Турист Станислав Линков (stivi173)
Станислав Линков
был 12 января 2019 21:15

Тбилиси — Грузия Апрель 2016

Цветущий город на Куре,

Стоит воистину веками,

Немало раз пылал в огне,

Дотла разрушенный врагами.

Вставал из пепла, воскресал

И к небесам всегда тянулся,

Всевышний к жизни призывал,

Народ от боли не прогнулся.

Благословенная земля,

Мтацминда, Пески, Нарикала,

С ума красотами свела,

Как муза многих вдохновляла.

Роднее нет, роднее нет,

Мест незабвенных на планете,

Встречать рассвет, встречать рассвет,

Здесь всех желаннее на свете.

Царь Горгасали заложил,

Основу будущей столицы,

Названье даже предложил,

Именовать ее Тбилиси.

(Георгий Зурабишвили)

Предисловие

Вот и закончилась наша, с Галиной (моя супруга и верная попутчица в путешествиях и по жизни), апрельская поездка в цветущую и гостеприимную Грузию. И не смотря на множество информации на «Туристере» и других Интернет-ресурсах, об этой прекрасной стране, мне хочется поделиться с Вами, друзья, своими впечатлениями. Будет несколько отчетов и альбомов (1 отчет и 1 альбом на каждую, посещенную провинцию Грузии).

Планировать грузинский вояж мы начали сразу по возвращении из Вьетнама в декабре 2015 года. И первым делом были намечены даты поездки, с 16 по 23 апреля 2016 года, если отбросить перелёты, на страну получалось шесть целых дней. После мучительного и продолжительного мониторинга авиабилетов, за три месяца до поездки были приобретены билеты «Аэрофлота» по цене 29000 руб. на двоих в обе стороны. Цена, так скажем, средняя т. к. разброс за этот период колебался от 27500 до 33000. Хотя была возможность прикупить и за 21000 руб. у «коварной» «S7», но только с ручной кладью, как же щщщас, вернуться из Грузии без вина и чачи, такое в наши планы не входило. После покупки билетов я связался с Ревазом Галдава и его супругой Тинико, владельцами небольшого, но уютного семейного отеля в Тбилиси

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

(все координаты, явки и пароли предоставлю уважаемой публике в отзыве об отеле, или при наличие вопросов — в комментариях). Рекомендацию об отеле и его гостеприимных хозяевах я нарыл на сайте «за семью горами». Долго ли, коротко ли, договорились о датах/условиях проживания и согласовали маршруты поездок.

17.04- прилет в Тбилиси в 2–00

17.04.- Тбилиси самостоятельно (вечером культурная программа)

18.04.- вся Кахетия, что успеем с 8–00 до 20–00, /150 лари/

19.04.- Мцхета самостоятельно(1 половина дня), Тбилиси (2 половина дня)

20.04.- Казбеги (Степанцминда) и все интересности по пути, с 8–00 до 19–00/150 лари/

21.04.- Гори, Ахалцихе, Боржоми, Хертвиси, Вардзия. с 8–00 до 23–00 /200 лари/

22.04.- Тбилиси самостоятельно

23.04.-вылет в Россию в 3–00.

Таким образом, за шесть дней мы умудрились посетить пять провинций Грузии;

— Квемо Картли,

— Кахетия,

— Мцхета-Мтианети,

— Шида Картли,

— Месхети.

И вот настало 16 апреля-дата нашего вылета. Вылет из Шереметьево, терминал Д в 23–10. Поэтому поздним утром, а точнее в 11–00 мы стартовали из Смоленска в Москву на рейсовом автобусе, так как на удобное для нас время поездов не было, все прибывали на Белорусский вокзал либо слишком рано, либо слишком поздно. Доехали стандартно, посмотрели пару фильмов и в 6 часов были в столице, далее тоже все по накатанной схеме. Аэроэкспресс, регистрация, таможня, погранцы, зона вылета, взлет-перелет-посадка и Гамарджоба Грузия.

Отсюда и начинается основная часть моего повествования о Тбилиси. Кстати курс обмена валюты во время нашей поездки был 1 $=2.24GEL.

Итак, ТБИЛИСИ 17 апреля 2016 года.

Все необходимые процедуры в аэропорту прошли примерно за 1 час и в 3–00 вышли в зону прилета, где и были благополучно встречены Ревазом и Тинико. Быстренько закинули вещи в багажник Ревазова «Мицубиси» и тронулись в Тбилиси. Чтобы посмотреть ночной с подсветкой город, Резо сделал небольшой крюк, за что мы ему остались благодарны, виды открывались просто шикарные, город подсвечен очень грамотно и красиво

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

Приехав в отель мы думали лечь спать, но грузинское гостеприимство предполагает несколько другое и мы были усажены за стол с прекрасным домашним вином, сыром и лепешками. Отужинав, али отзавтракав, чем бог Тинико и Резо послал, поделившись последними новостями России и Грузии, мы отошли ко сну. Проснулись в 12–00, попили кофе, привели себя в порядок и тронулись в нашу первую ознакомительную прогулку по Тбилиси. Надо заметить, что отель находится по адресу ул. Узнадзе, 113 это ровнехонько между станциями метро «Вокзальная Площадь» и «Марджанишвили». Несмотря на это мы решили пройтись пешком до старого города, поэтому, предварительно проконсультировавшись с продавцом цветов на перекрестке, спустились к Куре (Мтквари)

и не спеша двинулись по набережной в только одним нам известном направлении сторону старого города. Спустя минут 30–40 прогулки перед нами предстал мост с элементами сталинской архитектуры и кучей народа на нем. И тут меня осенило, твою-ж ты-ж мать, это же Сухой мост и сегодня воскресенье. Сориентировавшись на местности, быстренько поменяли $ 500 на GEL 1120 и рванули в водовороты блошиного рынка, сразу же отметя в сторону принцип о том, что сувениры покупаются в конце поездки

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

Спустя 1.5 часа с увесистым пакетом (кинжал, рога для питья вина, тарелки расписанные вручную, национальный головной убор и прочее, прочее, прочее) выдвинулись в сторону площади Горгасали (до 19 века площадь Майдани) и через некоторое время уже поднимались к памятнику основателю Тбилиси, Вахтангу Первому Горгасали и храму Метехи,

построенному в 1284 году, побывавшим в свое время тюрьмой, казармами казачьего полка и чуть не снесённым по приказу Берии. Осмотрев храм и выслушав небольшой рассказ об истории Метехи со всеми присущими легендами от местной, толи послушницы, толи нищенки, пытающейся косить под послушницу (за небольшое пожертвование), сделав несколько фото и отсняв видео внутри храма (грузинская церковь более лояльна к туристам, никаких запретов, кроме подобающей для храма одежды, нет), перешли мост через Куру и увидев сетевую едальню «Мачакхела» поняли, что пора подкрепиться. За обед заплатили 21 лари ($9,4) при этом заказав: хачапури по Аджарски

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

6 шт. хинкали, салат с помидором и огурцом, баклажаны с орехами и гранатом, два лимонада и пол-литра вина. Однако грузинский общепит приятно удивил, как размером порций, так же качеством пищи и её ценой. Небольшое отступление по ценам на еду в кафе и ресторанах города. Обычно на двоих мы заказывали пол-литра/литр вина, лимонад, одну холодную (грузинскую) закуску и салат (огурцы/помидоры), по одному горячему (национальному) блюду и шесть хинкали или один хачапури. Так вот разброс цен был от 18 до 66 лари($8-$29.5). Причем 66 лари (1900 руб.) мы отдали в пафосном ресторане с национальными танцами и песнями, да и горячих блюд было по два на персону. Эх, чтоб я так жил, в Смоленске за такую сумму, в такого уровня ресторане, разве, что хлеб и минералку принесут (утрирую конечно, но примерно так).

Итак, подкрепившись в «Мачакхеле» мы двинулись в сторону целого комплекса знаменитых подземных серных бань

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

видимо где-то здесь в источниках (бань ведь ещё не было) сварился фазан подстреленный царем во время охоты(есть версия с оленем, исцелившегося после ранения), что собственно и дало по легенде название городу, ведь «тбили» в переводе на русский это «теплый» и далее по Инжировому ущелью вдоль реки Цавкисицкали. Тут, в самом центре Тбилиси есть водопад. Не все с первого раза его находят, и многие туристы о нем даже не подозревают. Однако, всего две минуты вдоль берега теплой речки у серных бань — и мы у водопада.

Это излюбленное место для свадебных и прогулок, мы например по пути туда и обратно встретили аж две свадьбы, по пути прикупив чурчхелу, о чем потом немного пожалели, явно чувствовался вкус крахмала. Впоследствии Резо нас просвятил, что вино и чурчхелу нельзя покупать в таких туристических местах и когда поехали в Кахетию в деревне купили настоящую, вкус, небо и земля, скажу я вам. Мы продолжили свой путь, обратите внимание по правой стороне на дома на скале, как то страшновато так жить.

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

После водопада мы решили подняться к крепости Нарикала,

но т. к. при нас был пакет с сувениркой да и усталость от перелетов и недосыпа ещё немного ощущалась мы, таки не стали подниматься пешком, а двинули в сторону канатки. Для того, чтобы подняться по канатной дороге к Нарикале необходимо купить карту (пополняемую) за 2 лари, она так же работает в метро и автобусах города, а вот на фуникулер необходима совсем другая карта, которую покупают на нижней станции. При отъезде метрокарту можно вернуть, но необходимо предъявить чек о её покупке так, что сохраняйте. Мы с этим вопросом не заморачивались, а отдали её Резо, пусть другие пользуются т. к. карту на фуникулер он нам давал так же оставленную предыдущими туристами.

Поднимаясь на канатке к крепости, открываются великолепные виды, а вот фото через не совсем чистое стекло вышли мутноваты.

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

Пока ехали, как то вспомнилось, что первое упоминание о Нарикале датируется аж 4 веком, правда под другим названием «Шурис-Цихе». А современное название крепости вроде бы, как дали монголы. Я конечно же монгольского не знаю, с Чингисханом не общался, но в тюркских языках встречается словосочетание Нарын Кала, которое можно перевести, как «малая крепость» или «солнечные ворота» . Поднявшись к крепости мы сначала прогулялись до монумента Мать Картли,

предварительно выпив по стаканчику свежевыжатого гранатового сока по какой то смешной цене, посмотрели сверху на ботанический сад,

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

решив оставить его на потом и пошли по дорожке вокруг Нарикалы,

посетили по пути храм, еще до современной Кашуэти здесь стояла церковь Святого Георгия, построенная князем Гиви Амилахвари в 1742 г. также называвшаяся Кашуэти.

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

Так, как время уже было около 19–00, а нас ждала ещё вечерняя развлекательная программа мы продолжили свой спуск к площади Майдани, где взяв такси за 5 лари поехали в отель, чтобы положить наш громоздкий пакет с сувенирами немного отдохнуть и переодеться.

Где то около 20–30 Резо отвез нас в ресторан «Таглаура», который находится на улице Костава, 77. В ресторане прекрасная кухня и мужской хор поет грузинские песни.

На этом наш первый день в Тбилиси завершился.

ТБИЛИСИ 19 апреля 2016 года. (вторая половина дня).

Первую половину дня мы провели в Мцхете. Вернувшись, сели в метро на станции «Дидубе», а нашей целью была станция «Авлабари», так как мы хотели осмотреть новый кафедральный собор святой Троицы или Цминда Самеба. Как только мы вышли из метро сразу справа увидели армянский Храм Сурб Эчмиадзин,

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

прогулялись вокруг него, зашли внутрь и только потом начали свой подъем к собору св. Троицы по улице Гамлета Гонашвили. Не спеша поднимались минут 20, вошли на территорию справа от центрального входа. Территория вся ухоженная, зеленая ну и Цминда Самеба вблизи выглядит просто монументально.

А вот внутри мне как то больше понравились, такие церкви и соборы, как Метехи, Гергети и Светицхавели, они какие то более душевные. В Цминда Самеба пока не совсем уютно, голо как то, сразу возникло сравнение с храмом Христа Спасителя в Москве, изнутри эти два храма очень похожи (не обстановкой, а по ощущениям). Погуляли минут 40 и начали спуск назад к метро. По пути слева, примерно на середине спуска попался продовольственный рынок на котором была замечена иранская клубника по 6 лари/кг(176 руб/кг), после русской зимы и «пластмассовой» клубники по космическим ценам за 200 грамм, с недоверием попробовали по одной штучке-вау!!! Превосходно, взяли пол-кило, тут же зашли в рыночную забегаловку взяли по остри(тушеная телятина с луком и помидорами), вино, лимонад и лепешки на десерт съели клубнику. Вернулись на рынок взяли еще 1.5 кг. и поехали в отель, положили клубнику в холодильник и пошли гулять по вечернему Тбилиси. Прошлись по проспекту Давида Агмашенебели,

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

заходя в шмоточные лавки и бутики, здесь цены не так разительно отличались от Российских, как на продукты, максимум на 10%. Дошли до метро «Марджанишвили», кстати около метро находится очень занимательный антикварный букинистический рынок, где попадаются книги с датой выпуска от 1932 года. Мы одну приобрели на грузинском языке, запущенную в печать в 1971 году (год моего рождения), прикольный раритет. Правда цель покупки была достаточно практичной, собрать в неё гербарий из маков и других цветущих растений Грузии. Далее на метро добрались до проспекта Руставели,

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

прогулялись по нему от начала до конца, вернее наоборот. На пощади Свободы в винном магазине поинтересовались, где можно приобрести виноградное масло (слышал, что оно продается только в винных магазинах), нам порекомендовали магазин «Хареба» на улице Галактиона Табидзе, 3, которая идет на юг от площади Свободы параллельно ул. Дадиани на которой находится хваленая хинкальня Вельяминова, кстати когда я спросил у Резо про эту хинкальню мотивируя тем, что там самые вкусные хинкали в городе, он меня высмеял и объяснил, что там не самые вкусные хинкали, а просто самые дешевые и туда ходят их есть все Тбилисские студенты и пенсионеры, а плохих хинкали в Тбилиси просто не бывает. Честно говоря я склонен ему верить или нам просто повезло, или я не гурман, но все хинкали которые мы ели были одинаково вкусны, небольшая разница была только в количестве кинзы и базилика, но разница была настолько незначительна, что почти не влияла на вкус. Так вот пройдя до магазина «Хареба» и отметив, что он уже закрыт, на этом наш второй день в Тбилиси мы завершили и поехали спать.

ТБИЛИСИ 22 апреля 2016 года.

Последний день в Тбилиси, был ознаменован следующими планами: купить виноградное масло, прогуляться ещё раз по понравившимся местам, посетить улицу Бараташвили с танцующими фигурами,

добраться до театра марионеток Резо Габриадзе,

и главное прогуляться по Ботаническому саду,

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

ведь супруга, как и все девочки так любит цветы, особенно экзотические

Встали мы достаточно поздно, так как накануне вечером Резо потчевал нас не вином, как обычно, а чачей и возлияния закончились достаточно поздно, а возможно уже слишком рано, это, как на это посмотреть. В общем выбрались из отеля в районе 12–00 и сразу поехали за виноградным маслом. Покупка была совершена удачно,

но ценник был немного конским по 17 лари за бутылочку в примерно 250 мл. (точная масса на этикетке не указана). Если честно до сих пор не знаю зачем оно нам, толи жарить на нем, толи для тела жене использовать, как тайское кокосовое. Хотя в инете нашел вот такие выдержки (красавицам на заметку)

Масло виноградных косточек используется в косметологии и медицине, оно содержит рекордное количество витамина Е — в одной столовой ложке масла суточная норма этого витамина.

Консистенция виноградного масла жидкая и очень легкая, благодаря чему оно быстро впитывается. В масле виноградных косточек содержится самый мощный естественный антиоксидант — процианид. Регулируя работу потовых желез и мембран клеток, масло помогает выходу из организма агрессивных окисленных радикалов, чем способствует укреплению иммунитета и долголетию. Оно также относится к тем немногочисленным маслам, которые подходят для ухода за жирной и смешанной кожей, обладая способностью снижать салоотделение и стягивать поры, не забивая их. Масло легко впитывается в кожу и придает ей естественный здоровый цвет.

Виноградное масло обладает выраженным увлажняющим, регенерирующим, антиоксидантным и витаминизирующим действием. Его используют для восстановления упругости увядающей кожи в области декольте и при похудении. Обладая тонизирующими свойствами, масло эффективно при целлюлите, помогает избавиться от купероза, варикоза, делает стенки кровеносных сосудов более эластичными, активируя кровообращение.

Полезно масло виноградных косточек и для ломких, тусклых волос, для их укрепления его втирают в кожу головы, оно хорошо для ухода за окрашенными волосами, а также используется как бальзам для губ и средство для ухода за ногтями

Ну ладно масло прикупили, поперли на Бараташвили. Там тоже все посмотрели, пофоткались и в Ботанический сад, который забрал у нас порядка трех часов, там действительно очень интересно и красиво, рекомендую всем в весенний период, когда идет цветение.

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

Но самым веселым было собирание гербария, помня опыт ведущего «Орла и Решки» оштрафованного за сорванный цветок толи на 100 долларов, толи на 100 лари, вели себя как Бонни и Клайд. Понимаю, что это варварство, но супруга очень хотела привезти с собой кусочек цветущей красоты, пусть и в засушенном виде. Благополучно справившись со спецоперацией мы спустились на площадь Вахтанга Горгасали,

Грузия. Часть 1. Цветущий город на Куре стоит воистину веками.

отобедали в «Мачакхеле» и поехали собирать чемоданы.

Об остальных наших поездках по Грузии в следующих отчетах, как говорится to be continued…