Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был вчера 15:50

Босния и Герцеговина, Черногория Март 2016

О том, как начиналось наше путешествие, и что нам уже удалось посмотреть к этому времени можно посмотреть здесь: Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 1.

Итак, наше утро началось в Мостаре, ещё раз пробежался по городу, было жаль с ним прощаться — увижу ли я ещё раз эти места?

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

На сегодня задача не самая сложная — добраться до Сараево, всего-то 130 километров:

Так как дорога проходит в непосредственной близи от национального парка Блидинье, я планировал заехать на его территорию, побывать на одноимённом озере, возможно, небольшие треки вокруг озера или по горным склонам — смотря по обстоятельствам. Так как никакой информации на русскоязычных ресурсах об этом национальном парке я не нашёл, руководствовался только небольшой информацией с боснийских сайтов.

Дорога Мостар — Сараево (Е73) проходит преимущественно вдоль долин рек, места очень живописные:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

Часто останавливались, фотографировали и просто наслаждались природой, той возможностью, что дала нам судьба увидеть эту красоту!

У довольно крупного городка Яблоница, мы свернули с трассы Е73 в сторону нац.парка к деревне Рисовац. Дорога стала гораздо уже, но асфальт вполне достойного качества, встречных/попутных машин нам практически не встречалось. Ехали мы уже более получаса, получая удовольствие от окружающих пейзажей, и вдруг случился облом — асфальт кончился… Сначала я подумал, не может быть, наверное, мы пропустили наш поворот (хотя, в этой глуши дорога была одна единственная). Остановился, спросил у местных — направление правильное, асфальта дальше нет!

Немного поразмыслив, решили проехать немного вперёд, а там смотреть по обстоятельствам. Грунтовая дорога явно не подходила нашей машине, бедолага вся тряслась, скрипела и кряхтела, поднимаясь вверх по склонам. Ехали мы так ещё минут десять и радужных перспектив перед нами не вырисовывалось, тогда я всё же решил оставить эту идею и повернуть назад. Во-первых, ползти такими темпами до Рисоваца было ещё минут 15, а дальше до озера Блидинье ещё километров 15 и дорога там вряд ли лучше. Во-вторых, случись что-нибудь с машиной в этой глуши — приключение, конечно, классное, но лучше как-нибудь в следующий раз и с кем-нибудь другим… В-третьих, у нас было запланировано ещё много природных достопримечательностей, да и время года не самое лучшее — зелени и цветов ещё очень мало, природа только просыпается после зимы.

В общем, было жаль, но даже сейчас я считаю, что поступил правильно. Вот пейзаж, примерно с той точки, где мы повернули назад:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

Вернулись обратно к цивилизации, на трассу Е73, которая недалеко от Сараево перешла в платную А1. Прекрасная скоростная магистраль запомнилась длинным (около 5 километров) туннелем, построенному по последнему слову техники — широкий, с хорошей вентиляцией и красивой подсветкой. Ближе к вечеру мы прибыли в Сараево. По какому то природному наитию сразу нашли наш хостел, быстро заселились и пошли гулять по городу.

Сараево — столица Боснии и Герцеговины, население всего-навсего 370 тысяч человек (10% страны). Название город получил от дворца, построенного в XV веке (как известно, дворец по-тюркски — сарай), город сначала назывался Босна-Сарай. А при переходе под власть Австро-Венгрии (в 1878 году) название сократилось до Сараево.

Для туристов город интересен, в первую, очередь своей исторической частью — площадь Башчаршия или Голубиная:

Здесь расположен древний фонтан — Себиль, сейчас это один из главных туристических символов города. Место очень колоритное, пожалуй, его по праву можно считать туристическим сердцем Сараево. Находясь здесь, невольно возникают ассоциации со Стамбулом и площадью Султанахмет, только в значительно меньшем масштабе…

От Башчаршия в разные стороны расходится несколько узких пешеходных улиц:

Здесь же расположены основные достопримечательности: мечети, храмы, старые корпуса университетов, административные здания. Собор Святейшего Сердца Иисуса:

Главный городской парк:

Обратите внимание, на маленькие белые столбики, это мусульманские могилы, такое соседство в Боснии — не редкость.

Ещё немного фотографий центральных улиц Сараево:

Эти улочки, почему-то вызывали ассоциации с Москвой.

Далее мы свернули к набережной, через весь город протекает река Миляцка:

Здание Академии искусств:

Национальный театр:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

Интересно, что и на сербском и на хорватском национальный театр звучит одинаково — народно позориште, неужели у них так плохо обстоят дела с этим видом искусства?

А мы, сделав круг, вернулись на Голубиную площадь, поужинали в одном из ресторанчиков, за это время стемнело и город приобрёл совсем другие краски:

Примечание! В Боснии и Герцеговине используется своя денежная единица — новая марка, она почти ровно в два раза дешевле евро. Находясь в Мостаре мы абсолютно везде рассчитывались в евро, а, вот, в Сараево просили марки. Благо, в исторической части города, на каждом пятачке по нескольку обменников, но в других не туристических местах могут возникнуть проблемы. Так что, лучше с собой иметь немного местной валюты.

Так подошла к концу наша прогулка по этому небольшому, но интересному городу, столице Боснии и Герцеговины. Отмечу, что эта часть города, так же как и национальный парк Блидинье внесены в очередь на признание их в качестве всемирного наследия ЮНЕСКО (№ № 906 и 5281).

Утро следующего дня выдалось пасмурным, впервые за пять дней нашего путешествия пошел дождь. На сегодня планы гораздо шире вчерашних, надо доехать до города Вишеград, а затем вернуться в Черногорию — через Плевлю в Жабляк:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

Снова горные серпантины, снова потрясающие пейзажи, только это уже совсем другая, иногда, какая-то зловещая красота.

Места очень напоминали нашу родную среднюю полосу России:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

Интересно, что я совсем не расстроился из-за пасмурной погоды. Сейчас, перебирая фотографии, сделал вывод, что эти места ранней весной смотрятся особенно необычно, именно на фоне серых туч.

Спустя полтора часа мы уже ехали вдоль реки Дрина, именно на берегах этой реки находится город Вишеград, именно через эту реку в 1577 году был построен мост, который сегодня является нашей главной целью.

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

Мост Мехмет-паши-Соколовича считается произведением средневекового турецкого инженерного искусства:

Каменный мост имеет 11 пролётов, общая длинна составляет 180 метров. Мост частично разрушали, как во время Первой, так и Второй мировых войн. А совсем недавно, в 2007 году ЮНЕСКО включила его в список объектов всемирного наследия. И ещё один интересный факт связан с этим мостом, югославский писатель Иво Андрич один из своих романов назвал «Мост на Дрине». За этот роман в 1961 году, он был удостоен нобелевской премии по литературе.

Вид на Дрину и Вишеград с моста:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

На вершине одного из окружающих холмов имеется смотровая площадка, она расположена не очень высоко, но виды вполне стоят, что бы на неё подняться.

В левой нижней части фотографии хорошо заметен флаг, точь-в-точь, как Российский, только перевёрнутый, это флаг Республики Сербской (не путать с Сербией, до границы с которой от сюда всего 10 км). Дело в том, что Босния и Герцеговина, несмотря на незначительные размеры, представляет собой федерацию и состоит из Боснии и Герцеговины, Республики Сербской и округа Брчко.

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

Собственно к чему я сделал это отступление, когда мы были на территории Республики Сербской, мы не встречали ни одного флага Боснии и Герцеговины, это к вопросу о самоидентификации населения.

На этом наша программа по Боснии и Герцеговине была выполнена и мы повернули в сторону Черногории, до которой отсюда совсем не далеко. Границу прошли через погранпункт Металька, все прошло гладко, хотя туристов здесь видят явно редко.

Мы двигались дальше, сегодня нам необходимо было добраться до основного туристического городка национального парка Дурмитор — Жабляка.

Гугл-мэп очень хорошая вещь, но иногда она видит дороги там, где их нет. Так он построил наш маршрут по кратчайшему пути, только не учёл, что дорогой это можно считать весьма условно.

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

Это, пожалуй, самый безобидный участок из тех 6 километров, что нам пришлось преодолевать. В другой раз, когда навигатор решил таким же способом укоротить путь, я не повёлся и поехал так, как считал нужным, тем самым сэкономив не только время, но и нервы.

В остальном, дорога была приятной и, уже затемно, мы приехали в Жабляк. Всю ночь шёл дождь и было понятно, что в этом, богатом на красивые пейзажи, месте нам придётся всего лишь переночевать и утром двигаться в поисках более ласковой погоды к побережью. Да и время года для трекинга в Дурмиторе не подходящее, думаю, за этим сюда надо приезжать с мая по октябрь.

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

Утром погода наладилась и если бы не сильный ветер, можно было погулять где-нибудь в окрестностях. А мы поехали в Подгорицу через Колашин, так как этот маршрут проходи через бОльшую часть каньона реки Тара.

Пару слов хочу сказать о качестве дорог по нашему маршруту. В целом и в Черногории и в БиГ дороги вполне достойные, хороший асфальт, ямы практически не встречаются. Немного разбитые дороги чаще встречались в городах, но тоже в пределах разумного. Самый плохой участок был в районе погранпункта Металька, но это и понятно, мало того, что это глушь, так там ещё повсюду ведутся лесозаготовки и из всех транспортных средств, чаще всего нам там встречались огромные лесовозы.

Итак, из высокогорного Жабляка, мы спустились в каньон реки Тара. Первой остановкой был мост Джурджевича.

Мост был построен в 1939 году, его длина 366 метров, высота 150. На момент постройки это был самый большой автомобильный арочный бетонный мост Европы. Этот важный стратегический объект соединяет основную часть Черногории с её северными районами и Сербией. Во время Второй мировой войны мост был подорван черногорскими партизанами и восстановлен только в 1946 году.

Вид на Тару с моста:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

Каньон реки Тара — это самый глубокий каньон Европы (длина 82 километра, максимальная глубина — 1300 метров) и второй в мире (после Гранд Каньона США). В сезон здесь пользуются популярностью различные активные и экстремальные виды отдыха (рафтинг, бэйсджампинг и др.)

Мост Джурджевича и каньон реки Тара являются символами этого региона, в сезон краски здесь гораздо ярче, хотя уже сейчас кое-где встречаются первые цветы:

Ну, и собственно, немного фотографий реки и окрестных пейзажей, снятых на участке от моста Джурджевича до Колашина.

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

Однозначно одно из самых красивых мест Черногории и это ещё не сезон. Останавливались очень часто, благо дорога даёт такую возможность — место для парковки можно найти через каждые пять минут пути, а пару раз встречались даже специальные асфальтированные парковки. Преимущества собственного авто раскрылись здесь с самой лучшей стороны, просто проехать на автобусе эти места — немыслимое кощунство над любителем природы!

Где-то там вдалеке остался Жабляк, по видимому, сегодня там опять весь день идёт дождь:

Небольшой автопробег по Черногории и БиГ. Часть 2

А нас дождь застал только в Колашине, поэтому мы поехали дальше без остановок до самой Подгорицы, но об этом в заключительной части нашего путешествия…