Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Баку — Азербайджан Май 2016

С чего всё началось

Баку… это направление я никогда не рассматривал как основное, приоритетное или перспективное. Даже не рискну предположить, с чем конкретно это связано. Тут и дорогая валюта, и территориальная близость, и стереотипы про страны СНГ, а также целый ряд прочих обстоятельств, которые отталкивали меня от посещения родины Муслима Магомаева и Юлия Гусмана.

Так бы Азербайджан и остался за кулисами моих вояжных предпочтений, если бы студенты не убедили меня в уникальности и характере этой страны. С такой любовью и гордостью публично презентовали свой Азербайджанский проект, что сам бы Станиславский воскликнул: «Верю!».

На весы моих раздумий упало ещё одно событие. По программе Аэрофлот-бонус мне был предложен премиальный билет из Екатеринбурга в Баку. Оставалось лишь оплатить налоги, равные нескольким тысячам рублей. В связи с этим, моё шило было просто обязано проснуться, сами знаете, в каком месте.

Ну, и окончательно утопили на дно чашу раздумий — длинные выходные в моем рабочем графике. Поэтому я спокойно смог выбраться на территорию Азербайджана ровно на 4 дня. С этого момента началась самая настоящая авантюра: несколько дней до вылета, непонимание среди родственников и знакомых, а самое главное отсутствие программы путешествия. Что из этого получилось? Давайте смотреть и разбираться.

Перелёт до Баку крыльями Aeroflot Russian Airlines

Вечерний вылет из Екатеринбурга. Сразу с работы еду в аэропорт. Времени впритык, пробки, но вроде успеваем. Рейс Екатеринбург — Москва выполнялся на AIRBUS A320 имени Г. Я. Седова. Полёт нормальный, всё по расписанию. На борту футболисты Спартака и неизвестная мне поп-дива в бизнес-классе. Стюарды вымотаны, еле шевелятся, но улыбаются и вроде стараются. На ужин традиционный кирпич чёрного хлеба с прозрачной полоской колбасы. Уже три года подают это «чудо кулинарии». В середине полёта отключили кондиционер. На борту духота, впереди плачут маленькие дети и длинная очередь в туалет… обстановка не располагает к комфорту. Про отсутствие кондиционирования, стюарды с равнодушным лицом сообщили, что так надо.

Двухчасовая пересадка, и я вновь сижу в AIRBUS A320 имени Седова. Маловероятное событие, учитывая самолетный парк авиакомпании Aeroflot. Международные рейсы выполняются несколько на другом уровне обслуживания. Каждое сидение комплектовалось большим пледом. Был предложен полноценный горячий ужин и два питья. Полёт сопровождали милые стюардессы. Ночной перелёт продолжительностью 2 ч. 40 минут переносится тяжело, поскольку засыпать нет никакого смысла, да и вряд ли это получится. Как я буду исследовать Баку в этот день — вопрос оставался открытым. Одним словом: понравилось всё, кроме времени вылета.

Дорога до города и обмен валюты

В 04:15 мы совершили благополучную посадку в аэропорту им. Гейдара Алиева. Разница с Москвой +1 час. В аэропорту сразу поразили чистота, простор, уют и количество света. Всё в коврах - национальной гордости Азербайджана.

Представители паспортного контроля работали очень оперативно. На этом рейсе из туристов был только я. Пограничница ничего не стала расспрашивать про Армению, лишь помусолила визу Катара и спросила, в который раз я навещаю Баку… собственно вроде и всё.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

До города можно добраться только за местную валюту (манат, AZN), неважно такси это или автобус. Поэтому следующим шагом стал обмен валюты. Курс в аэропорту не сильно отличался от городского. Так, например, в аэропорту за 1 USD можно было выручить 1,48 AZN, а в городских банках 1,49 AZN. Рубли менять менее выгодно. Кстати, кризис шарахнул по Азербайджану сильнее, чем по России. Годом ранее 1 USD стоил всего 0,7 AZN, а теперь 1,5. Поэтому в докризисное время посещение Азербайджана было очень дорогим мероприятием. Теперь, с приходом кризиса, стало вполне реальным.

При выборе транспорта следует помнить, что такси до города обойдется в круглую сумму: минимум 25 манат. Я рекомендую воспользоваться услугами круглосуточного экспресс-автобуса (красный цвет, затемненные стекла, высокая посадка). Автобусная остановка находится почти напротив выхода из аэропорта.

Поездка в комфортабельном автобусе обойдётся в 1,5 AZN (~ 68 рублей против таксистских 1100 рублей). Автобус привезёт Вас на площадь 28 мая, откуда легко добраться до любой точки города и страны, поскольку здесь расположены и одноименная станция метро, и ЖД вокзал, и городской автобусный хаб.

Будьте готовы к тому, что местные таксисты не оставят Вас без повышенного внимания. Очень назойливы. Вас будут пугать тем, что автобусы сегодня не ходят или до ближайшего ещё 2,5 часа. Показания таксистов постоянно расходились… Однако универсальный ответ: «у меня нет денег» действовал, как фумитокс на комаров.

Погода в Баку была не очень гостеприимной. Всего +14. Ещё запомнился резкий запах нефти, нафталина и резины, к которому надо было ещё привыкнуть, что происходит не быстро.

На остановке познакомился с милыми бабульками, прибывшими из северной столицы. Они тоже ждали автобус, тоже были без денег. Слово за слово, вот и разговорились. Рассказал всё, что ведаю о Баку. Надо признать, у меня были благодарные слушательницы. Вскоре подъехал экспресс, мы заняли первые три ряда и отправились в центр города.

Дорога от аэропорта меня удивила, причём основательно. Была уверенность, что сейчас окунусь в постсоветскую атмосферу, но нет. Чистая, идеально ровная трасса, вдоль которой ходили женщины и подбирали каждый фантик. Целый купаж современной застройки, выполненной с колоритом востока и европейским шармом. Очень приятные виды, складывалось впечатление, что прилетел в Европейский город.

Я, подобно гиду, руковожу процессом: рассказываю моим слушательницам историю Азербайджана, информацию о проезжаемых местах: «Посмотрите направо, мы проезжаем культурный центр имени Гейдара Алиева. Здание выполнено, якобы в форме росписи президента и не имеет аналогов в мире…

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Впереди государственный флаг, на него и ориентируетесь, т. к. жить будете рядом, и не путайте с тем, который расположен на площади государственного флага…»

Так незаметно прошли полчаса, а я обзавелся навыками экскурсионного гида.

Первые впечатления о Баку по дороге до гостиницы

На площади 28 мая мы расстаемся с моими попутчицами. Я осмотрелся на месте и вот они, первые впечатления.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Невероятно красивый Тифлисский ЖД вокзал, датируемый XIX веком. Именно с этого места когда-то началась история Закавказской железной дороги. Сегодня здесь тишина и покой. Поездов не так много, поскольку обслуживаются лишь поезда дальнего следования.

Рядом с вокзалом расположено самое большое в мире «кафе» быстрого обслуживания сети KFC. Площадь этой цитадели фаст фуда составляет 1600 кв. м. А пафосность этому «рэсторану» придает арендуемое помещение с большой исторической ценностью: бывший Сабунчинский вокзал, по архитектуре напоминающий целый дворец.

Основное знакомство с Баку мне ещё только предстояло, но уже не покидало чувство, когда понимаешь то, что ты уже здесь не зря и впереди ожидают бурные выходные.

Я направился в метро, которое в 6 утра пустовало. Охранник полностью меня досмотрел, помог разобраться с городской транспортной электронной картой. Сама карта стоит 2 AZN, а один проезд всего 0,3 AZN (~13 рублей).

Удивление № 1: метро очень старое и ветхое. По первости от запаха нефти «можно задохнуться». Имеются вагоны Уральского и Тульского заводов. Удивление № 2: в Бакинском метро до сих пор работают тётеньки, которые ходят по перрону с флажком и указывают водителю, когда можно закрывать двери. Удивление № 3: в переходах отсутствует реклама, вместо неё висят копии картин. Удивление № 4: местные всячески помогали разобраться со схемой метро, станциями и типами поездов. Помощь предлагалась добровольная. До своей станции Нариман Нариманов я добрался очень быстро.

Моя гостиница Naftalan находилась достаточно далеко от метрополитена. Зная дорогу, я преодолевал этот путь за 25 минут. Гуляя впервые, я потратил чуть более часа. Можно доехать на автобусе № 26 до конечной остановки, которая в двух минутах от гостиницы, но этого я тогда не знал.

Блудил я изрядно. Местные почти все откликались на мою просьбу, частично провожали, частично указывали и бесконечно охали на тему того, как же глубоко я забрался.

И, действительно, Наримановский район, можно назвать спальным. Если до проспекта Гейдара Алиева, разбиты парки, имеются магазины и наблюдаешь привлекательную застройку, то пройдя через этот проспект, попадаешь в другой мир — мир общежитий и даже бараков, по которым идти ещё порядка 15 минут. Удивило количество киосков «Doner Kebab» на душу населения.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Проживание в нетуристическом районе имеет немало плюсов, о которых я расскажу позже, а пока я испытываю небольшой культурный шок. В квартирах некоторых общаг вместо окон была обычная плёнка, обоев не было вообще (либо стена, либо ковер), на потолке только лампочка… Глядя на всё это, вспоминая музей Гейдара Алиева и дорогу в аэропорт, никогда не подумаешь, что это один город.

Гостиница Naftalan — самый дёшевый вариант размещения в Баку по версии booking.com — апрель 2016 г.

Поскольку поездка получилась спонтанная, то у меня не нашлось лишних средств, которые можно было бы потратить на апгрейд собственного комфорта. Приходилось экономить, особенно в плане жилья. При отборе гостиниц у меня было всего два критерия: цена и собственный номер. Самое дешёвое из предлагаемого в апреле и мае — дом туриста Naftalan. Плохие отзывы меня совсем не пугали, ибо цена в 15 AZN (650 руб. / ночь) искупала все его недостатки.

По сути, номером в этой гостинице, является квартира в большой Азербайджанской коммуналке, в которой проживают и местные. Из приятностей: в номере 3 кровати, прохлада, огромный холодильник, телевизор, собственная ванная комната, Wi-Fi рядом с квартирой хозяина, завтрак (чай, кутаб, масло, творог, яйцо), раннее заселение, завтрак в день заезда, очень простые и добрые хозяева, которые не оставят без внимания любую вашу просьбу. Из негативного: горячая вода по непредсказуемому расписанию (всего один час, раз в день — в любое время), отсутствие полотенец, туалетной бумаги и мыла, очень тусклая лампа в комнате. Прямо под полом копились сточные воды, которые издавали слабые, но характерные запахи. Вода в душе не уходила, поднимая запах залежей, таившихся под кафельной плиткой. Проблемы с канализацией жуткие. Казалось, что под полом находится огромная кастрюля супа с фекальками. Но 650 рублей / ночь — чего жаловаться.

В 07:50 меня тепло встретили, тут же накормили и заселили. Я понял, что надо вздремнуть, поскольку уже поднималась температура и общее состояние было, как у разбитого корыта. Какой толк от исследований города в таком состоянии?

Первое знакомство со старым городом Ичери Шехер и губернаторским садом

Примерно через 3 часа я нашел в себе силы продрать глаза. Уж больно большой был соблазн забить на всё и спать дальше, но, коль, я не за этим здесь, то надо ломать самого себя, ломать полностью.

Я вернулся в метро и по красной ветке доехал до конечной станции Ичери Шехер. В Баку всего несколько станций метро, которые будут интересны массовому туристу: на первом месте Ичери Шехер, на втором — 28 мая, на третьем — 9 января и Сахиль (мнение автора может не совпадать с мнением читателя). Именно вокруг этих станций сосредоточены основные достопримечательности города. В одном километере от станции Нариман Нариманов расположен культурный центр Гейдара Алиева.

Что же касается победителя моего рейтинга - станции Ичери Шехер, то она очень выгодно расположена в плане возможностей для прогулок. Слева старый город, обнесенный крепостной стеной, прямо — цветущий и современный губернаторский сад, упирающийся в набережную, на которой всегда есть, чем заняться.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Душевный, уютный и красивый парк с фонтанами, скульптурами и скамеечками сразу предстает у выхода из метро и создает первое сильное впечатление. По первости не знаешь куда пойти, что поскорее увидеть. Я отправился очень медленным шагом, внимательно рассматривая объекты парка. Торопиться тут ни куда не хочется, здесь царит дух подлинного городского парка.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Главным сокровищем сада являются его фонтаны, чистейшие аллеи, яркая флора и крепостная стена. Сочетание этих объектов складывает неповторимые композиции для фотографий. Да и вообще, кажется, что здесь все какое-то игрушечное.

По выходным здесь очень много молодёжи и туристов. Велика вероятность встретить шумные экскурсионные группы школьников. Поэтому жизнь кипит тут круглые сутки. В любой стране это место было бы облюбовано торгашами, попрошайками и бродягами, но только не тут. Только аллеи, объекты рекреационной инфраструктуры и отдыхающие.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Но могу плеснуть полведра дёгтя в бочку городской администрации. Неприятный факт, но все фонтанты Баку, как и горячая вода в Naftalane работают по часам. Включают их примерно на 10 минут один раз в час, а то и реже. Поэтому не удивляйтесь если ещё недавно бурно извергающиеся струи воды, внезапно пересохнут. Да и вообще не привычно такое осозновать, находясь в богатой столице.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Как я уже отмечал губернаторский садик ведет прямиком на побережье. Дорога идет под горку, а вот обратно уже подниматься будет малоприятным удовольствием, особенно если вы весь день отбегали на своих двух. На набережную я не пошёл, чтобы в первый же день «не закусать» все лакомые кусочки Бакинского тортика. Вместо набережной я вернулся обратно и направился в старый город Ичери Шехер.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Ичери Шехер — старинный жилой квартал, который прекрасно сохранился с VIII века. Но археологические находки свидетельствуют о том, что здесь проживали люди в IV — I веках до н. э. Сегодня здесь ютятся около 1500 семей. Старинные мечети, башни и дворцы идеально сохранившиеся до наших дней притягивают туристов в Баку, благодаря этому району.

Начало туристического маршрута начинается у девечьей башни, которая расположена несколько в стороне от метрополитена (15 минут целенаправленным шагом). Напротив метро середина турмаршрута по старому городу. Все объекты пронумерованы в строгой последовательности, имеются описания на трёх языках, в том числе и русском.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Думаю, Вы догадаетесь из какого фильма завпечетлен этот фрагмент:

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Знаменитую сцену Юрия Никулина и Андрея Миронова в фильме «Бриллиантовая рука», которая запомнилась фразой «Чьорт побъери» снимали по адресу Kiçik Qala дом 8. Сцена, где проститутка пытается затащить Никулина в бордель «Цигель Цигель Ай-люлю» находится в переулке напротив ресторана Mangal. Чуть позже мы в нем пообедаем. А пока продолжаем прогулку.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Думаю, что интересен для посещения будет и дворец Ширваншахов, который расположен в пяти минутах от Kiçik Qala, 8.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Дворец ширваншахов — бывшая резиденция ширваншахов (правителей Ширвана). Когда-то Баку входил в состав мощного и богатого государства Ширван. В XV веке его правители — ширваншахи — построили здесь этот необычный дворец. Причём это не просто дворец, а целый ансамбль королевских построек: дворец, усыпальница, минарет, баня… Цена входного билета 4 AZN.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Имеется музей археологических находок.

Чтобы не кривить душой, скажу честно, что меня не сильно впечатлил этот комплекс. Внутри пустынно, а представленные артефакты можно пересчитать на пальцах. Описания были либо только на азербайджанском, либо английском и азербайджанском. Аудиогиды закончились, туристов было много. В целом посетить можно, но без информационного сопровождения, понять что-либо здесь трудно. Потратил я тут около полутора часов.

После дворца Ширваншахов я вернулся обратно и решил пообедать в известном кафе Mangal.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Заказал долму за 6 AZN + принесли кутаб, который тоже включили в счёт (1 AZN), хотя я его не заказывал. В принципе, оказалось съедобно, но баранину приготовили плохо: пахла очень сильно. Если бы баранина была хорошо приготовлена — цены этому блюду не было бы. Раскавыряв один зеленый «пельмешек» обнаружил рис, перемешанный с мясом. Обидка.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Вот так неожиданно подходил к концу мой первый день в Баку. Видимо, всё потому, что в этом городе мне ни куда не хотелось спешить. После Азербайджанской национальной кухни пришлось уже направляться обратно, в нижнюю часть старого города. Погода в этот день была крайне переменчива, и тепло, и холод, и дождь, и солнце. Капризная барышня.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

По дороге увидел как школьники фотографируются в национальных нарядах. Напросился и я.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Хозяин запросил символическую сумму и вызвался быть моим фотографом, а в последствии гидом по старому городу и баням, которые расположены на его территории. Вот она простота душевная.

Внизу ждали Бакинские бани, узкие уютные улочки, прекрасные впечатления от проведенного времени, и, конечно, разговоры с местными жителями.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

Нигде в мире я не видел таких добрых и искренних людей. Мужчины в годах подходили с просьбой просто поговорить. За жизнь, за политику, за религию, за Гейдара Алиева… Второй вопрос всегда был стандартен: «Не разочаровались ли Вы от Баку?». Мой ответ всегда приводил их в неистовый восторг. Это был пароль от скидок в лавках. Пожалуй, местные (кто застал развал СССР) одно из самых приятных впечатлений от поездки.

Уже сказывалась усталость от бессонной ночи, поэтому я направился в гостиницу, до которой предстояло ещё добираться около часа.

Не в двух словах о Баку. Часть первая

По дороге купил ведёрко клубники, которая в Баку отдается почти даром, а в последующие дни мне её отдавали совсем бесплатно с мешком фруктов в придачу, но это совсем другая история, о которой я поведаю в следующий раз.