Юрий Варежкин — был вчера 13:51
 – Намибия-Ботсвана-водопад Виктория

Гейзеры и Лунные пейзажи пустыни Атакама

4 марта 2016 г. 14:53 Сан-Педро-де-Атакама — Чили Январь 2008

Продолжая наше путешествие «Вокруг Южной Америки», мы уже оставили позади Бразилию с Аргентиной и, посетив известный чилийский национальный горный парк Торрес дель Пайн, перелетели на север страны в город Антофагаста. Осмотрев его скромные достопримечательности, выехали через пустыню Атакама к границе с Боливией.

Здесь, в маленьком городке Сан-Педро-де-Атакама решили провести две ночи и постараться акклиматизироваться к высотам. Ведь, покинув его, мы будем почти две недели находиться в условиях боливийского и перуанского высокогорья на высотах трех-четырех тысяч метров, а иногда и больше.

Сан-Педро-де-Атакама находится на высоте около 2400 метров и оттуда можно сделать радиальные выезды на более высокие точки этого района — в долину гейзеров «Татио» и «Лунную долину».

Карта экскурсий из Сан-Педро-де-Атакама в Долину гейзеров Татио и Лунную Долину

3 января. От нашего отеля Don Raul до гейзеров в долине Татио (Geysers de El Tatio) нужно ехать около 80 километров по разбитой дороге № В-245. Выезжаем в 4 утра, чтобы успеть к началу наиболее активной фазы работы гейзеров утром. Нашим гидом был Эрнесто — выходец из индейского племени мапуче. Веселый, красивый и энергичный. Наверно наелся коки, подумали мы. Сами-то мы ее еще не пробовали, он тоже не предлагал. Спустя час некоторые из нас из-за возраставшей высоты начали чувствовать себя «не очень» …

За окнами автобуса проплывают размытые утренним сумраком отдаленные горные пейзажи. И, наконец, дорога приводит нас прямо в громадную горную долину окружённую невысокими холмистыми склонами. Было такое ощущение, что мы очутились в гигантском кратере вулкана.

Перед выходом из машины Эрнесто провел инструктаж: ходить только спокойным шагом и только по дорожкам — шаг в сторону может быть чреват провалом в почву и тяжелыми ожогами…

Выйдя из автобуса, осмотрелись. Высота около 4300 метров. Тут и там из земли вырываются фонтаны брызг и под многими большими валунами что-то урчит. Наиболее опасные места дополнительно огорожены камнями.

Кажется, что мы попали прямо в дантовский ад — сумерки, промозглый холод, запах серы, дым и десятки пульсирующих на разную высоту фонтанов кипятка. Чувствуется «горняшка» — головная боль, слабость и одышка при быстрых движениях.

Температура воздуха минусовая. Так что хорошо, что мы оделись по зимнему — в теплые куртки и горнолыжные брюки.

Гейзеры почему-то наиболее активны на рассвете с 6 до 7 утра. Вот небо освещается первыми лучами солнца и как будто кто-то откручивает краны — активность гейзеров резко увеличивается.

Эрнесто пояснил, что на наречии древних индейцев-атакаменьос племени кунза, когда-то населявших Атакаму, слово Татио означает — «плачущий старик». И что его фигура должна проявляться на одном из холмов с первыми солнечными лучами. Кто-то, обладая фантазией, сказал, что действительно видел среди облаков его фигуру, быстро растаявшую в небе…

Как известно, горячие водные источники, насыщенные сероводородными газами и минералами и проявляющиеся в виде фонтанов и парообразных столбов, впервые описаны в районе Гейзир (Исландия), отчего и получили свое название — гейзеры.

Гейзеры здесь не самые высокие и «работящие», но это зрелище все равно забыть трудно. Наша долина Татио по своим размерам считается третьей в мире, уступая лишь гейзерам в Йеллоустоуне (США) и на Камчатке. Но, в то же время, она держит первенство как самая высотная…

В долине Татио насчитывают около 110 источников температурой до 85 градусов, из которых 80 являются очень активными. 85 градусов для разряженного воздуха этой местности — это уже кипяток.

Эрнесто с энтузиазмом и знанием дела рассказывает о гейзерах, истории индейцев в Чили, Боливии и Бразилии. И, конечно, о себе и своем племени. Мапуче или мапуче арауканами- единственное племя коренного населения этих мест, которое так и не было покорено никакими завоевателями — ни инками, ни испанцами.

Мапуче еще отметились в истории как воины, победившие войско первого губернатора Чили Педро де Вальдивидия, которого взяли в плен и казнили, сначала накормив его доотвала сыпучим золотым песком, а затем прикончив хорошей дубиной по голове.

Тут мы уже по-другому взглянули на нашего шустрого красавца Эрнесто…

Гид Эрнесто оказался очень эрудированным в геотермальных вопросах. И не только ...

В долине видны остатки оборудования, которое предназначалось для использования дармового тепла Земли. Увы - эксперимент закончился неудачей ...

Остатки геотермальной электростанции в долине Татио

Особенно красиво стало, когда начался восход солнца. Вся долина вдруг порозовела и приобрела менее адский вид. Кругом самые различные по форме и цвету гейзеры: фонтанируют, урчат, булькают. И всюду сернистые пары. Если долго здесь пробыть — можно и отключиться. Поднялось солнце и стало теплее.

И чем активнее становились гейзеры, тем больше чувствовался запах сероводорода. Слезились глаза, чувствовались легкие приступы удушья. Голова начинала как-то медленнее соображать и, даже показалось — «отключаться». Поэтому самым лучшим было отойти подальше от фонтанирующих источников и наблюдать все эти фантасмагорические картины издали.

Внезапно одной из наших дам «поплохело» — поплыли круги перед глазами, стали подкашиваться от слабости ноги и она чуть было не забрела в небольшой фонтанирующий гейзер. Мы усадили ее на камень, а Эрнесто принес кислородный баллон, благодаря которому она быстро пришла в себя…

На краю долины — озеро с горячей водой температурой около 35–37 градусов. Прямо как джакузи. Целый подвиг — раздеться на этом холоде и нырнуть в горячий гейзер! Зато потом не из него хочется вылезать. Самыми закаленными оказались женщины — они купались все!

После купания приятным бонусом был завтрак с горячим чаем, приготовленный нашим водителем.

Прощай, долина вулканов и гейзеров!

На обратном пути заезжаем в высокогорную деревеньку Мачука. Она находится на высоте 3400 метров. В ней всего пару десятков домов, построенных из глины и соломы. На соломенных крышах — спутниковые антенны и солнечные батареи!

Что делает здесь эта деревня? Когда-то Мачука жила добычей серы, а еще раньше служила перевалочным пунктом отдыха на пути переселенцев — инков и испанцев.

Деревня интересна своим незнакомым для нас бытом и небольшой, стоящей на пригорке, скромной церквушкой постройки 17 века. Она действующая и примечательна своей соломенной крышей. Под крышей мы видим и упрятанные на чердаке колокола.

Здесь можно приобрести чай (очень энергетический, настоянный на каких-то травках), безалкогольные напитки и свежие блинчики с мясом. И, наконец, сходить в нормальный туалет.

Оставив Мачуку, едем к последней достопримечательности этих мест — в Лунную долину.

По дороге попадаются небольшие зеленые оазисы с прозрачными ручьями, на которых пасутся альпаки, похожих на длинношеих овечек. Ученые полагают, что альпака является гибридом гуанако и викуньи и была выведена аборигенами более 3000 лет тому назад. У нее длинная, до 15 см шерсть, изделия из которой считаются очень качественными и долговечными.

Лунная долина (Moon Valley) была заключительной точкой этого насыщенного впечатлениями дня. Это часть ряда соляных гор, с которых открывается потрясающий вид на совершенно пустынные пейзажи.

Экскурсия в «Лунную долину» (а они, по сути, тут кругом), позволяет предположить, что можно не летать на Луну, а все посмотреть здесь. Некоторые скептики даже считают, что съемки высадки на Луну, проведенные американцами, были сделаны именно в этих местах.

Большие каменные коричневые образования и стены напоминают Гранд-Каньон в Аризоне, только без реки. Наш водитель остановился около большого разлома галита (каменной соли) и, спустившись вниз по лестнице, подарил всем большие кристаллы соли.

Среди главных достопримечательностей этого места можно выделить Большой Кратер (Grand Crater), Соляной-Каньон (Salt Canyon), выветривание Три Марии (Three Maries), Соляные Пещеры, обзорную точка Кари (Cari View point) и Валле-де-ла-Муэрте (Valle de la Muerte) — Долину Смерти.

Такая эрозия этих мест связана с тем, что они наполовину состо­ят из каменной соли. Если внимательно посмотреть, то видно множество прозрачных прожилок и вкраплений — это и есть соль. В некоторых местах её так много, что грунт выглядит как застывшее стекло и даже поскрипывает при ходьбе как снег в морозный день.

Полагают, что если вдруг выпадут обильные осадки, то эти "лунные" пейзажи исчезнут. Но вряд ли это случится за нашу жизнь - пустыня Атакама, в которой находится и Лунная долина, считается самым засушливым местом нашей Земли ...

Горное выветривание Три Марии (Three Maries)

Есть здесь и склоны, с которых можно поспускаться и на бордах. Правда, говорят, за нарушение экологии за это можно получить и штраф! Но народ, прихватив заранее с собой доски, катается…

И заключительным аккордом этого насыщенного дня стало наблюдение за закатом Солнца. Все туристы поднимаются на один из песчаных холмов, усаживаются на еще теплый песок и ждут Чуда — захода Солнца…

Далеко на горизонте виден величественный вулкан Ликанкабур. Его высота почти шесть километров. Еще инками он был выбран в качестве места религиозных церемоний и жертвоприношений.

За ним — Боливия — страна, в которую мы поедем завтра по горным дорогам на высотах около 5 тысяч метров.

Здесь, как нигде, государственные границы условны. Безграничны только пейзажи, время и тишина…

Документальный фильм автора «Вокруг Южной Америки» — 1,56'

Эпизод с экскурсией к гейзерам с 40′02″

На конкурсе фильмов о путешествиях, ежегодно организуемых петербургским телеканалом «Телепутешествия HD», он получил Первую премию за 2008 год.

P. S. Этот фильм не рассчитан на пару минут. Для его просмотра лучше всего взять еще и бутылочку хорошего чилийского вина Bino Bianko или Bino Tinto и тогда погружение в атмосферу Южной Америки будет более полным…

в Сан-Педро-де-Атакаме

4 марта 2016 г. 16:23
ЗдорОво,Юрий! В 2008 г это было вообще круто!
4 марта 2016 г. 16:52
Спасибо, Вадим! Да - до 2008 у многих кривая жизни неуклонно шла вверх и, казалось, будет вечно. Увы - этого у нас не случилось. И особенно это чувствуется в последнее время ...
usman56
4 марта 2016 г. 16:42
vadimbryansk333 писал 4 марта 2016 г. 16:23
ЗдорОво,Юрий! В 2008 г это было вообще круто!
Неет просто круто! в 2008 году я мог себе позволить съездить осенью в Марокко весной в Тай легко и непринужденно. А сейчас только Сочи светит! Пал жертвой умелого руководства страной нашими мудрыми рукамиводителями
4 марта 2016 г. 16:57
К сожалению, с таким руководством, скоро и в Сочи будет задорого. Там и так в "сезон" цены повыше и столичных, и Лазурного берега будут ...
4 марта 2016 г. 17:23
ну,у них то денег хватит,по-любому! а народ потерпит,первый раз,что-ли! и так по телику армию показывают по 5 раз на дню,как в старом анекдоте-"зато у нас коньяк лучше"
4 марта 2016 г. 20:10
Да уж! Про "Наша армия всех сильней!" я со своего уральского советского детства слышу.
Сколько денег - "в трубу" ...
victor_tallinn
5 марта 2016 г. 12:36
Почему же "в трубу"-то? Протяженность границ РФ более 60 тыс. км и чем бы вы их, интересно, охраняли?
В трубу - это как раз бескорыстная многомиллиардная поддержка разного рода "братских" стран по всему Миру, причем за счет своего народа, вот что она России, а до этого СССР принесла - это большой знак вопроса.
4 марта 2016 г. 17:57
Интересно!! мы вот нечто похожее посетили на острове Лансероте.. не пришлось так далеко ехать ) такие места запоминаются!
4 марта 2016 г. 20:13
Остров Лансароте ...
Пока моя мечта. И она, действительно, от нас недалеко ...
4 марта 2016 г. 20:18
5 марта 2016 г. 13:29
5 марта 2016 г. 13:03
Юрий! Как круто Вы путешествуете! Слов даже нет, одни эмоции! Вот такие: ВАУ!
5 марта 2016 г. 13:31
Спасибо, Ольга! Присоединяйтесь - www.overland.com.ua ...
5 марта 2016 г. 13:03
Юрий! Как круто Вы путешествуете! Слов даже нет, одни эмоции! Вот такие: ВАУ!
5 марта 2016 г. 13:37
Осталось посмотреть фильм по совету автора - с полным погружением.
5 марта 2016 г. 14:43
Спасибо! Будет интересным Ваше мнение ...
5 марта 2016 г. 16:55
Очень приятно!
5 марта 2016 г. 19:26
Интереснейшие, места спасибо!
Забавно, почему интенсивность работы в гейзеров повышается на рассвете?

Много лет назад "партия и правительство" послали меня к вам на Шебелинку проверять почему добыча газа после обеда в три раза выше чем с утра. Были разные предположения на счет горилки
После месяца расследования выяснил, что недалеко от месторождения находится железнодорожный узел и дебиты скважин повышаются после прохождения тяжелых составов.
5 марта 2016 г. 19:42
Забавно, почему интенсивность работы в гейзеров повышается на рассвете?

Механизм жизнедеятельности гейзера прост и основная причина его извержения по Бунзену – одного из первых исследователей этого явления — затрудненная циркуляция горячей воды в узком канале. А непосредственная причина извержения — внезапное закипание воды на дне канала гейзера из-за поступления тепла из недр Земли. Исследователей этого явления было много, но все они лишь перепевали и уточняли вышеизложенную мысль Бунзена. Может быть это явление цикличное и проявляется и днем, и вечером - но уже тогда когда все туристы разъезжаются ...
5 марта 2016 г. 20:20
Я бы не сказал, что закипание внезапное. Оно вполне закономерно. По всей видимости, отсюда и цикличность - время необходимое на разогрев очередной порции воды до температуры кипения. Но по логике такие эффекты не должны быть связанна с солнечной активностью (временем суток). Поэтому я вспомнил Шебелинкку
5 марта 2016 г. 20:25
В нашем случае поездов не было - приехало только два автобуса с тремя десятками туристов, которые начали топать ногами от холода.
Наверно, это и есть провоцирующий момент ...
5 марта 2016 г. 20:35
chvm2006
5 марта 2016 г. 19:27
Красота необыкновенная! Неземная!
5 марта 2016 г. 19:44
Согласен! Но долго созерцать такую красоту, построив рядышком свой домик, не получится ...
alla_gorbunova
5 марта 2016 г. 20:08
Фотографии восхищают, а уж какие эмоции при нахождении непосредственно там - не вообразишь!
5 марта 2016 г. 20:17
Да, Алла! Эмоции зашкаливали! Некоторые от них даже отключались ...
6 марта 2016 г. 11:40
Классные места. Более "мультяшной" церкви ещё не видел
6 марта 2016 г. 13:59
Таких маленьких церквей много на Западной Украине в Карпатах. Правда, многие из них - деревянные - и не все дожили до наших дней ...
Nata7777
6 марта 2016 г. 14:13
Какова же степень серьезности путешествия, если нужен кислородный баллон, с помощью которого можно придти в себя. Нужно здоровье, да еще какое. Эх, где мои 17 лет? А можно без бутылочки посмотреть фильм? И мои поздравления с 1 местом!
6 марта 2016 г. 14:41
Ой, Натали! Были самые обыкновенные мужчины и еще более обыкновенные женщины - никто и никогда не проходил специальной подготовки. Вот эти экскурсии и были такой подготовкой, которую специалисты называют акклиматизацией. И в результате нахождения двух дней в этих условиях, мы поняли что для некоторых дальнейший путь будет еще тяжелее и решили отправить их по более низковысотному маршруту, на котором мы встретились с ними через три дня ...
Nata7777
6 марта 2016 г. 16:14
Посмотрела ваш фильм. Почти в самом конце защипало в носу. От прекрасного чувства радости за возможность увидеть, как смелые люди преодолевают все преграды ради впечатлений от путешествий по красивейшим неизведанным местам.
6 марта 2016 г. 18:46
Да! Даже у меня, как автора, в конце фильма от переполняемых чувств за такой громадный пройденный путь, немного срывался голос ...
10 марта 2016 г. 18:44
Ну вот, вроде бы и без Чилийского вина смотреть можно. Только в носу чуток пощиплет. Чем такое терпеть, попробую с испанской риохой.
10 марта 2016 г. 22:03
Интересно будет узнать ваше мнение ...
11 марта 2016 г. 8:20
Не знаю в чём подвох, но телевизор показал 360, а компьютер 480. а ведь телепутешествие HD :) Наверно вино не то.
Смотреть интересней прочитав Ваши рассказы. Всё-таки фотографии по другому воспринимаются.
11 марта 2016 г. 10:41
"Телепутешествия HD" - это Петербургский телеканал, показывающий в основном фильмы о путешествиях. Не знаю как сейчас, а раньше они проводили конкурсы таких фильмов ...
11 марта 2016 г. 14:18
Понятно. Фильм очень интересный. Спасибо.
11 марта 2016 г. 14:42
Спасибо, Олег!
7 марта 2016 г. 21:01
Какие красивые места, краски природы удивительны!! А гейзеры-это вообще чудо природы!!
7 марта 2016 г. 21:22
Да, Натали! Места с гейзерами на Земле можно пересчитать по пальцам ...
8 марта 2016 г. 10:31
Горные пейзажи очень красивые!)
11 марта 2016 г. 11:42
Круто!
Давно хочу увидеть гейзеры, но все не получается...
[q]Наверно наелся коки, подумали мы. Сами-то мы ее еще не пробовали, он тоже не предлагал[./q]

А у нас народ коку пробовал в разных видах - чай, конфеты, листья - никакого результата))))
Гоняшка на 4 тыс - это серьезно. У нас даже кислород не всем помогал...
11 марта 2016 г. 14:38
Спасибо, Сергей! Насчет коки могу сказать, что те, кто жевал листья, приобретенные у наших водителей ($1 - хороший кулечек), чувствовали себя, по сравнению с теми кто побоялся это делать - нормально. Чаи, свободно стоявшие на рецепции в отелях Уюни, Потоси и Ла-Паса, употребляли "для профилактики", но к тому времени у всех уже наступила хорошая адаптация к высотам 3-3,5 тыс. метров.
А вообше - все зависит от индивидуального здоровья ...
11 марта 2016 г. 14:44
Yurijvar писал 11 марта 2016 г. 14:38
А вообше - все зависит от индивидуального здоровья ...

Некоторых горняшка не берет....
11 марта 2016 г. 14:47
Да - есть такие феномены! Берут же люди 8-ми тысячники. И многие даже без кислорода. Яркий пример - Букреев ...
11 марта 2016 г. 14:54
Yurijvar писал 11 марта 2016 г. 14:47

Да уж, богатыри не мы....(((((
11 марта 2016 г. 15:30
Таких, как Анатолий Букреев, не единожды поднимавшийся на Эверест без кислорода - единицы
20 марта 2016 г. 11:35
Искупаться в гейзере - ну просто фантастика! Ради такого стоит терпеть многочисленные неудобства! А виды Лунной долины какие! И контраст ярко-голубого неба и красного камня! А еще поразила месть мапуче - накормить жестокого испанца тем, к чему он так стремился!
20 марта 2016 г. 14:09
Да, Юлия! И фантазиям Природы и, порой, человеческой - нет предела ...