Турист Elena (ElenaVGo)
Elena
была вчера 17:38

Требине — Босния и Герцеговина Июль 2015

В Черногории мы провели целый месяц, и за это время успели объездить все достопримечательности, которые планировали. Чисто пляжный отдых — это не для нас. В Херцег-Нови мы забронировали себе апартаменты Apartments Herceg Novi на неделю, но оказалось, что все близлежащие достопримечательности здесь можно осмотрить за 3–4 дня не напрягаясь. Образовались свободные дни, и мы решили съездить ещё и в соседние страны. На набережной полно всяческих предложений в виде экскурсий, одна из них — в Боснию и Герцеговину. Турагентства предлагают две основные экскурсии в эту страну — город Требинье и город Мостар. Стоимость около 35–40 евро. Мы очень не любим групповые экскурсии, и берём их только туда, куда самим добраться проблематично. Машину в Черногории арендовать не стали — побоялись горных серпантинов. Решили попробовать съездить общественным транспортом в Требинье.

Узнали расписание из Херцег-Нови: http://trebinjelive.info/red-voznje-autobusa/

автобус в Требинье ходит утром и вечером, очень удобно. Мы выехали утром в 8.00 и планировали вернуться автобусом, который идёт в 21.10. билет стоит 5–6 евро туда-обратно.

Автобус оказался маленьким, типа наших маршруток. По расписанию дорога занимает чуть больше часа, на самом деле немного дольше, зависит от времени, проведённом на границе. Сразу от Херцег-Нови дорога всё время поднимается в гору по серпантину. Виды — захватывающие. На границе уже минут через 30–40. Здесь из автобуса никто не выходит, пограничники просто собирают у всех паспорта для проверки и отметки. Мы одни там были с российскими паспортами, остальные — местные. При въезде в Боснию и Герцеговину красуется название — Республика Српска (название Босния и Герцеговина — только на штампе в паспорте). Ещё 30–40 минут — и мы на новенькой автостанции Требинье. Здание недавно отстроенное, современное, просторное, светлое, с множеством терминалов. Работал буфет. Туалеты были чистыми и бесплатными. Автостанция находится в юго-западной части города, недалеко от центра. Мы предварительно скачали себе карту города в интернете и теперь уверенно двинулись вперёд.

Если идти по улице Воеводы Степе Степановича, а на перекрёстке свернуть направо по улице Ньегошева, справа будет Городской парк имени Йована Дучича — сербскому боснийскому поэту, писателю и дипломату. Парк красивый, ухоженный, с фонтанчиками. в конце аллеи — мемориал, монумент героям-борцам про+тив фашизма:

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

На выходе из парка с северо-восточной стороны стоит памятник Йовану Дучичу:

Напротив парка, через дорогу, находится памятник другому поэту — черногорскому Негошу:

В противоположной части парка находится Соборный храм Святого Преображения Господня, построенный в начале 20 века.

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

И сам храм, и территория вокруг — нам очень понравились, всё такое светлое, красивое. Со стороны центрального входа — живописный водоём с мостиком и зеленью вокруг.

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

Сам храм внутри украшен фресками в виде сцен из Евангелия, жития святого Василия Острожского,

а ещё (ничего подобного нам ещё не встречалось в других храмах) — изображениями великих сербских деятелей науки, культуры и искусства:

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

Обойдя храм справа, мы увидели Центр русского языка и культуры:

Вышли из парка и прошлись по прогулочной улице, которая носит имя опять-таки Йована Дучича.

Вообще Требинье с первого взгляда нам понравился. Здесь гораздо чище, ухоженнее улицы, чем в Черногории. Надписи по-прежнему преимущественно на кириллице

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

(названия достопримечательностей дублируются на латинице):

Если в Черногории всё больше попадается надписей именно на латинице, а в Хорватии кириллица уже вообще запрещена, то здесь чувствуешь, что действительно попал к родному, братскому народу. Это чувствуется и в отношении сербов, очень сердечном и радушном. Люди постарше говорили с нами по-русски.

Слева по улице Йована Дучича находится католический кафедральный собор Рождества Благодатной Девы Марии начала XX века. Фото только почему-то у себя нашла только сбоку:

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

Требинье сейчас называют городом трёх религий — здесь большое количество православных церквей и монастырей, есть упомянутый католический собор Рождества Богородицы, мечеть Осман-паши (XVIII век) в Старом городе.

Далее по улице Дучича расположен туристический центр,

где нам дали карту и подарили великолепный буклет по Боснии и Герцеговине отличной полиграфии на сербском и русском языке:

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

А справа находится площадь, окружённая платанами. Здесь находится знаменитый отель «Платаны», а перед ним — огромное кафе в тени 16 вековых деревьев (платаны посажены в 1890 году).

Здесь же прямо в кафе — экран летнего кинотеатра. Кофе капучино — очень вкусный:

Хотя цены в этом кафе (за известность места приходится доплачивать), повыше, чем в соседних кафе. Но вся обстановка в нём настолько приятная, обслуживание радушное, что посидеть в нём — одно удовольствие. Рядом с кафе, кстати, пекарня с вкуснейшей выпечкой.

На наружной стене Старого города неподалёку от кафе под платанами — каменный барельеф Святой Елены Анжуйской, покровительницы города:

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

Если пройти чуть вперёд по улице, слева находится Рыночная площадь, где соответственно сам рынок. Здесь продают фрукты, овощи, сушёное мясо, сыр, в том числе и герцеговинский деликатес «сыр из мешка», ракию, мёд, вино. Кстати, цены в Требинье на всё минимум вдвое ниже, чем в Черногории. Так что можно ещё и покупками заняться при желании. Рынок работает только до обеда. На площади стоит монумент героям, павшим за свободу в Первую мировую войну, на вершине колонны находится архангел Михаил.

В глубине площади — старинная чесма (питьевой фонтанчик). На ней памятная доска с надписью, что установлена она в память о губернаторе города бароне Бабиче в1890 году:

Вода, кстати, очень вкусная. Дальше по улице ещё один фонтанчик с питьевой водой, уже современный, мраморный:

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

Фонтан этот в 2001 году подарил городу Гойко Шишкович, продолжатель династии требиньских камнерезов и владелец большой камнерезной компании. День выдался жаркий, и мы были очень обрадованы тому, что вода в фонтанчиках — вкусная питьевая и о-очень холодная. Напились водички, и пошли смотреть Старый город. Внутрь ведут 2 входа с разных сторон. Мы зашли через ворота, называемые ещё Туннель.

Крепость старого города построена османами в начале 18 веков для защиты границ Османской империи. О владычестве османов в то время свидетельствует мечеть Осман-паши (XVIII век) в Старом городе, разрушенная во время югославской войны и восстановленная и возвращенная мусульманам в 2005 году:

В старом городе есть ещё одна мечеть — императорская.

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

А почти напротив находится часовая башня, построенная по приказу Осман-паши мастерами из Дубровника:

Рядом с часовой башней на фундаменте зданий римской, средневековой и турецкой эпох, в конце XIX века, построена австрийская казарма. Сейчас в ней размещается музей Герцеговины. В состав постоянных экспозиций входят археологическая и этнографическая выставки, выставка наследия Дучича, галерея сербских художников. Вход в музей стоит 5 КМ (в Боснии и Герцеговине своя валюта — конвертируемая марка). При покупке билета дают также подробный буклет об экспонатах музея, есть и на русском языке.

А рядом находится единственная сохранившаяся Станция голубиной почты из сети станций, связывавшей города Боснии и Герцеговины и Вену во времена Австро-Венгерского господства:

Внутри старого города

улочки вымощены камнем, несколько разных кафе и ресторанчиков в помещениях и под открытым небом. Есть очень уютные:

Около одного из домов — табличка, свидетельствующая о том, что здесь находятся Ангелинкины ворота, где снимался один из известных сербских сериалов:

Вышли через другие ворота:

Потом мы направились к монастырю Херцеговачка Грачаница на холме Црквине над городом.

Путь лежит по мосту через реку Требишницу. Отсюда открывается красивый вид:

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

Никакого общественного транспорта, поднимающегося в гору, мы не обнаружили и пошли пешком. Дорога неспешным шагом заняла у нас около получаса. Идти хотя и всё время вверх, но легко, дорога — отлично заасфальтированное полотно. Хотя, в более жаркий день, возможно, лучше взять такси. Периодически нас обгоняли машины. Зато каким воздухом мы надышались! По бокам дороги растут огромные сосны, и воздух просто напоён хвойным ароматом:

Кстати (для информации), немного не доходя до вершины холма с храмом, на обочине дороги находится бесплатный и чистый туалет. После него выходим на финишную прямую. Какие роскошные виды отсюда открываются! Виден знаменитый Арсланагичев мост через Требишницу. Мост построен в 16 секе по приказу Мехмеда-паши (Бойко Соколовича) в память о сыне, погибшем в бою с венецианцами. Мост назван в честь Арслан-аги, турецкого паши, владевшего на тот момент этими землями и собиравшему пошлину за проезд по этому мосту.

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

Я с удивлением узнала, что в 1966 году, когда на реке строили электростанцию, мост попал в зону затопления и некоторое время находился под водой. По просьбе Управления по охране памятников культуры его демонтировали и затем собрали снова, но уже на несколько километров ниже по течению Требишницы. Сейчас по мосту запрещено движение автотранспорта, разрешено только пешеходное. Несмотря на такую сложную судьбу, мост производит впечатление крепкой, основательной постройки.

Поднимаемся на самую вершину холма,

и вот мы у Херцеговачка Грачаницы:

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

Этот монастырь построен совсем недавно, начало постройки 1999 год. Йован Дучич завещал городу деньги на постройку копии церкви монастыря Грачаница в Косово и хотел быть в этой церкви похороненным. Но умер Йован Дучич в 1943 году, церковь сразу построена не была, деньги обесценились инфляцией, и на строительство уже не было средств. Однако в 1999 году деньги на постройку и церкви, и всего комплекса монастыря с колокольней, библиотекой, амфитеатром с летней сценой и пр. подарил Бранко Тупаньац, американский бизнесмен местного происхождения. После постройки монастыря останки Йована Дучича были наконец привезены сюда из США, как он и хотел.

Звонница, как и в других сербских храмах, расположена отдельно:

Мы осмотрели храм,

посидели в тени деревьев на лавочках. Вокруг царили такие тишина и умиротворение, что уходить не хотелось. К тому же мы почувствовали, что проголодались. Позади храма на другой стороне вершины холма, расположился ресторанчик. Это стало прекрасным завершением нашего восхождения. Мы пообедали с видом на потрясающую панораму Требинье и окрестности:

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

В ресторанчике, кстати, можно расплатиться не только Км, но и евро по приемлемому курсу (мы не меняли много денег, потому что если марки останутся, то что с ними делать потом?). Цены, как я уже упоминала, намного ниже, чем в Черногории. Блюда простые, но вкусные. Салаты здесь, как и в Черногории, делать не умеют: порубить крупными кусками помидоры, огурцы и лук — я за салат не считаю).

Но рыба на гриле была свежая и вкусная. После обеда настроение стало вообще прекрасным. Мы ещё немного пофотографировались с видами на окрестности,

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

и направились обратно. Спускаться, как известно, значительно легче и быстрее. Если на полпути свернуть с нормальной дороги вниз и в сторону (конкретное место уточняли у местных), то можно взглянуть на Кулу Бранковича. «Кула» — по-турецки башня, хотя фортификация и была построена еще в дотурецкую эпоху. Считается, что именно здесь находился старый, ещё античный Требинье, а на его окраине и была эта оборонительная башня. Сейчас место находится в запустении:

Спустившись с холма, мы решили прогуляться по берегам Требишницы, с мостов открываются такие красивые, прямо-таки открыточные, виды на старый город, на горы!

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

По одному берегу реки мы дошли до того самого моста Арсланагичева.

Перешли по нему на другую сторону и прошлись по другой стороне реки.

Здесь — ещё одна достопримечательность — водяные мельницы:

Раньше водяные мельницы использовались для орошения полей, от них туда были отведены желоба с водой. Сейчас мельницы имеют декоративный характер и вместе со старинным мостом создают особую атмосферу на берегу Требишницы. Особенно сейчас, когда уже вечерело:

Самостоятельно в Требинье из Херцег-Нови

Мы вернулись на площадь перед отелем «Платаны». Вечерние улицы, кафе заполнились прогуливающимися и отдыхающими жителями.

Здесь чувствуется, что туристов вокруг значительно меньше, чем в Черногории. А потому ощущения здесь совсем другие.

До обратного автобуса у нас оставалось ещё некоторое время (отсюда до автостанции идти не более 10 минут). Мы ещё успели слегка перекусить, попить кофе и поесть вкуснейшего мороженого перед отъездом.

Мы побывали до этого и в Хорватии, и в Черногории, и в Албании, но из всех посещённых балканских городов почему-то именно от Требинье у меня осталось самое светлое, тёплое воспоминание.