Турист Мария (puhh)
Мария
была 26 февраля 19:05

Котор, Тиват, Будва — Черногория Июль 2010

Три дня по дорогам Белоруссии, Польши, Венгрии, Хорватии и Боснии, и мы в Черногории. Там на две недели мы сняли дом в местечке Джурашевичи, это недалеко от Тивата и Котора.

Немного о жизненных реалиях. Дом оказался таким, каким нам его и представляли. Три спальни, гостиная, кухня, кухня на улице (они оборудованы всем необходимым.), 2 санузла (один на улице), сад, парковка, террасы-балконы. С одной из террас открывался замечательный вид на море. Всё симпатично.

Питались в основном дома. Недалеко были расположены два больших супермаркета — там, в основном, и закупались. Один поход в магазин (продукты на 6 человек) — около 70 — 80 евро (еды дня на 2 на 3). Мясо, овощи, вино, молочные продукты (столь необходимое нам козье молоко — без проблем), сладости, вода, соки.

Мясо исключительно вкусное и недорогое. Свинина сумасшедшей вкусноты — чем там хрюшек таким кормят — неизвестно. Их знаменитый пршут (вяленое мясо) тоже очень хорош.

Рыбу дешёвой назвать нельзя. Каково соотношение качество-цена — не скажу — мы рыбу не покупали, потому что наши дети не едят её.

Овощи — фрукты так себе. Цены на них средние. Зелень они не растят практически, помидоры невкусные, огурцы страшенные, но на вкус ничего. Вкусные абрикосы, арбузы, дыни тыквенного цвета. А вот нектаринов и персиков лучше греческих нет!!!

Вина неплохие, сливовица их тоже ничего, ракия мне не понравилась.

Мидий покупали на плантациях (летом они выращивают мидий, зимой — устриц). 2 евро килограмм. Мы купили 5, но все съесть не удалось. Сами варили в белом вине, есть ещё рецепт в томатном соке. Огромные, нежные, вкусные.

Рестораны разные. Порции огромные, готовят вкусно. Мы ели баранину, мясо по-черногорски, осьминогов гриль, мидий. Как-то в Будве «знакомились» с «Меню дня» — очень даже неплохо. Поход в ресторан (перечисленные блюда, вино) около 80 евро на шестерых (ресторан в центре Старого города Котора).

Расстояние до моря было явно больше, чем нам обещали. Но это нас не расстроило, поскольку машина решает все проблемы.

Пляж, на который мы ездили чаще всего, мне показался одним из самых привлекательных из тех, на которых мы были впоследствии (в Будве, Крашичах, Тивате, Перасте). Называется он Плави Горизонты. Так называется и отель**, стоящий на берегу, на первой линии.

Пляж достаточно чистый, количество отдыхающих, загорающих…по- всякому. Пустынным его не назовёшь, особенно в выходные. Приезжает вся бывшая Югославия, а также Германия, Австрия, Чехия, Польша, Россия и даже итальянцы — нередкие гости. Песок, лежаки, есть входы в море и с каменистой части. Там вода, естественно ещё чище, но холоднее. Сосны, пальмы, вся пляжная инфраструктура. Детская площадка, мероприятия.

В море сначала идёшь — мелко, потом всё глубже, глубже. До буйков по моим меркам далеко. Море, конечно, гораздо холоднее Средиземного. Несколько дней дул северный ветер, и температура воды была не больше 17–18 градусов.

При въезде на территорию на машине пляжа платишь 3 евро. Своим ходом, думаю, бесплатно. Апартаменты и комнаты сдаются рядом повсеместно.

Русские встречались, но не так часто, как можно было ожидать. Домик в Черногории недалеко от моря по московским меркам не так уж дорог.

К русским в Черногории относятся хорошо.

Очень быстро мы поняли, что вечером на пляж мы приходим поздно — солнце уже уходит за гору, и становится достаточно прохладно, поэтому решено было отправляться на «экскурсии» по окрестностям.

Итак, город Котор. История Котора насчитывает два с половиной тысячелетия. Расположен он в бухте под названием Бока Которска. В 1979 году ЮНЕСКО включила его в Список всемирного наследия. А в одном из современных глянцевых журналов было написано: Котор — один из десяти самых очаровательных городов Европы. И это действительно так!

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2

Мы были в Которе не один раз, и каждый открывали для себя что-то новое. Впервые мы увидели его утром. Тогда в Старый город мы попали через Южные ворота. И сразу начали восхождение на крепостную часть города. Удивляли и радовали узкие улицы без названий, сушившееся в окнах белье, яркие краски цветов. Подъем достаточно крутой и живописный, но назад повернуть не хочется, потому что оказываешься покорённым постепенно открывающимся видом: на город, на порт, на залив.

По дороге нам встретилась часовня Богородицы Здоровья, которую построили пережившие эпидемию чумы местные жители.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2

К крепости Святого Ивана, на самой высокой части холма мы, к сожалению, не дошли — стало очень жарко, и дети просили повернуть обратно.

Спустившись, мы стали петлять по лабиринту города, пытаясь пробраться к тем местам, которые мы присмотрели сверху. Почти сразу вышли к площади, на которой стоит собор Святого Трифона 1166, покровителя и защитника «Братства мореплавателей Боки Которской», визитная карточка города. По легенде, мореплаватели, возвращаясь из похода в Малую Азию, везли тело Трифона. Начался шторм, они укрылись в заливе Котора. Шторм продолжался несколько дней, и тогда жители решили, что святой не хочет покидать их город. Сейчас мощи св. Трифона находятся в гробнице внутри собора.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2 От площади мы пошли гулять дальше. По дороге нам попался колоритный «фонтанчик», который нам любезно включил местный житель.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2 Если идти от собора налево по улицам, то оказываешься у Дворца Грегурина, где сейчас находится Морской музей, мы хотели побывать там, но в тот момент он был закрыт. В него нам удалось попасть только в последний день перед отъездом.

Если от собора идти прямо, то окажешься около удивительного дворца Пима, который знаменит своими невероятно длинными и изящными балконами.

А мы вдруг совершенно неожиданно оказались на большой площади, как потом выяснилось, на Площади Оружия. На ней мы увидели Дозорную башню (сверху, со стен, мы уже её присмотрели), и здесь стало понятно, что мы находимся в туристическим центре Котора. Но время подходило обеденное, и через арку Главных ворот мы вышли на набережную.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2

В следующий раз в Которе мы оказались вечером. Первое, что мы сделали- прошлись по набережной, полюбовавшись на яхты, корабли, лодки, пришвартованные у берега. Затем вошли в город через северные ворота и увидели речку Шкудру. Живописной она нам не показалась.

Вечер был очень пасмурный, ветреный и какой-то тревожный. Тогда мы увидели город совсем другим. Улицы, освещённые каким-то загадочным светом, позолоченная уходящим солнцем гора.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2
Даже источник, у которого мы гуляли утром, выглядел совсем иначе. В этот раз мы увидели три церкви Котора, каждую по-своему замечательную: Церковь Св. Марии, церковь Св. Николы, церковь Св. Луки.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2Когда совсем стемнело, мы вышли на площадь с множеством ресторанчиков. Там мы и остановились. Все вокруг крайне эмоционально смотрели какой-то футбольный матч, а мы, ожидая заказанного, наблюдали за этим, рассматривали площадь, а вернее, то, что от неё осталось после того, как она оказалась заставленной столами ресторанов. Ждали мы осьминога гриль, мясо по-черногорски, баранину и мидий. Всё это оказалось впоследствии очень вкусно, порции были огромны.

Уходя, мы обратили внимание на симпатичное здание в торце площади, это был… Морской музей. Час, а то и полтора находясь на этой площади, мы и не заметили, что она на самом деле нам знакома по утренней прогулке. Мы, конечно, хотели завершить свой вечер достойно, посетив Морской музей, но не тут-то было — через минуту он закрывался, и нам любезно предложили прийти завтра.

Нисколько нас это не расстроило, поскольку мы полюбовались вечерним Котором. Таким мы его ещё не видели. Он преобразился ещё раз.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2

Мы ещё пару раз были в Которе. В Которе… маленьких уютных магазинчиков и милых двориков.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2 Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2

В Которе … кошек и собак. В Которе… в Морском музее (наконец-то!!!). Младший сын велел закрыть мне глаза и повёл показывать … нечто необыкновенное. Его воображение поразил красавец-парусник. А старший встал за штурвал.

Ещё один город, который мне очень понравился — это город Пераст в 15 километрах от Котора. Чем он знаменит? Школой, в которую Петр I направлял учиться россиян морскому ремеслу у известного капитана Марко Мартиновича, городским музеем во Дворце Буйовича, церковью Св. Николы, построенной в 1691 году.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2

Мы увидели город в лучах заходящего солнца. Узкая набережная, ощущение домашнего уюта и сказочности.

Этот город остался для нас загадкой — мы там были один раз и очень мало. Не дошли до знаменитой школы, опоздали в музей. Но, тем не менее, необыкновенное впечатление и желание вернуться осталось.

Одним из вечеров мы поехали в город Тиват. Именно в Тиват прилетают гости Черногории. Небольшой аэропорт виден прямо с дороги. Город считается самым молодым в Боке Которской.

Тиват очень зелен. Кроме того, он известен своим парком, основанным в 19 веке. В него со всего света моряки привозили разные растения, в городе есть памятники архитектуры, но так случилось, что мы видели их только издалека.

Приехав в Тиват, мы почему-то сразу отправились в порт. Там мальчишки ходили от корабля к кораблю, а мы нашли себе занятие на следующий день, решив отправиться на экскурсию по заливу вот на таком чудном кораблике.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2

На следующее утро мы прибыли в порт Тивата в предвкушении интересной прогулки. Путешественников на корабле было очень мало, пока экскурсионный автобус не привёз большую группу русских туристов с гидом.

Мы прошли всю Боку Которску: Херцег-Нови, Биелу, Рисан, Пераст, Котор, заходили в голубую бухту и там купались (ощущения необыкновенные, вода морская такого изумительного цвета!), заходили на остров Богородицы Рифа (или скал) и посмотрели на остров Св. Джордже. Это остров естественного происхождения, на нём небольшое кладбище.

А рядом искусственный Остров Богородицы скал.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2

По легенде, здесь когда-то был коралловый риф, на котором в бурю спаслись моряки из Пераста. Тут же они нашли икону Божьей Матери с младенцем.

И вот почти 100 лет жители создавали остров и строили церковь: затапливали старые корабли, строили каменную насыпь.

В церкви внимание привлекает серебряный ряд украшений. На серебряных ладанках изображены корабли, лодки, части человеческого тела — в честь спасения в морском плавании, в честь избавления от недуга выполнялись эти украшения.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2

Сейчас в церкви проходят венчания, здесь же находится музей с коллекцией старинных и диковинных предметов, коллекцией оружия.

Эта работа вышита золотыми и серебряными нитями и волосами. Экскурсоводы рассказывают трогательную легенду о девушке, не верившей в гибель своего возлюбленного, вышивавшей это полотно 25 лет, а потом ослепшей.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2
Вернувшись вечером, мы искупались на тиватском пляже (купающихся много, вход в море — скользкая лесенка) прошлись по вечерней набережной и поехали в свои «деревенские», но очень милые Джурашевичи.

Следующим обязательным местом, куда мы хотели съездить, была Будва, Будванская ривьера.

Наше знакомство с Будвой началось вечером. Мы приехали в город, сразу оказались далеко от его исторической части, поэтому решили побывать на пляже, пройтись по набережной. Погуляли по каменистому будванскому пляжу. Обошли большую часть сувенирных развалов, магазинов. Доставили неизъяснимое удовольствие ребёнку, покатав его на аттракционах.

На следующий день решено было приехать с самого утра, и весь день посвятить Будве, одному из старейших поселений Средиземноморья, как гласит путеводитель.

Приехав, мы сразу отправились в Старый город. Сначала обошли морской порт, посмотрев на все пришвартованные судна, затем поглазели на большой колокол у стен Старого города.

Потом отправились бродить по лабиринтам улиц старой Будвы.

В Будве у нас была цель — найти рыб. Накануне, гуляя по главной курортной улице, обратили внимание на многочисленные магниты с изображением двух сплетённых рыб. Как нам сказали, это главный символ города. Можно сказать, что их поиску и была посвящена наша прогулка.

Первой встреченной нами достопримечательностью был собор Св. Ивана.

Как-то так вышло, что мы посмотрели на него и прошли мимо. Очень уж торопились на встречу с Рыбами. А, видимо, зря, потому что, как пишут путеводители «стены собора украшены красивыми мозаиками».

И вот мы у стен Цитадели. Живописные домики рядом, пушечки. Милая девушка продала нам (2 евро) симпатичные билеты-открытки (пустячок, а приятный).

Прошлись по прогулочной части стены, посмотрели на открывающиеся виды. На Будву, на остров Св. Николы, на окрестные пляжи, на морской простор.

Но самое главное, нашли-таки рыб. Дотронуться надо было.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2

Легенду про влюблённых Марко и Елену пересказывать не буду. Одна фраза из легенды: «Ко jedno nek budu dva!« — «Пусть двое будут как один!» Так появилось название города.

По пути обратно заглянули в библиотеку. Пустынно, прохладно, пахнет временем. Зашли в Церковь Святой Троицы (1804). Поблизости располагаются собор Св. Саввы и Церковь Св. Марии.

Дальше, конечно, наш путь лежал на пляж. (По дороге туда проходили мимо Археологического музея).

Рассматривая Будву со стен Цитадели, мы приглядели себе пляж, туда и пришли.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2

Искупаться мы — искупались, позагорали. Но решили, что такие пляжи нам категорически не подходят: очень узкая песчаная полоса, очень много загорающих, 4 евро лежак, да и вход в море так себе. Единственное, что примиряет — вид на Цитадель.

После купаний-загораний, отправились на центральную набережную обедать. Там с этим проблем никаких — на любой вкус и кошелёк. После — как полагается, «детям мороженое, бабе …». Маленькой детке — аттракционы, большим — рыночки, магазинчики. За три ха-ха можно накупить себе очаровательных летних платьиц, финтифлюшек из камушков (бирюза, кораллы, авантюрин и прочие), сувениров. В Будве все эти удовольствия самые приемлемые по ценам (по сравнению с Котором, Тиватом, Перастом). Вечернее купание в закатных лучах и домой! В Джурашевичи!

В Будву мы приезжали ещё раз. В тот раз на целый день в аквапарк. При отеле «Mediteran». Вполне себе симпатичный, дети были довольны. Вход 10 евро без ограничения времени. Пообедать можно там же в ресторане. Но… не так уж и вкусно, неоправданно дорого, порции сиротские.

Последним нашим большим путешествием в Черногории было путешествие на Скадарское озеро, в один из национальных парков Черногории. Скадарское озеро самое крупное на Балканах. Большая его часть принадлежит Черногории, меньшая — Албании. На Скадар ведут две дороги: одна, в основном, по горному серпантину, другая по длинному тоннелю. Мы решили «испробовать» обе дороги. Туда мы ехали по серпантину (главное, не проехать указатель и поворот на Вирпазар, мы, то, конечно, проехали и возвращались потом), обратно по — тоннелю.

В Вирпазар (небольшой городок у озера, основанный в 18 веке) нас поначалу разочаровал, да и та часть озера, которая видна из Вирпазара, не производит никакого впечатления. Предложений покатать нас по озеру поступало много. Мы выбрали путешествие с неким Саввой, а точнее, с его сыном. Подождать, пока приплывёт сын на лодке, Савва предложил нам в своём доме. Его дочка угостила нас сладостями. Ждали мы недолго.

Сын Саввы тоже достаточно хорошо говорил по-русски, на все наши вопросы мы получали вполне вразумительные ответы.

Ну что сказать об озере? Красиво, безлюдно, умиротворяющее…Чайки, бакланы (оказалось, очень изящные птицы), стрекозы.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2

Маршрут путешествия можно выбрать самостоятельно. Было б время и деньги. Нам показали заброшенный после землетрясения рыбацкий посёлок, посёлок, где и сейчас живут рыбаки, бывшую турецкую крепость на острове Грможур.

Затем отвезли на пляж, где кроме нас и хозяев ресторана на пляже не было никого.

Красота-по-черногорски или Европейские каникулы 2
Час на пляже пролетел абсолютно незаметно. Он каменистый, вход в озеро песчаный, вода теплая невероятно (море в эти дни было как раз прохладным). Тишина, покой, красота. Вот таким было наше путешествие на Скадарское озеро. По дороге обратно мы заехали в музей, экспозиция которого рассказывает обо всех национальных парках Черногории. Зашли в винный магазин в скале и потом поспешили домой — над озером собиралась грозная туча. Но дождя не было, тревога оказалась ложной. Чуть менее живописной дорогой мы вернулись обратно.

Конечно, многого мы в Черногории не увидели. Пока. Но то, что нам удалось посмотреть, впечатляет. Страна удивительно красивая!!!