Турист Елена Яхонтова (elenarossi)
Елена Яхонтова — была вчера 23:21
Как интересно изучать собственное Отечество!

Суздаль — Россия Май 2015

Был теплый ласковый вечер. После долгой дороги из Ярославля, приятного знакомства с суздальскими хозяевами Гостевого дома, где мы остановились, захотелось просто побродить по тихим улочкам незнакомого городка. Знаменитый Покровский монастырь оказался в пяти минутах ходьбы от нашего дома, и мы зашли в распахнутые ворота обители.

Суздальским вечером

Должна признаться, что вначале вообще не хотелось ни о чем думать, только дышать этой тишиной и покоем, который еще называется благодатью.

Я фотографировала не столько тот или иной конкретный собор, вспоминая о его истории, возрасте, святынях, сколько просто желала запечатлеть эту рукотворную красоту, под нерукотворным, таким же прекрасным небом.

Суздальским вечером

Впоследствии пересмотрев фотографии, я с удивлением поняла, что они не нуждаются в каком-то искусственном техническом улучшении, потому что трава не бывает зеленее, а небо голубее, да и белизна соборов лишь будила какое-то сокровенное желание войти в соответствие с этой чистотой.

Было трудно представить недальнюю историю разорения обители…

Монастырь, в котором проживало около ста насельниц, закрыли в 1923 году.

Суздальским вечером

Все здания монастыря были переданы в ведение местного музея, а храмы опечатали и изъяли ценности. Кельи стали сдавать под жилье.

В 1931 году монастырь стал политизолятором, затем здесь размещался детский дом, военная часть.

Отношение к монастырю было потребительское, нередко кирпичные стены разбирались на кирпич, чтобы использовать его как обычный строительный материал, если в таком где-то была нужда.

Суздальским вечером

Однако, во время Великой Отечественной Войны, когда великая народная скорбь вновь стала высекать в сердцах людей молитву о прощении и помощи, монастырь начали реставрировать. Однако и подремонтированная обитель долгое время использовалась не по назначению: здесь расположились экспозиция музея, гостиница "Покровская"а в Зачатьевском храме вообще открыли ресторан…

Монашеская жизнь в обители возродилась лишь в 1992 году, причем этот монастырь стал первым возрожденным в Суздале, а за всю историю города в нем было пятнадцать монастырей!

Возрождение монастыря призвало и к возрождению памяти, а вспомнить было о чем, ведь в 2014 году монастырь славно отметил свое 650 летие.

Суздальским вечером

Именно в 1364 году святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальским-Нижегородским на правом берегу речки Каменки был выстроен Покровский девичий монастырь. Это была эпоха духовного расцвета Руси, связанная с именем Преподобного Сергия Радонежского.

Суздальская земля освятилась именами святых подвижников: преподобных Евфимия, Евфросинии, Софии Суздальских, что вошли не только в летопись Суздаля, но и в историю русской святости.

Суздальским вечером

Народная память крепко хранит воспоминание о помощи Софии Суздальской в страшное лихолетье польской интервенции.

Тогда, в 1609 году, Покровский монастырь чудом уцелел от разорения. Согласно предания, когда предводитель поляков пан Лисовский, жестоко разграбив Суздаль, направился к Покровской обители, он был остановлен грозным явлением преподобной Софии. Он увидел ее в схиме, с горящей свечой в руках, она «нача его жещи и палити, и в том часе он пан впаде в недуг велий, и рука правая отъяся у него, и от того видения он ужасеся, и отъиде от монастыря, сказывая товарищам о чудесах, и клятву наложи на себя города Суздаля с обители не разорять и отъиде во своя».

Суздальским вечером

Видение грозной Софии поразило пана и у него от потрясения отнялась правая рука, так что он с войском, отошел от обители и впоследствии рассказал о чудесном явлении.

Сегодня святые мощи Софии Суздальской вновь обретены (это случилось 14 августа 1995 года) и находятся в Усыпальнице Покровского собора.

Суздальским вечером

Преподобная София, когда-то в миру великая княгиня Соломония Сабурова, была первой женой великого князя московского Василия Иоанновича (1505–1533).

История говорит о том, что князь выбрал ее из пятисот красавиц, претендовавших на право стать его женой.

Но промысел Божий был таким, что их брак оказался бездетным. После 20 лет супружества, несмотря на уговоры духовенства, смириться, великий князь решил вступить во второй брак с литовской княжной Еленой Глинской. Митрополит Варлаам, обличавший незаконность расторжения брака, был впервые в русской истории сведен с митрополичьего престола и даже заточен в монастырь.

Суздальским вечером

В то время, все Вселенские патриархи осудили поступок великого князя, а патриарх Иерусалимский Марк даже предсказал рождение от этого незаконного с точки зрения Церкви брака, сына, который поразит мир своей жестокостью.

Предсказание сбылось — от этого брака впоследствии родился сын Иван, ставший Иваном Грозным.

Суздальским вечером

В монастырском дворе было тихо. Вместе с нами, в сопровождении переводчицы ходил только священник, приехавший из каких-то дальних стран. Ему рассказывали о монастыре на английском языке. Было видно, что он находится в состоянии духовного восторга.

Несмотря на тишину, я знала, что монастырь живет очень интенсивной подвижнической жизнью. Сегодня в монастыре своя иконописная мастерская. Здесь находится также и мастерская швейная.

Суздальским вечером

В обители свой сад, пасека. Мы были наслышаны о вкусных обедах в местной трапезной, но, оказалось, что она открыта для паломников только в воскресные дни.

В 2008 году обитель взяла на воспитание девочек, продолжая традиции прошлого, а кроме того опекает местный Дом престарелых.

Суздальским вечером

Главным в обители, конечно же, является Покровский собор, построенный в 1518 году и восстановленный в 1962-м.

Под этим собором находится нижний храм Преподобной Софии Суздальской, который является и усыпальницей.

Храм в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, был построен в середине XVI века. Известно, что Иван Грозный дал монастырю грамоту на беспошлинный провоз камня для его строительства. Когда-то в храме был устроен и придел в честь Смоленской иконы.

Суздальским вечером

Благовещенский Храм над Святыми вратами монастыря был построен великим московским князем Василием III еще в 1515 году. Церковь имела два придела — в честь Святой Троицы и Архангела Михаила. Известно, что именно в этом храме молились и преподобная София Суздальская и царица Евдокия Лопухина — первая жена Петра I, в монашестве Елена, которая после пребывания в этом монастыре была перевезена в Старую Ладогу.

Храм Происхождения Честных Древ Креста Господня совеем невелик. Его в 1515 году устроил великий московский князь Василий III во втором ярусе соборной колокольни в связи со знаменательным событием: присоединением Смоленска к Москве. Поскольку этот день пришелся на 14 августа 1514 года — праздник Происхождения Честных Древ Креста, храм был освящен в честь этого праздника.

Суздальским вечером

У монастыря есть еще и два так называемых приписных храма.

Петропавловская церковь и сегодня считается самой большой из приходских церквей Суздаля. Она была построена в 1694 году на средства Покровского монастыря и монастырских крестьян.

Суздальским вечером

Храм имел высокую колокольню, северный придел был освящен в честь свт. Митрофана Воронежского.

Вторая приписная церковь Никольская, расположена с западной стороны Петропавловской церкви. Она была построена в 1712 году. С северной стороны в ней находился придел в честь святого Алексия, человека Божия. Так как этот храм выстроила царица Евдокия Лопухина (жена Петра Первого) - один из приделов был освящен в честь небесного покровителя ее сына Алексея.

Суздальским вечером

Мы оказались в Суздале 21 мая, на следующий день, 22 мая, в день св. Николая, мы конечно, же пошли на службу в этот собор, где служения литургий было возобновлено только с 2010 года.

Но это было на следующий день… А пока, тем добрым теплым вечером, мы ходили по монастырской территории.

Ходили вокруг монументальной стены, отдаваясь во власть ласкового ветра, пропахшего запахом цветущей сирени.

Суздальским вечером

И казалось, что драматическая история Руси, России, непростые, а порою и трагические судьбы людей уже не кричат и не болят, ибо смирились и исцелились тишиной души тех великих молитвенников, которыми богата наша святая земля.