Турист Елена Кулешина (LenaTula)
Елена Кулешина — была 6 июня 2023 12:37
Карелия - любоfff! И в пятый раз не разочарована, а влюблена ещё больше!

Домбай — Россия Август 2015

Знаете, как говорят… не знаешь, с чего начинать — начни с начала! Осталось определить — а где оно, это начало??? Пожалуй, начало нашего путешествия в КЧР положено на просторах нашего любимого сайта, на просторах Туристера. Благодаря Туристеру я увидела альбомы Натальи Семчиной и буквально заболела мечтой увидеть всё то, о чём она писала, своими глазами. Наталья NataliaC, ещё раз огромное спасибо тебе за идею, за сумасшедшие фото и тексты, которые пробуждают зверский аппетит у туриста. Итак, начну по-тихонечку.

При упоминании Домбая, в голове сразу же появляется картинка с горнолыжного склона. Даже у тех, кто далек от этого вида отдыха, даже у тех, кто не бывал в горах вообще. Так было и со мной. Летнего отдыха в этом краю России я и не предполагала. А теперь утверждаю с уверенностью и даже призываю: " Если вы любите активный отдых, если вы сторонник внутреннего туризма, если вы хотите разнообразить свой отпуск — вам всем сюда. Домбайские пейзажи не оставят вас равнодушными и вы захотите вернуться в горы ещё не раз!»

В Домбае мы пробыли почти неделю. У нас так повелось, что отпуск делим на две части, по дороге на море неделю проводим совершенно в иной обстановке, в походах, прогулках и т. п. За это время постарались посмотреть все красоты в окрестностях.

В первый полный день после приезда решено было пойти в ущелье Алибек, к водопаду, леднику и Турьему озеру. Хотелось сразу же глотнуть горного воздуха полной грудью, протопать побольше километров, кинуться в омут с головой.

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье
Исходные данные. Домбай. Середина августа 2015 г. Нас шестеро. Половина — дамы «сложной» комплекции, что заметно затрудняет задачу. Но у всех шестерых полно желания и решимости.

Наш путь начинаем от альплагеря «Алибек». До него от Домбая около 6 км. Мы упростили себе задачу, потому что наш проводник (нашли его по приезду на место, это не проблема) имел в наличии машину-буханку и везде, где можно было сократить расстояние, мы его проезжали. Это очень удобно, тратится меньше сил, времени. И первое, и второе расходуется исключительно на самые лучшие места, не позволяя вымотаться ещё до того, как пришёл туда, где уже «вау!!!».

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

В лагере с удовольствием покормили оленят. Они милые и прожорливые. Захватите с собой хлебушек. Но и травке будут рады.

После лагеря выходим на широченные поляны с разнотравьем. Вдоль поляны уже начинаются подъёмники. Летом они, конечно же, не используются и даже не сразу заметны. Я попробовала достать до троса. При моём немалом росте, я не смогла допрыгнуть до него. Представьте теперь толщину снега зимой, если я не дотянулась до троса, который находится на уровне талии, когда бугелем цепляешься для подъёма наверх.

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Горы начинают обступать со всех сторон. Восторг получаешь с первых минут похода.

Домбайская поляна считается одним из красивейших мест не только нашей страны, но и мира. А самым живописным местом этой поляны можно считать Алибекское ущелье. Поляна окружена не менее интересными и значительными достопримечательностями, чем она сама, — здесь и гора Белалакая, которую считают символом Домбая, и вершина Эрцог, и так называемые «бараньи лбы» — отполированные льдами Алибекского ледника валуны. На месте «бараньих лбов» раньше был Алибекский ледник, но нижняя его часть растаяла, создав знаменитый Алибекский водопад.

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

… И только синь катит в глаза!!!

То тут, то там встречаются деревья, изуродованные лавинами. Огромные сосны во время лавины трескаются, как спички. Кавказские горы славятся своей высотой, величием и великолепием. Но они известны и сходом снежных лавин, которые сметают всё на своем пути. В местах схода лавин реликтовые леса были сметены и на месте хвойных деревьев выросли лиственные. Чередование лиственных и хвойных лесов придает горам особую красоту и бархатистость.

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Выходим на Алибекскую поляну, с которой открывается прекрасный вид на ледники! Шикарное зрелище! Словно оазис в пустыне, только с противоположным смыслом! Вокруг все зеленое, на календаре лето, рядом растут цветы и вдруг он, дитя зимы — настоящий ледник!

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье
Дойдём ли мы туда? Очень хочется!!! Вперёд!

Красавица Сулахат покойно дремлет. Высота 3439 м. С горой Сулахат, одной из вершин домбайского района, связана красивая легенда о девушке, спасшей от гибели жителей Домбая. В далекие времена, когда местность населяло племя аланов, у вождя племени родилась дочь. Она была необыкновенной красоты и доброй девочкой. Племя жило в достатке, занималось земледелием и разведением скота, но однажды, через ущелье гор, которые окружали долину, стали прорываться холодные ветра и уничтожать посевы. Население начало голодать. Сулахат, ставшая к тому временя взрослой девушкой, с грустью смотрела, как гибнет ее деревня и однажды решила ее спасти. Посетив старого зубра, она узнала, что надо подняться в горы. Всю ночь, она шла на вершину и, когда силы ее оставили, она легла вдоль хребта и навсегда застыла, заслонив деревню от ветров. На следующее утро, когда жители проснулись, они увидели новые горы, которые напоминали Сулахат, Алибека, юношу, спешащего девушке на помощь, и старого зубра. Их горю не было предела, слез вытекло так много, что из них создались реки Домбай-Ульген, Аманауз и Алибек, которые по сей день несут свои воды, соединяясь в этой маленькой долине.

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Казалось бы, для туриста все было привычно: обычная тропа, лес, деревья, река, дикая природа… Но нет, это была настоящая КАВКАЗСКАЯ ПРИРОДА!!! В голове свербила мысль, что именно так надо проводить и все дальнейшие отпуска. Такое не забывается, такое западает в сердце раз и навсегда!

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Уже виден Эрцог — «гордый красавец»

Я шла и не верила своим глазам. Вокруг стояли вековые пихты, рядом с грохотом проносилась река, растения вдоль тропы были выше меня и к цветам не нужно были наклоняться, чтобы рассмотреть их! Цветы были на уровне наших глаз! С двух сторон поднимались высокие стены ущелья, впереди манили к себе снежные верхушки гор, за которые цеплялись облака… И в какой-то момент ты понимаешь, что вокруг такая красота, которую ты не можешь объять, не можешь описать или сфотографировать… Ты просто идешь, даже не веря своим глазам, не веря, что такое существует в природе…

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Мы идём тропами среди деревьев, камней, прыгаем через ручейки. Становится жарко, хочется пить.

Давно перевалили отметку в 2000 м над уровнем моря

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Местами бывало тяжело, дорога всё время идет вверх

Перепад высот, а мы всё-таки «офисный планктон» с откровенными признаками гиподинамии

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Местные жители считают, что каждый, кто собирается приехать в Домбай, должен посетить это необычное место, поскольку «кто не видел ущелья Алибек — тот не видел Домбай». Прежде всего, поражают именно масштабы увиденного! Всё, о чем ты только мог мечтать, всё здесь переплелось: если реки — то быстрые и очень шумные, если деревья — то выше неба, если озёра — то с бирюзовой водой, а если горы — то со снежными шапками!!!

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Выпадают равнинные участки, но идти по ним приходится по камням. Это тоже утомляет со временем

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Но окружающая красота придает столько сил, что кажется пройдешь ещё вёрст 50!

Вот оно — Алибекское ущелье во всей красе. Бурлит река Алибек, зелень режет глаза своей сочностью. Хочется улыбаться без конца и даже громко закричать!!! Я кричала, честно скажу. И в этом такой кайф!!! Где себе такое позволишь???

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Господи, спасибо тебе за твои творения!

Как тут не кричать от восторга и упоения неземной красотой!!!

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Наш путь продолжается. Перед взором то появляется ледник, то исчезает за кронами деревьев.

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Река перезает путь не один раз. Переправляемся по мосткам или по камушкам, при этом чувствуя себя горными ланями

От зелени исходит даже какой-то тонкий аромат, может быть это эфирные масла?

Три тыщи лет стоял Кавказ,

И было грустно так без нас… (Визбор Ю.)

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Привал. Душа летит вперёд-вперёд, но надо сжалиться над телом! (даже к стихоплётству потянуло)

Горные реки с ледниковой чистейшей водой заслуживают отдельной похвалы! Благодаря нашему проводнику мы все последующие дни не таскали с собой воду. Он убедил нас, что эту воду можно и даже нужно пить. Мы просто приносили пустые ёмкости и набирали воду в тех местах, где он разрешал.

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

А можно и вот так, просто хлебать из источника. В этом есть своя прелесть!

Каждая сотня метров не похожа на предыдущую. Благодаря деревьям, не палит солнце прямо на голову. Благодаря прохладе от бурных рек не изнываешь от жары

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Всё твоё внимание отдано природе! Запомнить всё, насладиться видами! Впитать это всё, как губка, чтобы потом воспоминания ещё очень долго будоражили кровь и звали вернуться

Проводник сказал, что это развалины хижины, в которой жил Визбор. К началу 1960-х годов относится одна из самых его известных песен — «Домбайский вальс» («Лыжи у печки стоят»), которая обрела большую популярность сначала среди туристов и альпинистов, а позднее стала визитной карточкой бардовской песни.

Живем мы в разных городах,

Где нету снега, нету льда,

Но лето — это ж ведь не век,

Опять услышит Алибек:

Слаломисты, слаломисты —

Ленинградцы, москвичи.

Снег пушистый, воздух чистый,

Принял старт — быстрее мчи!

Горы, реки, тропинки, поляны

окружали, как великаны.

Человек среди них, как букашка,

но счастливая, не замарашка! (Экспромт со мной случился, от переполнения чувствами, так сказать!

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

Разнотравье пестреет расцветками, запахи кружат голову. Даже среди камней пробиваются то цветы, то папоротники

Я считаюсь неплохим грибником среди друзей. И даже в горах Кавказа отыскала красавца!

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье

День клонился к закату. В горах рано темнееет. Пора было возвращаться назад. Мы столько увидели сегодня! О водопаде Алибек, о Турьем озере и леднике с удовольствием рассажу отдельно. Поверьте, они заслуживают это!!!

Мы смогли!!! Мы увидели всё, что планировали! Только планы наши даже не представляли, какое счастье подарит нам это место! Чувства и эмоции переполняют до краёв. Усталость дикая, но она куда-то испаряется, когда возвращаешься назад. Вниз по горам «катиться» гораздо легче. И мы даже бегали наперегонки с дочкой подруги.

Домбайские красоты летом. Алибекское ущелье
Окинем ещё раз взглядом такой красивый и такой манящий ледник Алибек. Чудесный день! А что будет завтра? Поживём-увидим!!!

Я не ходил по ледникам —

Не тот сезон, не те дороги,

Но я надеюсь, что пока…

Ведь воды горных рек, пороги,

Леса под снегом, просто снег

В душе моей зажгли былое…

Я здесь, я просто человек

И кто я? Кто перед тобою?

Как ласков по утрам мороз,

Когда земля под солнцем тает…

Я помню, как я снег унёс

С царицы гор Белалаклаи,

Петляя по седым камням

И убегая от заката…

Оставлю сердце своё вам,

Чтоб вновь прийти за ним когда-то…