Турист Татьяна Лискер (onegina17)
Татьяна Лискер
была сегодня 14:17

Сент-Люсия. "O, Sole mio! O, Santa Lucia!"

Сент-Люсия Ноябрь 2015

Мои рассказы о Сент-Лусии:

Сент-Люсия. Солнце в душе...

Тихо, на цыпочках, стараясь не потревожить сонные берега неосторожной волной, корабль заходил в порт. Остров досматривал последние, самые сладкие сны. Утреннее марево еще не растворилось в теплом воздухе, дымка укутывала дальние дали, и тишина стояла такая, словно остров был необитаемый…

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Подпрыгивая от нетерпения и используя фотоаппарат вместо бинокля, я рассматривала неведомые берега. Да что там берега! До круиза я даже не догадывалась, что есть в Карибском море остров под кокетливым именем Сент-Люсия. Мало ли островов, поди все упомни…

Пока глаза старались рассмотреть, а уши хоть что-то расслышать в царящей тишине раннего утра, первой отреагировала неугомонная душа. Ей все интересно, все любопытно и до всего есть дело. Душа посмотрела и неожиданно для меня тихонько запела: «O, Sole mio!» Сердце, которому, как все знают, не прикажешь, решило присоединиться к песне, а когда мотив и слова подхватил разум (впервые за всю мою жизнь согласившись с сердцем и душой в оценке ситуации), я откровенно растерялась. Сводный хор моих чувств и ощущений распевал звонко и слаженно (оказывается, могут, когда хотят!) и я готова была присоединиться к ним: «O, Sole mio! Santa Lucia!»…

Так в моей жизни появилось самое настоящее чудо — остров Сент-Люсия или, как его называют аборигены Сент-Луша.

— Об истории открытия.

Когда-то, очень-очень давно, эта земля носила совершенно другое название — остров Игуан, и жили здесь индейцы араваки, мирные, добрые, трудолюбивые, приветливые, никому не желавшие зла. Карибы, не считавшие миролюбие достойной чертой и проповедавшие коварство и агрессию, напали на остров. Схватка была короткой, кровопролитной и подарила карибам остров со всем, что на нем росло, стояло, бегало.

Земля круглая, обид не прощает и карибам была уготована незавидная участь — остров Игуан открыли для себя европейцы. Здесь начинается детектив, у которого нет последних страниц…
Общеизвестно, что открыл Лушу Колумб в самом начале 16 века. Мне кажется, ему настолько полюбились эти края, что никуда он особо далеко и не заплывал, бороздя округу в поисках чего-нибудь новенького — вроде служба идет, деньги и звания прибывают и в то же время считай, вся жизнь сплошной отпуск!

Прибыл к берегам острова Игуан Колумб в день Святой Лусии и недолго думая, решил переименовать остров в Сент-Лушу. Правда, карибы его встретили отнюдь не хлебом с солью, это ему не Картахена, а решили биться до последнего, ну вряд ли патрона, но что-то из оружия у них определенно имелось.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Испанская корона в это время рылась в островах, как в мусоре и Лушу проигнорировала — а зря, такой красотой грех разбрасываться!

И тут самое время начать небольшой детектив. Потому что есть версия, что Колумб так и не добрался до берегов Луши и в глаза ее не видел. А честь открытия острова принадлежит некому Хуану-де ла Коса, мореплавателю, знававшему Колумба лично и даже ходившего на его кораблях. И было это на несколько лет раньше официальной даты открытия Сент-Люсии. История эта темная, правды скорее всего никто уже не узнает, и честь открытия острова так и будет закреплена за Колумбом…

Так получилось, что первый, кто поселился на Луше, был пират (очень уж удобно было грабить корабли, испанские кстати), и произошло это через несколько десятков лет после открытия Луши — карибы бились за свою землю яростно и жестоко.

А без малого через сто лет после открытия, подошли к берегам Луши английские корабли. Остров морякам понравился, они что-то купили, что-то продали и ушли восвояси, увозя английской короне весть о красивейшем острове, утопающем в зелени и на котором много всего полезного и нужного растет и водится.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Прошло еще несколько десятков лет, и в середине 18 века на все еще ничейной (пираты не считаются, потому как злодеи и вообще…) Луше высадились французы, быстренько основав самый первый город. Тут англичане поняли, что остров увели из-под носа, причем голыми руками и гневно заявили, что они раньше пришли. Французы за ответом в долгий карман не лазили и сообщили в ответном послании, что их это не сильно волнует.

— Ах так? — переспросили вежливые французы.

— Ах так! — ответили не менее вежливые англичане.

И началось… Бедная Луша 14 раз переходила из рук в руки, решая по ходу битв, на каком языке лучше желать доброго утра сегодня, дабы не попасть впросак. Пока англичане спорили с французами, чьи в лесу шишки, численность карибов стремительно уменьшалась — кто-то должен был воевать, не цивилизованная же Европа, пусть гибнут дикари! Дикарей не хватало, а нужно было еще и работать на плантациях сахарного тростника (война войной, а ром гнать надо!). Чтобы восполнить потери, на остров завозили африканских рабов, раз и навсегда изменив состав коренного населения Луши.

В начале 19 века Луша становится Британской колонией и только в 1979 году остров обретает свободу (хотя глава государства по прежнему Елизавета Вторая).

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Сент-Люсией по факту правит генерал-губернатор, мимо чьей резиденции мы и проезжали, притормозив для фотографирования. Никто на нас не стал за это наезжать, требуя удалить кадры, и охрана даже не встрепенулась в нашу сторону. Гид этому вовсе не удивился и сказал, что никто тут никого особо не охраняет и не разгоняет народ машинами с мигалками — ну чем не удивительный остров Луша!

— О природе.

Здесь я очень постараюсь держать свои эмоции в узде. Хоть и минуло какое-то время с моего визита на Лушу, но стоит вспомнить этот остров, как накатывает волна неудержимой радости и столь же неудержимого счастья! Все авторы моих самых любимых книжек, вместе со Стивенсоном и Дефо, описывали именно Лушу в своих увлекательных романах. Иначе, как объяснить то, что именно пейзажи Луши рисовало мое детское воображение? Луша — идеальный остров, где собрана вся красота Кариб!

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Сент-Люсия — остров вулканического происхождения, входит в состав Малых Антильских островов и омывается с востока Атлантикой, с запада — Карибским морем. На карте Луша похожа на плод манго или каплю и размерами похвастать никак не может — чуть больше 20 км в ширину и больше 40 км в длину, что вдохновляет исследователей острова.

Поскольку папа Луши — вулкан, то и рельеф у острова очень гористый. На всем нашем пути Луша оказалась самой богатой на горы, а значит и на растительность. На Карибских островах все просто — чем больше и выше горы, тем чаще случаются дожди и тем пышнее растительность. Луша — словно кокетка, что укуталась в роскошное зеленое бархатное платье, украсив изящную прическу серенькой тучкой.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Самая высокая точка острова — гора Джими, 950 метров. Есть вулкан Суфрье, на него обязательно укажут пальцем и расскажут, что он частенько покуривает свою трубку. И конечно Питоны, краса, гордость и символ Луши — пики-близнецы, разделенные на Грос (797) и Пти (750). Питонов показывают всем и со всех сторон. Если вы так и не увидели Питонов, значит, вы просто попали на другой остров — на Луше Питоны видны отовсюду!

— О погоде.

Восторгов в адрес погоды, будет ничуть не меньше, чем восторгов в адрес природы. Конечно, я все еще жила ноябрем — снежно-дождливым, промозглым, хмурым, и Луша просто ласкала душу своим солнцем. Но позади уже был Сен-Мартен, согревший меня, и сравнивать было с чем. Из всех островов, что мне посчастливилось посмотреть в этом круизе, Луше достался самый комфортный климат — солнце, ветер, облака — все было отмерено аккуратным и обстоятельным провизором, соединено в какой-то небесной пробирке и выдавалось Луше строго по рецепту, именуемому «Идеальная погода».

Ветра на острове крепкие, не напрасно Луша относится к Наветренным островам. Но ветер помогает переносить жару и делает ее не такой убийственной. Да и дуют ветра нежно, ласково, стараясь разогнать жару, а не потрепать прическу — женская солидарность у Луши, не иначе.

Температура всегда комфортная, редко выше 26 градусов, а дожди идут теплые, правда очень обильные. Что такое дожди на Луше, я испытала на себе — неожиданно на дорогу опустилась непроницаемая мгла, и разверзлись хляби небесные. Дворники не успевали сгребать тяжелые капли со стекла, огромные пузыри вздувались на недавно сухой дороге и барабанило по крыше машины так, что казалось, дождь проломит ее и доберется до нас. Казалось, свирепый дождь смоет нас с дороги. Но закончилось все так же внезапно, как и началось, и через несколько минут жара и ветер высушили последнее напоминание о тропическом ливне, словно его и не было вовсе… Что поделать, характер у Луши взбалмошный, но такой красавице все можно простить.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Ураганы на Луше — частые гости, случаются каждый год, в сезон дождей. Несут они много неприятностей и тихими не бывают. Не любят их на Луше, но уже привыкли к их нраву — все равно с острова не сбежишь…

Самый высокий сезон (сухой) длится с конца ноября по январь, иногда захватывает и февраль. Потом осадки бывают чаще, но отдыхать не сильно мешают.

Сезон дождей: июль — начало ноября, они самые дождливые и самые ураганные.

Остальные месяцы могут смело сказать, что всякое с погодой бывает, тут уж как повезет (информацию брала из первых рук, не доверяя всяческим рекламным изданиям и статейкам, дожди это серьезно).

В общем, понятно, что Луша — женщина и может закатить скандал, потом быстро простить, широко улыбнуться и… И влюбишься в нее еще сильнее!

— О деньгах.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

На Луше ходит восточно-карибский доллар, но эта информация лишь для тех, кто как и наша дочь собирает деньги. Остальные могут не забивать голову и расплачиваться долларами США, проблем не будет совершенно никаких. А для того, чтобы наменять дитятку денежек, нам пришлось побегать, пока их нашли.

— О визах.

Визы гражданам России не требуются, на чем бы вы не прибывали на Сент-Люсию, хоть на самолете, хоть на корабле, на срок до 6 недель. Я ж говорю, райский остров!!!

— О перелете.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Вопросом этим мы не занимались, что понятно и так. Но полюбопытствовала, как можно добраться до Луши — вернуться очень хочется, чтобы неторопливо, с толком, с расстановкой все посмотреть. Дорога выходит дальняя, лететь придется с пересадкой в Европе или Америке, и стыковка получается длинной.

На Луше два аэропорта — международный и местный, на которых самолеты непрерывно идут на посадку. А вы говорите, маленький остров…

— О безопасности.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Луша — самый миролюбивый и самый безопасный из всех карибских островов. Люди здесь настолько доброжелательны, приветливы и открыты, что невольно хочется ответить им тем же. К тому же, население совершенно нетипично для Кариб — активное, подвижное, трудолюбивое и, совсем уж чудо, очень пунктуальное. Работают все, от мала до велика. Наверное поэтому и выглядит Луша аккуратной, ухоженной и очень чистенькой. Нет, Луша — идеальный остров, честное слово!

Я рассматривала лица тех, кто родился и живет на таком поразительном острове и не встретила ни одного злого или гневного лица. Дети приветливо улыбались, взрослые здоровались без подобострастия, старики наслаждались заслуженным бездельем, греясь на горячем солнышке и казалось все, кто живет на Луше, давным-давно знают друг друга, живя одной большой и дружной семьей.

— О дорогах.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Если вы не очень уверены в своем вестибулярном аппарате, перед путешествием по Луше примите проверенную драмину или еще что-нибудь от укачивания. Поверьте, это совсем не будет лишним! Дорога на Луше идет вдоль побережья, не удаляясь в густые джунгли, и вьется так, что мало не покажется! Машину кидает вправо-влево, колеса взвизгивают на очень уж крутых поворотах и сколько их встретится на вашем пути, одним островным богам известно. Местные давно привыкли выписывать вензеля колесами машин, а вот туристам зачастую приходится плохо. Их всех увиденных островов, дороги Луши самые кучерявые, хоть и очень хорошего качества. В общем, не забудьте про таблетки, лучше перебдеть, чем мучиться от обилия поворотов…

— О языке.

Официальный язык на Луше — английский. Население легко и просто владеет очень понятным английским, поэтому проблем с пониманием практически не возникало. Между собой они говорят на патуа (местном диалекте французского), он звучит красиво, экзотично и совершенно непонятно. Ну и по мелочам жители Луши могут поболтать на французском, испанском и еще каком-то языке, который мне так и не удалось идентифицировать, а спросить я постеснялась… Вот так на острове наконец-то примирились все враждующие стороны, оставив народу Луши легкое и непринужденное владение несколькими языками…

— О столице.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Столица острова — город Кастри, расположенный на границе залива Порт-Кастри и полуострова Виги. Кастри город небольшой, по нашим понятиям, но весьма мегаполисный, по представлениям жителей Луши. Есть здесь и международный аэропорт, и морской порт, и сувенирные магазины, и обилие туристических фирм, с радостью продающих вам экскурсии по острову.

Город был основан французами, но несколько страшных пожаров совершенно изменили его облик. Из того, что может заинтересовать путешественников, остались только Собор 19 века, самый высокий на Карибах, чем аборигены необычайно гордятся, дерево 400-летнего возраста рядом с Собором, старая церковь Святой Троицы, да несколько деревянных домов.

Природа постаралась больше и может показать изумительной красоты бухту и фантастического цвета море.

На город, окружающие его красоты и на скучающие в порту круизные корабли можно посмотреть с обзорных площадок.

В Кастри живет почти треть всего населения Луши и это самый большой город острова. Ну, а число туристов, каждый год прилетающих на Лушу и побывавших в Кастри, в пять раз превышает число местных жителей.

Наш корабль скучал в порту в городом одиночестве, но за год у берегов Луши бывает несколько сотен круизных кораблей.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

И если бы не красоты Луши, я бы отвела знакомству с Кастри какое-то время, но зачем тратить его на город, когда вокруг столько природных красот?

— О Канарах.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Нет-нет-нет, я не ошиблась и ничего не перепутала — на Луше есть свои Канары — маленькая рыбацкая деревушка, куда до середины прошлого века можно было попасть только по морю. Но потом появилась очень хорошая дорога, соединившая города Кастри и Суфрье и в Канары стало можно заехать. Деревушка мила и очень симпатична: уютная бухта, теплое море, вкусная свежевыловленная рыба и очень старый храм — вот пожалуй и все достопримечательности.

В 2013 году, накануне Рождества, на Луше бушевал ураган, лил страшный ливень и деревушку затопило — вода поднялась почти на три метра, доставив жителям много неприятных минут. Сейчас об этом урагане ничто не напоминает и глядя на безмятежный берег сложно поверить, что на Луше случаются такие трагедии…

— О самом старом городе.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Самый старый город Луши — Суфрье, основанный тоже французами и названный в честь вулкана Суфрье. Французы мечтали, что Суфрье будет столицей Луши на веки вечные, но жизнь внесла коррективы в их планы. Судьба у города не самая легкая, только ураганы разрушали его пять раз, а когда они устали, за дело принялись землетрясения и пожары. Впрочем, сейчас об этом ничто не напоминает, и город выглядит совершенно мирным и спокойным. И если вас не сильно шокирует сделанное очень вкрадчивым шепотом предложение купить травку от оторванного от жизни растамана, в характерной шапке с прической из хронически немытых дредов, то я вам просто настоятельно рекомендую отправиться именно в Суфрье, как самое красивое место красавицы-Луши. Именно там самый красивый пляж и Питоны — символы Луши.

— О сувенирах и подарках.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

Наверное будет правильно сказать, что на Лушу отправляются не за сувенирами, а за впечатлениями. Ничем таким уж особенным сувенирным Луша похвастаться не может — все те же тарелочки, кружки, магнитики и брелоки. Все щедро украшено флагами Сент-Люсии или пиратскими черепами. Как всегда будут продаваться шарфики и парео, сумки и прочая пляжная ерунда. Из специалитетов, свойственных кухне Луши — соусы на основе бананов, как откровенно сладкие, так и необычайно острые. Ну и конечно, ром — его много, и он отличается только надписью на этикетке, что приготовлен из тростника, собранного на плантациях Сент-Луши.

Что-то найти в подарок можно, но время на поиски сувениров тратить откровенно жалко, когда вокруг столько удивительной и невероятной красоты. Поэтому, не заморачиваясь особо сувенирами, можно купить подарки в магазинчиках у порта — ассортимент и цены не сильно различаются.

Сент-Люсия. O, Sole mio! O, Santa Lucia!

После покупки подарков самое время сделать паузу. Впереди ждут самые красивые места очаровательной Луши, а значит, продолжение непременно будет…