Турист Вячеслав Волков (Slava)
Вячеслав Волков — был 22 апреля 16:09
Fuck the Borders! Fuck the Visas! Fuck the Wars!

Дили — Восточный Тимор Январь 2016

В первой части моего рассказа о Восточном Тиморе я сделал акцент на истории этой страны. Мне показалось это правильным, т. к. не то, что мало кто бывал там, мало кто вообще что то слышал об этой стране. И теперь, когда я в меру своих способностей, эту прореху чуть-чуть залатал, совершенно уместно ответить на вопросы: а какого черта меня туда занесло и что я там увидел? :-) Кстати, в первой же части рассказа я извинился перед всеми читателями за невысокое качество фотографий, чего еще раз хочу сделать — все фотографии были сделаны на телефон и мыльницу для подводной съемки, которой до этого я пользовался только один раз.

Изрядно поработав и помотавшись по миру в 2015 году у меня в конце года было только одно желание — добраться скорее до какого-нибудь теплого моря и хотя бы неделю-дней десять просто поваляться на пляже — ничего не делать, никуда не ходить и ничего не фотографировать — только пляж, шезлонг, книжка и умеренное употребление алкоголя. Ну и хотелось, чтобы это было место, где я раньше не бывал. В итоге выбор пал на Бали. Прилетев туда в конце декабря я в точности осуществил план — дальше двух-трех километров от отеля не удалялся.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Конечно же все скажут, что так не правильно и на Бали есть чего посмотреть, но тут можете не волноваться — мне там очень понравилось и я обязательно вернусь на Бали еще раз и все посмотрю:-)

Через десять дней отдыха душе все же захотелось приключений и я решил оставшиеся дни потратить не на изучение Бали, а слетать на Восточный Тимор. Сказано-сделано — сев на самолет в Денпасаре, я менее чем через два часа приземлился в столице Восточного Тимора — городе Дили.

Информации о стране не так много на туристических сайтах, поэтому она для меня была практически чистым листом. И первой задачей, которую стоит решить по прилету в незнакомую страну, это пройти паспортный контроль.

Визу россиянам получать заранее не надо — она ставится на границе, а вот платить за нее приходится 30 долларов. Причем сотрудник паспортного контроля долго искал в каких то замызганных листочках сколько же с меня надо взять — россияне действительно не частые гости в этой стране.

Следующей задачей, которую надо решить по прибытии — это добраться до отеля. Посмотрев заранее карту Дили я знал, что мой отель находится на совершенно противоположном от аэропорта краю города, поэтому был готов к словесной битве с таксистами с целью снижения цены. Но биться особо не пришлось — стоило такси 10 долларов, поэтому решив, что я если и переплачу, то не так губительно для моего бюджета, поэтому отправился в путь. Как я выяснил позже это стандартный прайс.

В том же такси я составил свое первое эмоциональное впечатление о Восточном Тиморе и оно оказалось правильным. Весь Восточный Тимор он вот в этих плюшевых игрушках, которыми водители богато оформляют торпеды и лобовые стекла своих автомобилей! :-)

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну
Зачем они это делают, зачем устраивают такие пылесборники у себя перед лицом мне так внятно никто объяснить не смог — наверное это просто красиво:-)

Как при этом они умудряются водить машины для меня осталось загадкой — ладно что обзор с пассажирского места практически нулевой, но и водительская часть лобового стекла также завешана всеми этими плюшевыми сердечками или еще какими то атрибутами!

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Возможно аварий не так много потому, что средняя скорость вождения по городу не превышает 30–40 км/ч. И это не из-за того, что город запружен машинами — он как раз пустой — из-за невысокого уровня жизни машина в Восточном Тиморе это роскошь. У нас бы все носились как угорелые, но тиморцы никуда не спешат и это касается не только вождения. Хотя именно то, что они не пытаются быть «шумахерами» очень выручило меня в одной ситуации. Но об этом позже. Пока же стоит немного рассказать об отеле. Первое с чем я столкнулся во время поиска отеля в Дили это то, что на Восточном Тиморе в принципе отсутствуют какие-либо сетевые отели. И это не удивительно — ведь Восточный Тимор совсем недавно стал тихим местом на планете и пока еще не снискал себе лавров места, куда стремятся туристы, поэтому туристические сети пока еще с опаской глядят на эту страну. Поэтому пришлось полностью полагаться на оценки и отзывы на booking.com и в принципе они не подвели. В итоге я снял номер в отеле «Novo Turismo», который расположен практически на самом краю города, в восточной его части. Поскольку время уже потихоньку двигалось к вечеру, то я решил в этот день никуда не идти, а провести его остаток у бассейна, который располагался во дворе отеля и немного покемарить перед ужином.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Вдоволь накупавшись и сопроводив водные процедуры употреблением слабоалкогольных продуктов я отправился в номер и улегся спать. Но сон мой был не очень долгим — через какое-то время меня из объятий Морфея стало вырывать какое то жжение в левой руке. Поняв, что сколько бы я не ворочался оно никак не проходит, я открыл глаза, взглянул на руку и пришел в ужас — вся моя левая рука была в муравьях! Стряхнув их я обратил свой взор на кровать и ужас только вырос — вся простыня у левого края кровати была усыпана этими насекомыми!

Они были ооочень маленькие, но их было громадное количество! Вот эти микроскопические точки на диване это те самые муравьи. Оставаться жить в этом номере категорически не хотелось, поэтому я отправился на ресепшен и попросил заменить мне его на другой, что они беспрекословно и сделали. Кстати, номер дали в два раза больше моего. А встреча с муравьями не прошла столь бесследно — рука от их укусов чесалась еще дней десять:-(

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Об отеле можно уверенно сказать, что если не принимать в расчет инцидент с муравьями, то на четверку, с небольшой натяжкой, он тянул.

На следующий день я выдвинулся на мою первую прогулку по Дили. Температура была не столь высокая — градусов около тридцати, но переносилась она тяжеловато — казалось, что на улице все сорок градусов тепла.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну
Добро пожаловать в отель Калифорния. Мало кто знает, но именно об этом отеле пела в своей знаменитой песне группа Eagles...
Шутка! :-) Это я сейчас придумал :-)
"Добро пожаловать в отель "Калифорния". Мало кто знает, но именно об этом отеле пела в своей знаменитой песне группа "Eagles"... Шутка! :-) Это я сейчас придумал :-)
Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

И вобщем первое впечатление о стране, которое создается у вас в самом начале прогулки является правильным и дальнейшее ее созерцание кардинально ничего не изменит. Страна, конечно, не богатая. Но и чего еще можно ожидать от нее, если совсем недавно тут на улицах происходили боевые действия. Но при этом какой то вопиющей нищеты, попрошаек я на улицах Дили так и не встретил.

Есть, конечно, чего еще делать с инфраструктурой, в том числе уличной, но она есть и в отличие, например, от Гайаны, в Дили вполне нормальные и широкие тротуары и ты не так рискуешь, в отличие от Джорджтауна, попасть под колеса автомобиля или мотоцикла. Правда иногда в тротуарах встречаются вот такие дыры, не понятно для чего предназначенные, так что по сторонам лучше если и зевать, то с оглядкой под ноги:-)

Мусора на улицах не так уж и много, в отличие от некоторых городов Юго-Восточной Азии. И его все же народ пытается складировать хотя бы в одном месте.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Но гуляя по городу чувствуется, что в него были влиты достаточно существенные средства и например все госучреждения выглядят очень даже респектабельно.

Мэрия г. Дили
Офис Генерального прокурора Восточного Тимора
Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Потихонечку интерес к Восточному Тимору у крупных мировых компаний просыпается и они начинают столбить там себе место. Вот, например, такие часы подарила городу и установила на центральной улице южнокорейская «Lotte».

Общественный транспорт, как и везде в Юго-Восточной Азии, выглядит очень красочно. Больших автобусов не так много и народ в основном передвигается по городу вот на таких маршрутках.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Ну и конечно много народу ездит на мотороллерах.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Государственный же транспорт, за исключением машин спецслужб, снабжается не какими то специальными номерами или раскраской, а вот такими надписями.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

На сегодняшний день Восточный Тимор практически ничего не производит сам. Все благополучие страны строится за счет сельского хозяйства, которое в основном ориентировано на внутреннее потребление и добычу нефти. Вскоре после обретения независимости на шельфе Восточного Тимора были обнаружены достаточно крупные залежи нефти, принадлежность которых Тимору, правда, сейчас оспаривает Австралия, пытающаяся доказать, что эти залежи располагаются в ее исключительной экономической зоне. Споры идут, но и без них тиморцы не в состоянии сами организовать и финансировать добычу нефти, поэтому вынуждены обращаться к той же Австралии за помощью в ее извлечении.

Основным экспортным товаром в колониальный период был сандал. Позже, чтобы как-то диверсифицировать экономику, португальцы начали выращивать в Восточном Тиморе кофе. Сам я кофе не пью, но как сказали мои друзья, которым я привез его в качестве сувенира, кофе это, мягко говоря, не легендарного качества. Зато в Дили есть целая клиника, которая занимается лечением некоторых болезней используя кофе.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Туризм в Восточном Тиморе находится в самом зачаточном состоянии. Достаточно посмотреть на то, как выглядит Министерства туризма этой республики.

Но лично я очень верю в туристический потенциал этой страны. И вот эти две фотографии как нельзя лучше продемонстрируют то, чем в том числе может похвастаться Восточный Тимор.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Чистейшая вода и практически девственные пляжи. Правда, в массе своей, дикие. Вот эти два находятся совсем рядом с Дили, но если проехаться вокруг острова таких мест будет очень много.

К сожалению, я не спланировал поездку в глубь острова, чтобы посмотреть какие там красивые горы. Но по отзывам знающих людей там тоже есть чем восхититься. Я же продолжил прогулку по Дили и совершенно случайно набрел на очень интересное место.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Называется это место «Galleria Arte Moris». Расположена она в самом центра города и занимает участок метров четыреста-пятьсот квадратных. Изначально там была просто школа живописи, которая со временем переросла рамки школы и превратилось в некое культурологическое место, где обитают (живут и творят) современные художники, скульпторы, инсталляторы и прочий люд, преимущественно хиповатого вида, жаждущий творческой реализации.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Признаться по-правде, я не ожидал встретить подобное место в Восточном Тиморе. Казалось, что стране переживающей не самые легкие времена и не могущей похвастаться благополучием в экономике (только 20% сельского населения имеют электричество, 40% населения страны не имеют даже базового школьного образования) невозможно ожидать такого внимания современному искусству — просто людям должно быть совершенно не до этого. Но нет же — на мой взгляд, подобное место очень даже не плохо смотрелось бы и имело успех даже в Москве и прочих крупных столицах. Чем вызвана такая концентрация креативного народа для меня осталось загадкой. И это при том, что мне так и не получилось за все время пребывания в Дили, который я обошел вдоль и поперек, приобрести на память даже магнитика, которых в достатке даже в самых отсталых странах.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Я очень сильно перед моими читателями извиняюсь, но я все же еще злоупотреблю вашим вниманием, чтобы показать некоторые произведения, которые выставляются в этой галлерее.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Но с чем в Восточном Тиморе еще очень хорошо, так это с морепродуктами, к которым я очень и очень неравнодушен! Каждое утро десятки рыбачких лодочек возвращаются с моря и привозят свежий улов рыбы и прочих морепродуктов.

Пристают они в том числе совсем не далеко от центра города и образуют небольшие импровизированные рынки, на которых все эти морепродукты можно купить за сущие копейки!

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

И в результате, самый вкусный осьминог, которого я когда-либо пробовал, был съеден мною именно на Восточном Тиморе. Описывать его вкус не имеет никакого смысла, просто поверьте на слово, что это было не только очень дешево, но просто невероятно вкусно!

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Вот так выглядит типичное жилье жителей столицы.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Вот сюда они ходят заниматься спортом.

А сюда молиться.

Кафедральный собор города Дили

А сюда их привозят после кончины

Правда некоторые не прочь переждать полуденную жару будучи еще вполне живыми.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

Когда стало уже очевидно, что Индонезии придется убираться с Восточного Тимора, индонезийцы не нашли сделать ничего лучше, чем полностью уничтожить всю инфраструктуру страны. Это касалось всего — электроэнергетики, дорог, связи. Было так же практически полностью вывезено медицинское оборудование из всех больниц и госпиталей. Индонезийцы сделали все, чтобы максимально омрачить, сделать мучительными первые годы независимости для тиморцев. И тут свое плечо молодой стране подставила Куба, которая славиться на весь мир высоким уровнем своей медицины. На Восточный Тимор были отправлены сотни кубинских медиков, которые своими героическими усилиями помогли тиморцам справиться с проблемой обеспечения медицинского обслуживания населения молодой республики. Кубинская медицинская миссия существует на острове до сих пор и тиморцы очень благодарны им.

Так же еще присутствует там призванная в 2006 году миссия ООН. Но сейчас ее присутствие совершенно символическое и занимают они вот это небольшое здание, к которому совершенно не возможно подобраться простому смертному.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну
Ну что ж, если вы дочитали до этого места, то, надеюсь, что вы согласитесь со мной в том, что пытливому и любознательному путешественнику есть чего посмотреть на Восточном Тиморе. И это я еще, чтобы не злить злобных Общественных модераторов Туристера:-), вынужден сильно сокращать количество информации, которой хочу поделиться. Так же я не бывал толком в тиморских горах, а там тоже красот много!

Но даже того, что я увидел хватило для того, чтобы я… забыл улететь с Восточного Тимора! Да-да! Возвращаясь с одной из прогулок в отель я был сильно удивлен вопросу сотрудника ресепшена, который спросил меня, когда я собираюсь делать check out. Это было не просто плохо, а ооочень плохо! Так сильно расслабившись и потеряв счет дням я совершенно забыл про день моего планового вылета из Дили:-(Зависнуть у черта на куличиках где-то в Юго-Восточной Азии в мои планы тоже не хватило. Проблема усугублялась еще тем, что из Дили каждый день осуществляется только три рейса — в австралийский Дарвин, в Сингапур и в Денпасар, куда я и должен был улететь, чтобы дальше, через Гонконг и Москву, добраться до Питера. И вобщем то все мои стыковки таким образом слетали к чертям собачьим:-(Съездив в офис Timor Air, чтобы поменять билет до Денпасара на следующий день и за одно захватив на обратном пути бутылку виски я приступил к решению это проблемы. И мне таки удалось решить ее с минимальными потерями, о чем я коротенько уже писал вот тут.

Но на этом мое веселье на Восточной Тиморе не закончилось:-) Утром на следующий день я решил для поездки в аэропорт взять гостиничную машину, тем более, что стоила она те же 10 долларов, зато в ней не должно было быть всей этой плюшевой продукции, о которой я писал в самом начале. Машина оказалась микроавтобусом.

Решение проблемы с моими авиабилетами я вечером предыдущего дня хорошенько отпраздновал в лобби баре и пригласил на это празднование сотрудников ресепшена. Поэтому в качестве бонуса они ко мне приставили до самого аэропорта своего коллегу, который должен был помочь мне управиться с багажом. Он и помог… :-) Загрузив чемодан в багажник микроавтобуса мы двинулись в сторону аэропорта. На одном из перекрестков водитель слегка притормозил, после чего я услышал удар чего то о заднюю дверь микроавтобуса. Повернувшись назад я увидел, что этим чем-то был мой чемодан и ударившись о дверь… он ее открыл, вывалился на проезжую часть и покатился в сторону ехавшего за нами такси!!!

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну

И вот в этот момент я впервые обрадовался тому, что тиморские водители ездят крайне медленно и именно поэтому таксист успел затормозить и чемодан легонько ударился о его бампер! Феерично! :-) Но меня уже ничего не могло выбить из равновесия и увидев все это я смог только засмеяться! :-) Чего не скажешь, конечно, про сопровождающего меня сотрудника отеля — он перепугался очень сильно и что есть силы ломанулся вызволять мой чемодан из-под бампера такси.

Вот так прошла моя первая поездка нового, 2016-го, года. Конечно тем, кто мечтает о комфортном отдыхе ехать в Восточный Тимор пока не следует — для этого на планете есть много других мест. Но лично я очень верю в туристический потенциал этой страны — у них для этого есть все. Осталось только окончательно укрепить мир на своей земле и тогда, я верю, инвестиции на остров пойдут рекой! Чего я тиморцам искренне желаю и в ближайшее время планирую посетить этот остров еще раз.

Восточный Тимор. Часть вторая. Открываем новую страну
И помните — нам нужен мир, желательно весь! :-)