых, получится почти даром. Единомышленников для этого дела можно найти в хостеле, отеле, среди друзей, в ближайшем баре, в интернете, да где угодно. Джип с воттакенными колесами в Исландии совсем не обязателен, многие достопримечательности можно посмотреть, перемещаясь на обычной малолитражке.
  2. Проживание. Давно не ночевали в палатке, а может даже никогда? Самое время это испытать! С конца августа в качестве бонуса палаточной жизни сможете по ночам охотиться на Северное сияние. Взять напрокат палатку можно в Рейкьявике, спальник захватить с собой. Кемпингов в Исландии хватает, в них есть душ и другие удобства, в некоторых есть Wi-fi, можно и дикарем поставить палатку, но уже без удобств. Даже если несколько дней из двухнедельного отпуска не платить за номер в отеле — уже выйдет неплохая экономия. Второй халявный вариант — couchsurfing, то бишь в гости к местным, я это на себе не испытывала за ненадобностью, но мне кажется лучшей страны для опыта каучсерфинга просто не найти. Если собираетесь останавливаться в хостелах, учтите, что постельное белье платное, можно привезти свое.
  3. Вода. Нет надобности покупать воду, находясь в Исландии, водопроводная вода здесь чистейшая и пригодная для питья. На любой заправке можно пополнить ее запасы.
  4. Еда. По этой строке экономить мне было сложнее всего (дни в волонтерском лагере не в счет), потому что в Исландии искушений хватает, еда очень вкусная, а цены кусаются. Из относительно недорогих заведений могу посоветовать традиционный рыбный ресторанчик в старом порту Рейкьявика со свежайшей рыбой, стейками из китового мяса и супом из лобстера — Seabaron. Покупая еду в супермаркетах можно существенно сократить свои расходы. Советую сеть бюджетных супермаркетов — Bonus, логотип — розовая хрюшка на желтом фоне. В супермаркетах продаются недорогие и вполне приличные молочные продукты (йогурты и творожки) местного производства, например бренд Skyr. Кофе во многих придорожных кафешках (и в некоторых непридорожных, например в Seabaron) бесплатный.
  5. Алкоголь. Если без этого отдых не отдых — имеет смысл захватить бутылочку горячительного с собой. Официально разрешено ввозить 1 л крепких напитков, столько же вина.
  6. Связь. Wi-fi имеется рядом со многими достопримечательностями, кэмпингами, туристическими офисами, на экскурсионных катерах, автобусах, буквально повсюду, что позволяет быть на связи с близкими и родными без лишних расходов.
  7. Достопримечательности. Ищите альтернативы. Например, вместо раскрученной и дорогой Blue Lagoon выберите более дешевую Green Lagoon на севере Исландии (http://www.myvatnnaturebaths.is/en), или совершенно бесплатную горячую термальную реку Reykjadalur и почувствуйте себя настоящим исландцем. Подавляющее большинство красот Исландии вы можете посмотреть совершенно бесплатно, за вход в национальные парки, к водопадам и ледникам денег не берут.

Волонтером в Исландию. Часть третья, развлекательная и заключительная

Я думаю, что в Исландию можно съездить и супер-затратно и достаточно бюджетно, и в обоих случаях у вас есть все шансы получить самые лучшие впечатления, и еще неизвестно какой вариант будет веселее и интереснее.