Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 21:13
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Бандар-Сери-Бегаван — Бруней Март 2010

Поскольку после Малакки друзья направлялись в Куала-Лумпур, а я там уже был в прошлом году, то я решил, что мне надо вместо этого съездить в какое-нибудь новое место. Или не съездить, а слетать. Из всех направлений, что предлагала авиакомпания Air Asia, меня заинтересовали две места — Сиемреап в Камбодже с его грандиозным храмовым комплексом Ангкор и крошечный султанат Бруней, что на острове Борнео. Поначалу мой выбор остановился на Камбодже. Однако потом, когда я в очередной раз стал сравнивать цены, вдруг оказалось, что авиакомпания Royal Brunei Airlines предлагает очень выгодные цены на Бруней, даже дешевле, чем у Air Asia. Ну и плюс, как я подумал, в Ангкоре уже многие были, и в этом смысле Бруней виделся куда большей экзотикой. Вобщем, было решено — лечу в Бруней.

Утром я на автобусе выехал из Малакки в сторону Куала-Лумпура. В уже ставшем родным после прошлогодней поездки аэропорту я оставил свои вещи и налегке, с одним рюкзаком, пошел на посадку.

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Только сейчас заметил, что в транзитной зоне устроен "зимний сад наоборот" - если в здании аэропорта прохладно, то вон там, за стеклом на открытом воздухе растут джунгли. Туда можно зайти, откинув занавеску, отгораживающую джунгли от аэропорта.

Airbus A320 авиакомпании Royal Brunei Airlines. Фото с сайта airliners.net.

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Приколы начались с самого начала. Пассажирам объявили, что для того, чтобы хорошо летелось, наш полет надо благословить. Сверху выдвинулись экраны, на которых на фоне мечети пошли тексты молитвы и зазвучали завывания муллы.

А еще перед взлетом стюардесса провела обряд изгнания из самолета дьявола :))

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Наш экипаж выглядел примерно вот так, это я с журнала сосканировал. Я правда не знаю, где его составители взяли такого пилота, ибо все виденные мной в аэропорту пилоты Royal Brunei были типичными европеоидами :)

В остальном же полет прошел вполне обычно. И в отличие от Air Asia здесь в цену входил полноценный обед.

По прилету в Бандар-Сери-Бегаван все пассажиры выстроились в длинную очередь на иммиграционном контроле. Чиновница за стойкой похоже первый раз видела эстонский паспорт — ей пришлось идти и консультироваться с коллегами. Те ее успокоили — да, есть такая страна :)

Вывески повсюду в Брунее дублируются арабской графикой. Это должно говорить об особой набожности здешних мусульман.

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

А вот откуда отходят автобусы в город, описанные в Lonely Planet, я так и не нашел. Девушка на стойке информации отослала меня куда-то за французский ресторан, там было что-то, отдаленно напоминавшее остановку автобуса, но сами автобусы там не останавливались. Я стал следить, каким маршрутом идут автобусы, они подъезжали к дверям, высаживали пассажиров и сразу куда-то уезжали. Пойдя по их следу, я набрел еще на одну остановку, которая выглядела примерно вот так -

Я постоял здесь минут 10, пока проезжавший мимо на машине англичанин не сказал мне, что автобусы здесь не останавливаются. Плюнув, я вернулся к аэропорту и взял такси. Оно здесь стоит 25 брунейско-сингапурских долларов, что довольно дорого.

-Но что делать, если ваших автобусов не дождешься, — сказал я таксисту.
-Ага, ответил он, -уже 6 часов, автобусы уже закончили ходить.

По дороге в город мы проехали парламент Брунея, о чем с гордостью сообщил таксист.

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Парламент Брунея состоит из 32 депутатов. При это первыми двумя депутатами являются сам султан и его наследник. Также в состав парламента входят все министры правительства и главы регионов. Оставшиеся места занимают влиятельные брунейцы. При этом ни политических партий, ни выборов в парламент нет - всех депутатов назначает лично сам султан. Зачем тогда такой навороченный парламент? А чтобы было, как у всех :)

-А у вас в Estonia есть парламент? -стал расспрашивать меня таксист. -А правит кто, король или президент? И вообще, Estonia это независимая страна или вы под Британией? :)

Тут надо заметить, что сам Бруней находился под Британией до 1984 года, и в советских атласах Бандар-Сери-Бегаван подчеркивался волнистой линией, как административный центр колонии. Сейчас же Бруней — это независимое государство, которым правит султан Хассанал Болкиах. Тот самый, что считался самым богатым человеком в мире до того, как его обогнал Билл Гейтс. Население Брунея составляет 360 тысяч человек, около трети из которого живет в столице, городе Бандар-Сери-Бегаван, в который я и прибыл. Это и предыдущее фото - Википедия.

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Поселился я в гостинице Jubilee. Довольно близко от центра и недорого, есть завтрак. Правда окрестности выглядели примерно вот так :)

Вечером сделал первую вылазку в город. Было уже темно и я только сфотографировал красиво подсвеченную главную мечеть.

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Потом еще посмотрел телевизор. В Брунее есть англоязычный канал, ведущие новостей там выглядят вот примерно так -

А дальше там показывали фильм "Золотой компас" про приключения маленькой девочки в вымышленном мире среди говорящих белых медведей и русских казаков (ну как же без них, кто бы сомневался :))

А на следующий после прилета день первым номером у меня стояло проехаться на лодочке к "water village", традиционной брунейской деревне на сваях, стоящей прямо на реке. Вот так она выглядит на открытке -

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Как только я подошел к каналу, как на меня тут же набросился лодочник -

-Water village! Fifty dollars!

50 долларов — это было слишком, и я отошел от канала. Но лодочник не унимался. Когда я снова показался у канала, цена уже упала до 20 долларов. Брунейских, конечно. А брунейский доллар, в свою очередь, здесь равен сингапурскому.

— Water village! Twenty dollars! Special price for you!

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

За 20 долларов уже можно было и съездить. Я сел в лодку и парень погнал ее не то по реке, не то по бухте, не поймешь. Возил он меня примерно час, за это время мы объехали со всех сторон и деревню, и заехали довольно далеко вверх по реке, где в джунглях много диких обезьян :)

Туристов катают на лодках

Лодок тут много

Деревня на воде

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Прямо вот такая вот Венеция. Есть дома похуже, есть получше. К некоторым даже идут коммуникации.

Хотя все же непонятно, что заставляет людей в богатом Брунее жить в таких условиях

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Есть тут и своя заправка — тоже на воде. У таксистов есть такая традиция - сначала поймать клиента, а потом ехать заправляться :)

Лодочник

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Мусорщик везет мешки с мусором

Лодки здесь - основной транспорт

Туристов катают на лодках. Это мы уже за городом

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Туристам показывают обезьян в джунглях

Туристов катают на лодках

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Едем на моторной лодке по реке. Лодочник прикрывает руку, держащую румпель, платком, чтобы не сгорела на солнце - ВИДЕО

Есть здесь и своя мечеть

На реке в центре города

Туристы

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Еще одним из основных времяпрепровождений у иностранных туристов в Брунее является шоппинг, для чего здесь имеется несколько торговых центров. Хотя какой смысл ехать так далеко, чтобы проводить время в магазинах, лично мне непонятно. Кстати, большинство туристов и на лодочных прогулках, и в торговых центрах оказались почему-то глубоко пенсионного возраста.

А дальше я просто гулял по городу. Даже один музей посетил — это была выставка королевских регалий. Всякие там церемониальные сабли, зонтики, костюмы и т.п.

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Но больше всего там впечатляет парадная колесница султана, больше напоминающая огромную ладью на колесах. В движение колесницу приводили солдаты, которые за специальные ручки держали две огромные оглобли спереди и еще две — сзади. Поскольку снимать не разрешали - фото потом нашел в интернете.

Ходят в музее босиком, как в мечети. А вот сувенирный магазин у них отсталый — в нем у меня отказались принять к оплате карту.

Ну илицах столицы

На улицах столицы

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Стадион в центре города. На заднем плане — лучший друг брунейских физкультурников :)

Брунейский автобус

Это уже рядом с мечетью кажется

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Под конец, обойдя центр города, я зашел в мечеть Али Сайфуддина, один из символов Брунея. Она стоит на берегу пруда, судя по всему, специально вырытого.

Через пруд ведет мостик

Рядом пришвартована бутафорская ладья

Мечеть на открытке

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

Если же перейти дорогу, опоясывающую мечеть, то откроется вот такой вид. Что называется, Бруней — страна контрастов :)

Здесь начинается одна из деревень на сваях. Вот только река здесь похоже часто мелеет, так что вместо воды дома окружает отвратительного вида липкая грязь. Как пишет Lonely Planet, живут здесь низкооплачиваемые иммигранты, которым надо каждый день ходить на работу в город. И действительно, деревня соединена с дорогой перекинутыми через грязь мостками.

От Стамбула до Гонконга. 8-9. Обитель мира - Бруней Даруссалам

В пять часов вечера меня обещали отвезти в аэропорт. Такая услуга входит в стоимость размещения в гостинице "Jubilee". Очень удобно, особенно учитывая неразвитость общественного транспорта в богатом Брунее.

На обратном пути, если честно, у меня были определенные планы относительно магазинов DUTY FREE, которые, как я считал, есть в каждом аэропорту. Однако здесь выяснилось, что алкоголь у них не продают. Вообще не продают! Я спросил продавщицу, есть ли у них DUTY FREE.

— Вон там у нас парфюм продается,-показала она.
— А алкоголя нет?
— Ну, у нас же исламская страна,-ответила она.

И что мне теперь, одеколон пить? -хотелось спросить ее. И разве Малайзия — это не исламская страна? Вобщем, пришлось лететь так :)

Но долетели нормально, можно даже сказать, идеально. Небо было чистое, турбулентности не было. Вечером я был уже в Куала-Лумпуре.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ | НАЧАЛО | Ипох или ай-Пох — как правильно?

Все рассказы из серии «От Стамбула до Гонконга» —

1–2. Константинопольский транзит

3. На берегах Босфора

4–5. Потрясающий Сингапур || С Флаера на Сентозу

6. Остров Бинтан — Индонезия под боком у Сингапура

7. Как Сингапур не хотел отпускать меня в Малакку

8–9. Обитель мира — Бруней Даруссалам

10. Ипох или ай-Пох — как правильно?

11. По интересным местам острова Пенанг

12. Колониальный Джорджтаун + как нас не пустили в Таиланд

13. Из Хатьяя в Сонгхла — по югу Таиланда с женщинами-вампирами

14. Ко-Липе — райское местечко в Андаманском море

15. Лангкави — остров, где дают в долг и где можно «позсть по-русски» ;)