Турист Darina Ustich (TravelWoman)
Darina Ustich — была вчера 15:02
Мир - это книга, и тот, кто не путешествует, читает лишь одну ее страницу...

Сан-Марино Июль 2015

Почти год назад при путешествии по Италии я посетила эту во всех смыслах другую страну, расположенную на живописнейшей горе высотой более 700 метров над уровнем моря. Это было одно из самых сказочных мест в поездке, одно из самых кинематографичных, как я потом скажу…

Когда долго о чем-то мечтаешь, и потом это сбывается, нет предела счастью и внутреннему подъему! Так и с Италией… Я ее ждала, я о ней мечтала, и вот я здесь! Впереди столько всего интересного, ведь всего третий день пути! Да и позади уже немало: роскошный Милан, красавица-Венеция… И вот теперь путь лежит в самую древнюю суверенную республику, расположенную на горе, окруженную Италией со всех сторон и до сих пор сохраняющую свою независимость при этом.

Я перед поездкой много читала об Италии в целом и о Сан-Марино, в частности. Но все равно, когда видишь воочию всё это великолепие и разнообразие (ни разу не видела повторяющегося вида, хотя проехала страну с севера на юг!), замирает сердце и радуется душа.

Выехали мы из отеля рано, в 7 утра, и через 3 часа уже были у подножия крепости, города и государства в одном! Подъем на гору на автобусе по живописнейшему в моей жизни серпантину, с каждой минутой виды все красивее и выше от земли…

Прогулка по Сан-Марино

В результате, поднявшись на нижнюю площадку (где останавливаются все туристические автобусы), мы увидели просто картину: вид с середины горы на окружающие поля и степи, он был незабываем!

Прогулка по Сан-Марино

Здесь, у парковки, начинаются всевозможные магазинчики — от маленьких сувенирных до больших, с одеждой, обувью, аксессуарами и прочими качественными кожаными товарами. Налог здесь попросту отсутствует, это зона беспошлинной торговли, поэтому, по сравнению с Италией, цены здесь ниже. По ценовой шкале могу сориентировать только кратко, т. к. не было цели уж сильно ходить по магазинам. Например, кожаные куртки стоят от 100 евро, обувь — от 50 можно найти, сумки — от 50 и до сотен (брендовые если). Очень красивые кошельки, тоже от 40–50 евро. Есть еще большой выбор духов и солнцезащитных очков.

Очень необычно и в то же время приятно то, что здесь очень многие продавцы говорят на русском языке! Многие — выходцы из бывшего СССР, а многие — местные. очень удобно общаться) Да и делают хорошие скидки! улыбнись им — они улыбнутся в ответ! Здесь никогда не отвернутся от вас, если узнают, что не планируете ничего у них покупать, наоборот, предложат посмотреть товар, расскажут о нем и пригласят приезжать снова!) Я была просто сражена этими продавцами, у них главная цель — не продать, а показать и посоветовать, я бы сказала даже, иногда просто поговорить) Очень добродушные и милые люди! Из-за этого так и тянет купить у них что-то, просто в знак признательности)

А вот что здесь действительно изумительное — это вино! Очень много сортов напитков (от вин до ликеров и настоек), крепостью от 9 до 30 градусов. У нас была дегустация на обратном пути, перепробовали массу видов, но вот выбрать просто невозможно: все божественно вкусные! Цены в основном от 8–9 до 20 евро за бутылку. Есть и дороже, конечно. Но здесь не важны цены, — все вина и ликеры будут вкусными, поверьте! Я там накупила много подарков родным и знакомым, и все только восхищались изысканным вкусом и ноткой Италии) Сухие вина — это итальянская классика, и здесь их море разных сортов! Есть и полусухие и полусладкие, они тоже очень вкусные. Из ликеров, конечно, знаменитый «Лимончелло» — ликер из цедры гигантских неаполитанских лимонов, достаточно крепкий, но очень вкусный. Здесь есть несколько его разновидностей из дыни, персика и других фруктов. Тоже очень вкусные! Отдельно посоветую всем клубничное шампанское «Фраголино», это невероятный напиток! На Новый год открыли его, такого не пробовали никогда. Да в России и нет их. Дело в том, что эти вина почти не идут на экспорт, а то, что продается у нас в супермаркетах с надписью «итальяно» — это продукт российского производства, правда, по их технологии вроде, но все равно вкус вообще не тот! Так что если будете, не откажите себе в приобретении — любое вино или ликер будут лучшими в вашей жизни по вкусу и качеству! Такой вот небольшой экскурс по итальянским винам, может, кому-то пригодится)

Помимо напитков, конечно, стоит обратить внимание на специи (шикарные!) от 3–4 евро за упаковку, пасту (макаронные изделия разной формы и цвета) — тоже от 4 евро за упаковку (их не покупала, но все очень хвалили, кто брал), конфеты и шоколад (объедение!) и много разных вкусностей еще. Главное — остановиться)) а то за перевес багажа потом придется выложить немалую сумму)) я всего 200 грамм не добрала до перевеса! Повезло)

Само собой, в Италию едут не за этим, но это одна из визитных карточек страны тоже, поэтому я сочла нужным вкратце рассказать и о вкусных сувенирах). Еще приятный моментик: все покупки (винно-продуктовые) вам упакуют в коробку и пакет и доставят прямо к автобусу! Так что не нужно будет ходить по горе с тяжелым грузом, очень удобно!

Ну, вернемся к Сан-Марино… Вот от этой площадки и начался наш путь наверх, в сказочную страну гор и прекраснейших видов…

Прогулка по Сан-Марино

Виды становятся все более красочными, ощущение, что поднимаешься за границу облаков! Из гор и моря я всегда выбирала море, но здесь это не работает) Влюбляешься сразу и навсегда!

Особую живописность этим видам придают раскидистые ели, сквозь которые природа выглядит, как из средневековой сказки…

И вот попадаем в старый город, город-крепость, окруженный высокими стенами…

Прогулка по Сан-Марино

Вот эти резные зубчики на стенах — визитная карточка Сан-Марино, они встречаются на всех магнитах и открытках. Сказочная архитектура!

Улочки там очень узенькие — метра 2–3 иногда.

И все время ведут вверх. Вдоль них расположена череда маленьких сувенирных магазинчиков, смотрится очень колоритно!

Несмотря на каменные постройки вокруг, город очень зеленый: множество кустиков, цветов просто в горшках и на ступеньках, деревья… Это подчеркивает его гостеприимность)

Прогулка по Сан-Марино

Ну, и, конечно, виды с горы неописуемые! Чем выше — тем красивее и масштабнее! Очень повезло с погодой (хотя в Италии редки дожди) — было видно на десяток километров вдаль!

Прогулка по Сан-Марино

Как по волшебству, перед нами возникла одна из главных достопримечательностей Сан-Марино — городская ратуша (Государственный Дворец) с памятником Святому Марино.

Вообще, у этого государства очень интересная история, корнями уходящая еще во времена первых христиан. Как гласит легенда, некогда сюда пришел каменщик для строительства порта в Римини. Но после начавшихся гонений на христиан он вынужден был бежать вместе во своими соратниками на гору Монте-Титано (ныне на ней и расположен город), где основал небольшое поселение, которое впоследствии превратилось в суверенное государство. Того каменщика звали Марино (неизвестно точно, настоящее его это имя или назван он по аналогии с морем), после смерти его причислили к лику святых. Отсюда — приставка Сан, буквально — Святой. Город Святого Марино.

Здесь неподалеку есть магазинчик, где продается местный, уникальный, исчезающий вид керамики. Вот эти цветочные вазочки — это все ручная работа!

Цены от 10–20 евро.

Гуляя по Сан-Марино, то и дело удивляешься живописности этого городка-государства. Просто влюбляешься в эти резные балкончики!

Прогулка по Сан-Марино

Они неизменно придают еще большего колорита улочкам.

А вот и начинаются крепостные стены на верхних площадках. Очень величественные виды!

А вот еще одна достопримечательность города-государства — базилика Святого Марино.

Прогулка по Сан-Марино

От нее снова ведет путь наверх, к знаменитым башням Сан-Марино и самым красивым видам!

Как в песне, «Летим мы все выше и выше!»…

Башни Сан-Марино — его главный символ. Их три главных — Гуаита, Честе и Монтале. Это наивысшие точки города, с которых открывается невероятная перспектива на окрестности!

Прогулка по Сан-Марино

От такой высоты начинает кружиться голова и перехватывает дыхание!

Прогулка по Сан-Марино

Находясь здесь, ты понимаешь: Рай не так далеко, как кажется: всего 740 метров над уровнем моря))

Обратно идти совсем не хотелось, но время неумолимо шло вперед…

Путь назад тоже принес новые впечатления и новые красоты. Все время пишу «город», потому что не поворачивается язык сказать «Государство» — настолько он уютный и компактный)

Но, тем не менее, это государство! Со своим флагом, гербом, властью. Можно поставить печать в паспорт, что посетили Сан-Марино, или отправить открытку домой отсюда за 1,5 евро) Удалось запечатлеть местного полицейского — даже форма другая.

Прогулка по Сан-Марино

Еще здесь другие евро) то есть евро, равноценные всем остальным, но на реверсе — герб Сан-Марино!

Можно попросить такой сувенир у любого продавца, обменяв обычный евро на сан-маринский)

Местом сбора у нас была все та же нижняя площадка, с которой и началось знакомство с Сан-Марино. Здесь же в кафе мы пообедали за 13 евро с человека. В эту стоимость входило: салат (или паста на выбор), очень вкусный из-за пряностей картофель (наподобие нашего «по-деревенски») с мясом (две колбаски-шпикачки на гриле и отбивная), на десерт — мороженое. Плюс ко всему — тертый пармезан (как приправа к блюдам), бутылка сухого красного вина (на 4 человек), воды (на 2-х) и вкуснейший итальянский хлеб. Все было очень быстро подано, очень свежее и вкусное! Вдобавок в кафе есть бесплатный вай-фай (что не так часто встречается, допустим, в отелях он был почти во всех платный), там я впервые вышла в пресловутый интернет. Потом не выходила: дорого, да и хотелось отдохнуть от всего этого, наслаждаясь природой и архитектурой.

Рядом с кафе, все на той же площадке, есть два сувенирных магазинчика. Там очень интересные товары на память о Сан-Марино — от магнитиков и кружек до картин и книг. Я купила статуэточку (6 евро) с видами его на память (собираю такие штучки из каждого посещенного города) и книгу с историей, фото и интересными описаниями на русском языке (вообще во всех городах были книги на всех основных языках, включая русский) за 10 евро.

Этот город меня покорил! Древняя горная красота с неповторимым колоритом, невероятно живописный и уютный, зеленый город-крепость, который проникает в тебя сразу и остается в сердце навсегда!… Часто еще потом снились эти живописный горы, узкие улочки и резные балкончики, которые никого не могут оставить равнодушным. Они притягивают взгляды, манят и увлекают… и хочется еще и еще раз возвращаться в этот до безумия кинематографичный город снова…