Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Батуми — Грузия Октябрь 2015

Начинается еще один день в Грузии. Мы уже успели проведать давнего друга Тбилиси, побывали в Давид Гареджи, посетили Вардзию и прокатились по Имеретии и Мегрелии. Отпуск еще не заканчивается, и это здорово. Новый день, и с самого утра какое-то необычное чувство… Что-то огромное выталкивает из постели и притягивает к себе, как магнит. Нет, это не обычная жажда увидеть что-то новое. Физическое ощущение притяжения может создать только нечто живое. Это море! Ты отправляешься в ванную, конечно не видя его, идешь завтракать, не слыша шума прибоя, но ты знаешь, оно здесь — огромный живой организм, оно зовет тебя без слов, передавая свои сигналы при помощи телепатии. Я не экстрасенс, но слышу их. Я очень люблю море…

И вот мы на берегу. Море спокойно. Целое море спокойствия!

Два дня в осенней Аджарии

Вдалеке, в утренней дымке, виднеется Батуми.

Два дня в осенней Аджарии

Мы в Аджарии! А точнее в маленьком поселке Махинджаури. Поселились в гест-хаусе Сулико, в трех минутах ходьбы от ж/д вокзала.

Кажется в его описании на букинге было написано — расположен в 5 минутах ходьбы от моря. У нас ровно столько и ушло, только шли мы через чей-то двор.
— Гамарджоба, а как к морю можно пройти?
— Да вот, в калитку и проходите.
Обратно возвращались дольше, совсем не намного.

Два дня в осенней Аджарии

Сулико, хозяин геста, пока мы гуляли, отменил все свои дела на работе и предоставил себя и свой автомобиль в наше распоряжение. Четкого плана на Аджарию у меня не было. Батумский ботанический сад — гвоздь и единственный пункт программы, остальное — как получится. В Аджарии много заповедников, хотелось посетить какие-то из них. Ах да, болота, я вам рассказывала, туда мне тоже хотелось обязательно.

В информационном центре Кинтришских охраняемых территорий, к которым относятся заповедник Испани и собственно Кинтришский заповедник, ехать во второй нам отсоветовали. Там есть водопад, но водопадов в окрестных местах много, самый легкодоступный из них Махунцети, к нему можно подъехать прямо на машине, а тот что в Кинтриши не стоит внимания, да и дорога неважная.

Но мы же легких путей не ищем, да и такое счастливое стечение обстоятельств, в нашем распоряжении авто, а ведь я думала передвигаться на маршрутках. И мы решили выдвинуться в парк Мтирала, который тоже относится к заповедной зоне.
По дороге заехали в Петру. Будете проезжать из Кобулети в Батуми, не пропустите это местечко. Петра когда-то была городом- крепостью, а сейчас с трассы ее совсем не видно. Причины на то две — крепость практически разрушена, а то что осталось, скрыто террасами, которые к тому же увиты плющом.

Крепости собираются дать вторую жизнь и сейчас она закрыта на реставрацию. Но мы же в Грузии, те же рабочие посоветовали нам, как обойти закрытые ворота, и вот мы на территории.

Два дня в осенней Аджарии

Смотреть особо нечего, можно только представить, что где было расположено полторы тысячи лет назад.

Информация со стенда у крепости:
Информация со стенда у крепости: Историко-археологический комплекс Петра-Цихисдзири включает цитадель и древние поселения. Выявленные археологами культурные слои от поздней бронзы до позднего средневековья. В VI веке здесь был основан город-крепость византийским императором Юстинианом ( 527-565 ) и выстрое кафедральный собор.
Крепость Петра претерпела множество войн. В 540-550 годах под ее стенами воевали два форпоста тогдашней цивилизации - Персидская и Римская империи. В 1 половине XVIII века крепость была захвачена турками. Здесь разворачивались кровопролитные сражения русско-турецких войн XIX века
В грузинских источниках Петра называлась еще Каджской крепостью. Полагают, что именно она упоминается в поэме Шота Руставели Витязь в тигровой шкуре
В грузинских источниках Петра называлась еще Каджской крепостью. Полагают, что именно она упоминается в поэме Шота Руставели "Витязь в тигровой шкуре"
Два дня в осенней Аджарии

Но место приятное, природа сделала свое дело, оживляя своей красотой тысячелетние камни. Склоны, поросшие деревьями резко обрываются вниз, открывая взору неугомонных путешественников необыкновенный простор, внизу тихо колышется море, легко качая на своих волнах аджарское небо, укутанное неизменной, как оказалось, дымкой…

Два дня в осенней Аджарии

Да, эта дымка сопровождала нас все два дня. Определиться с тем, какая сейчас погода, не всегда было просто. Казалось, вот сейчас пасмурно и даже накрапывает дождь, но нет, откуда тогда солнечные блики и яркие тени, а дождь — не дождь, это просто туман садится. К этому пограничному состоянию погоды, как и к повышенной влажности, свойственной климату этого региона, мы привыкли только к концу второго дня, как раз к тому моменту, когда было уже пора уезжать… Но это будет только завтра, а сейчас впереди национальный парк Мтирала.

По дороге к парку любуемся природой. Как можно было в этой красоте выделить какие-то участки, взяв их под защиту? Здесь каждый квадратный метр достоин гордого звания — заповедник.

Два дня в осенней Аджарии

Из парка Мтирала я вышла совсем другим человеком — обновленным и воодушевленным внутренне и немного покалеченным внешне. Но вышла, это уже означает, что я была способна передвигаться самостоятельно, а значит все не так плохо. Хорошо, что ногу не сломала или руку, или еще чего похуже — фотоаппарат)) Наверное, небо мне пыталось сделать какое-то предупреждение, но оно не расшифровано мной до сих пор. Неужели я должна перестать скакать по камням ради очередного ракурса очередной горной реки. Ну уж нет. Наверняка, речь должна была идти о чем-то другом, но это уже навсегда останется тайной.

После полученных впечатлений и пережитых приключений очень приятно было вернуться домой.

Два дня в осенней Аджарии

Именно так, это не оговорка, ибо так, как нас приняли в гесте Сулико, принимают только родных или близких людей. Я постеснялась нарушить атмосферу просьбой о совместной фотосессии, хотя теперь жалею — очень колоритные могли бы получиться портреты. Жили мы в одной из комнат их большого дома, в котором кроме хозяина Сулико проживают его жена Маха, сын и дочь, а также отец — дедушка Хейдар, тот самый, который учился во Львове и с нетерпением ждал нас, чтобы попрактиковаться в украинском языке.

Но как бы ни было приятно это общение и как бы не ныл позвоночник (назовем это так))) вечером нас уже манили огни Батуми. Что делать, это единственный вечер здесь и мы просто обязаны увидеть город в вечерней подсветке…

Два дня в осенней Аджарии
Похоже, на батумской набережной представлены все самые известные сетевые отели
Два дня в осенней Аджарии
Он остался совсем не рассмотрен и не охвачен )

Следующим утром Сулико снова взял нас под опеку и мы зарядившись энергией от вкуснейшего домашнего завтрака отправились смотреть водопад Махунцети.

Как я уже упоминала, водопад легкодоступен, до него можно добраться и на маршрутке, а на авто и подавно, подъехать можно практически вплотную.

Два дня в осенней Аджарии

Надо сказать, жителям одноименной деревеньки несказанно повезло. Мало того, что водопад Махунцети, обрушивающий свои воды с двадцатиметровой высоты, считается одним из самых живописных аджарских водопадов

Два дня в осенней Аджарии

и в связи с этим пользуется огромной популярностью у туристов, в пяти минутах ходьбы от него расположен еще один уникальный, на этот раз рукотворный, объект. Это один из так называемых мостов царицы Тамар.

Два дня в осенней Аджарии

Таких мостов сохранилось в Аджарии около 25. Существует несколько версий их происхождения, по одной из которых, мосты строили по приказу Тамары, а значит возраст их более, чем восемьсот лет. По другой версии, такие мосты строили здесь уже в IV — V веках н. э., а это вообще уже незапамятные времена. Так или иначе, мост очень старый и очень симпатичный и мы с удовольствием прогулялись по нему и по обе стороны реки.

Старую ГЭС видно с моста. Построена в 1934 году

Что до жителей, им грех было не воспользоваться близостью к таким популярным объектам, здесь быстренько возникло несколько кафешек, что меня несколько огорчило — их атрибуты не очень хорошо вписываются в окружающий пейзаж.

Два дня в осенней Аджарии

Вот и все. Оставался только самый главный, по изначальной версии, пункт — Батумский ботанический сад. Теперь я шла туда с опаской. Впечатления полученные от естественных природных аджарских красот могли сыграть с нами злую шутку. Ведь ботанический сад — всего лишь парк, созданный людьми. Но опасения были напрасными. Даже несмотря на то, что погода подкачала и периодически начинал накрапывать теперь уже самый настоящий дождик, сад мне очень понравился.

Два дня в осенней Аджарии

Не воспользовавшись возможностью прокатиться по нему на паровозике, мы честно прошли его от начала и до конца, пропустив, правда, многочисленные ответвления вглубь сада. Наверное, чтобы свернуть на каждую дорожку, понадобился бы целый день, которого у нас уже не было. Пора было возвращаться в Тбилиси, чтобы оттуда уехать в Степанцминду. Нас ждал Казбек.