Турист Ольга Ивлева (Olga81Iv)
Ольга Ивлева
была 29 июня 2023 9:41

Стокгольм — Швеция Май 2015

Признаюсь честно — оказавшись в первый раз в Васастане, лишний раз убеждаешься, какая счастливая и благополучная жизнь была у Сванте Свантесона или Малыша из любимой детской сказки, с которой начинается знакомство любого ребенка со Стокгольмом, и тем интереснее вглядываться, где жил этот счастливый Малыш, друживший с Карлсоном, игравший в паровые машинки и которому так отчаянно не хватало собаки, чтобы не грустить.

Ни для кого не является секретом, что легендарная сказочница Астрид Лингрен сама жила в Васастане, любила прогуляться по своему любимому парку Васапаркен, здесь же на краю парка на одной из крыш она поселила Карлсона, парка, где Малыш так любил гулять с друзьями после уроков, выгуливая своего пса Бибмо. Мне же очень приглянулся Torsgatatan, являющийся частью Васаперкена: в начале мая здесь особенно чудесно, ведь во всю цветет сакура и еще несколько разновидностей вишни.

Нужно Вам сразу сознаться, в настоящий момент Васастан, который шведы прозвали Сибирью, за удаленность от центра (10–15 минут пешком до этого самого центра, пусть читатель оценит шведское чувство юмора), хотя и не изобилует достопримечательностями, но прекрасен своей атмосферой шведского блаполучия и достатка.

Самое лучшее время для знакомства со шведским представлением о Сибири — воскресное утро: поскольку только редкие любители воочию разыскивать дом семьи Свантесонов добираются до Васастана, туристов здесь совсем нет, улицы довольно пустынны,

Стокгольм, часть 1. Васастан и Эстермальм

шведы — любители здорового образа жизни, c удовольствием совершают утреннюю пробежку по парку,

большинство же предпочитают сидеть за столиками домашних ресторанчиков и кафе, радующих своими низкими ценами и вкусной утренней выпечкой, укрывшись теплыми пледами.

Здесь самое время заметить, что не смотря на солнышко и цветение сакуры, погода в начале мая довольно прохладная, поэтому стоит иметь с собой теплый шарф и верхнюю одежду теплее плаща.

Чудесный и уютный сквер или парк Tegnerlungen поразит своим благостным уютом и чудесными трех- и пятиэтажными домами вероятно столетней давности, в одном их которых располагается школа (кто знает, может голубоглазый малыш Сванте ходил именно в нее, ведь его дом расположен почти рядом).

Стокгольм, часть 1. Васастан и Эстермальм

Чудесные художественные галереи, винтажные магазинчики, уютные бутики так притягивают взгляд, а мимо беззаботно счастливые и обеспеченные молодые семьи катят коляски с малютками Свантесонами, исповедуя радости потребительского рая, рассекая широкие улицы с пакетами обновок.

Нужно заметить одну радостную для шведской нации особенность, в отличие от немцев, уклоняющихся от брака и рождения детей, шведы исправно заводят семью до 30 лет: в обычной шведской семье насчитывается как правило 3 ребенка. Для шведов дети — особенная гордость и радость, поэтому то тут, то там по улицам маленькие блондины с родителями.

Стокгольм, часть 1. Васастан и Эстермальм

Но мы, увы, не местные беззаботные буржуа, а всего лишь скромные российские туристы, поэтому с болью в сердце игнорируем соблазны эпикурейского потребления в виде дешевых винтажных магазинов и кафе, и устремляемся по адресу Далагатен, 46 на краю парка Васапаркен, чтобы увидеть тот самый дом с той самой крышей.

Трепещите любители сказки «Малыш и Карлсон», ведь мы добрались до дома семьи Свантесон.

Тут требуется небольшое лирическое отступление, дабы освежить память читателей: семья Свантесон имела 3-х детей, жила в пятикомнатной квартире на 4-м этаже, каждый ребенок, включая Малыша, имел свою комнату. После ужина вся семья собиралась в гостиной и лакомилась какао с легендарными плюшками с корицей, папа ездил в командировки в Лондон, а Малыш и Карлсон курощали додомучительницу Фрекен Бок, которая пекла все те же булки с корицей, а вечером, когда небо становилось синим, каким оно может быть только весной, два проказника отправлялись гулять по крышам.

Интересный факт — родители Малыша не были коренными Стокгольмцами — мама приехала из Мальме, а папа — из Гетеборга, так что вынуждены они были поселиться в этой Сибири и не мечтать о соседнем престижном Остермальме, где и по сей день живут благородные обладатели фамилий с приставкой Фон. Все это мило и по своему смешно, ведь район мало чем уступает своему престижному соседу: красивые широкие улицы, церкви и парки — все это выглядит вожделенной мечтой о тихом семейном шведском счастье.

Стокгольм, часть 1. Васастан и Эстермальм

Ну, а мы, вдоволь нагулявшись по Васантату, возвращается по его широким улицам

в его легендарный соседний район Эстермальм или Остермальм, как вам больше нравится, где мы и остановились на время нашей поездки, и где Карлсон «покупал» на 5 эре молоко на одном из балконов. Если как следует задуматься над характеристикой для Остермальма, то в голову придут словосочетания северный модерн и самолюбование —

Стокгольм, часть 1. Васастан и Эстермальм

— ведь именно здесь на площади Стюреплан и ее окрестностях по вечерам собирается невероятное количество роскошных мужчин и женщин, толпящихся с бокалом шампанского и сигаретой на открытых верандах ресторанов. По утрам здесь предсказуемо тихо и пусто,

днем главная артерия Остермальма улица Биргер Ярлсгатан наполняется людьми, спешащими по своим делам (список дел может включать обед, покупку новых вещей — кажется ни один житель Стокгольма не может обойтись без вожделенных обновок, ведь стокгольмцы — невероятные модники, при этом секрет стиля прост: черный, черный и еще раз черный цвет и лаконичный крой, иногда встречаются невероятной расцветки носки и чулки, и конечно шляпы и невероятной красоты шарфы и шейные платки). Магазины с великолепной мебелью, стеклом, текстилем, обоями, предметами интерьера — все то, за что по всему миру ценится шведский дизайн (увы, россияне вынуждены дома довольствоваться лишь невыразительным осколком в виде ИКЕЯ) — культ просторного, красивого и функционального жилья, так и манят приобрести хоть что-то, расположены по обе стороны широкой Биргер Ярлсгатан.

Стокгольм, часть 1. Васастан и Эстермальм

Биргер — невероятно длинная улица — берет начало от площади Нюброплан, являющейся пограничной территорией, где красуется здание Королевского драматического театра,

и где можно заскочить в проезжающий мимо очаровательный старый трамвай и двинуть в сторону Норрмальма (но об этом в следующей главе), и тянется аж до Сибири (Васастана).

Стокгольм, часть 1. Васастан и Эстермальм

Дабы уберечь свой кошелек от непомерных трат в дизайнерских магазинах, можно направиться в абсолютно пустынное и уютное местечко, лишь свернув с Биргер. Расположено это чудо на улице Ostermalgatan: туристы здесь не бродят, поэтому если мечтаете увидеть потайные уголки Остермальма, вам сюда:

Стокгольм, часть 1. Васастан и Эстермальм

И еще одно чудо: благодаря окрестным домам, здесь все еще можно найти деревья сакуры, чье цветение бережно сохранено от порывов ветра.

Покой местных жителей не беспокоят ни назойливые туристы, ни светские тусовщики, обитающие в заведениях, расположенных на Стюреплан. Рядом расположен уютный маленький хмельной сад или Humlegarden, навечно увековеченный на страницах романа Стринберга.

Стокгольм, часть 1. Васастан и Эстермальм

Есть еще одно важное дело, которым необходимо заняться в Стокгольме — покупка алкоголя. Наверняка для осведомленного туриста общеизвестным фактом является то, что алкоголь в кафе и ресторанах очень дорогой. На вопрос «что делать, неужели закупаться в Дьюти Фри?»

Я отвечу: «Ни в коем случае».

Алкоголем можно и нужно закупаться в специализированном магазине, опознать который можно по желто-зеленой вывеске Systembolaget (государственный монополист по продаже алкоголя с короткими часами работы). Главное достоинство этого магазина — невероятный выбор вин со всех частей света, шампанского и крепкого алкоголя на любой вкус по низким ценам, качество — выше всех похвал. Местные жители нагружаются здесь спиртным рюкзаками, мы тоже не стояли в стороне и купили несколько бутылок превосходного вина — ведь так приятно любоваться на крыши из мансардного окна отеля, попивая превосходное вино под крики чаек — романтика. В районе Остермальм такой магазин есть, правда чтобы его найти, нужно прошагать почти всю улицу Биргер до 86 дома. Советую туристерам до поездки узнать в интернете адреса таких магазинов.

Стокгольм, часть 1. Васастан и Эстермальм

"Нигде в мире небо не светится этим особым светом, нигде сумерки не бывают такими ясными, такими прозрачными, такими синими, что город и небо, отраженные в блеклых водах залива, кажутся совсем сказочными". Не могу не согласиться с великой Астрид, ведь вечерний Стокгольм именно такой как она и описала. Нет ничего лучше вечерней прогулки перед ужином.

Стокгольм, часть 1. Васастан и Эстермальм

Когда зажигаются вечерние фонари, в Остермальме начинается праздник жизни, сосредоточием которой становятся заведения, расположенные вокруг Стюреплан и вдоль улицы Биргер. Интересным фактом является то, что заведения четко делятся на возрастные категории, начиная от вчерашней школоты до респектабельных взрослых леди и джентльменов, так что каждый найдет что-то по возрасту и интересам.

Примкнуть к местным жителям очень легко: достаточно лишь зайти в интернет и забронировать столик, при этом вы гарантировано попадете в любое желаемое заведение.

Стокгольм, часть 1. Васастан и Эстермальм

Не смотря на изысканную роскошь, чувствуешь себя по настоящему легко и непринужденно: в отличие от Москвы у шведских буржуа нет культа денег, поэтому нос никто не задирает и не кичится собой, хотя запросто рядом можно обнаружить местную знаменитость.

Обслуживание в здешних ресторанах на самом высоком уровне, местные заведения соревнуются между собой за дополнительную звездочку Мишлен, ну, а посетители наслаждаются сезонной кухней. Жители Стокгольма отнюдь не домоседы, поэтому если хотите уютно посидеть, лучше сделать бронь заранее. Цена подобного ужина варьируется от 550 до 700 kr. Чтобы не потратить все деньги на еду, я порекомендую вам обедать в отличном кафе Cronan в старом городе за 65–80 kr (про него я отдельно расскажу с следующей главе), ну, а вечером баловать себя выходом в стокгольмский (остермальмский) свет. На этом позвольте завершить первую главу моего рассказа о Стокгольме и приятных впечатлений от прочтения этих зарисовок.