Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была 17 апреля 19:57

Берн — Швейцария Сентябрь 2015

Поезд из французского Безансона, от которого до швейцарского Берна по прямой 200 км. отходит в 9 утра. Выйдя в 8 из аппартаментов, навсегда поселившихся в наших теплых воспоминаниях, как впрочем и сама столица Франш-Конте, отправились в гостиницу «Савой» заказывать такси. Было у меня какое-то смутное воспоминание, что когда мы заселялись, девочка на ресепшен сказала, что по утрам, когда все идут на работу, и по вечерам, когда возвращаются из баров-ресторанов, с таксями бывает напряженка и лучше заказывать загодя.

Если загодя вечером, то это понятно, а загодя утром, то это накануне вечером. О чем я прозрачно и намекнула Лизавете после вечернего променада, на что как всегда услышала типа:

— Ааа, ладно, мам, утром.

8 утра. Мы у ресепшен. Просим такси. Девушка звонит по одному номеру, второму — такси нет. Ждет когда перезвонят. Перезванивают. Такси нет. Я бледнею. Девушка на ресепшен бледнеет вместе со мной. До поезда 35 минут-пол-часа.

— Я нашла вам такси, — радостно сообщило белокурое создание, — сейчас будет.

И правда, сейчас появилось. Дочь, чувствуя мамины нервы на своей совести, понеслась объяснять таксисту, что нам надо быстро.

— Faster, faster, — заволновался теперь и таксист. И со всеми возможными, какие могут быть в однополосном, старинном городе «faster»-ами помчал нас к вокзалу.

Милые-милые люди во французской провинции!

Ехать предстояло с двумя пересадками. Первая электричка из Безансона до La Chaux de Fonds была из 3-х вагончиков, между собой разделяющихся как-то невнятно. Машинист от состава был отделен несурьезной занавеской гармошкой. Так «одной семьей» мы ехали часа полтора. На предпоследней остановке вышло много народу с палками для скандинавской ходьбы. До этого мы проехали какой-то старинный городок сказочной красоты, запрятанный в густых французских лесах. Да, во Франции есть и такие! Сфотографировать его из поезда не получилось, т. к. он то появлялся, то прятался за деревьями, а потом совсем пропал. Проехали.

Я пол- дороги простояла с фотоаппаратом у окна, то вставая, то присаживаясь вновь. Все выцеливала своим игрушечным фотоаппаратиком местные красоты.

Беее-рн

Сидевший напротив дядька с камерой с человеческую голову и объективом длинной в шею вскакивал при любом моем шевелении и замирал у соседнего окна. Прикольно. Лизка потом хихикала надо мной и им.

Пересели в электричку до Невшателя. Тоже интересный экземпляр. По-моему он сохранился еще со времен Штирдица и Кэт. Ну, очень раритетная. Напротив сидела женщина под 40 с тремя детьми. И такая простая себе. Совсем не столичная и даже не французская, хоть и француженка. Вы не представляете какие у неё вежливые дети! Сколько раз извинился её полненький сын лет двенадцати, когда обходил Лизку при выходе, даже и не сосчитать. Раз пять, наверное. Это еще раз о вежливости французов.

При подъезде к Невшателю за окном, на горе проплыл величественный Невшательский Кафедрал. Что я его не сфотографировала? Поезд-то еле полз. Загляделась. Опять пересели в поезд до Берна. За пол-часа, что его ждали купили по брецелю: Лизка с ветчиной, я — с салями. Слюни текут. До чего же в Швейцарии хороши бретцели! Не хуже мюнхенских.

В Берне на такси, проехав 3 трамвайные остановки от ж-д вокзала, который находится в самом центре города, заплатили 23 франка. Во Франции в 2–2,5 раза это удовольствие дешевле.

Беее-рн

Нашли свой отель с громким названием «Альпенблик». Абсолютно стандартный. В душевой можно заработать клаустрофобию. Но постели хорошие. Белье постельное тоже отменное. По утрам будил звон колоколов с какой-то близлежащей кирхи, до которой мы не удосужились дойти.

Гостиница Альпенблик.
Гостиница "Альпенблик".

Выдали проездной на все виды бернского транспорта, кроме такси, разумеется. А видов этих целых три: автобус, трамвай и троллейбус. Да-да, в Берне есть троллейбус. Поэтому город опутан проводами не хуже Питера, или Москвы. Я от этого уже отвыкла. У нас и трамваев-то нет.

Беее-рн

День был теплый. Солнце припекало. Было приятно и покойно.

Жужжали шмели в шалфее.

Беее-рн

Народ, одетый в пляжное, расслабленно попивал и поедал что-то за столиками на улицах.

Ааре неспешно текла под арочными мостами, навевая негу

Беее-рн

и отражая в своих зеленоватых водах черепичные, старинные крыши.

И мы отобедали в пафосном итальянском ресторане «Верди» с орхидеями и хрусталями. Счет вышел тоже пафосный. В Безансоне мы 3 дня на эти деньги обедали. Причем обедали гораздо лучше!

Ресторан Верди в Берне.
Ресторан "Верди" в Берне.

И я даже не знаю в какой момент поселилось у меня ощущение нереальности происходящего. Нет, даже не так. Ощущение было, как буд-то ты попал в Зазеркалье. Все такое же, как у обычных людей, но в зеркальном отражении. Сердце слева, чувства вывернуты на изнанку. Там где должна быть радость — холодное равнодушие, приязненность — снобизм, безразличие, выдаваемое за толлерантность. Вместо лиц у людей вежливые маски, лишенные искренных, живых чувств.

Беее-рн

Берн показался эрзацем Германии или Австрии. Пиво жиже, жиже и характер. Австрийского изящества нет и в помине.

Столица Щвейцарии, на то она и столица, чтобы быть квинтэссенцией всего швейцарского. Город, не знавший бомбардировок и лишений последней мировой, но помнящий о давней нищете, не сострадает тем, кто подвергся первым, и копит-копит-копит, чтобы забыть о втором. Страна, говорящая на нескольких языках, и на каждом одинаково хорошо, потеряла свое лицо, спрятав его за золотой кругляш.

Беее-рн

Беленькое, елейное швейцарское шато на Бундес платц в перспективе заканчивается шпилем Тюремной башни, но тем не менее может ввести в заблуждение, представляя Берн эдакой «сахарной водой», сладкой и приятной. Но это не настоящий Берн.

Бундес платц. На заднем плане шпиль Тюремной башни.

Берн рядом, с обратной стороны Бундесплатц. И только тонкие струйки фонтана разделяют «сахарное» шале и массивный, тяжелый, безвкусный — Швейцарский Парламент — Бундесхаус.

Здание Федерального Парламента представляет собой комплекс построек в стиле флорентийского Возрождения. В центральном его здании, возведенном в 1894-1902 годах и увенчанном куполом, находятся залы заседаний обеих палат - Национального совета и Совета кантонов.

Разглядывая веселенькие, журнальные, завлекательные фотографии солнечного Берна,

Беее-рн

я думаю про себя:" Ну, что ты на него так взъелась». Вот ведь «такое все зеленое, такое все красивое». И даже краешек твоей обожаемой осени именно Берн тебе показал.

Но тут же вспоминаю промозглое, дождливое послезавтра и злобной шепот официантки, не коренной швейцарской национальности, пытавшейся нас обсчитать.

Беее-рн

— Ну и что дождь, — пытаюсь опять себя уговорить.

— Вот и Дижон поливал тебя дождем без перерыва, а в Безансоне попалось пару неадекватных официантов, но ты же на них за это не сердишься.

Все это правда и все это так. Так что дело, все-таки, не моих капризах, не в дожде и не в обиде. Дело в городе, дело в Берне.

Он, как уложенные в рассчетные, бухгалтерские таблицы порывы вдохновения. Хотя эти правила в довольно красивой оправе. Но красота эта не живая, она как засушенный цветок. То-ли он увековечен, то-ли живая красота почила под пергаментом гербария.

Беее-рн

Вот! Точно! Теперь я поняла, что мне напоминают швейцарские города — гербарий. Там и четкая классификация и даже не лишенная красоты и некоторой доли приятности натуролистическая коллекция, но в ней нет свежести и запаха жизни. Он — подотчетность, подвидовость, подсемейственность. Запах бумаги, чернил и консервантов, стирающий и размывающий всю природную красоту.

Вид на Швейцарские Альпы со смотровой площадки около Парламента.

Мир Берна если и менялся за последние 3 четверти века, то менялся он по формулярам и схемам, таблицам и реестрам. Сегодняшний Берн — выдающийся результат рациональной организации пространства и времени. В нем изготавливают прошлое, настоящее и будущее.

Беее-рн

Все, кто выбивается из-под линейки и ранжира — дураки. Союзники лишь те, кто сам себя уложил, поджал, вытянул или наоборот пообтесал под его прокрустово ложе.

Даже любимая готика в Берне маловразумительна и малоутилитарна. Она абсолютно не вызывает ни священного трепета, ни одухотворенного полета, ни даже страха перед высшими, божественными силами, подобно испанским, французским и английским соборам.

Шпиль Бернского Кафедрального собора. Berner Münster) — протестантский кафедральный собор, расположенный в южной части Старого Берна. Собор считается важнейшим позднеготическим храмом Швейцарии. С архитектурной точки зрения собор является трёхнефной базиликой, алтарь и хоры имеют апсиды в форме пяти сторон восьмиугольника. Высота колокольни составляет 100,6 метров, что делает Бернский собор самым высоким храмом в Швейцарии. Главный колокол собора весит около 10 тонн и имеет диаметр 247 сантиметров. В 1983 году собор, вместе со всеми постройками Старого Берна, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

— И что? — спросите вы, -так тебе в Берне было все отвратительно и безнадежно-бежево?

— И да, и нет, — отвечу я.

Когда я смотрела на панораму старого города, у меня захватывало дух от красоты.

Шпили Кафедрального Бернского собора и церквь Nydegg.

Теперь, когда я вспоминаю осень, я помню тяжесть созревших каштанов у себя на ладони и запах прелых листьев в «Розен-гартен»,

Беее-рн

с террасы которого и открывается такой божественный вид на бернские знаменитые черепичные крыши.

Так что не все так грустно и плаксиво. И хотя, наверное, я больше не поеду в швейцарские города, а природные красоты, подобные швейцарским, поищу в других местах.

Беее-рн

Но ни в коем случае не хочу навязывать вам свою точку зрения. Ищите, может вы и найдете в этой стране и её столице что-то близкое. У почитателей же Швейцарии, и я знаю, что такие есть, я прошу искреннее извинение за свой, может быть, кому-то показавшийся слишком резким рассказ, написанный не в самых восторженных тонах.