Турист Станислав Линков (stivi173)
Станислав Линков
был 12 января 2019 21:15

Боржоми, Вардзиа, Ахалцихе , Гори — Грузия Апрель 2016

Сталин — это имя штурмовое,
Коротко зовущее вперед,
Сталин — это ритмы Днепростроя,
Сталин — это Чкаловский полет!

Сталин — в темпах первых пятилеток,
В лозунгах: «Догнать и перегнать!»
Сталин — главный Вождь страны Советов,
Божий бич и Божья благодать.

Сталин — это пламенные звезды
Над седыми стенами Кремля,
Сталин — в шуме тракторов колхозных,
С ним цветет Советская земля!

Сталин — это наше, корневое.
Это русский радионапев.
Это — уважение к героям,
А к врагам — презрение и гнев!

Это — танкодромы и причалы,
Тысячи тоннелей и мостов,
Волго-Дон и Беломорканалы,
И рожденье новых городов!

Племя непокорных — это Сталин!
С Ним навеки Брест и Ленинград
С стойкостью своей, что тверже стали
Доблестью, не знающей преград!

С Ним навеки роты фронтовые,
Где солдат солдату друг и брат.
Он их вел сквозь бури огневые,
С ними шел под грохот канонад.

За Него на смерть вставала Зоя,
На Него равнялся Кошевой,
Вместе с Ним советские герои
Заслонили Родину собой!

/Александр Харчиков/

При посещении Грузии у нас было запланировано три цельнодневных выезда из Тбилиси в разные грузинские провинции. К 21 апреля две поездки были уже совершены, на восток и на север от столицы. Осталось западное направление, но так как одолеть запад страны за один день с возвратом в отель было невозможно, мы остановились на следующих городах и достопримечательностях. Сначала едем в Гори на родину И. В. Сталина, затем минуя Боржоми направляемся в Ахалцихе и осматриваем крепость Рабат, следующий пункт древняя крепость Хартвиси и кульминацией поездки должна была стать пещерная Вардзиа, а на обратном пути обследуем парк в Боржоми. Забегая вперед хочу сказать, что в этот раз добиться стопроцентного выполнения наших хотелок не удалось. В Боржомском парке нашим взорам открылась не очень радужная картина, закрытые ворота с боооольшим замком на них, а так же в Вардзии по той же причине мы не смогли осмотреть пещерный храм.

Итак, 21.04.16 г. В 7:00 мы выехали из Тбилиси, сознательно сдвинув выезд на один час раньше, ибо путь предстоял далеко не короткий. Обогнув справа Мцхету, мы ушли налево на трассу Е-60 или L-1 по грузинской терминологии. Трасса представляет собой вполне себе качественную дорогу с двумя полосами в каждую сторону, полосой аварийной остановки и разделением полос газоном примерно десятиметровой ширины. Таким образом, где-то через час мы оказались в Гори.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Гори является одним из старейших городов Грузии. Своё название город берёт от скального образования (гораки) в центре города, на котором расположены останки древней крепости Горис-цихе.

Гори расположен в месте слияния трех рек:

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

в верхней части кадра в Куру (Мтквари) впадает Большая Лиахви, а в нижней уже в Лиахви впадает речка Меджуда. Реки, скала, вокруг горы и плодородная равнина — идеальное место для города по запросам людей древности, поэтому раскопки показывают, что поселения здесь были за несколько столетий до нашей эры.

От крепости в Гори остались только стены. Но главной достопримечательностью города для бывшего советского человека является то, что это родина И. В. Джугашвили (Сталина),

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

если говорить языком «АгитСов Профа», родина вождя народов.

Здесь в Гори находится его музей,

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

который в виду нашего раннего приезда был еще закрыт, поэтому мы ограничились осмотром того, что находится снаружи.
Говорят, Сталин жутко боялся самолетов и предпочитал путешествия на поезде.

Даже на знаменитую Тегеранскую конференцию в Иране (путь не близкий), кажется, ездил на поезде.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Личный бронированный вагон Сталина с отдельной гостиной, кухней, спальней, кабинетом, комнатой охраны и пр. находится при музее.

Здесь же на территории музея под навесом находится дом, в котором родился Сталин, но прожил, как говорят он в нем недолго,

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.
так как его мать развелась с отцом-сапожником, который очень любил приложиться к бутылочке с чачей.

В общем и целом Гори нам понравился, такой милый, уютный, провинциальный городок (54 тыс. чел. Если верить Википедии). И еще один факт из истории Гори мало кто знает из россиян, но во время последнего конфликта в 2008 году российская авиация наносила «превентивные» удары по родине отца и вождя народов, а вот грузины это очень хорошо запомнили. И честь им и хвала, что они очень четко проводят грань между народом и вождями народа. По крайней мере, мне это сообщили как факт истории, без каких-либо претензий к русскому народу.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Далее наш путь лежал в Ахалцихе, поэтому доехав до города Хашури (Кхашури)

мы свернули с трассы Е-60, продолжающей свое направление на запад в сторону Батуми, на L-8 и двинулись уже на юг в сторону турецкой границы.

Ахалцихе — административный центр области Самцхе-Джавахети и единственный относительно крупный город в этом районе.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Население — что-то около 20 000 человек. Находится в 120 километрах от Гори и в 150 от Кутаиси. Через город проходит важная трасса на Турцию и вторая трасса — из Батуми на Тбилиси. Ахалцихе уже несколько лет был самым окультуренным местом в районе, а летом 2012 в городе привели масштабную реконструкцию по аналогии с Сигнахи и Батуми. В частности, восстановили ахалцихскую крепость Рабат.

Работы закончились 17 августа 2012 года в присутствии президента и премьер-министра. Последний, собственно, родился в этих краях и говорят, что от него и исходила инициатива реконструкции. Крепоть сразу породила множество споров в прессе и на телевидении. Почетным гостем на открытии был Шарль Азнавур, в Ахалцихе родился его отец, и находятся могилы деда и бабушки. В честь открытия комплекса шансонье дал большой концерт.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Об истории крепости информации толком нет, в некоторых источниках говорится, что она была основана в IX веке, в других упоминается XII век. С XIV века до 80-х годов XVI века Ахалцихе являлся центром культуры, политики и экономики области Самцхе-Джавахетия.

В 1579 году город попал под власть Османской империи и с 1628 года стал центром Ахалцихской провинции. В 1829 году по итогам Адрианопольского мира крепость Ахалцихе была присоединена к Российской империи.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Не смотря на то, что крепость Рабат это стопроцентный новодел, она очень фотогенична. Мы пробыли в крепости около 2-х часов, посетили, как платную так и бесплатную её части.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Хотя я испытываю пиетет к древностям, место очень понравилось и настоятельно его рекомендую к посещению.

Памятник царице Тамаре стоит в Ахалцихе не просто так.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Отчего-то в этом городе особенно трепетное отношение к этому историческому персонажу. Поэтому праздник Тамароба, который отмечается 14 мая, проходит в Ахалцихе особенно торжественно и эффектно. В Тбилиси тоже отмечается с размахом, но там и другие праздники есть, а в Ахалцихе этот — основной.

Дальше наш путь лежал на юг к старинной крепости Хертвиси,

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

которая произвела на нас неизгладимое впечатление мощью своих стен и своей сохранностью (отреставрирована всего одна башня). Ходят смутные слухи, что в античную эпоху здесь уже существоал город и крепость. Есть популярный миф об осаде Хертвиси войсками Александра Макдонского,

хотя реальный Александр в Закавказье не появлялся. Слух о городе звучат убедительно, поскольку Хертвиси стоит на важном стратегическом перекрестке,

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

у соединения ущелья Куры с ущельем Паравани. Здесь во все века проходили караванные тропы, и какое-то укрепление обязано было быть. Известно, что крепость существовала в XII веке и сильно пострадала от землетрясения 1283 года, которое разрушило и соседнюю Вардзию. Крепость расположена на скале над рекой Паравани.

Состоит из длинной верхней крепости и трапециевидной нижней.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Тропа к крепости начинается от трассы на Вардзию, и она не так сложна, как может показаться. Мы преодолели её, даже не вспотев. Она приводит к крепости с юга, где находятся небольшие ворота. Сама верхняя крепость делится как бы на три части, и ворота ведут в среднюю.

За воротами слева видна большая башня (именно она подверглась реставрации). В проходе внизу под башней справа находится действующий еще с тех пор крепостной туалет. Если пройти дальше и вниз за башню, то там будет небольшой храм, построенный едва ли не в Х веке. Если пройти вправо от ворот, там будет небольшая полянка и еще одна башня.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Стены крепости во многих местах сохранились вплоть до зубцов и каменного настила

, но на эту стену нигде нельзя подняться, по крайней мере мы такого места не нашли и пробыв в крепости не более получаса, попрощались с местными телятами отбыли в Вардзию. От Хертвиси до Вардзии расстояние 15 километров, дорога проходит по живописному ущелью.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Вардзиа — это не просто высеченные в скале помещения. Это пещерная крепость — монастырь.

Постройку города приписывают царице Тамаре, но первые пещеры были созданы в правление её отца Георгия III (1156 — 1184). Даже где то в глубинах интернета я прочитал легенду в двух вариантах об этом. Вариант один: однажды царь охотился в долине реки Куры возле старых пещер и вдруг обнаружил пропажу дочери (Тамары), игравшей недалеко. После долгих поисков в пещерах он, наконец, услышал: «Ак вар, дзиа!» («Я здесь!»).

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Обрадованный царь приказал назвать это место «Вардзиа». А вот и второй вариант: когда-то очень и очень давно, когда царица Тамар была ещё маленькой девочкой, она просто обожала играть в недостроенном пещерном городе. В этот раз в этих играх принимал участие и её дядя. В одну из таких игр мужчина потерял маленького ребёнка из вида, и тогда девочка громко и звонко крикнула «Ак вар, дзиа!» «Я здесь, дядя!».

Последние слова этой фразы — вар дзиа подхватило эхо и гулким звоном разнесло по всем комнатам недостроенного каменного монастыря. И это эхо услышал и царь Георгий III, отец Тамар, который и повелел именно так — Вардзиа — назвать строящийся монастырь.

Эти несколько пещер были высечены на месте современного Успенского Храма, у источника, и в восточной части притвора храма по сей день видно что-то вроде алтарной ниши. Археологи считают эту нишу частью первого, позже перестроенного храма. «Эту Вардзию начал строить еще отец её Георгий, — говорит хроника, — но он оставил ее незаконченной».

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Георгий изображён сейчас на фреске в Успенском храме, как один из его ктиторов(основателей). В 1184 году Георгий умирает, и в этот момент происходит вторая фаза строительства — по приказу Тамары создаётся Успенский храм, который расписывают фресками по распоряжению эристава Рати Сурамели — видимо, в этот момент (1184 и 1185 годы) появляются портреты Тамары и эристава Рати на фресках. Где-то в это время появляются первые монахи, хотя есть версия, что они появились тут лишь в 1205 году. С 1184 по 1205 год длился третий период строительства — самый масштабный. Сначала были сделаны кельи для монахов около Успенского храма, потом они стали строиться дальше во все стороны. Однако, все это грандиозное сооружение едва не погибло во время землетрясения 1283 года.

Но был еще и четвёртый период: 1285–1306 годы, когда правитель Самцхе Бека Джакели построил колокольню и арки притвора. В итоге вышло нечто весьма масштабное. Современная Вардзия — скромная часть того, что было изначально. Землетрясение 1283 года почти уничтожило пещерный город, и мы видим как бы руины.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Рухнула вся передняя сторона города — стены, галереи и лестницы. Весь комплекс имеет 13 уровней.

Наверх ведет пологий, но достаточно длинный подъем, его вполне можно преодолеть пешком, а можно подняться на курсирующем здесь автобусе, все равно стоимость посещения (3 лари) от этого не меняется, но придется подождать, так, как автобус отправляется по заполнении. Нам повезло, оставалось несколько свободных мест, и ждать, долго не пришлось. От верхней площадки, на которой останавливается автобус, начинается тропа к пещерам. Она выводит к небольшой башне, которая представляет собой что-то вроде парадного входа. Собственно Вардзия начинается за этой башенкой.

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

Башенка эта является колокольней. У неё было два этажа, но верхний этаж не сохранился. От башенки посетители обычно выходят к центральному храму. По этому маршруту последовали и мы. Он построен как бы в большом гроте, и за ним в глубине скалы находится большое свободное пространство, и там даже построен второй небольшой храм. Но нам не повезло, храм был по непонятным для нас причинам закрыт. Но если добраться до северной стены храма, то там есть небольшая часовня с погребением, а сбоку — деревянная лестница.

При ней висит табличка «убежище». Поднявшись по этой лестнице, мы попали в узкий туннель, который ведет высоко наверх, на несколько уровней выше храма. В целом ничего страшного, но с непривычки было жутковато, более того у супруги минут через пять-семь чуть не началась паника, но впереди появился свет и туннель вывел нас в одну из верхних комнат,

Грузия. Часть 4. К западу от Тбилиси. Гори, Ахалцихе, Вардзиа.

а оттуда уже есть внешний спуск вниз. От начала до конца туннель — рукотворный. Так мы пролазили, где то 1.5 часа, по туннелям вверх-вниз, осматривая кельи и гроты.

Потом спустились по лестнице в дальней стороне комплекса и по тропинке вернулись к стоянке. Далее было возвращение в Тбилиси, как я уже писал выше с неудачной попыткой осмотреть Боржомский парк.

Назад.Грузия. Часть 3.Военно-Грузинская дорога.