Турист Li_a
Li_a
был 15 марта 2015 20:20

Эх, где наша не пропадала?! Или опыт самостоятельного путешествия.

Руан, Париж — Франция, Брюгге, Брюссель — Бельгия, Амстердам — Нидерланды Май 2009

Опыт самостоятельного путешествия на автомобиле по маршруту: Париж-Брюссель-Амстердам-Брюгге-Руан-Этрета-МСМ-замки долины Луары.

Общая информация.

Очень хочется с вами поделиться опытом путешествия по Европе, впервые организованного нами самостоятельно от «А» до «Я». Подготовить путешествие мне помогли отзывы, рассказы и советы форумчан, за что всем огромное спасибо. Смею надеяться, что и наш опыт будет не бесполезен…

• Период путешествия: с 26 апреля по 9 мая 2009года (13 ночей/ 14 дней)
  • Маршрут: 6 ночей в Париже, далее на арендованном авто через Брюссель в Амстердам (2 ночи), из Амстердама через г. Брюгге в Руан (1 ночь), далее через Этрету в Монт-Сент-Мишель (1 ночь), из МСМ- в долину Луары (2 ночи в Блуа), 1 ночь в аэропорту (перелет в Москву в 7-20).
  • Расстояние: проколесили по Европе 2300км
  • Состав путешественников: муж и жена, мечтающие увидеть многое, но относительно бюджетно. Знание французского ограничивается парой фраз из разговорника, у мужа хватает обаяния общаться на своем несовершенном английском и с помощью жестов. Впрочем, как нам сказали в Амстердаме, его понимали порой лучше, чем англичан….
  • История путешествия: была задумка увидеть знаковые в истории мира города, 3 столицы. По мере созревания она обрастала новыми желаниями.

Изначально турне планировалось на новогодние каникулы по стандартному для нас варианту, т. е. через турагенство. Но заплатив (аж, в сентябре 2008 года!) 77 тыс. рублей за тур на 1 неделю, уже сидя на чемоданах, перед самым Новым годом, мы узнали, что директор этого ТА исчезла, прихватив с собой наши и далеко не только наши денежки… Плакала я горючими слезами, новогоднюю Европу мы не увидели! Но потом мы подумали, что и жутких в этот год холодов нам не досталось! Все к лучшему! Майская, цветущая Европа еще краше Рождественской и уж точно уютнее! И решено было нами больше никогда не связываться с ТА, а ездить самостоятельно!

Авиаперелет Москва-Париж-Москва осуществлен с компанией Air France, билеты приобретались на сайте компании в феврале месяце, стоимость на двоих - 24 028 руб, плюс действовал приятный бонус – бесплатные билеты в оба парка Диснейленд. Чтобы получить 2 билета в Дисней было оформлено 2 авиабилета.

Визы оформлялись самостоятельно в г. Екатеринбурге, т. к. у меня прописка в этом городе, а у мужа в Самаре. Проблем не было, дали визы на 30 дней, доставку заказали там же экспресс-почтой. В общем, через неделю со дня сдачи документов паспорта с визами были на руках.

Отели: в Париже – Est Hotel (3*) расположен в районе Gare du Nord, Gare du Est. Доброжелательный персонал, в номерах чисто, регулярная замена белья и кое-каких принадлежностей для душа, но все равно отель на мой взгляд не тянет на троечку. Хотя цена за 6 ночей 382 евро нас подкупила.…В пешей доступности от отеля (в целях ориентирования на местности) Центр Помпиду, Монмартр, набережная Сены, но для ежедневных походов пользовались метро. Завтракали в номере (дома был припасен кипятильник) или в соседних кафешечках.

А выбрали район вокзалов потому, что наша прокатная контора была на Gare du Nord, и мне показалось, что у ней самые удобные часы работы, а также выезд из города в сторону Амстердама рядом. Опять же не надо колесить по метро с чемоданами…Хотя для жизни лучше выбрать другой район, например, Латинский квартал, благополучнее там, роднее что ли…

• Резюме: Цена адекватна качеству. Рекомендую, если район устраивает.

В Амстердаме - Hotel Galerij,1 * выбор пал на этот отель только потому, что расположен он в центре (в районе площади Дам), стоимость 165 евро за 2 ночи была минимальна и включала в себя завтраки. Да и выбор среди отелей был невелик, 30 апреля отмечали в городе день рождения королевы, все отели были укомплектованы клиентами под завязку. Регистрация на сайте отеля была в режиме 24/24, и потому мы почти невозмутимо появились в отеле без трех минут до полуночи, но каково же было наше разочарование, что наш номер был уже заселен, как сказал служащий, 10 минут назад!

Оказаться ночью в незнакомом городе без ночлега, без интернета, чтобы найти оный, это мягко говоря, приключение сомнительное. Поэтому пригрозив служащему отеля «букингом», посетовав на то, что машина в дороге сломалась (маленькие хитрости в борьбе за место под солнцем), мы отвоевали наш номер! Жалко того парня, который вышел в поисках отеля ночью не солоно хлебавши, кстати, по его словам, номер он ждал весь день. «Но эти русские никогда не звонят…», - извиняясь, сказал ему служащий отеля..

• Резюме: Отель не рекомендую однозначно, застиранные до дыр полотенца, фотографии на сайте совершенно не отражают грязное половое покрытие в номере, затасканность какую-то…Но кофе утром в отеле был отменным, Амстердам порадовал своим разнообразием, так что жизнь удалась!

В Руане был самый лучший отель из всех- Hôtel Notre Dame 2*, расположен в 2-х минутах ходьбы от Руанского собора Нотр-Дам. Цена 69 евро за номер включала завтраки. Еще хочу сказать доброе слово девушке на ресепшен. А суть вот в чем, мы, как люди увлекающиеся, и с немалой долей авантюризма, не могли никак расстаться с промежуточным пунктом нашего путешествия – г. Брюгге, гуляли там больше, чем запланировали, еще побродили немного по магазинчикам, поужинали в кафе, но уже имея опыт позднего приезда в Амстердам, мы все же позвонили в отель, предупредив, что «у нас сломалась машина, возникли проблемы, опаздываем в отель, но обязательно приедем!!!»

Регистрация в отеле была до 23-00, мы приехали к отелю в 23-30, девушка специально ради нас приехала и заселила нас в чудесный номер! Пусть она простит нас за наши маленькие хитрости!

• Резюме: Отель однозначно рекомендую, эти 2* намного выше классом, чем в Париже 3*.

В Мон-Сен-Мишеле мы планировали остановиться в отеле, расположенном на дамбе Le Saint Aubert, 2*. Цена в 60евро за номер пусть и без завтрака, показалась вполне адекватной, да и интерьер на фото выглядел приемлемым. Но мы снова увлеклись, на этот раз нас не отпускала от себя Этрета. И, как вы понимаете, в очередной раз мы сделали звонок в отель с уже известной вам фразой…В результате в связи с тем, что в нашем отеле мест уже не было, нас разместили в самом Сен-Мишеле за эти же деньги! Кажется, отель называется Blanc Hotel. Резюме: рекомендую.

В Блуа мы остановились в отеле Du Bellay (1*) по цене 93 евро за номер со всеми удобствами на 2 ночи. Очень доброжелательный персонал (привет Филиппу-хозяину отеля), номер неплохой, но зданию 570 лет и это накладывает свои отпечатки, скрипят полы, всюду огромные балки и арки, о которые того и гляди набьешь шишки…Но отель находится в центре, недалеко парковка. Завтраки брать не рекомендую, т. к. весьма скудно. В отеле существует только наличный расчет.

Сайты бронирования отелей, которыми мы пользовались (везде все работает - не бойтесь бронировать): http://www.booking.com/ ; http://www.venere.com.

Прокатная контора авто: Holiday autos (сайт: http://www.holidayautos.co.uk/), являющийся брокером по аренде, в основном работает с национальными прокатными конторами (в нашем случае это была NATIONAL CITER FRANCE). Привлекательные цены на 7 дней при условии неограниченного пробега, доп. страховки составили 210,83 евро (без доп. страховки-187евро). Взяли Ситроен С3- дизель с пробегом 17500км, расход топлива по трассе у нас составил 4,6 л/100км. Фантастика!

Рекомендую брать небольшие машины эконом-класса, это и выгодно по всем статьям, и парковаться в городах проще. Зарезервировали франшизу на карте 750 евро, вернули через день после сдачи авто. Скажу сразу, мы знали о том, что лучше вернуть авто с полным баком, но, изрядно поплутав по Парижу без навигатора, да и без подробной карты, мы не стали рисковать в поисках заправки и вернули машину с баком на 1/3 заполненным. За что с нас списали сумму в 53 евро! Грабительские тарифы! Как мы искали в Париже Gare du Nord (там находится наша заветная прокатная контора)-это отдельная история!

На светофорах мы приставали к французам с четким произношением на смеси английского, французского и жестов, ну типа: «Мы правильно едем в сторону Каре де Норд?» На что все они, пожимая плечами, уходили в полный ступор, а потом вдруг их лица просветлялись и они типа, зажав нос, говорили то же самое, что и мы, но с французским прононсом: «Ах, Гар де Норд? Ну, так бы сразу и сказали…Вам в противоположную сторону…» Или еще куда-нибудь отправляли…В общем, добрались мы к 22 с хвостиком и поэтому какая уж там заправка!

Рекомендую путешествовать на машине, дороги в большинстве своем отменные, знаки почти всегда понятные, да и экономичнее этот вид путешествия намного, особенно, если путешествовать полным экипажем. Приведу несколько цифр для сравнения –стандартный однодневный тур от ТА в замки Луары стоит 150€ на 1 человека. Туры от любимой туристами фирмы Альянс-Вояж: однодневная поездка в замки - 62 евро (очень дешево, т. к. цена включает в себя недешевые входные билеты в замки), в МСМ-57€, в Брюгге-55€.

Итого получается, если бы мы ездили через Альянс Вояж (через другие ТА не рассматриваю, с ними итак все понятно) сумма составила бы 348 € (62+57+55)*2=348). Но мы бы явно при этом не посмотрели Амстердам, Этрету, Брюссель, Руан, в замках были бы всего 1 день. А еще необходимо учесть, что экскурсии бывают далеко не каждый день и заранее забронировать на сайте билеты нельзя.

Люди везде попадались просто замечательные (независимо от цвета кожи!), в метро нас в первый день за ручку водили, показывая направления, покупая билеты в автоматах и вообще, кто сказал, что французы не хотят говорить по-английски? Выдумки это! Вы подойдите, улыбнувшись, сказав «силь ву пле» или «эскузи муа» и будет вам счастье…Язык жестов также никто не отменял. Один раз только напоролись мы на негатив- в районе Тюильри мой муж, увлекшись, решил сфотографировать красивую собачку с венком на шее, как у хиппи, так, по-видимому, обкуренный хозяин схватил объектив нашего фотоаппарата, еле от него отделались…

А муж смотрел на парижанок и выдавал перлы, типа:

"Гуляй в любое время по Парижу
И все равно поймаешь мысль в себе
Красивых женщин я в нем не увижу
Красивы парижанки... в темноте!"

Путеводители. Было приобретено 3 путеводителя серии «Вокруг света» по Парижу, Бельгии и Нидерландам, меня они вполне устроили. Кроме того, был приобретен краткий разговорник.

Почитала Афишу, сделала массу распечатки из интернета. Если кому-то нужна Афиша в электронном виде, пишите, сброшу. По замкам Луары мы приобрели в Блуа замечательную иллюстрированную книгу за 10€. Кроме того, на сайте http://edemsami.com/ нашла бесплатные аудиогиды по Лувру, Нотр-Даму, Эйфелевой башне, что-то там есть еще. Реально удобно, рекомендую.

Подведу итоги, чтобы перейти непосредственно к рассказу о путешествии.

Бюджет поездки на 2-х человек на 14 дней–172 300 рублей /3900 €, в том числе:

• Стандартный пакет ТА без экскурсий и трансфера в пересчете на наши затраты составил 67235 руб / или 1528 € на 14 дней./ТА отдыхают/, в том числе:

Авиаперелет –24 028 руб (включает в себя бонус в Дисней - 106€ за 2 билета);

Страховой полис= 1 €*2чел*14дней=28€ (1298руб);

Виза+ сбор консульства= 35€*2=70€ +900руб*2+доставка, всего где-то 6500руб;

Отели (везде брали завтраки, исключение-Париж)=805€;

• Затраты на автомобиль = 458 €, в том числе:

Снято по карте за аренду -210,83 €, топливо– 140 €, парковки =44 евро (в Амстердаме-6 €*2дня, Руан-8,5 €, Этрета-4 €, в Блуа-8 €*2 дня+Шамбор-3 €)

Платные дороги=62 €, самый дорогой участок дороги между Амбуазом и Парижем-17,9€

• Затраты на музеи, монументы, экскурсии: 267 €.
  • Затраты на телефонные разговоры: телефонная карта 7,5 €, разговаривали ежедневно из автоматов на улице. Закончилась в предпоследний день. Карта синенькая такая, в названии есть слово «Интер»
  • Ужины, обеды, перекусы, еда из супермаркетов- 486 €
  • Подарки, сувениры, шопинг: 800€
  • Прочие затраты (включая переезд на поезде из Самара-Москвы-Самара) –194€
  • Транспортные затраты в Париже:76€ +штраф 100€, покупали только корнеты в метро -по 10 билетов по 11,4 евро, а также билеты в Дисней -12,8€*2чел. Наверное, сейчас я бы купила проездной на неделю, но что сделано, то сделано!

Жаль, конечно, дело в том, что 1 мая мы на ст. Пер-Лашез купили еще один корнетик, который оказался бракованным, а может сбой какой-то произошел в системе, не знаю. С этой станции мы уехали с билетами из другой серии, а в районе Монмартра нас пропустил администратор через турникет, предварительно сделав отметку на 2-х билетах, т. к. билеты реально не воспринимались турникетом. Нам бы насторожиться, ан, нет! Вечером вволю нагулявшись, мы попытались воспользоваться еще парочкой билетов из этой пачки, кроме нас пытались пройти через турникет англичане.

Дело было вечером, на этой станции отсутствовали сотрудники метро, автомат не работал, а в отель нам очень хотелось, завтра уезжать в Амстердам…В общем сработал наш менталитет /не иначе/, а также элементарная дурость, и мы, уверенные в своей правоте (в кармане-то куча билетов!) прошли в открытую дверцу турникета, англичане же ретировались, а мы угодили в лапы контролеров. Все наши попытки доказать свою невиновность оказались тщетными, пришлось расстаться со 100евриками и хорошим настроением на оставшийся вечер. Но наука есть наука, благоразумнее нужно быть, товарищи, благоразумнее.

С карманами, забитыми билетами
За евро купленных, на кровные рубли,
В метро, с открытыми для лохов турникетами,
С упрямством русским через них пошли.
И что нам англичанин забоявшийся
Идти, как мы, билетов накупив?
Стоит контроль суровый и зажравшийся
Про дружбу с иностранцами забыв…

«Билетов куча, мы ли виноваты, в том,
Что аппарат ваш не глотал билет…»

От безобразия такого -просто в горле ком.
Не слушают – сочувствия к нам нет.
До сипоты французам объясняли мы:

«Что глючит ваш французский аппарат»

Никак не верят они в наши сказки-сны,
Один уж очень штрафануть нас рад
Метро у них убогое- до чертиков!

Но, несомненно, радует одно:

ВЛОЖИЛИ МЫ СВОЙ ВКЛАД ПОД СОТНЮ ЕВРИКОВ

В РАЗВИТИЕ ФРАНЦУЗСКОГО МЕТРО!!!

Что взять с собой:

• кипятильник, если в номере не предусмотрен чайник;
  • ноутбук или большой объем карт памяти для фотоаппарата (нам 6,5 Гб хватало на 1 день, а интернет-кафе в Европе найти трудно- отмирают они, да и быть привязанным к чему-то совсем не хочется);
  • штопор;
  • ну, про зонты и удобную обувь говорить не буду…
  • копии загранпаспортов с визами;
  • запас «лишних денег»- на случай непредвиденных затрат.

Программа. Были разработаны ориентировочные маршруты с разбивкой дня на 2 части (утро и вечер).

Париж. День первый (воскресенье), 26 апреля

Маршрут в день приезда: «куда глаза глядят», глаза глядели на квартал Маре.

Прилетели где-то в 16-00 в аэропорт Шарль-де-Голль, терминал Е.

Париж встретил нас ласковым солнышком, зеленью, цветущими деревьями, в Самаре и в Москве на тот момент все деревья были голенькими. А еще на лужайках в аэропорту среди взлетно-посадочных полос носились зайцы (или кролики?)!!! В иллюминатор было так потешно за ними наблюдать! Следуя указателям «с паровозиком» легко обнаружили станцию PER (RER-это сеть пригородных электричек, связывающий Париж и другие города в регионе Иль-де-Франс).

Эх, где наша не пропадала?! Или опыт самостоятельного путешествия.

Разговор по душам с француженкой

Линия В доставит вас в Париж минут за 40, стоимость билета-8,4 €. При покупке билета попросите в кассе бесплатную карту метро, а также просчитайте, быть может, именно в вашем случае выгоднее купить проездной на неделю, включающий в себя и поездку из аэропорта. Из нашего опыта нам это было бы удобнее.

Добравшись на PER до станции Gare du Nord, мы отправились на поиски отеля. С непривычки было непросто ориентироваться по улицам, расходящимся в виде лучей, да еще с чемоданом…

Бросив вещи в отеле и приняв душ, выпив коньячка, привезенного из дома, мы отправились гулять «куда глаза глядят». Шли, глазея по сторонам, наблюдая за вальяжно расположившимися прямо на мостовых посетителями многочисленных кафе, впитывая в себя запахи Парижа, слушая непрерывный вой сирен от полицейских авто, заглядывая в окна. Мне так нравятся кованые ограждения балкончиков, цветочки в горшочках, неожиданные украшения в виде фресок и скульптур на «обыкновенных жилых домах»!

Поразило нас обилие велосипедов (это мы еще Амстердам не видели!). Обратите внимание, на фото в ряд стоят велосипеды, которые можно оплатить по автомату, доехать до определенного пункта, и оставить велосипед там. Сколько стоит это удовольствие, к сожалению, не подскажу, но услуга показалась удобной. А еще больше в Париже мотоциклов и мопедов, и за все время путешествия мы практически не встречали джипов и машин представительского класса (один Lexus, и ни разу Toyota Camry). Вывод напрашивается сам собой- экономная и продуманная Европа ездит на средствах передвижения, а не престижа!

И вот мы шли, шли и пришли к площади Республики. Статуя Республики с гордым львом и интересными барельефами показалась симпатичной. Дотопали мы и до площади Бастилии, до канала, а потом и до набережной Сены…Но решили экономить силы на завтра, нельзя объять необъятное

Париж. День второй (понедельник), 27 апреля.

Маршрут: о. Сите (Базилика Сен-Шапель, Консьержи, собор Нотр-Дам-де-Пари)-парк Тюильри-Площадь Согласия- музей Оранжери.

С утра было яркое солнышко, но как-то слишком ветрено и не уютно…

Из отеля направили свои ноги на этот раз по бульвару Страссбург, переходящему в Севастопольский бульвар. Миновали триумфальную арку Сен-Дени, к слову, самую первую арку в Париже (1672г). По пути полюбовались красотой башни Сен-Жак. Оказывается, когда-то здесь стоял огромный храм, построенный на деньги мясников, до наших дней дожила лишь башня Сен-Жак.

Для посещения музеев было изначально решено приобрести музейную карту Museum Pass на 2 дня (32€), которая при стандартном (даже минимальном) наборе музеев окупается! Кроме того, мы прихватили с собой из дома волшебную ручку за 40 рублей, и благодаря этому мы посещали музеи в удобное для нас время. Сайт, где можно посмотреть список музеев и монументов, открытых для посещения по карте, и, что не менее важно, вне общей очереди: http://www.parismuseumpass.com/. Кроме того, на данном сайте есть ссылки на официальные сайты музеев, указаны часы их работы, а также тарифы.

Эх, где наша не пропадала?! Или опыт самостоятельного путешествия.

А на 3-м уровне птицы не летают...

В кассах Консьержи совершенно не было очереди, поэтому мы, купив в них Museum Pass, пока светило яркое солнце, побежали в Сен-Шапель. У входа в Сен-Шапель тянулся длинный хвост очереди, но, вспомнив рекомендации кого-то из форумчан, мы прошли в начало очереди, где обнаружили 2 входа, один (с огромной очередью) -в Сен-Шапель, другой (где было всего 2 человека)-во Дворец юстиции. Смело шагайте в сторону входа во дворец юстиции, т. к. проверив содержимое ваших сумочек, вас пропустят во внутренний дворик, откуда вы сможете пройти и в Сен-Шапель и во Дворец юстиции, билеты проверят у входа в Сен-Шапель!

Базилика Сен-Шапель с витражами XIII века потрясает! Ни в коем случае не пропустите мимо себя 2 ЭТАЖА ТАКОГО ЧУДА! На втором этаже возникает ощущение, что стен у этого здания нет, а есть только витражи!!! И, глядя на все это великолепие, не сразу понимаешь, что витражи состоят из огромнейшего количества отдельных сюжетов, а не мозаики. А какие там скульптуры, какие своды у купола, какие краски везде! Лепота!!!!

Загляните не надолго и во Дворец Правосудия (Юстиции), он действующий, снаружи -это огромное сооружение, но внутри- его размеры просто кажутся гигантскими! Налюбовавшись всем этим великолепием, мы отправились в Консьержи, благо очереди туда по-прежнему не было.

Для осмотра огромной старинной тюрьмы Консьержи достаточно 30минут, чтобы пробежаться по этажам, оставив в своей памяти скорбные восковые фигуры королевы Марии-Антуанетты, а также ее стражников, заглянув во внутренний дворик тюрьмы, поразившись сводам зала стражи.

Далее по программе был Нотр-Дам. Погода начала портиться, солнце исчезло, дул сильный ветер, поэтому наверх решили не подниматься, хотелось увидеть Париж сверху в хорошую ясную погоду…Зашли в собор, побродили, любуясь и дивясь, слушая аудиогид, взятый из дома. Рекомендую! Муж беспрестанно щелкал фотоаппаратом, пристраивая штатив и так и этак, но тут у нас случилась незадача- подсел аккумулятор (в России мы не смогли приобрести нужную модель), поэтому мы отправились немного расстроенные в отель уже на метро. Кстати, новый аккумулятор мы нашли на следующий день в первом же попавшемся на нашем пути магазинчике фототоваров.

Схема метро в Париже понятна и удобна, станции встречаются очень часто (не так, как в Москве), глубина заложения небольшая, поэтому спустившись на эскалаторе метров на 6-10 (на мой взгляд), попадаешь практически на перрон.

Вечером, перекусив в отеле, и подзарядив наш фотоаппарат, мы отправились в сторону Лувра, Тюильри, с целью погулять и зайти в музей Оранжери, у меня было отмечено, что в понедельник музей работает до 9 вечера, однако, музей, к сожалению, был закрыт! Это было моей ошибкой в планировании маршрутов, ну да ладно. Погода к тому времени совершенно испортилась, и поэтому мы, поужинав, отправились в отель.

Париж. День третий (вторник), 28 апреля

Заранее было решено, что в этот день мы поедем в ДиснейЛэнд, так как почти во всех музеях вторник-это выходной день, а 1 мая по логике там должно быть столпотворение. Итак, едем!

Что казалось бы делать в стране Диснея двум взрослым людям? Отвечу- получать удовольствие! Удовольствие от красивых видов, пейзажей и зданий, от обилия счастливых лиц, от окружающей сказки! Мы не ставили перед собой цели побывать на всех аттракционах, и вот что у нас получилось в итоге:

Посетили оба парка, много гуляли и фотографировали, еда в виде бутербродов и йогуртов была с собой…

К сожалению, билетами Fastpass мы не пользовались, но рекомендую, к вечеру очередей по этим билетам почти нигде не было.

Что мы посетили в Disneyland Park:

• Прокатились на лошадках (ну, для детей такие, которые по кругу скачут), люблю я детские забавы!
  • Объехали всю страну Диснея на паровозике по железной дороге. Врезался в память такой эпизод: мы на паровозике подъезжаем к очередной станции, посадка пассажиров еще не начата…Люди стоят в очереди, и только четверка «отважных» и «находчивых» подростков, перемахнув через ограждение, усаживается в вагон рядом с нами. Молчат, но по лицам видно, что довольны они собой чрезвычайно. Каковы же были их лица, когда служащие железной дороги выдворили их из вагона под бурные аплодисменты всей очереди. Парни, сникнув, не солоно хлебавши, и переговариваясь между собой ПО-РУССКИ, отправились в конец очереди! Вот она- разница в воспитании и менталитете!
  • Прокатились на одном из самых популярных аттракционов парка – «Большая Гремящая гора» (Big Thunder Mountain) – американские горки в миниатюре. Земля называется Фронтьерленд (Frontierland) – мир Вестерна (это слева от Центральной площади), увидите красные каменистые вершины а-ля Большой Каньон, вам туда. В очереди стояли 1 час, но оно того стоило! Дух захватывает! И очень красиво!
  • В стране Дискавериленд (Discoveryland) – стране открытий, нас нечаянно запустили без билетика Fastpass и на космический аттракцион–Space Mountain. По-моему, данный аттракцион небезопасен для здоровья, и если имеются проблемы с шейными позвонками и с вестибулярным аппаратом, проходите мимо аттракциона, не жалея… На входе табличка: при росте менее 135 см аттракцион запрещен. Суть аттракциона- садитесь в одну из тележек, вас пристегивают, и на огромной скорости выстреливают будто- бы из пушки…Вы летите вниз-вверх головой, по диагонали, иногда в полной темноте, и при этом у меня лично, возникло ощущение, что ты еще немного и вывалишься «из седла»…Если решитесь проверить нервишки и здоровье, крепко прижмите голову к сиденью!

Что мы посетили в Walt Disney Studios Park:

• Спустились на падающем «в произвольном падении» лифте, башня свободного падения, стилизованная под летящий с высоты взорванного небоскреба лифт (The Twillight Zone Tower of Terror). Дух надо вам сказать, захватывает! И антураж там на «пятерку с плюсом»!
  • Посмотрели шоу каскадеров. Я от этого шоу, если честно, ожидала большего. Советую пойти туда, если требуется отдых натруженным ногам (от беготни) и сердцу (от перегрузок на аттракционах). Шоу длится 50 минут.

В общем, день удался!!!!

Париж. День четвертый (среда), 29 апреля

Запланировали следующий маршрут: начать день с Латинского квартала - Люксембургский сад-Музей Родена-Собор дома инвалидов- Эйфелева башня (подняться)- Лувр.

Первым открытием стал фонтан «Сен-Мишель». Говорят, возле святого Михаила встречаются влюбленные всего Парижа…Очень романтично!

От полюбившегося нам фонтана мы отправились по улочкам Латинского квартала… Периодически лил дождь, но когда выглядывало яркое солнце, а в лужах отражался задорный Париж, нам верилось, что жизнь удалась, да собственно, так оно и было! Да так оно и есть!

Неспешно гуляя, мы добрались до фонтана четырех епископов и, просто поразившей нас своей торжественностью и гигантскими размерами церкви Сен-Сюльпис (начало строительства - 1646г), правда фасад храма частично в лесах, но все-таки размах впечатляет. В церкви нет искусственного освещения, свет проникает лишь через витражи и окна, что придает некую таинственность. Это в данном храме проходит так называемая линия розы (в полу вмонтирована медная полоска), и здесь искали Грааль…

По пути мы встретили прекрасную парижанку, расположившуюся на скамеечке, посудачили с ней о своем, о женском…

Рядом с шедевром Родена

А в Люксембургском саду цвели тюльпаны, пионы и незабудки…Только вот из-за переменчивой погоды кроме нас на стульчиках возле водоема с утками никто не сидел... Меня глубоко поражает и трогает, что во всей Европе свободно гуляют утки, гуси, лебеди, в России же подобных мест немного, очень жаль! Пернатых мы видели плескающимися в фонтанах Лувра и Тюильри, на каналах Амстердама и в озерах Бельгии. То есть везде! Бедные птахи наверняка испытывают жуткий стресс от перелетов над территорией России, где под каждым кустом сидит охотник…

Получили порцию счастья возле фонтана Медичи – божественное место, веющее покоем и умиротворением!

Довольные, двинулись мы дальше, блуждая по улочкам Парижа, в Пантеон решили не заходить, не особо люблю я такие места, вот мимо музея средних веков Клуни прошли, немного жаль.

К башне Монпарнас мы также не пошли, эту даму из стекла и стали можно рассмотреть отовсюду. Катакомбы нас также не интересовали принципиально, поэтому мы отправились в сторону манившего меня музея Родена!

Все мы родом из детства

Увидев чудесный садик при музее Родена, где выставлено немало работ великого скульптора, я поняла, что моя душа готова здесь жить вечно! Не поленитесь, пройдите через весь сад, в конце парка (за арками из деревьев) вы увидите лежаки, переведите там дух, вытяните уставшие ноги, слушая райских пташек…Хочу туда, срочно, сейчас же! Из знаменитых скульптур в парке выставлен «Бальзак», «Адские врата», в здании музея выставлен «Поцелуй». А еще мне очень понравился бюст «Парижанки». Обязательно зайдите!

Сквозь кроны подстриженных в виде пирамидок кустов, выглядывал на нас, сияющий позолотой, Собор Дома инвалидов, а также стройный силуэт Эйфелевой башни.

Мой муж был как-то скептически настроен на посещение Собора Дома инвалидов, видимо ему в воображении рисовались какие-то мрачные картины, связанные с инвалидами…Однако, он был очень удивлен, увидев ТАКОЕ, и спасибо от него я заслужила обоснованно!

В Соборе находится саркофаг из 6 гробов, вставленных друг в друга (словно матрешки), с прахом Наполеона I. По периметру саркофага выложены в полу названия побед великого полководца, в том числе, увы, «Москва». Что еще сказать о Соборе- красиво, величественно, торжественно, и все это в превосходной степени! И это, пожалуй, единственный музей Парижа, где выдают бесплатный аудиогид, в том числе на русском языке. Вокруг Собора тянется огромный ров, аккуратно подстрижен самшит и разбиты газоны, в общем, красота!

И вот, наконец-то мы подобрались к Эйфелевой башне со стороны Марсова поля и военной школы.

Но тут снова стал накрапывать противный дождик, загнавший нас под крышу ресторанчика под названием, кажется, «Терраса». С удовольствием поев луковый супчик с традиционным овощным салатом и, запив все это красным вином, было принято решение на башню в этот день все-таки не подниматься, а дождаться хорошей видимости. И мы решили прокатиться на одном из городских автобусных маршрутов, на остановке нам встретилась парочка таких милых французских старичков, что просто чудо какое-то!

Аккуратные, по всей видимости, далеко не богатые, но такие галантные и участливые, мужчина в белой рубашке с бабочкой, женщина с аккуратной прической, прелесть, именно так я и представляла настоящих французов! Жаль, что не сфотографировали их, было как-то неудобно смущать пожилых людей. С помощью этих замечательных старичков мы сели на маршрут №69 (если не ошибаюсь), что оказалось просто удачей- в дождь кататься по цене 1,14 евро по парижским улочкам…Познакомились в автобусе с англичанами, с удовольствием совершающими подобную экскурсию, как оказалось далеко не впервые.

Итак, ориентировочно около 18-00 мы добрались на автобусе до Лувра, который в среду работает до 21-30, а ушли оттуда последними, ну, или почти последними…

Мы не пытались обойти все 17 км коридоров Лувра, но и то, что мы увидели, останется в нашем сердце навсегда. Повезло, что в эти часы было совсем немного посетителей, так что можно было легко подобраться к Джоконде, Венере Милосской, Нике, и другим шедеврам. Побывали мы и в покоях Наполеона, где роскошь просто завораживает! Описывать все это великолепие не имеет смысла, необходимо побывать там.

После такого длительного забега ноги моего супруга взмолились к моему разуму и сердцу, пришлось через супермаркет отправиться в отель.

Париж. День пятый, 30 апреля

Маршрут: Эйфелева башня (подъем)-Триумфальная арка-площадь Согласия - музей Оранжери - район центрального рынка и Бобур (центр Помпиду, отель де Вилль).

Этим утром мы наконец-то с удовольствием лицезрели яркое солнце, небо без единого облачка и приближающийся теплый день! Ура! Значит, поднимаемся на Эйфелеву башню!

К башне мы подъехали часикам к 10 утра, при этом очередь уже была внушительной. Зато у нас появилась возможность рассмотреть, совершенно не спеша, ажурную и, кажущуюся совершенно невесомой, конструкцию башни в 10 100 тонн (аж не верится). А кроме того, муж выторговал у надоедливых продавцов сувениров башню далеко не миниатюрного размера и еще 2 брелка в придачу всего за 6 евро, и это при начальной цене в 25 евро. А дешевле 15 евро мы башню такого размера и не встречали больше нигде. Но самый интересный, опять же на мой взгляд, образ башни мы приобрели в бутике аэропорта Шарль-де-Голль: такая (вернее «такой») француз с носом, в кепке, в ботинках и с багетом в руках, но ты точно понимаешь, что-это башня! Супер-образ!

Простояв в очереди 1 час, и купив билеты на третий, самый высокий уровень (теперь уже по цене 13 евро), мы начали подъем на лифте. Лифт доставил нас сначала на 2-й уровень, где мы бродили столько-сколько душе было угодно. А затем по нашему билетику мы поднялись на 3 уровень, на высоту, кажется, 311метров! Красотища сумасшедшая! Видимость в этот день была отменная, и панорамными фотографиями мы остались весьма довольны. Чего стоит только тень от силуэта башни на фоне дворца Шайо (Place de Chaillot)! Класс! Планируйте на башню не менее 3-х часов времени, меньше у вас вряд ли получится.

Вообще-то в Париже несколько обзорных площадок, вот некоторые из них - Эйфелева башня, Монмартр (купол базилики Сакре-Кер), Монпарнас, Нотр-Дам-де-Пари, арка в Дефансе. Но у нас, к сожалению, получилось побывать только на одной обзорной площадке, но, наверняка, самой лучшей!

Далее мы отправились в сторону Триумфальной арки, Елисейских полей и концептуального магазина Пежо.

Двигаясь по направлению к Сене, увидели странную стену из стекла толщиной 2см, длиной 150метров и высотой 10 метров! А рядом замысловатое здание со стеной в виде газона. И уже только дома, прочитав путеводитель, я узнала, что это Музей на набережной Бранли (музей стран Азии, Африки, Океании и Америки). Забавно.

Перейдя через мост на другой берег Сены, мы пошли дальше. Вот копия факела статуи свободы, а вот и тоннель, где разбилась принцесса Диана…

А вот и она- знаменитая триумфальная арка, на которую мы полюбовались только со стороны, так как не хотелось никуда уходить с улиц Парижа…. Вот рэперы показывают свое мастерство в плотном кольце зевак…. А вот и магазин Пежо, в котором выставлено всего лишь несколько автомобилей, но каких моделей! Однако и на улицах Парижа, Брюсселя и Амстердама мы встречали несколько не менее удивительных образчиков! Если есть время, то загляните в этот магазинчик, нет- так и не жалейте об этом!

Плотно подкрепившись в Макдоналдсе (расположенном совсем рядом с магазином), мы решили поберечь наши ножки, проехав несколько остановок на метро до площади Согласия. Ранее мы там были, захотелось прийти туда еще раз.

Не побывать на площади Согласия (или Конкорд) – будет огромной ошибкой, там очень красиво! Здесь- изумительные по красоте фонтаны (кстати, кто сказал, что фонтаны в Париже не работают из-за экономии? Все фонтаны р-а-б-о-т-а-ю-т!), здесь- Луксорский обелиск, а также перспектива красивейшего моста в Париже-моста Александра III, вид на Елисейские поля, растральные позолоченные колонны. Всех красот не перечесть! Увы, но здесь обезглавили Марию-Антуанетту, Людовика XVI, Робеспьера...

А вот и долгожданный музей Оранжери, он совсем рядом! У входа очередь, но по Museum Pass нас пустили вне очереди! Комната с кувшинками Клода Моне находится на втором этаже. Четыре стены- четыре полотна во всю стену! Упоительно! А еще в центре комнаты расположены мягкие диванчики, где ножки вполне могут отдохнуть, а душа в это время впитывать красоту…

День близился к вечеру, завтра 1 мая- выходной день во Франции, а следовательно, выходной во всех музеях и в магазинах, а также и наш последний день в Париже. Настигла паника -не закуплены сувениры и подарки…Если честно, жаль было тратить на магазины драгоценное время.

Вот и сейчас муж вспомнил образ церкви, маячившей из окна автобуса маршрута №69, и,

посмотрев на меня грустными, молящими глазами, сказал: «Хочу туда!», и мы, конечно же понеслись в указанном направлении, в конце концов не так много у него за время нашей поездки было индивидуальных желаний, всего лишь Амстердам, кладбище Пер-Лошез, Эйфелева башня, Лувр, и, как оказалось, эта церковь. Вот пожалуй и все желания…Нашли мы ее не сразу, улицы причудливо перестраивались, то в тупик, то в непроходимую глухую стену. Но все же добрались, и церковь оказалось действительно прекрасной, называется она, кажется, Сен-Клотильд.

Итак, за 1,5 часа до закрытия магазинов мы отправились на разрекламированную для шопинга улицу Риволи. Но 90% магазинов, в которых мы были, торговали какой-то невзрачной одеждой, майками, шортами, и т. п. Наверное, найти что-то стоящее нам просто не хватило времени. Мне намного больше понравились магазинчики в районе St Germen, там товар явно был разнообразнее, но мы, к сожалению, все покупки откладывали «на потом».

Вот так, перебегая от магазинчика к магазинчику, до тех пор, пока они все-таки не закрылись, мы оказались в районе Центрального рынка и Бобур. Помахали рукой уже знакомой нам башне Сен-Жак, сфотографировались на фоне Отеля-де-Виль (Мэрии Парижа), расположенного на площади, прежнее название которой - Гревская, место, где в течение более 500 лет проходили публичные казни (с 1310 по 1830гг). Жуть какая!

Смеркалось, день подходил к концу, но мы решили напоследок заглянуть в Центр Помпиду, чтобы самим убедиться в нелепости кроя этого сооружения. Здание словно вывернуто наизнанку, состоит из стекла и металлоконструкций, а все инженерные коммуникации, выкрашенные в различные цвета, проходят по фасаду здания. Вот и эскалатор, по которому мы поднялись все по тому же Museum Pass на 5 этаж (или на 6?), змейкой вынесен здесь снаружи здания. К тому времени в музей уже посетителей не пускали, но нам и не особенно хотелось…Полюбовавшись на виды Парижа с крыши Помпиду мы отправились в отель. Завтра был волнительный, последний день в Париже.

Париж. День шестой (пятница), 1 мая

Повторюсь, во Франции 1 мая- это выходной день, поэтому на этот день было запланировано: кладбище Пер-Лошез- пикник на Монмартре- кораблик по Сене.

День выдался изумительным, ярким, солнечным и незабываемым!

Но начали мы день с поиска прокатной конторы авто, расположенной на Gare du Nord, проверили наличие брони на наше имя на 2 мая и, успокоившись, поехали, на кладбище.

Существует сайт по кладбищу, если кого-то интересует, здесь можно «прогуляться» среди могил знаменитостей: http://www.pere-lachaise.com/perelachaise.php?lang=en. Отношение к памяти усопших – это тоже культура общества…Моего мужа тянуло туда отдать дань уважения Джиму Моррисону- солисту группы «Doors», что мы и сделали.

А еще здесь захоронен Бальзак, Пиаф, и многие другие. На форумах существуют отдельные топики по Пер-Лошез, добавлю только, что и мы набрели на несколько необычных, душещипательных памятников. Так, за бюстом Бальзака растет березка, а рядом скульптуры двух очень красивых девушек, вся композиция защищена стеклом, читаем надписи: принцесса Зинаида Долгорукая и принцесса Вера Лобанова-Ростова, дальше, к сожалению, не разборчиво…

А вот еще, на надгробной плите лежит монумент молодому мужчине во всем обмундировании, зеленый такой памятник уже, но несколько мест, а именно, губы, нос, бородка, ботинки и еще одна сугубо мужская особенность, натерты до блеска… Уже дома мы уточнили личность, и историю смерти Victor Noir: друг Виктора попросил вызвать на дуэль Наполеона III, оскорбившего его достоинство, т. е. фактически попросил стать секундантом.

Однако, неизвестно, что молодой человек сказал Наполеону, но по всей видимости что-то такое, отчего тот пришел в ярость и застрелил Виктора на месте. А у бедного, ни в чем не повинного Виктора на следующий день была назначена свадьба! Вот с тех пор почему-то и идут к нему с молитвой женихи и невесты со всего мира, и трут до блеска некоторые детали, девушки, чтобы удачно выйти замуж, мужчины, чтобы подольше сохранялась их мужская сила, зачем трут ботинки мне совершенно не понятно.

Заинтересовал нас еще один жуткий на наш взгляд памятник: будто с огромным усилием поднимая надгробный камень, из могилы протягивает руку с цветком мужчина. Здесь похоронен автор роман «Мертвый Брюгге».

С Пер-Лошез мы отправились на Монмартр. Прокатились на туристическом паровозике (5евро), в очередной раз сделав вывод, что ножками-то интереснее. Помните фразу героя Никулина: «Помнят ручки-то мои помнят…»? Народу было на холме перед Монмартром, а также на всех ближайших улочках тьма тьмущая. Все лениво сидели или лежали прямо на траве, лоснились, как котики.

Нам захотелось того же, тем более мы предусмотрительно принесли с собой для пикника все необходимое, бутерброды, вино, фрукты. Воспоминания с зеленого холма Монмартра одни из самых лучших воспоминаний в нашей поездке. Нам уже не хотелось никуда бежать, не хотелось подниматься на купол, мы были итак вполне счастливы. Отсюда вывод: не следует стремиться побывать везде, заглянуть в каждый уголок Парижа не возможно!

Вкусив глоток свободы и неги, мы отправились по сувенирным лавочкам, где и накупили сувенирную всячину.

А далее была запланированная экскурсия на кораблике по Сене, так сказать, прощальный взгляд на полюбившийся нам Париж. Еще дома для этих целей был выбран Батобус, вот их сайт: http://www.batobus.com. Но обещанных нам аудиогидов, тем более на русском языке, на нашем кораблике не оказалось. Ну да ладно, прогулка по реке и так несомненно удалась. Цена-11 евро, причем ты можешь кататься на этом кораблике хоть весь день, или зашел-вышел на одной из остановок. Не ручаюсь, что это удобно, т. к. на посадку на каждой станции формируется очередь (особенно возле башни), а проводить день в очередях сомнительное удовольствие.

Вечером мы, как уже было заведено, заглянули в интернет-кафе в Латинском квартале, перекачали фото с трех имеющихся флэшек на жесткий диск, еще раз повздыхали о проблемах, возникших у нас в связи с моим нежеланием тащить ноутбук в это путешествие, в очередной раз прозвучала фраза: «Выслушай женщину, и сделай наоборот».

Маевка на Монмартре

«Ну, вот и все, эта часть путешествия завершена»- с грустью подумали мы, нас ждет 2300 км дорог по Бельгии, Нидерландам, Франции.

До свидания, Париж!!!! Ты- интеллигентен, романтичен, суров, иногда суетлив, но чаще- не тороплив. У тебя лица разных цветов- черные и белые, но нам встречались в основном исключительно доброжелательные. У тебя таинственный, мурлыкающий, такой завораживающий мой слух говор!

Мы многое не успели, к сожалению, не побывали в музее Орсе, в Фонтебло и в Версале, не добрались до Дефанса и многих твоих парков… Не попробовали на вкус устриц, лягушачьи лапки (впрочем их я пробовала у себя дома), а также фу-агру (вообще-то я не люблю паштеты)…

И мы обязательно вернемся. До новых встреч! Пусть мы не успели кое-что из задуманного, не побывали везде, где хотелось нам побывать, но ты открыл нам что-то такое, что мы и не мечтали увидеть! Спасибо тебе, Париж!

БРЮССЕЛЬ. День седьмой (суббота),2 мая. Выезд из Парижа через Брюссель в Амстердам.

От Парижа до Брюсселя-302км; от Брюсселя до Амстердама еще 216км! Итого 518 км в день! С учетом вылазки в Брюссель предостаточно...

Утречком мы проснулись бодренькими, но, увы, не с первыми петухами, а впереди нас ждала её Величество Дорога! С чемоданом легко дотопали до прокатной конторы, о которой я вам уже рассказывала в самом начале своего повествования, чем оправдали для себя выбор района вблизи двух вокзалов. Оформив документы и заплатив 1евро (наверное, проверили платежеспособность карты), мы наконец-то получили ключи от нашего автомобиля, им оказался Ситроен С3- дизель, пузатенький такой, но вполне вместительный внутри, а в его багажнике мы запросто разместили наши вещи.

И тут, вспомнив наставления форумчан, я начала скурпулезно исследовать поверхность машины на предмет наличия царапин и вмятин. Обнаружив парочку, муж отправился за менеджером, который, однако, не вняв нашим просьбам о совместном осмотре автомобиля (я думаю, что они этим не занимаются в принципе, пусть клиент не теряет бдительности!), спуститься на стоянку не посчитал нужным, просто сделал у себя нужные отметки…Но и я не теряла времени даром! Пока муж отсутствовал, я обнаружила еще несколько отметин, оставленных «чайниками». В общем, муж вновь отправился с моими «находками» к менеджерам. Достали мы их, наверное…

К сожалению, навигатора у нас не было, да на трассе можно легко обойтись и без него, а вот в городах, я думаю, он оказался бы весьма полезным. Поэтому изучив еще раз распечатки из Гугла (типа- 50 метров туда, 100 метров сюда по такой-то улице…), мы осознали, что в рамках города ими пользоваться просто не реально! Ты ведь не можешь, двигаясь в колонне, остановиться, прочитав название следующей улицы, а потом проехать, например, 53 метра и снова остановиться. Куда важнее понять главное направление, отметив при этом №№ дороги и кое-какие пункты, и всё! Ну да ладно, где наша не пропадала?! А нигде не пропадала, и, надеюсь, нигде не пропадет!

В общем, интуитивно с удивительной для нас легкостью выехали мы из Парижа в нужном направлении в сторону Брюсселя, и при этом выезд оказался гораздо удобнее, чем по распечаткам из Гугла. Повинуясь Интуиции, следовали мы так по трассе минут 30-40, но почему-то нигде по пути не встречая нужных нам указателей. Не выдержали нервы…. И, придушив бедную Интуицию, двинулись назад, то есть в Париж…Позлорадствовала потом вволю наша Интуиция….

Проехав обратным путем «по следам на асфальте» обнаружили единственный указатель на «Брюссель», спрятанный среди густой листвы при выезде из Парижа! Оказывается, мы не доехали до первых больших указателей на трассе всего несколько километров. Это я уже потом, по совместительству устроенная штурманом в наш экипаж, легко определяла направление движения короткими репликами с шахматным уклоном типа «А2»-«Е314», а сначала было не просто, на пару нервничали.

Арка Сен-Дени

Еще дома, планируя маршруты, я по-женски задумала передвижение между городами по бесплатным дорогам, дабы проникнуться духом страны... Но сию идею на корню зарубил муж, и как оказалось, он был на 100% прав. Разрешенная скорость движения по автобанам-130км/час, а если же ехать по бесплатным дорогам, то соберешь на своем пути со скоростью 30-70 км/час все мелкие деревушки и небольшие городки. Если время не ограничено, то это- кайф, не спорю! А если планируешь от точки «А» до точки «Б», то не слушай Гугл (где подчас время в пути по бесплатным дорогам приравнено времени в пути по автобану), а сбереги нервы, время и топливо.

Первую остановку сделали вскоре после пересечения границы с Бельгией. Представьте себе: небольшое кафе, магазинчик, заправка и отсутствие туалета …Официантка нам указала на близлежащий лесок. Не думала, что и в Европе так бывает!

ИТАК, МЫ В БРЮССЕЛЕ!

Оставили машину возле очаровательного озера с лебедями, рядом с красивейшим сквером. Местные жители сказали, что по выходным дням в этом месте можно бесплатно без проблем оставлять машину до вечера, но до центра города далековато (топать минут 30). Но нас этот факт совершенно не испугал, начитавшись про проблемы с парковками в городах, мы обрадовались тому, что подвернулось! Да и что для туриста полчаса ходьбы по красивому городу? Сущий пустяк!

В этот день нам относительно повезло с погодой, временами сияло солнце!

Что запомнилось в городе:

• Grande Place-центральная площадь средневекового города, которую называют самой красивой площадью Европы. Говорят, что на этой площади постоянно происходят какие-то события, в эту же субботу была устроена выставка-конкурс самых невероятных фигур и композиций, народное творчество, в общем. Огромные и крошечные фигуры из соломы, ткани, металла и т. п., конкурсанты в соответствующем антураже. Была здесь и знаменитая вафля, одетая в кружевные трусики, а также бюргер, напоминающий Ленина.. Удивительно все, ярко и задорно! Порадовали брюссельцы нас - так порадовали!

А здания, расположенные на площади, можно рассматривать часами, до того они все разные и нарядные! На площади стоит Дом короля (XIII век), в котором никогда не жил ни один король, а были хлебные склады, тюрьма и трибунал, а сейчас располагается какой-то музей. Ратуша (XV век) с 90 метровой башней, с которой наблюдает покровитель города - архангел Михаил. Стоят на площади и разноликие Дома гильдий, то есть своего рода Министерства стрелков из лука (дом «Волчица»), производителей масел и жиров (дом «Тележка»). В давние времена у домов не было номеров, поэтому люди обозначали свое место жительства, например, так: «Я живу в доме на центральной площади с Лебедем». Кстати, в доме с Лебедем К. Маркс написал свой «Капитал».

В средние века размеры налогов зависели от площади фасада, чем она меньше, тем и налоги были меньше. Вот, оказывается, откуда пошли родом «пряничные домики», узкие фасады домов…. Архитектурный облик города формировался «рублем», однако.

Персонажи Парижа

Manneken Pis (Писающий Мальчик) в этот день был голеньким. История этой небольшой бронзовой фигурки (61см) начинается с 1619года. Существует легенда, будто затушил некий мальчуган пожар, чем спас город. Констатирую тот факт, что у бельгийцев с чувством юмора и фантазией все в порядке. К писающей девочке (1987г) мы не пошли, не вызвала она у нас такого желания…

• Вид на Нижний город с Горы Искусств – очень красиво;
  • Здание музея музыкальных инструментов, выполненное в изысканном стиле Арт-Нуво;
  • Выполнили туристический ритуал, дотронувшись рукой и загадав желание, до отполированного до блеска миллионами туристов памятника Э. Серкласу, возглавившему в 14 веке борьбу гильдий против аристократов.
  • Зашли в церковь Святого Николая (XII век), где нас просто умилила картинка общения священника со своей паствой: люди расходились после мессы, священник к каждому обращался по именам, спрашивал про детей и внуков, обнимал людей тепло и с участием. Нам показалось, что все эти люди принадлежат к одному семейному клану!
  • Обилие шоколада свалит с ног и лошадь…Здесь на каждом шагу шоколадные фонтаны, в которые обмакивается клубника, бананы и прочее, потом фрукты и ягоды складываются на тарелочки, и в кулечки, нанизываются в виде шашлычка…Продаются конфеты ручного изготовления. В Бельгии шоколад изготавливается без добавления консервантов, по крайней мере, так утверждают путеводители. Вкуснотища страшная! Слюнки до сих пор текут.
  • Бельгийские вафли - это отдельная песня! Толстенькие такие, пропитанные карамелью, на вафлю выкладывается по выбору клубника, фрукты и пр., а потом все это великолепие обливается сливками и шоколадом! Изумительно!
  • Разнообразие сортов пива. Из солидарности с водителем, которому еще нужно было довезти нас до Амстердама, в бар мы не зашли, так что 2000 сортов этого напитка в меню, к сожалению не увидели. Но на обратном пути мы заглянули в продуктовый магазинчик, где застряли, наверное, на час. Чего там только не было! И надо сказать, что в отличие от Франции все намного дешевле! В итоге, проведя опрос общественного мнения среди покупателей и продавцов, мы накупили всякой всячины всего лишь на 29 евро!

Едва не остались без рук, пока дошли до машины. Вот что мы пробовали ночью в Амстердаме, а также в оставшиеся дни нашей поездки: Trappistes Rochefort, Chimay (эль из серии Trappistes),Leffe (серия "аабатского пива", правда в настоящее время аббаты участи в его изготовлении не принимают),Grimbercen (в бутылке из под шампанского), Kriek (вишневое)

Мы только в Амстердаме обратили внимание, что все пиво, приобретенное нами в магазинчике, оказалось темным и крепким (7-11 градусов). Мне больше всего понравился kriek и leffe, мужу практически ничего не понравилось, он остался ярым приверженцем живого жигулевского пива, производимого в Самаре.

О Брюсселе у нас останутся только самые лучшие воспоминания. На сайте читала много мнений, что этот город не интересен в туристическом плане, скучно там, серо! А я, если бы заново планировала маршруты, то обязательно бы уделила изучению Брюсселя не менее 2 дней, чтобы побродить вдоволь по улочкам города, по его скверикам, посидеть в кафе, поглощая устриц и дегустируя многочисленные сорта пива.

АМСТЕРДАМ, 2-4 МАЯ.

В Амстердаме запланировали провести 2 ночи и один световой день, мало, конечно, но таков был выбранный нами маршрут. Изначально хотелось вписать в маршрут еще и вылазку в парк цветов Койкенхоф, расположенный в 35 км от Амстердама, работающий всего 2 месяца в году (с конца марта по 20 мая). Но, увы, не получилось побывать в царстве тюльпанов, Амстердам перевесил чашу весов.

Припарковали машину на популярной парковке системы «P+R» «Олимпийский стадион», стоимость 12 евро за 2 ночи, в цену входит еще и 2 билетика на трамвай. Следует отметить, что грамотные указатели с легкостью вывели нас с автобана напрямую к паркингу без утомительного плутания и мытарств.

Захватив с собой небольшое количество вещей, а также бельгийское пиво, мы отправились в поисках нашего отеля, расположенного вблизи площади Dam.

Уже в трамвае мы окунулись в особую ночную атмосферу города. Обкуренный молодец бегал (а местами и переползал) по трамваю с вопросом «Вам нужны проблемы?», проблемы не нужны были никому, включая водителя. Но, к слову сказать, это был единственный инцидент за время поездки, а в целом «в Амстердаме спокойно», как в прочем, наверное, и «в Багдаде». Выйдя из трамвая на нужной остановке, мы поинтересовались у встреченных нами дам о местонахождении отеля, при этом с нужным нам направлением выяснилось, что и не дамы они вовсе…

Об отеле я писала в первой части своего рассказа (введение), повторюсь только, что номер имел весьма затасканный вид, но мы и ему были рады, так как легко могли оказаться ночью на улице без ночлега, все отели, как выяснилось, были переполнены со дня рождения королевы.

В городе мы планировали просто погулять без особого плана, так как музеями насытились еще в Париже. С утра стояла характерная для Амстердама погода, то есть моросил дождь и дул ветер, поэтому решено было отправиться с автобусной экскурсией по городу, нас к этому особо подстегнуло наличие русского аудиогида. Стоимость 2-х часовой поездки-15 евро на человека. Ни в коем случае не прельститесь такой поездкой!

По городу нас возили 30-40 минут, а затем, словно стадо баранов, выгрузили на ювелирной фабрике-магазине, выйти из здания которой уже до окончания экскурсии было нельзя, потом мы сидели в автобусе, прожигая время (при этом не ждали заблудившихся туристов, а просто с-и-д-е-л-и), а в окна наконец-то светило солнце!

Дисней

Если вы хоть один раз были в так называемых музеях духов, на ювелирных фабриках, которые есть во многих туристических городах, вы поймете мое негодование, а с меня достаточно было Египта и Таиланда. Не думала, что попадусь на эту удочку в Амстердаме. Нам хотелось посмотреть город! И в наших планах не было цели приобретения бриллиантов! Вот так украли у нас 2 часа времени и 30 евро! Вот такой крик души получился…

Выйдя из автобуса, мы решили дойти до увиденной нами мельницы, а далее куда глаза глядят.

Побродили днем по кварталу красных фонарей, в витрине среди бела дня (а я думала, что это исключительно ночное зрелище!) стояла толстая негритянка, а напротив ее, на другой стороне улицы, абсолютно не симпатичная худышка. Но каково же было наше удивление, что с наступлением темноты в многочисленных витринах красовались сплошь красавицы, в большинстве своем славянской наружности! Наблюдали мы, как уже не молодой мужчина выбирал себе «живой товар»- зубы проверял, пощипывал...

Гуляя по городу, мы заходили в сувенирные магазинчики, в которых выставлены на продажу баночки с травкой, грибочки, а также в качестве сувениров предлагаются мягкие игрушки с выдающимся мужским достоинством, и тому подобные сувениры и аксессуары. А «обкуренные коровы» пасутся вверх ногами на потолке.

Поражает обилие велосипедов, говорят, что по статистике на каждого амстердамца (включая младенцев и стариков) приходится 4 велосипеда. О культе велосипедов писано везде - переписано, читано-перечитано, но когда видишь колонны велосипедов собственными глазами, все, что ты читал об этом, меркнет. Велосипеды прикованы к ограждениям каналов, к оконным решеткам…Я читала, что в Амстердаме есть традиция устраивать «похороны велосипедов», отслуживший свой век велосипед, под звуки траурного марша сбрасывают в канал.

А еще следует отметить, что если в Париже и Брюсселе велосипеды напоминают дорогие марки машин, то в Амстердаме, в котором сильно распространено хищение великов, это- металлолом на колесах. А вообще-то хотелось бы и в наших городах иметь велосипедные дорожки, хочу ездить на работу на велосипеде, это красиво, молодо и эротично!

В облике города не часто встречаются архитектурные излишества, почти нет ярких красок, но, тем не менее, Амстердам неповторимо красив в отражении своих многочисленных каналов, он- воплощение самой Графики! А в дни нашего посещения облик города был еще и растушеван нежно-золотистой феерией семян вяза, которые были повсюду, на мостовых и воде каналов, кружились в вихре замысловатого танца, вовлекая в эту мелодию нас! Может для кого то это- обычное зрелище, как скажем, тополиный пух для нас, но вязы внесли в нашу поездку дополнительную красочную нотку и Графика вдруг стала Акварелью.

В Амстердаме живут люди - труженики, которые постоянно отвоевывают у моря кусочки земли. А в связи с невозможностью строить на этой земле многоэтажные здания ощущается острая нехватка жилья. Поэтому в городе зарегистрировано порядка 2000 почтовых адресов - лодок. Идешь возле канала, а там палисадник такой с цветочками, кустики растут, а вместо дома - катер.

Зашли в бар «Хайнеккен», дабы попробовать знаменитое пиво на его родине, а заодно и перекусить. В небольшом помещении бара была тьма-тьмущая народу, группы людей стояли просто с бокалом вина или чашечкой кофе, но нам удалось сесть за столик, за который мы и пригласили супружескую пару амстердамцев. Познакомились, разговорились, вернее сказать, муж разговорился с ними, а мне оставалось только иногда мычать по поводу и без…

Она- учитель начальной школы с доходом в 2000евро в месяц, он- программист с доходом в 3000евро в месяц, двое детей, собственного жилья не имеют, арендуют квартиру. Нас назвали «богатыми людьми», так как муж взял 2 полных бокала пива по 0,5 каждый, а еще когда еду фаст-фудовскую принесли, челюсть у них почему-то отвисла. Они сказали, что на свою зарплату позволить себе могут только пиво 0,3 и чашечку кофе в выходной…. Оказались милыми людьми!

В Амстердаме я почему-то постоянно замерзала, несмотря на выглядывающее временами яркое солнце. Так что для полноты восприятия мне не хватило теплой куртки…

Эх, где наша не пропадала?! Или опыт самостоятельного путешествия.

Замок Шомон. Буйный полет фантазии?!

Утром 4 мая мы выехали в Брюгге. За окном проплывали картинки из сельской жизни, так отличающейся от всего увиденного в Амстердаме. На ухоженных пастбищах с шелковой травой паслись многочисленные стада коров и овец, проплывали мимо небольшие, аскетичного вида церквушки, скромные домики, а также ветряные мельницы, являющиеся также символами страны… К сожалению, в Нидерландах мы больше никуда не заезжали, не было времени…Однако, эта страна несомненно заслуживает более пристального изучения и тесного знакомства.

БРЮГГЕ. БЕЛЬГИЯ. 4 МАЯ.

От Амстердама до Брюгге 267км, от Брюгге до Руана -320км. Итого 587км в день! Ох-ХО-хо..

Итак, выехав из Амстердама часиков в 10 утра, мы ориентировочно в 14-30 уже оказались в городе Брюгге, Бельгия.

О Брюгге я, к стыду своему, до момента разработки маршрутов, ничегошеньки не слышала. А увидев на сайте фото, и, прочитав отзывы, просто влюбилась. В серии «Городское Путешествие» я уже дважды видела передачу о Брюгге («до» и «после» поездки), и мне она понравилась.

Брюгге - это небольшой, очень уютный старинный городок, где сохранилась атмосфера средневекового города. Иногда город называют северной Венецией, впрочем, мне совершенно так не показалось. Обилие каналов не в счет.

Едва въехав в город, и увидев первый попавшийся на пути Паркинг, мы решили оставить там нашу машину, предварительно пристав к паре-тройке местных жителей, насчет вероятных проблем с полицией…Ну не хочется, чтобы нашу ласточку эвакуировали …Местные жители успокоили, мол, если оставить машину на противоположной от частных коттеджей стороне все будет спокойно. Паркинг, кстати, оказался бесплатным, а центр города был в 10 минутах хотьбы.

Еще с парковки мы увидели колокольню сторожевой башни Беффруа (XIV-XV век), которая послужила нам отличным маяком в поисках центральной площади Гроте-Маркт. Эта площадь с ее пряничными домиками является визитной карточкой города, красота просто неописуемая! Как жаль, что фотографии не передают в полной мере атмосферу города и его нерв…

За 8 евро с носа мы поднялись наверх башни Беффруа (384 ступени), но оно того стоило! Поднимаясь, обратили внимание на «куранты с изнанки», а также на громадное бронзовое колесо карильона (это такой музыкальный инструмент, который с помощью часового механизма заставляет колокола исполнять какую-то мелодию) с 30 500отверстиями, в которые вставляют какие-то штучки для вызванивания определенной мелодии. Колесо это необходимо для автоматического управления, мелодии время от времени меняются.

Заглянули через стекло в святая -святых колокольни - помещение музыкантов, где хранится множество нот и орган. Я слышала, что 3-4 раза в неделю устраиваются настоящие карильонные концерты, на которых звучат народные фламандские мелодии, старинная и современная музыка (например, мелодия Битлз), а автоматически настроенная мелодия звучит в начале каждого часа. В общем, нам повезло, вволю полюбовавшись с высоты птичьего полета на виды Брюгге, мы уже начали спускаться, но тут заговорили колокола!

Вернулись…Буря эмоций вспыхнула в душе! Хотелось бы послушать живой концерт с высоты этой башни, сидя где-нибудь на площади в кафе…На внутреннем дворике башни идет торговля деликатесами, и прочей снедью, изготовленной монахами (?), кровяная сырокопченая колбаса в среднем по 30 евро за 1кг, мыло, буханки хлеба по 6евро.

Еще одно сильнейшее потрясение настигло меня в базилике Святой крови Христовой, мне удалось прикоснуться к капсуле со святой кровью... Войдя в базилику, я увидела священника на возвышении типа трибуны, склонив голову, он над чем-то читал молитву. Женщина, служитель базилики, определив во мне нерешительность и заинтересованность, знаками призвала меня подняться к священнику, что я и сделала, при этом бросив в благотворительный ящичек несколько монет.

Священник, читая надо мной молитву, направил мои руки к капсуле с кровью Христовой (да, это он над ней читал свою молитву!), не помню, прикасалась ли я к капсуле, целовала ли, но потом долгое время не могла унять дрожь во всем теле. Одна из легенд появления этой реликвии в Брюгге такова: в 12 веке граф Эльзасский привез из Иерусалима кусочек ткани с кровью Иисуса, который получил после Крестового похода. После возвращения граф издал приказ о строительстве церкви Святого Базилиуса, в которой должна была храниться реликвия. Отмечу, что снаружи базилика выглядит весьма просто, но внутри убранство просто потрясающе красиво!

Замок Шеверни

Реликвия хранится в роскошном ларце, изготовленном ювелирами в 1817году с использованием 30кг золота.

Город можно рассматривать несколькими способами: прокатиться с ветерком в карете (конные экипажи отправляются с площади), прокатиться на лодке (мы видели только обыкновенные моторные), либо пешком…Мы выбрали последний вариант.

А еще, если у вас будет такая возможность, останьтесь в Брюгге на ночь, я на сайте видела фотографии ночного города, подсветка волшебная! В Брюгге где-то 50 мостов, часть из которых разводные.

Про то, что Бельгия, и в частности Брюгге, царство шоколада, и кружева, писать не буду... Но слюнки по шоколадным лакомствам до сих пор текут. Добавлю только тот факт, что бельгийские производители принципиально производят шоколадную продукцию без консервантов (во всяком случае об этом везде пишут).

Музеев разнообразных в городе множество, но времени у нас было недостаточно, хотелось просто побродить, глотая местный колорит….

Мы еще долго бродили по улочкам города, забегали в магазинчики, ужинали в кафе (кстати, очень даже неплохо, мясо было на удивление вкусным и наконец-то прожаренным, без крови). Это кафе расположено на площади перед парком аттракционов, где можно развлечься на всю катушку. В сувенирном магазинчике при этом парке мы наблюдали за собачкой, работающей за прилавком (работающей - без кавычек), она стояла, опустив с важным видом передние лапы на прилавок, и подавала какой-то товар и рекламные проспекты покупателям…

Уезжать абсолютно не хотелось, около 21 часа мы все-таки сдвинулись в направлении Руана, где регистрация в зарезервированном отеле заканчивалась в 23-00. Почувствовав, что опаздываем в очередной раз, мы позвонили в отель, сказав, что «наша машина сломалась…».

Хотим увидеть все!

А времени- цейтнот

Поэтому мой муж

Звонит в отель и врет!!!

Как я уже писала ранее, все получилось замечательно.

РУАН. НОРМАНДИЯ. 5 МАЯ.

На 5 мая, как всегда, был намечен нами весьма насыщенный маршрут: пробежка по достопримечательностям Руана, далее Этрета (105км от Руана) – ночевка в Мон-Сен-Мишеле (237 км от Этреты). Итого 342км!

А мне хотелось еще заехать в места с такими поэтичными названиями, как Девиль, Трувиль, Онфлер, Мы даже повзорили с Володей, ведь я честно считала, что он это возможно! Но на практиек получалось и так "Галопом по Европе"...

Добрались до Руана-столицы Нормандии (регион Франции) почти в полночь. Я, как настоящая Маша-растеряша, успешно забыла дома схему проезда к отелю, помнила только, что он расположен в центре, вблизи собора Нотр-Дам, который и послужил своего рода маяком в ночи. Но, тем не менее, все же пришлось напрячь местного подвыпившего товарища, который с удовольствием объяснил маршрут проезда, но ему так хотелось пообщаться, а у нас совершенно не было времени! В общем, расставался он с нами долго и с сожалением…

Замок Шеверни. Детская

Но, не смотря на это, мы своевременно подъехали к отелю, возле которого практически через секунду появилась девушка-администратор, без ее участия мы бы даже в отель не попали, т. к. там система электронных замков-карточек. Мало того что она нас заселила, так еще и проводила до общественной охраняемой парковки, находящейся недалеко от отеля. Хочется еще раз сказать спасибо этой милой девушке!

Выйдя наконец-то из машины, и увидев во всей красе чудо, коим является руанский собор Нотр-Дам, шедевр пламенеющей готики, мы помчались, нет, не в номер, а фотографировать его во всех ракурсах! Бродили вокруг огромнейшего ночного собора, рассматривая детали и фотографируя, аж до 2 часов ночи, но оно того стоило!

Утречком, проснувшись, и плотно позавтракав в гостинице, мы побежали снова к полюбившемуся нам собору, благо от отеля до него всего 5 минут ходьбы, заглянули по пути в туристический офис, где нам бесплатно дали карту-путеводитель на русском языке. И в свете дня собор оказался потрясающим, но очарование ночных кадров мне почему-то ближе… Собор начали строить в 1210 году, закончили в начале XVI века, Клод Мане запечатлел этот собор в своих картинах.

Кстати, в Руане можно интуитивно, без карты передвигаться по историческим достопримечательностям, все самое-самое находится в центре, недалеко от собора Нотр-Дам:

• Фахверковые средневековые дома в центре всюду, радует отсутствие современных «инородных» вкраплений из стекла и бетона;
  • Действующий и ныне Дворец Правосудия изящен и очень красив;
  • Средневековые часы с одной стрелкой;
  • Место казни Жанны Д'Арк на старинной рыночной площади. Здесь стоит огромный крест, а также современный архитектурный комплекс, почему-то называемый собором. Хотя, на мой взгляд, сложно назвать данное сооружение собором, построен он в виде то ли языков пламени, то ли является просто бредом архитектора. Не знаю, серо так, не выразительно выглядит это огромное сооружение (в объектив фотоаппарата у нас не вошло). Не поняла, не оценила. Жанна Д'Арк, которую инквизиция сожгла на костре в 1431 году, является ныне канонизированной святой, память о ней повсеместно чтится во Франции. В соборе Нотр-Дам мне очень понравилась скульптурная композиция с Жанной, если будете там, обратите внимание!
  • Церковь Saint-Maclou в готическом стиле и аббатство Saint-Ouen находятся также не далеко от собора Нотр-Дам.

В Париже далеко не везде можно проникнуться духом средневекового города, а в Руане – запросто. Мне город пришелся по душе, нет толп туристов, от Парижа не далеко (120км), реально добраться на поезде.

На неспешную прогулку по центру Руана нам хватило трех-четырех часов, пообедать же мы решили в Этрете, на побережье пролива Ла-Манш, в 105 км от Руана.

ЭТРЕТА. НОРМАНДИЯ

О существовании такой дикой красоты до момента подготовки маршрутов я ничегошеньки не знала, но как только увидела эту красоту на фото в интернете, так и влюбилась в нее с первого взгляда! Это я уже потом вспомнила картины К. Моне и его пейзажи. Представьте себе - холодное море, галечный пляж (где почему-то попадается очень много «куриных богов»), и алебастровые скалы, а также устрицы, прикрепленные к камушкам на мелководье…

Скалы имеют арки, а у арок существуют имена, но я их для себя не отразила, для меня важнее визуальное наслаждение.

Атлантическое побережье славится своими отливами-приливами. В момент нашего приезда был отлив, и мы, бросив машину на платной стоянке, поспешили к скалам и к морю. Море здесь даже в жаркие летние месяцы не прогревается более, чем на 18 градусов, а в начале мая оно уж и вовсе было холодным, брррр…День выдался, к сожалению фотографа, пасмурным, дул ветер, а впрочем, наверное, в этих местах ветер не редкое явление… Я вооружилась двумя куртками, так как не хотелось поймать насморк.

Ползая по камушкам и водорослям обмелевшего моря, я сделала открытие: тут тьма-тьмущая устриц! Вот, оказывается, как они растут, прилеплены к камням, спрятаны среди оголившихся водорослей…. Устрицы способны пережить осушение, обходиться какое-то время без воды. Стайки устриц, уж не знаю почему, но мне напомнили разбросанные семена подсолнуха.

Побродив некоторое время, я начала замечать, что вода как-то невидимым, едва заметным образом, заполняет собой все ямки, по которым мы только что бродили…Это начался прилив! К моменту нашего отъезда из Этреты (где-то в 8 вечера), мы обнаружили, что вода завоевывала сушу, нам показалось, что пляж скрылся под водой метров на 5-10. Зрелище весьма интересное и занимательное!

Поднялись мы по крутой тропинке наверх скалы, той, которая справа. Вид открывается оттуда просто сногсшибательный! Жаль, что было пасмурно.

Среди наших маршрутов- это был единственный, где мы не плутали по улицам, соборам и музеям, а просто отдыхали, так сказать, разбавили отдых новым сюжетом…

Сам городок Этрета совершенно небольшой, камерный и уютный.

Расположиться на обед/ ужин в кафе или ресторане мы не решились, слишком долго обслуживают французы…Накупив различной снеди, мы перекусили, расположившись на скале, глядя на бескрайнее море. Особенно понравилась колбаса и мясо (15 евро за кг).

А еще мы успели накупить там очередную партию сувениров.

Информация по стоянке: можно заплатить в автомате за 0,5часа и более, после 19-00 стоянка бесплатная, стоимость парковки - это сущие копейки, за 1час примерно 1 евро. Находится она в районе пляжа.

МОН-СЕН-МИШЕЛЬ. НОРМАНДИЯ. 6 МАЯ

По пути из Этреты в Мон-Сен-Мишель (МСМ) мы проехали через мост «Нормандия» (5 евро), удивительно творение рук человеческих…. До 1999года этот мост был самым протяженным (2350метров) подвесным мостом в мире, а теперь пальма первенства у моста в Японии. Ехать через него мне было страшновато, наверное, я трусиха, но вспомните о мосте в мультике про золотое колечко и Ванюше, в котором царь-батюшка приказал за одну ночь построить мост от царского двора, до дома жениха…И мост получился в виде радуги, и мост Нормандия такой же…

Заблудились мы в Гавре, итак пытались выбраться из города, и этак, курсируя по его улицам, просто мистика какая-то, как выбрались нам до сих пор не понятно.

В общем, добрались мы до аббатства в наше любимое время, то есть в полночь…

Об отеле я писала в самом начале своего отзыва, повторюсь, что нам нечаянно повезло заселиться в отель в самом МСМ, вместо зарезервированного ранее отеля в 2 км от МСМ! Бросили машину на неохраняемой парковке у входа в МСМ (другой там просто не существует!) и побежали искать отель…

Представьте странную картину: 2 путника в ночи ищут отель, название которого вышибло из головы, бумаг на руках по этому отелю никаких, прохожих практически нет, встретили лишь парочку туристов, и все заведения, разумеется, закрыты наглухо. И тут, мы наконец-то, чуть ли не в подворотне, натыкаемся на Тень …Спросив у нее «про то, не знаю чего», мы услышали, что именно нас она, т. е. Тень и ожидает. Тень принадлежала служащему отеля, который мы искали, ну не фантастика ли это!

Когда мы приехали МСМ, крепость была в божественной подсветке! Бесполезно описывать неземную красоту…Но едва мы приготовились сделать первый снимок, как по волшебству, нарядная иллюминация отключилась, а перед нами возникла серое нагромождение на скале. До сих пор очень жаль упущенного момента запечатлеть МСМ в подсветке!

Поясню для тех, кто первый раз слышит про Мон-Сен-Мишель:

Существует легенда, что именно в этом месте закончилось библейское сражение архангела Михаила с Сатаной в образе дракона. Аббатство увенчано шпилем с позолоченной статуей святого Михаила, копия статуи в натуральную величину также находится в аббатстве, и она явно больше человеческого роста, а на шпиле кажется такой крошечной…

До строительства первого культового сооружения в VIII веке остров носил название Могильная Гора.

По легенде, в 708 году Архангел Михаил явился епископу Авранша (святому Оберу), которому дал задание построить на скале церковь. Трижды пришлось явиться стражу райских ворот к епископу, так как тот не был уверен, правильно ли он истолковал знамение. И только после того, как по одной легенде архангел Михаил постучал ему по голове перстом, а по другой прожег епископу мечом рясу - Обер приказал монахам начать строительство первых культовых сооружений. Остров упоминается и в легендах о короле Артуре. В частности, король Артур сразил жившего здесь великана. Кроме того, рассказывалось, что в толстых стенах аббатства замурован Святой Грааль.

Начало постройки бенедиктинского аббатства датируется 11-16 веками, на макетах, расположенных внутри аббатства, прослеживаются вехи строительства. В 12 веке аббатство стало одним из центров паломничества Западной Европы, его влияние и мощь росли. Воздвигались даже подобия аббатства, например, Гора Святого Михаила в Корнуолле.

На протяжении многих лет остров, укрепленный самой природой, отражал неоднократные набеги викингов. За всю свою 1300 летнюю историю остров ни разу не был покорен, даже выдержал 10-летнюю осаду англичан. В 2009 году в течение года проводятся различные мероприятия в честь юбилея (можно посмотреть на сайте).

Закат могущества монастыря начался во время Столетней войны, англичане осаждали аббатство с 1424 по 1434 г, но так и не смогли захватить остров. Город, однако, был почти полностью разрушен. Тем не менее, уже с середины 15 века аббатство снова начало принимать паломников. В 1469 г здесь расположилась резиденция вновь основанного ордена Святого Михаила. Ко времени Великой Французской революции стал почти заброшен и закрыт (монахи вернулись на остров только в 1966г), а до 1863 г остров использовался как тюрьма.

Аббатство святого Михаила является памятником мирового наследия, жемчужиной Франции, охраняется ЮНЕСКО. В настоящее время там зарегистрировано всего 80 жителей (!?), 50 из которых являются монахами.

Вот, не хотела ссылаться на путеводитель, но решилась, для полноты восприятия места…

Говорят, что здесь самые высокие морские приливы (около 9 метров), в самые высокие дни приливов (на сайте МСМ существует график приливов и отливов) море подходит непосредственно к крепостным стенам. А мы же утречком гуляли по окружающим пескам, «не замочив ног». Серые пески простираются до горизонта, я видела, как забавно носились по ним собаки со своими хозяевами… Предупреждают, что эти пески якобы являются зыбучими, не уверена, что это так. Может все же это - байка, придуманная организаторами экскурсий по пескам (существуют пешие и конные маршруты)?

С конца 19 века остров связан с материком дамбой протяженностью 2 км (или?), так что это уже не совсем остров…Иногда вода доходит до стоянки автомобилей, но проехать можно всегда.

Неудивительно, что пожилые люди и инвалиды составляют большую долю среди туристического люда европейских государств. Но все равно удивительно видеть старичков с палочками, с трудом карабкающихся по крутым лестницам аббатства…А еще почему-то в Европе много туристов, путешествующих с собаками, в том числе и в МСМ! А моя собака дома просиживала, бедолага!

Аббатство открывается в 10 утра, стоимость входа 8 евро, где-то на форумах прочитала, что можно сэкономить эти деньги, зайдя в некую дверь бесплатно, на заметке сие действие держала, дверь видела, если кого-то интересует - напишу, но мы пошли обычным путем (через кассу), совесть так приказала. Подняться в аббатство необходимо непременно, но внутри богатых интерьеров не ждите, как и подобает аббатству все там аскетично. Но не богатство интерьеров здесь интересно, а аура и живая история острова-горы. Толстенные стены, зеленые ото мха и местами обвитые плющом, потрясающий вид сверху на равнинные окрестности.

Для осмотра МСМ, включая аббатство, на мой взгляд, достаточно 3-4 часов, но это, разумеется, без учета времени на обед.

Красивые легенды, богатая история, незабываемая архитектура, а также удивительная аура этого места ежегодно привлекают миллионы туристов, МСМ - это раскрученный во Франции туристический бренд, уступающий только Эйфелевой башне и Версалю.

В принципе мне добавить больше нечего, кроме того, что МСМ считают еще и 8 ЧУДОМ СВЕТА, поищите на сайте фото с видами МСМ, там попадаются весьма удачные и убедитесь сами!

Вот основные полезные ссылки: http://www.ot-montsaintmichel.com/horaires_mai09.htm, http://www.mt-st-michel.fr/?lang=ru

В связи с тем, что завтрак в отеле был сытным, а с собой в машине всегда имелась кое-какая еда, мы решили выехать в сторону замков долины Луары до г. Блуа, расположенного в 290км от МСМ. При этом, в первые, было решено, не спеша[/I] колесить по бесплатным дорогам Франции, избегая скоростных автобанов, так сказать проникнуться духом «кантри». Кроме того, мы знали, что дороги, не смотря на то, что бесплатные, находятся в отличном состоянии (у нас таких почти нет). Ключевое слово «не спеша», потому что территория Франции довольно таки густо заселена, а скорость движения по встречным деревушкам и городкам составляет от 30 до 60км/час. В общем, доконали моего водителя пешеходы, плавно курсирующие по переходам, а я была довольна, разглядывая окрестности. Так, что выбор дороги всегда дело личное!

ЗАМКИ ДОЛИНЫ ЛУАРЫ. 6-8 МАЯ

На этот раз добрались мы до г. Блуа в удивительное для нас время, около 18 часов вечера машина уже стояла на парковке! Зарезервирован был отель вблизи замка Блуа, то есть в центре города. Подземную парковку мы увидели, двигаясь вдоль набережной Луары. Стоимость парковки- 8 евро в день. М-м-м, дороговато…

Про отель я уже рассказывала в самом начале отзыва, но добавлю, что у 40-летнего парня Филиппа, хозяина отеля, повод для гордости имеется- это семейный бизнес на протяжении столетий (с его слов), зданию уже 570 лет. С малюсенького внутреннего дворика в окно номера на нас с устрашающим постоянством смотрели 2 одинаковых кошки, абсолютно гладкие, словно сфинксы. А еще душка-Филипп предоставил нам «запросто так» свой рабочий ноутбук, мы переписывали с помощью его наши фото на жесткий диск.

Обязательной программой было посещение 3-х замков: Шамбор (Chambord), Блуа (Blois), Шенонсо (Chenonceau).

Факультативно: Шеверни (Cheverny), Вилландри (Villandry), Азе-ле-Ридо (Аzay-le-Rideay), Амбуаз (Amboise).

В итоге вот что у нас получилось:

6 мая ужин и свободное парение по Блуа;

7 мая: замки Блуа, Шамбор, Шеверни. В туристическом офисе в Блуа (находится на площади перед замком) мы приобрели билеты «оптом» по цене 22 евро (ориентировочно) на человека, сэкономив при этом порядка 5 евро на человека. Этим и определился выбор замков на 1-й день экскурсионной программы по долине Луары. Вечером снова гуляли по полюбившемуся нам городку Блуа;

8 мая: в замке Шомон (Chaumont) мы побродили по занимательным садам (замок оказался по дороге в Амбуаз), побродили по городку Амбуаз, сделав фотографии замка и его крепостных стен (внутрь замка не заходили), посетили замок Шенонсо. Вечером 8 мая (до 23-00) мы должны были сдать арендованную машину в Париже и уехать в аэропорт.

Вот несколько полезных ссылок:

Долину Луары поэтично называют свадебным платьем Франции. Здесь замки встречаются «на каждом шагу», говорят, что их сотни. В приобретенном нами красочном путеводителе на русском языке (приобрели в замке Блуа за 10 евро) я насчитала всего 24 замка. Экскурсии в долину Луары практикуются из Парижа на 1 или на 2 дня, вот и у нас на осмотр замков было всего 2 полноценных дня. Достаточно ли этого времени?

Вопрос спорный, кто-то доволен одним днем, а кому-то и месяца мало. Дело вкуса и наличия времени. Но мы, то ли уже изрядно подустали от обилия туристической информации, «насытившись впечатлениями в целом», а замками в частности, но во второй день нашего похода по замкам решили не спешить к очередному сооружению, как-то «не хотелось»… Поэтому мы не поехали в дальние замки, в Вилландри и Азе-ле-Ридо.

Мой рейтинг замков выглядит так:

• Шамбор – потрясающая архитектура, поражает крыша. Огромное, изумительное по красоте сооружение! Выстегивает совершенно. Но с исторической точки зрения - почти ноль;
  • Шеверни - мне понравилась камерность этого замка, семейная атмосфера, всюду милые букетики цветов (не шикарные, помпезные, как в Шенонсо), фотографии. Создается ощущение, что хозяева только что вышли, оставив музыку в залах, горящие канделябры, свет в торшерах…
  • Шенонсо и Блуа в моем рейтинге стоят на одном месте.

Шомон (гуляли только по садам) и Амбуаз (бродили возле стен) проходят вне конкурса.

Теперь о своих впечатлениях подробнее (без исторических нюансов, в изобилии существующих на сайтах и путеводителях):

Город Блуа был выбран нами не случайно, в пользу коего я склонилась, начитавшись отзывов. И мы не пожалели о нашем выборе. Красивейшие пейзажи, средневековые улочки в холмистой местности, чарующая архитектура, близость замков по нашей прогрмамме.

Все было замечательно, кроме того, что нам традиционно не понравился ужин в кафе со счетом в 53 евро, но мы к этому уже привыкли… Кафе «Леонардо», расположенное на набережной Луары посоветовали нам местные жители. Вместительное заведение было уютным и битком забито местными (они безошибочно угадываются). Заказывали мы то, что было на тарелках у местных.

Эх, где наша не пропадала?! Или опыт самостоятельного путешествия.

Руан. Средневековые часы с одной стрелкой

В очередной раз мы убедились, что теория «обедай там, где местные», во Франции у нас не работала. Но в этом кафе мало того, что все муж все оставил на тарелке, так его еще с головы до ног облила вином неуклюжая официантка! Умело так расплескала она полный бокал красного вина на брюки, рубашку и ветровку, а скупые извинения от нее мы дождались только в конце ужина! Можно было закатить скандал и не платить по счету, но что-то нам не хотелось…

Напротив главного входа в замок расположен музей Магии, внутрь мы не заходили, но наблюдали головы и хвосты драконов, с грохотом выглядывающих из окон, с какой-то там установленной периодичностью.

Если подойти к замку со стороны города (не реки), то открывается потрясающий вид на старинный сквер с огромными соснами! А за лужайкой находится собор, зайти в который стоит хотя бы из-за Девы Марии с Иисусом на руках, выполненной очень искусно. Скульптура Мадонны выступает на фоне нарисованных облаков, плюс удачно подобранное освещение делают восприятие композиции объемным…

Замок Блуа – замок четырех эпох и четырех стилей, но такая мешанина не портит его. Имеется русский путеводитель-схема.

• История замка начинается со строительства первой крепости графом де Блуа в IX веке, ныне сохранился зал Генеральных штатов (XIII век). Это первый замок, первый стиль. Зал выполнен в сине-бордово-золотистой гаммах. Внутри очень красиво, а снаружи здание без изысков. Это часть правого крыла замка.
  • Второй замок построен в XIV веке во времена Людовика XII, чья статуя на коне украшает вход в замок. Это здание «с левой стороны входа», и здание, в котором расположен главный вход в замок.
  • Третий замок носит имя Франциска I, построившего здание и красивейшую парадную лестницу; Расположен справа от входа (в продолжение зала Генеральных штатов).
  • Четвертый замок в стиле XVII века называется «крыло Гастона Орлеанского» - это центральная часть замка (напротив входа). Здесь сейчас проходят современные фото экспозиции.

Блуа - это любимая королевская резиденция на протяжении нескольких столетий, здесь короли жили, а не просто приезжали поохотиться, здесь принимались важные исторические решения. Здесь была резиденция королевы Анны с двором в 300 человек! Жили короли Людовик XII, Франциск I, а также королева Клод с шестью детьми. Здесь провела свои последние дни королева Екатерина Медичи, здесь убили герцога де Гиза. Поэтому в замке аккумулировано множество красивых предметов мебели, великолепные гобелены и посуда. Мне приглянулся «гжелевский» бюст Генриха II, старинный рояль, шкафчик с множеством ларчиков. Потрясающе!

Красивый вид на город и реку открывается с крепостной стены замка.

Во дворе замка мы заметили яростного фотографа-немца, который признался в своей особой любви именно к этому замку во все времена года.

А еще нам в этот день повезло с погодой, было ослепительное солнце!

Замок Шамбор- как говорят, является 100% узнаваемым символом Франции, таким же, как Эйфелева башня и Нотр-Дам-де-Пари. Это самый крупный из всех замков в долине реки Луары.

Шамбор построен в 16 веке по приказу Франциска I среди бескрайних лесов и полей и позиционировался, как охотничий домик. Вы можете представить охотничий домик, в котором находятся 426 комнаты, 282 камина? Вот и мне сложно. Имя архитектора неизвестно, но исследователи уверяют, что в проекте принимал участие Леонардо да Винчи, как минимум при проектировании двойной монументальной спиралевидной чудо-лестницы. Просто необходимо подняться на крышу замка (или террасу?), полюбоваться на дымоходы и башенки. В центре крыши располагается башенка высотой 32 метра, а на самом верху ее не крест, а королевская лилия. Некоторые монограммы лестницы на уровне террас выполнены вверх ногами, — «[I]чтобы Бог с высоты неба видел королевскую мощь[/I]»!

Кстати, строительство замка велось в чудовищно-сложных условиях: в болотистую почву загонялись дубовые 12-метровые сваи фундамента, численность рабочих доходила до 1800 человек, среди которых немало умерло от лихорадки. На телегах перевозили весь строительный материал, в том числе и огромные глыбы белого песчаника. Каменотесы, уже в те времена, работавшие сдельно, оставляли свои, едва приметные, знаки, дабы предъявить их казначею!

Франциск I провел в этом замке 70 дней (или что-то около того), однажды продемонстрировал свое

богатство и величие своему сопернику испанцу королю Карлу V.

После смерти Франциска I последующие французские короли не особо интересуются заброшенным замком. Переустройством замка занимался Людовик XIV, Мольер здесь дал свой первое представление пьесы «Мещанин во дворянстве». В замке несколько лет прожил свергнутый польский король Станислав Лещинский. В годы французской революции вся мебель из замка была распродана. Были времена, когда замок служил полевым госпиталем. Сейчас замок и деревня Шамбор являются собственностью государства.

Осмотр внутреннего убранства много времени у вас не займет, запоминаются костюмированные стилизованные картинки из королевской жизни, вот король сидит на троне, а возле него его подданные (?), а вот театральная сценка... Обратите внимание на туалет той эпохи

Возле замка огромная парковка, стоимость 3 евро. Вход на территорию замка бесплатный, если нет желания подниматься на крышу и заходить внутрь, можно просто им полюбоваться.

Замок Шеверни –расположен на землях, принадлежащих одной знатной французской семье с XIV века. Восхищает и удивляет следующий факт: в 1528 году земли были, под давлением обстоятельств проданы (не буду углубляться в имена и в подробности), но вскоре король реабилитировал человека и признал данную сделку недействительной, а земли вернул прежним хозяевам! Во как!

В замке прекраснейшие интерьеры и какая-то радушная атмосфера.

Подъехав к замку в 17-00, мы услышали лай, так что первым делом мы направились к псарне.

В это время гончих собак, «будто 100 штук из ларца, одинаковых с лица», вывели на прогулку и водопой на радость туристам. Кормят их, как мне сообщили на форуме, всего лишь 2 раза в неделю, но и увиденного нами зрелища достаточно. На собаках стоит клеймо «V».

Выйдя из замка, мы отправились в дегустационный зал дегустировать вино, вернее, я отправилась, т. к. мой водитель снова «пролетел». Зал находится напротив входа на территорию замка. После мучительных, но приятных раздумий было выбрано несколько бутылок вина. Одну из которых мы уговорили вечером в отеле в г. Блуа.

Замок Шамон (Chaumont) - не был запланирован нами для посещения. Но, по дороге из Блуа в Амбуаз, мы увидели красивый замок на другой стороне Луары. Я читала, что внутри идет реставрация, но на территории замка проводится ежегодный фестиваль садов. Внутренними интерьерами мы были уже сыты, поэтому решили побродить только по садам. Билет для прохода в парк стоит, по-моему, 9 евро, с посещением замка, соответственно еще дороже.

Это было 8 мая - праздник, день освобождения Франции от фашистов (выходной день), поэтому нам довелось увидеть демонстрацию местной администрации и активистов. Веселые люди (всего человек 50) с оркестром двигались по улицам города, чтобы возложить цветы к местному мемориалу.

А сады временами напоминали бред сумасшедшего: заборы из пластиковых бутылок, какие-то странные фонари, кресла из дерева, опилки разных цветов, а на веревке в одном садике повесили «сушиться» штаны, майки и т. п. в розово-сиреневой гамме! Но эти сады послужили яркой дополнительной картинкой к нашему отпуску. Понравились садики в японском стиле (все в красном), а также озерца с квакающими лягушками. И все это на фоне замка!

Замок Шамбор

Амбуаз - в городок мы заехали для того, чтобы перекусить (очередной неудачный опыт), а также сфотографироваться на фоне стен замка. Заходить туда мы не стали, просто побродили по улицам города, напоследок приобретая сувениры и подарки.

Замок Шенонсо (XVI век)- был обязательным пунктом нашей программы. Разочаровало, что 1/3 фасада была в лесах, а также не понравилось огромное количество туристов на небольшой территории замка. Замок построен на воде в виде моста через реку, его еще называют «замок-мост».

Это «дамский замок», замок четырех женщин:

• Первой здесь обосновалась любимая фаворитка Генриха II Диана де Пуатье, во время женитьбы короля на Екатерине, она уже восседала на подиуме, как королева. Король подарил Диане этот замок в качестве извинения за свою женитьбу, Диана решила превратить замок в поистине королевские владения, разбив парк (тот, который больше размерами и находится слева от входа в замок). В замке несколько портретов Дианы, стройная дама, но, на мой взгляд, вся какая-то блеклая…
  • Второй женщиной-владелицей замка стала Екатерина Медичи, после трагической смерти своего мужа Генриха II, который умер от случайно полученной на турнире раны («из бахвальства» переломил копье), выгнавшая из замка свою соперницу и с удовольствием поселившаяся в замке. Екатерина разбила замок справа от входа в замок (если стоять лицом к замку).
  • Третьей женщиной стала Маргарита Наваррская, жена Генриха IV
  • Четвертая женщина – это королева Луиза, поселившаяся здесь еще до смерти своего мужа Генриха III. А после его смерти безутешная вдова поселилась в черной комнате замка (черный потолок, стены, кровать, шторы и т. д.), и оделась в белые одежды («белый траур»). Луизу называю белой дамой Шенонсо.

Обращает на себя кухня замка с многочисленной утварью. Поражают огромные букеты из роз, лилий и пр. Великолепны интерьеры замка.

Замок Шенонсо был последним пунктом нашей экскурсионной программы, впереди была дорога в Париж, сдача автомобиля и дорога в аэропорт. В отеле, после долгих сомнений, было решено не останавливаться, т. к. у нас был ранний рейс (в 7-20), а провести ночь в аэропорту. А теперь представьте: ночь, огромный аэропорт, и ни одного служащего, и все-все (кроме туалетов) закрыто!

Ух, подошел конец моему рассказу….A я снова хочу в путь!!!

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия