Турист Анна Рубченкова (annarubchenkova)
Анна Рубченкова
была 12 декабря 2022 11:33

Нижний Новгород, Муром — Россия Май 2014

Как подсказывает разум, поездки на майские праздники, как на Новый год, нужно планировать сильно заранее. Как показал наш опыт, отличная поездка на пятерых может получиться даже спонтанно. Так что, если вы еще не знаете, где встретить салют 9 мая, или просто куда отправиться на выходные вместо дачи, я вам посоветую Нижний Новгород. А по пути можно еще и в древний Муром заехать.

Муром и Нижний на майские

На самом деле мы начали планировать нашу поездку заранее, еще в начале апреля. Решили ехать на машине, так что билеты искать не пришлось. Забронировали квартиру, за которую, на наше удивление, хозяин не стал брать залог. К слову, на airbnb и на booking к тому времени все варианты с пятиместным размещением были вычищены, так что квартиру мы нашли на какой-то из досок объявлений. Затем, уже ближе к самой поездке (а строго говоря, практически в ночь перед выездом) я стала составлять подробную программу, где и что смотреть.

И тут, когда наша машина на всех парах неслась по Горьковскому шоссе, от арендодателя нам приходит смс (даже не звонок!) с сообщением, что забронированную нами трехкомнатную квартиру в центре предыдущие жильцы отказались освобождать, а взамен они нам готовы предложить за ту же цену большую студию (на пятерых!) в одном из спальных районов. Форменный развод, а мы оказались в ситуации, будто поездку и вовсе не планировали. Остаток дороги мы провели на телефонах, квартиру нашли (и очень неплохую!), а еще поняли, что риелторы в таких городах зачастую знают друг друга, и если у одного не окажется нужной квартиры, он может предложить «друга», так что ночевать на улице или в машине вряд ли придется.

Муром и Нижний на майские

Тем временем мы добрались до Мурома, древнего города, известного еще со времен Рюрика. А сегодня с этим городом связано имя святых Петра и Февронии. По легенде будущий князь Мурома Петр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел. А исцелить его смогла только крестьянка Феврония, которая в ответ взяла с князя обещание жениться на ней. При этом девушка понимала, что вряд ли благородный Петр женится на простолюдинке, и потому одну его язву намеренно не залечила. Князь после выздоровления, как водится, о своем обещании забыл, но болезнь снова распространилась от незалеченной ранки, и когда Феврония во второй раз его вылечила, жениться ему уже пришлось.

Когда же Петру пришло время восходить на княжество, бояре не захотели себе крестьянку в княгини и поставили Петру ультиматум: или жена, или трон. Петр взял Февронию и уплыл из Мурома, а в городе началась такая смута и борьба за власть, что те же бояре взмолились, чтобы Петр вернулся, пусть даже с такой неподобающей супругой.

Правили они мудро, город процветал, а к концу жизни оба приняли монашество в разных монастырях. Умерли Петр и Феврония, как в сказке, в один день и завещали похоронить себя в одном гробу. Монахи же решили, что это неподобающе, и разъединили супругов, но чудесным образом на следующий день они уже лежали вместе.

Муром и Нижний на майские

Конечно, это легенда, основывается на одном и гораздо позднем источнике, в летописях князь Петр с супругой Февронией не упоминается. Однако легенда красивая, возможно, и правила в Муроме какая-то столь мудрая и добродетельная пара, а остальное дорисовало народное воображение.

Мощи святых покоятся в Свято-Троицком монастыре, который дожил с середины XVII века до наших дней в практически неизменном виде. В монастыре очень спокойно и ухоженно, люди всегда есть, но в очередях к мощам стоять почти не пришлось.

Муром и Нижний на майские

Напротив женского стоит мужской Свято-Благовещенский монастырь. Он знаменит тем, что в нем нашли мощи князя Константина и его сыновей Михаила и Федора — крестителей Муромской земли.

От монастырей можно спуститься к самой Оке и пройти по ее берегу до смотровой площадки. Но во влажный день нам этого делать, конечно, не стоило: тропа хлюпает, ноги местами вязнут, обувь на глазах превращается в комок грязи.

С Оки хорошо видно еще одну церковь Мурома — храм Николая Чудотворца. Но в камне его строили уже в начале XVIII века, и отличие от других церквей заметно. А через овраг от нее расположено место притяжения туристов — смотровая площадка с громадным памятником Илье Муромцу.

Муром и Нижний на майские

От этой площадки можно вернуться в центр города через парк, затем прогуляться по парочке центральных улиц. Прямо скажу, городок провинциальный, особых изысков ожидать от него не стоит. Посмотрите на Площадь имени 1100-летия Мурома, пройдитесь по Московской улице, да и езжайте дальше.

К слову, при всей провинциальности город не забывает, кто виноват во всех проблемах. То был май 2014 года, и подобные высказывания еще резали глаз.

Муром и Нижний на майские

Ближе к вечеру мы добрались до Нижнего Новгорода, заселились, перекусили и отправились смотреть на его красоты. В Нижнем много всего «самого», да и город очень большой, так что за два дня мы даже не пытались увидеть все интересное. Но чтобы познакомиться с городом (пожалуй, с любым), этого вполне достаточно.

Первым делом нам хотелось увидеть город с высоты, и в Нижнем это сделать очень просто: через Волгу здесь перекинута канатная дорога. Самая длинная в Европе, одна из самых высоких, почти километровое расстояние между двумя опорами — тоже невиданное дело. Дорога связывает Нижний с заволжским городом Бор, строили ее для местных жителей, но и как туристический объект она отлично работает. К слову, в ветреный день впечатления еще те: кабинку раскачивает, высота огромная, а при прохождении опор появляется известный скрежет. Но виды отсюда невероятные.

За Волгой делать особенно нечего: мы прогулялись, поели мороженого, наши мужчины полазили по выставленной боевой технике. Меньше часа ушло на все это, и мы поспешили на нижегородский берег, тем более что впереди нас ждал праздничный салют.

Муром и Нижний на майские

Салют на День Победы в Нижнем Новгороде по праву стал одним из лучших, что я видела в жизни. Очень красиво, долго, мощно и красочно. Пускают его, как водится, над рекой, и, видимо, наилучший обзор будет с воды: еще за полчаса до первого залпа у Кремля стали собираться речные трамвайчики, катера и пароходы.

Мы же на салют бежали по Верхневолжской набережной. Пофотографировать не успели, но поверьте на слово: там стоит прогуляться и полюбоваться милейшими особняками.

Следующий день у нас начался с другой знаменитой улицы Нижнего Новгорода: Большой Покровской. Практически в каждом городе есть свой Арбат, и в Нижнем он расположен именно здесь. Большая Покровская собрала все атрибуты главной улицы русского города. Главный театр:

Старый банк:

Странные скульптуры:

Возможность прокатиться на карете:

Не могу сказать, что-то из увиденного тронуло до глубины души, но вообще довольно приятная прогулка.

Муром и Нижний на майские

Хотя везде нужно вглядываться и замечать мелочи, тогда становится уже интереснее.

Большая Покровская вместе с еще рядом улиц звездой расходятся от Площади Минина и Пожарского, что расположена у входа в Кремль. Сам Нижегородский кремль занимает огромную территорию, но сейчас находится не в лучшем состоянии. Как пишут в путеводителях, его стены постоянно разваливаются, размываются грунтовыми водами, зарастают мхом, и ремонтировали их постоянно еще со времен Екатерины Второй. Длина стен — два километра, из 13 башен осталось 12. На территории Кремля сейчас обитают разные административные службы, но земли много, поэтому смотрится все это несколько пустынно, хотя и утопает в зелени.

Муром и Нижний на майские

В Кремле можно прогуляться по стенам и осмотреть башни, причем, что приятно, ничто не преграждает путь и дорога по стене вьется единой лентой. В разных башнях проходят выставки и устраиваются тематические развлечения: например, можно посмотреть на древние находки или пострелять из лука.

Особенно прекрасны, я бы все же сказала, виды со стен Кремля на окрестный город и Волгу с Окой.

От Кремля можно удобно спуститься к Волге и пройтись до громадины Чкаловской лестницы. Выглядит она по-имперски, хотя строили ее в 40-х годах прошлого века в честь победы над нацистской Германией. По ней, впрочем, при желании можно подняться на верхнюю набережную. У нас такого желания, скажу честно, не было совсем.

Муром и Нижний на майские

К слову, гораздо менее туристическим и, возможно, более интересным мне показался берег Оки. Там интересные овраги и съезды, высокие мосты и Рождественская (Строгановская) церковь. Она отстроена в стиле, который даже получил собственное название — строгановский по имени промышленника Григория Дмитриевича Строганова. Кажется, будто сотня скульпторов лепили вручную ее украшения.

Муром и Нижний на майские

Некоторый интерес представляет и другой берег Оки: еще из Кремля хорошо видно, например, Собор Александра Невского песочного цвета, который стоит на стрелке при впадении Оки в Волгу. Он совсем не такой старый, как другие постройки Нижнего Новгорода, ему всего 150 лет. Строили его для расположенной неподалеку знаменитой ярмарки, на которую народ съезжался со всех губерний. Кстати, само здание ярмарки сохранило свое предназначение: там торгуют и по сей день, но специально ехать туда все же не стоит.

А храм Александра Невского мне запомнился обилием икон Богородицы — в самых разных вариациях.

Муром и Нижний на майские

Когда город стоит на реке, тем более на большой, просто грех не посмотреть на него с воды. Так и с Нижним, нагулявшись, мы отправились на речной вокзал. К слову, здесь он довольно пустынный, хотя на тот момент, возможно, сказывались набежавшие тучи. Но сесть на речной трамвайчик можно не только у вокзала: как на берегу Оки, так и на Волге свои услуги предлагают разные частники.

За счет крутых берегов с воды оказалось сложно рассмотреть город, хотя некий новый ракурс мы получили. Погода окончательно расстроилась, а мы устали, поэтому остальные достопримечательности было решено оставить на следующий раз, тем более что город, правда, настолько большой и разнообразный, что его хочется открывать понемногу, поездка за поездкой.

Муром и Нижний на майские

И напоследок пожелаю вам хороших майских праздников, где бы они вас ни застали!

Теги: Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм, Автопутешествия