Турист Сергей Кузнецов (Sergey_Kuznetsov)
Сергей Кузнецов — был сегодня 7:14
Я попал в топ-1%! А вы? http://www.listchallenges.com/top-250-famous-attractions-in-the-world

Первый опыт путешествия в Германию на автомобиле и с овчаркой. Часть 4. Карлсруэ. Наш Арчер – семидесятый молодой кобель мира!

Карлсруэ — Германия Август 1999

Продолжение заметки «Первый опыт путешествия в Германию на автомобиле и с овчаркой. Часть 4. Карлсруэ. Наш дебют на Зигере.»

День восьмой — суббота 21 августа. Племенные группы и вечерний Вайсенбах.

В то утро мы не торопились на стадион, так как знали, что ринги начнутся после обеда, а с утра и до обеда идёт смотр племенных групп. Поэтому мы хорошо выспались и позавтракали не, как обычно, своими припасами из супермаркета, а в близлежащем ресторане, как это было бы, если бы мы жили не в «циммере», а в отеле.

Наш ежедневный маршрут из Вайсенбаха на стадион в Карлсруэ и обратно в течение четырех дней, пока проходил Зигер

На стадион мы прибыли уже в половине одиннадцатого, и сразу направились к палатке руководства SV (Shaeferhund Verein), где хотели ознакомиться с результатами вчерашних описаний собак в рингах. Главная интрига состояла в том, что по результатам предварительного описания каждая собака попадает в соответствующий сравнительный ринг — от первого (самого элитного), до четвертого или пятого, где собираются не самые лучшие собаки. В каждом ринге до пятидесяти собак. В нашем классе молодых собак возрастом до 2-х лет в каталоге были записаны 278 кобелей. С учетом того, что не все хозяева собак приехали, а часть собак были отсеяны во время предварительного описания, для окончательной расстановки в субботу и воскресенье оставалось около двухсот претендентов. При этом нам было известно, что самые престижные первый и второй ринги проходят в воскресенье, а менее престижные третий и все последующие — в субботу.

Мы подошли к палатке, взяли компьютерную распечатку расстановки в субботних рингах и принялись искать там каталожный номер Арчера 3061. Каково же было наше удивление, которое сменилось огромной радостью, когда мы не обнаружили своего номера в составе третьего и четвёртого рингов на субботу. Это значит, что мы попали во второй ринг на воскресенье, и значит, наше место уже будет в первой сотне лучших молодых кобелей мира! От неожиданности и от счастья у Ирины брызнули слёзы! Значит наш Арчилка — действительно высококлассный кобель! Ради этого стоило ехать за две с половиной тысячи вёрст!

Теперь суббота оказалась у нас свободной от обязательных собачьих мероприятий. Андрей изъявил желание вернуться домой, и я отвез его в Вайсенбах, чтобы он в одиночку понаслаждался комфортом нашего жилища, поспал и посмотрел телевизор. Сам же я вернулся на стадион к Ирине, которая всё это время внимательно смотрела конкурс племенных групп. Я присоединился к ней, и мы понаблюдали за элитными отборными кобелями, которые представили на конкурс от одного десятка до четырёх десятков своих детей, тоже участвующих в выставке. Публика почти заполнила стадион и с интересом воспринимала каждую очередную племенную группу. Главный судья и Президент Союза владельцев немецкой овчарки Германии господин Месслер осматривает потомство одного из кобелей отборного класса. Многочисленные зрители заполнили трибуны. Ирина — самый заинтересованный зритель.

Потом мы походили по торговым палаткам. Ирина купила себе ежедневник с полезной собачьей информацией, а также собачью косметику на завтрашний день. Из компьютерной распечатки мы узнали, что сука Карины оказалась в четвертом ринге, и мы снова пошли за неё болеть. Там собрались многие русские собаководы, так как Карина не последний человек в овчарочьем «бомонде». Мы искренне болели за каждую «русскую» собаку, особенно за собак тех владельцев, которых лично знали. Так, ещё в пятницу, я очень обрадовался, когда случайно увидел, как проходила проверку поведения Улла, собака российского разведения. О том, что она русскоязычная собака, я узнал по неистовой команде «Дай!» вместо привычного здесь немецкого «Аус!», которая раздалась над стадионом во время проверки поведения. Я даже вздрогнул, и увидел, как чётко исполнила команду Улла! Знай наших!

В последующие годы такого сопереживания уже не было. Наоборот, ощущалась особая конкуренция с владельцами собак из бывшего СССР, которая проявлялась даже в некотором злорадстве при неудаче соперника. Здесь же в Карлсруэ, я общался с каждым русскоязычным собачником, как с земляком, и желал каждому успеха.

К вечеру мы с Ириной вернулись домой.

День девятый — воскресенье 22 августа. Окончание Зигера.

Уже в половине восьмого утра мы были на стадионе, так как второй ринг должен был начаться ровно в восемь. Ирина размяла Арчера, и мы стали ждать Игоря, который должен был по договорённости представлять кобеля в ринге. Но Игорь опаздывал. Ему ведь надо было ехать от Рикельсхайма, где он жил у Сильвии, около ста километров. Тогда Ирина надела номер на себя и пошла с Арчером в ринг.

И здесь произошел эпизод, который до сих пор не даёт нам покоя. Когда собаки построились согласно порядковым номерам, к Ирине подошёл судья, и стал её что-то говорить по-немецки. Ирина по-немецки «ни бум-бум», а никого, кто мог бы помочь объясниться вокруг не было. Она почему-то поняла, что немец хочет выгнать её с ринга, так как он явно показывал ей отойти и встать в сторонке. Тогда Ирина и вовсе приняла непонимающий вид, что она «нихт ферштейн», и пусть от неё отстанут.

Судья посмотрел на неё с изумлением, покачал головой и отошёл. Мы про себя решили, что он просто решил не связываться с этой немой русской, и обрадовались, что нас не выгнали. Но потом мы узнали, что несколько собак из нашего ринга были переведены в первый ринг, так как там оставались свободные места до полного комплекта в пятьдесят собак. И теперь так и останется тайной, не хотел ли немец перевести нас в первый ринг, а значит определить нам место в самой элите молодых кобелей. А мы по своей «темноте» этого не поняли!

Дальше ринг пришёл в движение. Нам определили место примерно в его середине. Хендлеры вели собак по кругу, то шагом, то бегом, то, останавливаясь, и выставляя собак в стойку. Вокруг ринга бегали хозяева собак, стоял шум и гвалт, свистели свистки, трещали трещотки, слышались разноязыкие команды. Тут наконец-то появился Игорь и взял у Ирины кобеля, надев на себя номер. Для того чтобы в течение почти часа представлять собаку в ринге требуется и хорошая физическая подготовка. Игорь — спортсмен, ему это нипочём, а Ирина уже не молоденькая тётенька. Ей было трудновато выдерживать общий темп.

Судья внимательно присматривался к собакам и давал команды на перемещение на несколько номеров вперёд, если ему какой-то кобель нравился. Хендлер должен непрерывно и одновременно следить и за собакой и за судьёй, чтобы не пропустить момент, когда собака сбивается с шага, или начинает отвлекаться. А хозяева и помощники привлекают внимание собаки из-за ринга, но при этом стараются не оказаться в прямой видимости собаки, чтобы она не рванула с ринга. Такое сумасшествие и столпотворение продолжается до самого окончания ринга, когда судья заканчивает расстановку и окончательно определяет место каждой собаки в данном конкретном ринге, а, следовательно, с учетом результатов в других рингах — и окончательное место собаки на чемпионате.

Я прятался в толпе, время от времени подавая Арчеру призывные команды. Он не видел меня, но иногда чуял среди толпы зрителей. Когда ринг переходил на шаг, можно было отдышаться и пересчитать количество собак впереди нас и позади. Когда ринг поделили по пятёркам собак, то судья внимательно рассмотрел каждую собаку во время прохода вперёд от судьи, во время разворота и при проходе прямо на судью. Особо зрелищно выглядит пробежка рысью по пятёркам.

Задача хендлера — Игоря внимательно следить как за своей собакой, так и за указаниями судьи. Ринг переходил на шаг, и снова бежал. Потом все остановились и встали в стойки. Искусство хендлера — помочь собаке занять такую стойку, чтобы проявить все достоинства экстерьера и скрасить недостатки. После окончательного просмотра судья вносит последние изменения в расстановку. За ним идут помощники и стажеры.

Уже раскочегарило солнце. У Арчера, наверное, в глазах уже были похожие блики, но он держался молодцом. Мы достойно выдержали все эти испытания, и Арчер занял двадцатую позицию в своём ринге, и стал семидесятым среди всех молодых кобелей немецкой овчарки мира. При этом он получил самую высокую для этого класса собак оценку «зеер гуд», о чём можно было только мечтать.

Мы поблагодарили Игоря за помощь, и пошли по торговым рядам за покупками. Я выделил Ирине триста марок (около 160 долларов) и она быстро их потратила. Андрею достался фирменный рукав и стек. Арчеру с Инессой достались новые поводки, цепочки и другая утварь. Для себя Ирина купила эмблему «Бундесзигершау-1999», которую мы тут же прилепили на машину, так же как и несколько клеящихся этикеток с немецкими овчарками.

Пока мы занимались «шоппингом», на главной арене начались ринги для первых рингов сук и кобелей рабочего класса. Мы поспешили туда, и некоторое время наблюдали за ходом соревнований. Во время проведения первых рингов все зрители собрались на трибунах. Заполнилась не только центральная трибуна, но и противоположная. Думаю, одновременно наблюдали за ходом соревнований около двадцати тысяч зрителей. Самый главный ринг — кобелей рабочего класса. Как бежит чемпион мира Риккор фом Бад-Болл, видно на моем видео.

Неожиданно Ирина встретила свою бывшую ученицу с собачьей площадки в Москве — Олю. Эта девочка недавно уехала вместе с родителями на постоянное место жительства в Германию. Но для того, чтобы встретиться с Ириной и заодно посмотреть Зигер, приехала в Карлсруэ из своего Штутгарта вместе с родителями. Подошли к нам и Сильвия с мужем, чтобы поздравить с успешным выступлением. Тут же оказались и Игорь с Леной. Я достал припасенную в Москве бутылку водки, и мы распили её совместно прямо на трибунах. Потом мы попили местного пива.

В это время определились чемпионы в рабочем классе. Мы дружно поприветствовали победителей. Потом мы посмотрели награждение и церемонию закрытия. Стадион быстро пустел. Мы сходили за дипломом и призом — кубком с эмблемой. Затем вышли на тренировочное поле и запечатлелись на фото рядом с Арчером.

В этом месте я предоставляю слово Ирине, которая написала о своих впечатлениях статью в журнал «Немецкая овчарка». Эта статья была опубликована под названием «Карлсруэ-99». Привожу здесь только текст её статьи без фотографий и таблиц.

«Многие, наверное, удивятся тому, что человек, всю жизнь занимающийся дрессировкой, пишет статью не о спортивных соревнованиях или проблемах учебно-дрессировочной площадки, а об экстерьерной выставке высочайшего ранга, да еще и юбилейной. Хотя чему же здесь удивляться, ведь немецкая овчарка потому и покорила весь мир, что является самой лучшей, универсальной служебной собакой, ведь девизом основателя породы Макса Эмиля Фредерика фон Штефаница были слова: «Польза и ум». Он написал стандарт породы, основанный на умственной устойчивости и пользе. Красота была следствием этого стандарта, она была второстепенна и собака считалась никчемной, если ее недостаток мешал ей быть хорошим слугой человеку. Усиливая и концентрируя великие рабочие качества породы, фон Штефаниц провозгласил: «Разведение немецкой овчарки — это разведение рабочей собаки, в противном случае это разведение не немецкой овчарки». К счастью для породы, а главное — на пользу делу, президент SV и WUSV Петер Месслер, ратующий за объединение экстерьерных и рабочих линий, утверждает: «Заводчики все больше убеждаются, что ориентация только на экстерьер собаки рано или поздно приводит в тупик».

Именно поэтому, решая вопрос о выборе для себя рабочей собаки, сравнивая между собой различные породы и внутрипородные типы собак, я убедилась в том, что только с настоящей немецкой овчаркой можно добиться наилучших результатов в работе. К такому выводу меня привела работа на площадке, дрессировка достаточно большого количества собак различных пород от «нуля» до участия в соревнованиях самого высокого уровня.

Так у нас в доме появился маленький Асслан. Сделав последний прощальный снимок на диване в родном доме в компании братца и сестричек, смахивая непрошеные слезы, Лена Ширан вручает мне пушистый комочек, а я, пряча за пазуху свое сокровище, даю ей слово, что обязательно выполню ее просьбу и буду не только заниматься дрессировкой, но и выставлять нашего питомца на выставках.

Наличие прекрасных рабочих качеств и великолепного характера пса для меня, как дрессировщика и эксперта по рабочим качествам, было очевидно, а вот его победы и удачи в экстерьерных рингах, даже высокое звание «Лучшего юниора» на «Евразии» и звание «Лучшего кобеля» и «Лучшего представителя породы» на Всероссийской выставке «Весна-99», вызывали у меня сомнения — ну что это за победа, если в ринге две-три собаки, пусть даже они очень знамениты или супер-голубых кровей! Но его успешное выступление на Юбилейной выставке в Москве, где действительно было с кем соревноваться, убедило нас в том, что есть смысл сравнить его с лучшими собаками на родине породы.

И вот, наконец-то, настал момент истины. Настоящую цену немецкой овчарки можно узнать, лишь сравнив свою собаку с лучшими представителями породы на её родине — в Германии, где сосредоточено самое высококлассное поголовье.

Ещё только подъезжая к границе Германии, начинаешь испытывать волнение, которое обычно бывает за пять минут до выхода на ринг. Официально выставка продолжается три дня, с пятницы по воскресенье, но уже в четверг, с 14:00 часов начинается регистрация участников, выдача стартовых номеров и выставочных каталогов.

А дальше — сердце дрессировщика переполняется великой радостью, переходящей в ликование: нет на родине универсальной рабочей породы открытого класса! Открытый класс только для декоративных пород! Никому здесь не нужны красивые бездельники! Анализируя каталоговые данные каждой собаки, начинаешь понимать, почему полиции и спецслужбы большинства стран предпочитают приобретать собак для работы именно в Германии. Из заявленных в рабочем классе кобелей пятая часть имеет высшую степень дрессировки не только по SchH, но и по другим видам спецслужб, в частности FH (следовая собака), IPO (международная дрессировка), 45% кобелей имеют третью высшую степень в дрессировке, 19%- вторую и 14%- первую.

Отсутствуют данные о дрессировке 5% собак, среди которых нет ни одной из Германии. Зато, к сожалению обе — представленные из России. В отборном классе все кобели имеют SchH 3, а две собаки — Чемпион мира Риккор фон Бад-Бол — ещё и FH1 и 4VA Тимо фом Беррекастен — FH2 и IР3.

Несмотря на сложности, связанные с течками, беременностью, родами и выхаживанием потомства рабочий класс сук уступает кобелям в дрессировке не сильно. 90% всех сук имеют рабочие дипломы, причём почти десятая часть по двум видам служб и более, в том числе две суки имеют SchH3, FH2, IP3. Высшая, третья ступень имеется у 14% собак, вторая — у 29% и первая — у 38%. Отсутствуют данные о дрессировке у 12% собак, в их числе — все четверо заявленных от России, в том числе и завоевавшая 51-ое отлично Эндрефальва Улла (общее 70-ое), хотя на проверке «откусалась» она отлично, по команде отпустив рукав, за что была награждена аплодисментами нескольких тысяч зрителей. Когда вместо привычного «Аус» на весь стадион прозвучала яростная команда «Дай», все зрители привстали со своих мест в ожидании реакции на эту незнакомую команду. После того, как команда была безупречно выполнена, зрители с удовлетворением вернулись к лицезрению рабочих качеств кобелей. В отборном классе сук из 19-ти собак одна имеет два вида дрессировки, одна, молодая собака 97г. рождения — SchH 1, 9 собак — SchH2 и 8 — SchH3.

В среднем классе дипломы по дрессировке успели получить 18% кобелей и 14% сук. Тем более было приятно сознавать, что в их число вошёл и наш российский кобель Асслан фом Хаус Ширан — вице-чемпион России по IPO-1.

Радует не только наличие дипломов по дрессировке практически у всех взрослых собак, да ещё и весьма высоких степеней, а возможность непосредственно во время выставки увидеть работу каждой экспонирующейся в рабочем классе собаки, оценить её психику. Ведь экспертиза рабочего класса начинается с проверки бойцовых качеств собаки. Огромное футбольное поле поделено на две равные части. На одной идёт проверка сук, на другой — кобелей. Работают несколько фигурантов поочерёдно. Место для этих собак одинаково незнакомое, фигуранты — тоже. Добавьте сюда работу в непосредственной близости нескольких съёмочных групп, бесстрастно фиксирующих всё происходящее, судейскую бригаду и рёв многотысячной разноязычной толпы зрителей. К тому же большинство собак проделали накануне путь как минимум в несколько сотен километров, а некоторые и тысяч…

И вот в такой обстановке, собака должна сначала невозмутимо позволить посторонним для неё людям проверить клеймо, после чего, двигаясь по команде «Рядом» без поводка в сторону первого укрытия, демонстрировать потрясающую выдержку. Собака знает, что в укрытии фигурант, но не имеет права сорваться в его сторону раньше времени. При неожиданном нападении она должна молниеносно атаковать, сковать движения фигуранта мощной хваткой, выдержать его натиск, два удара стеком. Стек скорее похож на увесистую дубину, а не на мухобойку, к которой привыкли россияне на испытаниях, выставках и даже соревнованиях.

После этого собака должна отпустить рукав по команде, продемонстрировав тем самым равновесие процессов возбуждения и торможения, в противном случае оценка за упражнение будет снижена и это обязательно будет учтено при расстановке в ринге. Далее следует фаза охраны с облаиванием или без него, но обязательно собака должна продемонстрировать предельное внимание. Проводник забирает собаку и готовится к лобовой атаке. После выполнения этого упражнения собака снимается с рукава командой, причём проводник обязан оставаться в исходной точке. Расстояние между ним и собакой должно быть минимум 30 метров. Собаки, не обладающие смелостью, мужеством, желанием борьбы и не выполнившие проверку, к дальнейшей экспертизе не допускаются, каким бы ни был хорошим их экстерьер. Успешно выдержавшие экзамен, направляются на главную спортивную арену для предварительного описания.

Особо хотелось бы отметить такую, казалось бы, мелочь, как номера. Они — двойные, на груди и спине. Размеры и цветовая гамма таковы, что их прекрасно видно с любой точки трибуны. Выход без номера, как на проверку мужества, так и в экстерьерный ринг, невозможен. Это даёт возможность зрителям, сверяясь с каталогом, всегда точно знать, какая собака демонстрируется.

Экстерьерный ринг тоже начинается с проверки психики. Собака должна продемонстрировать спокойствие, лояльность и уверенность в себе во время осмотра зубов, клейма, проверки на крипторхизм. Причем эта проверка производится во всех рингах и касается собак всех возрастов. Собаке, демонстрирующей агрессивное или трусливое поведение, дается возможность выполнить упражнение «Проход через группу с остановкой и посадкой», после чего ее вновь осматривают. Если собака успокаивается и ведет себя прилично, то далее она идет на описание в стойке и демонстрацию качества движений. В случае повторного проявления агрессии или трусости, собака снимается с экспертизы. К сожалению, были случаи покусов, как членов судейских бригад, так и хозяев.

Проверка поведения рабочего класса и предварительное описание собак во всех классах продолжается всю пятницу, с 7–30 утра до вечера. По результатам предварительного осмотра все классы делятся на четыре группы (ринга). Экспертиза четвертого и третьего рингов проводится в субботу, а престижных второго и первого — в воскресенье. Приятно, что в воскресенье в экспертизе участвовали две российские собаки — Улла и Асслан.

И снова все ринги начинаются с проверки поведения. До начала экспертизы все собаки проверяются на отношение к выстрелу. В большинстве рингов собаки разбивались на пятерки. В одном ринге несколько помощников судьи, человек 5–6 одновременно, двигаясь вдоль шеренги собак, беспорядочно палили до тех пор, пока патроны не кончились. К чести собак и удовольствию владельцев, все до одной собаки с легкостью выдержали этот экзамен.

Собаки рабочего класса, кроме этого, должны были продемонстрировать умение двигаться без поводка по команде «Рядом» — сначала шагом, а потом и бегом. Мне показалось, что это была не только проверка, а душевный порыв, во время которого в единое целое сливались не только проводник со своей собакой, но и весь стадион, болеющий и переживающий за каждую пару, наслаждающийся прекрасным зрелищем летящей размашистой стелящейся рысью собаки, остающейся у ноги хозяина, словно они связаны невидимой нитью безграничной преданности, любви и доверия, возникшими между людьми и собаками много веков назад… Это был самый зрелищный элемент соревнования. При этом становилось понятно, почему выставка называется «Зигер-шоу».

Но вот экспертиза во всех рингах закончена. На световом табло высвечиваются клички Чемпионов, торжественно вручаются награды, завершается красочный парад и можно подводить итоги.

Чемпионом в рабочем классе снова стал Рикор ф. Бад Болл, Чемпионкой — Саския ф. Арминиус. В среднем классе победили Яско ф. Фарбеншпиль и Энши ф.д. Писте Тропе. У молодых собак — Яго ф. Данишен Хоф и Хейле с Фарина.

Общее впечатление от увиденных на выставке собак таково: большинство из них, а в первом и втором рингах буквально всех классов практически все, имеют отличный костяк, выразительные мощные головы, ровные прямые спины, крепкие связки. Отсутствуют беднокостные, легкоголовые, узкомордые, «горбатые», с заплетающимися в «косичку», сближенными из-за слабости связок задними конечностями собаки.

Большинство собак — физически сильные, отлично обмускуленные, способные при необходимости не только выдержать длительное преследование, но и произвести эффективное задержание. Все собаки очень ухожены, худых и нечесаных там не встретить. При оценке собаки в первую очередь учитывались ее рабочие качества, поведение. Далее — телосложение и качество движений, а уже потом — окрас и прочее. Из двух равноценных по основным показателям собак предпочтение отдавалось более ярко окрашенной, с большим глубоким чепраком и темной мордой. Одобрение судей вызывали собаки, становящиеся в выставочную стойку с минимальной помощью хендлера или вообще самостоятельно стоящие без натянутого поводка.

Сравнивая между собой две Главные выставки немецкой овчарки в России и Германии, невольно радуешься изменениям, произошедшим в последние годы. Пусть нам еще далеко до совершенства и уровня «Зигера», но мы явно на правильном пути: та же прилюдная проверка мужества, отношения к выстрелу, умения двигаться рядом без поводка, прекрасные по экстерьеру собаки, демонстрирующие отличные движения, мощь, темперамент, что привлекает к овчарочьим рингам на всех последних выставках большое количество зрителей. Растет популярность породы, подмоченная в недавнем прошлом никчемными и по экстерьеру и по поведению собаками. В этой связи очень радует введение РСВНО обязательного прохождения керунга всеми собаками, предполагающимися быть использованными в разведении. Ведь это позволит намного улучшить качество поголовья, что, безусловно, поможет снискать нашей любимой породе новых поклонников и почитателей — она того заслуживает!

Российских собак на выставке было немного, но выступили они весьма достойно. Особо порадовали результатами питерская сука Эндрефальва Улла, завоевавшая в рабочем классе 51-ое «отлично» (общее 70-ое место) и молодой московский кобель Асслан фом Хаус Ширан, получивший 70-ое «очень хорошо» в среднем классе. Войти в первую сотню очень престижно и почетно даже для немецких собак, ну, а для нас, россиян, это, несомненно, большой успех и великая радость, тем более в юбилейном для породы году, когда конкуренция была высока как никогда. Эта выставка собрала небывалое количество самых лучших собак со всего мира. Отлично выступили также питерский кобель Эндрефальва Жошуа — 129-ое «отлично» (общее 138-ое место) в рабочем классе и сука московского разведения Шпильхоф Квин, получившая 120-ое «очень хорошо» в среднем классе.

Нельзя не отметить и весьма удачные выступления украинских кобелей. Вакс Вайсрусланд Киршенталь получил 100-ое «отлично» (общее 109-ое место) в рабочем классе. В прошлом году он имел 89-ое «очень хорошо» в среднем классе. Жером Бал Боо получил 5-ое «очень хорошо» (общее 158-ое) тоже в рабочем классе.

Очень приятно было ощущать поддержку и сопереживание всех присутствующих на выставке российских овчаристов. Особенно очень сплоченной была родная московская команда, коллективно болевшая сначала за Квину Карины Стрелковой, а потом за нашего Асслана. Кстати, собак в ринге экспонировал Игорь Ширан. Так что обе собаки своими высокими местами обязаны не только своим собственным прекрасным качествам и подготовкой, но и высочайшему профессионализму Игоря, который как никто другой умеет подчеркнуть все достоинства собаки, сгладить недостатки, да и выносливости его можно только позавидовать.

Хотя позавидовать можно и нам, владельцам Асслана. Ведь Игорь и Лена Ширан — наши заводчики. Мало того, что именно они «выняньчивали» новорожденного, консультировали нас по всем вопросам от кормления до прививок. Самый важный этап подготовки к «Зигеру», а именно ринговый треннинг, проходил под непосредственным руководством Лены, разрывающейся между коляской со спящей новорожденной дочкой и объяснениями, как лучше выставить в стойке собаку, и непосредственным участием Игоря, наматывающим круги по стадиону с Ассланом после рабочего дня, возни с машиной, прогулок с собственными собаками и еще тысячью дел и забот. Так что если бы был проведен конкурс на лучшего заводчика, думаю, Лена и Игорь заслуженно стали бы его победителями.

Невозможно написать обо всем, что видел и чувствовал в одной статье, просто хочется пожелать всем овчаристам успехов в работе с породой и тогда, надеюсь, российских собак на Всегерманской выставке победителей будет значительно больше.»