Турист Audrey Horne (audrey_horne_3502)
Audrey Horne
была 19 апреля 2019 15:42

Белград — Сербия Август 2015

Предыдущие отзывы о поездке в Сербию:

1. Ниш: жуткий, но симпатичный

2. Гуча: труба зовет!

3. Дрвенград: отвязная кинодеревня Эмира Кустурицы

О сербской столице на любимом Туристере написано много. И все — правда. И попробуй что-то добавь…
Попробую:)

Белград стал финальной точкой нашего балканского тура: до этого был жутковатый Ниш, веселая Гуча, авторский Дрвенград, священная Овчар Баня и Нови Сад — сербский город с европейским лицом. Когда наш душный, раскаленный автобус, шедший пять часов из Мокры Горы прибыл на белградский автовокзал, казалось, Сербии нечем нас удивить. Но вышло иначе: Белград оказался не точкой, а восклицательным знаком нашего долгого путешестия.

Белград: моје срце

Первое что мы увидели, спрыгнув с подножки автобуса — толпы беженцев. Кажется, их были не сотни, а тысячи. Как выяснится потом, часть из них отправится в соседнюю Венгрию, чтобы уже оттуда перебраться в богатые европейские государства. Привокзальная площадь буквально кишила людьми: они спали прямо на земле, расстелив старые куртки и тряпки. На ветках соседних дереьвев сушилось белье; плакали чумазые, голодные дети. Мы поспешили нырнуть в ближайший переулок. Путь до гостиницы был недолгий, минут 10–15, и пролегал он по колоритным, раскаленным солнцем улочкам.

Наверное, именно в этот момент мы поняли: в Белград невозможно не влюбиться. В эти улицы и скверы, фонтаны и монументы. В дома, прошитые пулями и обновленные граффити. Влюбиться в старинные здания, такие же мрачные, как и вся история Сербии. В белоснежные церкви, мощные мосты, блеск темных вод Савы и Дуная. Любоваться встречей этих рек можно бесконечно, с замиранием сердца, с Бранкова моста. Именно этим мы и занялись первым вечером: провожали взглядом заходящее солнце, а потом отправились на ту сторону Савы — в один из многочисленных плавучих баров.

Уже там — лежа в гамаке прямо над водой (!) и потягивая коктейль — мы смотрели на крепость Калемегдан, которая казалась грозной и неприступной в ночной подсветке. Она не раз спасала город от посягательств со стороны: в далеком и темном прошлом Белград был завоеван 40 раз. 38 раз он поднимался из руин. Здесь были кельты, римляне, готы, франки, славяне и турки. И всех влекло уникальное местоположение: город находится одновременно на Балканах и в Центральной Европе.

Белград: моје срце

В крепость мы отправились следующим утром. Она стоит над местом, где Сава впадает в Дунай, на холме выстой 125 с половиной метров. Первые укрепления здесь возвели кельты, и вплоть до XVIII века крепость достраивалась и расширялась. Название Калемегдан происходит от двух турецких слов: кале — крепость, и мегдан — поле битвы. Оно сохранилось со времен, когда город находился под властью турок.

Крепость состоит из двух частей: Верхнего и Нижнего городов. В верхнем городе разбит чудесный тенистый парк под названием Большой Калегмегдан.

Белград: моје срце

На территории крепости находится множество сооружений: Музей естественной истории, Военный музей, Национальная обсерватория, две церкви — Ружица и Свете Петке. Также в Калемегдане можно полюбоваться — а еще и взобраться! — на пять башен. Самая молодая из них — тридцатиметровая Часовая башня — была построена в XIX веке. Часы на ней ходят до сих пор. Самая старая башня располагается в Нижнем городе и называется Небойша. Когда-то она защищала вход на пристань.

Белград: моје срце

В начале XVIII века — в период правления Габсбургов — крепость была реконструирована и в ее декоре появились элементы барокко. Кстати, на большой смотровой площадке, что на вершине холма, высится еще один символ Белграда — Памятник Победителю. Он был установлен в честь десятилетия прорыва Солунского фронта. Эту скульптуру в 1928 сделал мастер Иван Мештрович. Изначально памятник планировали установить в центре города, но горожанам не понравилось, что герой обнажен. Поэтому Победителя решено было поставить на холме, лицом к реке, видимо, чтобы никого не смущать.

Оборонную функцию крепость потеряла в конце XIX века, когда турки окончательно утратили контроль над городом и передали ключи сербскому князю. Калемегдан сегодня — это место проведения различных фестивалей, красивейший парк отдыха. Она настолько велика, что на ее обстоятельный осмотр следует заложить не меньше шести часов. А потом, хорошенько проголодавшись, можно отправиться в старейший квартал Белграда — Скадарлию. От крепости это минут 20 пешком. Если нет карты, сербы, хорошо понимающие русский, с удовольствием укажут вам дорогу.

Этот квартал еще называют Монмартром Белграда, поскольку с конца XIX века в местных гостиницах жили известные горожане, писатели и актеры. Здесь можно отведать блюда замечательной сербской кухни (плескавицу, лютеницу, домашний айвар), выпить сливовицы, а вечером еще и послушать живую музыку!

Белград: моје срце

Целые оркестры двигаются между столиками и исполняют веселые балканские песни. Если видят русских — начинают петь «Калинку» или (как ни странно!) «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам». Если музыканты подошли с концертом к вашему столику, их принято награждать, 5–10 динаров для этого вполне достаточно. Кстати: многие трактиры в этом районе старинные. Работают с конца XIX века. Напрмер, кафаны «Три шешира» — то есть три шляпы и «Два елена» — то есть два оленя. Кстати, в одном из трактиров нам подарили ваучеры на бесплатную пароходную прогулку по Саве и Дунаю.

На следующий день мы отправились на другой берег Савы, в местный яхт-клуб, чтобы за несколько часов до самолета взойти на борт уютного корабля и полтора часа наслаждаться видами Калемегдана с воды. Экскурсовод что-то увлеченно рассказывал, но что именно — мы так и не поняли, так как монолог его был на сербском.

Белград: моје срце

Эта прогулка стала отличной возможностью еще разок посмотреть на великолепный Белград: могучую старинную крепость, которая укоризненно глядит на плавучие бары на другом берегу. Подставить лицо солнцу и ветру и тихонько шепнуть на прощание «До свидания! Мы обязательно вернемся! До встречи, один из лучших городов на земле!»

P.S: В качестве иллюстрации использованы скрин-шоты из моего фильма о поездке в Белград:

Сербия, часть 5. Белград.

Август 2015. Сербия. Белград. Крепость Калемегдан, Скадарлия — старый богемный квартал. August 2015. Serbia. Belgrade. Kalemegdan fortress, Skadarlija — Old Bohemian Quarter.