Турист Елена Александровна Семенюк (ELENASEMENYUK)
Елена Александровна Семенюк — была 11 апреля 2022 2:00
Находимся в периоде «приостановки» из-за COVID-19. Но на всегда на связи - +351926957760 (whatsapp)

Аррайолуш — Португалия Сентябрь 2015

Давно хотела там побывать, так как ковры местного производства просто очаровали меня.

Рядом с домом, где мы проживали, за оградой был соседский двор. Я часто видела, как соседка (хозяйка 2-х этажного загородного дома) присаживалась днём в тенёчке и начинала что-то вышивать. Она раскладывала мотки нитей, на коленях у неё лежала ткань-рогожка…?

Позже я узнала, что она вышивает шерстью ковры, дорожки, прикроватные коврики. Вообще, рукоделием (вязанием крючком, на спицах и другое) в Португалии занимаются женщины, как в России читают. Разных возрастов и социального положения. И не считают зазорным этим подрабатывать. Так вот, соседка вышивала ковры — а-ля «Аррайолуш». Позже, я видела похожие в Королевских дворцах (Ажуда, Келуш, Мафра), усадьбе «Сетеайш» (сейчас отель «5 звёзд»), в Сакристиях церквей (местах/помещениях хранения утвари для проведения церковной службы).

В Лиссабоне есть магазин, расположившийся на улице Школа Политехника (rua Escola Politécnica), с очень красивой витриной. Магазин специализируется на продаже ковров, произведённых мастерами в городе Аррайолуш.

Но настоящее царство этих ковров находится в городе Аррайолуш, расположившимся на бескрайних просторах провинции Алентежу. От Лиссабона в 1,5 — 2 часах езды на автомобиле. Что вам сказать? Это царство людей с «золотыми» руками. Целые улицы мастерских с магазинами.

Поездка к мастерам ковроделам в Аррайолуш

Работают прямо при вас. Красота несказанная.

Город маленький. Но есть целый музей, посвящённый этому виду декоративно-прикладного искусства.

Поездка к мастерам ковроделам в Аррайолуш

В музее в деталях рассказано и показано, и описано от и до, как, когда, откуда, что берётся. Как пасётся, стрижётся, моется, чешется, красится, прядётся и вышивается это чудо. Каждый ковер уникален, так как набор ниток для вышивания

красится под определенный ковер, и ковер даже с похожим узором будет чуть-чуть другим. У мастеров есть наборы традиционных рисунков, но вы можете заказать ковер и по своему рисунку. Размеры ковров различны, от маленьких прикроватных до больших. На улочках города расположено множество магазинов, торгующих коврами. Практически каждый из них продает продукцию от своего мастера.

Среди множества торговых марок можно выделить самую древнюю — «Califa»…

По-видимому, раньше, до XVII — XVIII веков эти ковры украшали местные церкви, дома крестьян и ремесленников. В XVII — XVIII веках Португалия утрачивает лидерство в морской торговле. Больше нет возможности бесконтрольно и беспечно пополнять запасы персидскими коврами, голландскими гобеленами. И, ах… Вдруг обратили внимание на изделия мастеров своей родины — Португалии. Они оказались недурны. Вышиваются не только шерстью, но и льном. В зависимости от времени года. Хороши‼! А самое весёлое, что стежок вышивки называется — «славянская дорожка»! «Вот такие пироги!»

Но Аррайолуш преподнёс нам «сюрприз», ведь мы ехали смотреть ковры, но на вершине холма возвышающимся над городком расположилась довольно необычная крепость,

Поездка к мастерам ковроделам в Аррайолуш

когда-то давно, служившая для защиты поселения. Необычна её форма, которую «снизу» (из города) да и «изнутри» (в крепости) невозможно понять… А форму можно увидеть, только взглянув на план крепости…

— это напоминает «круг». Замок Аррайолуш — одно из немногих сохранившихся в Европе, фортификационных сооружений (замков) имеющих форму круга.

В этой крепости вырос и, возможно, обучился военному искусству — человек, который внёс важный вклад в становление Португальской государственности — Нуно Алвареш Перейра (Nuno Alvares Pereira). Неоднократно эта крепость была местом сбора португальских войск в борьбе с противниками королевства Португалия.

Вот такое интересное знакомство произошло на «бескрайних» просторах провинции Алентежу…