Турист Максим Башкирёв (maksim-nav)
Максим Башкирёв
был вчера 17:41

Дели — Индия Январь 2015

Начало здесь: Дели. День 1-й

Дели. День 2-й.

На сегодня я запланировал северную часть города, которая так же называется Старый Дели или Чандни Чоук (Chandni Chowk). Утро выдалось пасмурным с намёком на моросящий дождь и я, даже, подумывал доехать до Старого Дели на метро — от Мейн Базар всего пара остановок. Но в конечном итоге решили все ж пройтись пешком, о чём я потом сильно пожалел ничуть не пожалел. Дело в том, что в первый день мы перемещались по городу преимущественно на метро или на тук-туках, а настоящую жизнь можно наблюдать только не спеша гуляя по улицам и переулкам. Так, пока мы шли минут сорок до мечети Джами Масджид, насмотрелись многого из простой жизни обычных жителей.

Дели. День 2 и 3-й

Здесь мы ещё идём по главной туристической улице Дели — Мейн Базар.

Один из оживлённых перекрёстков Дели:

Гужевой транспорт до сих пор широко используется не только в глубинке, но и в столице Индии. А слева на заборе сушится постельное бельё, скорее всего одной из многочисленных гостиниц.

Ещё пара фотографий с обычных переулков Дели:

А теперь представьте всё это в динамике… Все эти велорикши, тук-туки, повозки, автобусы, все шумят, гудят… По проводам лазают обезьяны, они нашли себе отличную замену лиан лесных джунглей. Городская канализация до сих пор проложена не во всех микрорайонах Дели, поэтому часто встречаются открытые стоки — канавки между дорогой и тротуаром, по которым текут нечистоты из окружающих домов. Из одного из зданий на тротуар вышел мужчина с тазом воды и начал раздеваться… Что же он сейчас будет делать, подумал я? Не успел я поразмыслить над этим, как он окатил себя водой и начал намыливать голову — ах, да это же утренний душ…

Так, набравшись впечатлений о повседневной жизни горожан, мы дотопали до первой на сегодняшний день достопримечательности Старого Дели — мечети Джами Масджид.

Дели. День 2 и 3-й

Пятничная или Соборная — это одна из крупнейших мечетей мира и самая большая в Дели. Была заложена при Шахе Джахане (строителе Тадж Махала) в 1650 году. Строительство велось 6 лет с помощью более 5-ти тысяч рабочих.

Главные ворота мечети:

Дели. День 2 и 3-й

Молельный двор площадью 400 квадратных метров, что позволяет одновременно вмещать до 25 тысяч верующих.

Джами Масджид особенно важна для мусульман, так как здесь хранятся такие бесценные реликвии, как тапок пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги в камне, глава Корана на оленьей коже, написанная под его диктовку и другие.

Дели. День 2 и 3-й

А для туристов интересен ещё и тот момент, что за символическую плату, можно подняться на один из минаретов. Путь на вершину минарета идёт по древней каменной винтовой лестнице. И, хотя, окна зарешёчены, всё же подняться сюда надо обязательно. Кстати, кроме нас здесь никого не было.

Вид с вершины минарета:

Вид на старый город:

Немного передохнув на ступенях мечети, мы направились дальше исследовать старый город.

Следующим интересным объектом на нашем пути стал джайнский храм Дигамбар Джайн.

Дели. День 2 и 3-й

Дигамбар Джайн — главный и самый большой джайнский храм Дели, скорее всего и во всём мире (точной информации не удалось найти).

Пару слов о джайнизме — это древняя религия, зародившаяся в Индии. Верующие джайнисты полностью отказываются от любых проявлений насилия. Ортодоксальные джайнисты не носят одежды, т. к. при их изготовлении используются растения или животные. Они носят с собой сделанные из перьев метёлочки, которыми подметают место прежде чем сесть, так как на этом месте может находиться какая-либо живность и её можно нечаянно убить. Так же они носят марлевые повязки и никогда не ходят через поле после дождя, так как в это время на поверхность выползает много червей и других животных на которых можно наступить. А как же при таких раскладах питаться? Само собой джайнисты вегетарианцы, но при поедании растений всё равно приходится наносить им ущерб. Поэтому особенно верующие представители этой религии совсем отказываются от пищи и до смерти замаривают себя голодом.

Дигамбар Джайн очень красивый храм, но из-за окружающих его деревьев нет возможности сделать хорошую фотографию, здесь сфотографирован его макет.

Дели. День 2 и 3-й

С другой стороны, джайнисты, живущие обычной мирской жизнью, никогда не занимались земледелием (так как, используя плуг, они совершат массовое убийство) и ремеслом. А работают они в финансовой сфере — банкирами и ростовщиками, составляя лишь 0,5% населения Индии, это одна из самых богатых диаспор.

Несмотря на то, что внутри храма снимать запрещено из-под полы удалось сделать несколько фотографий.

Дели. День 2 и 3-й

При храме работает птичья больница, в которую несут больных пернатых со всего Дели, после выздоровления птиц отпускаю на волю.

Вот такая эта интересная и неоднозначная религия джайнизм.

А мы двигаемся дальше, недалеко от Дигамбар Джайн находится один из главных храмов (гурудвара) ещё одной индийской религии — сикхизма.

Дели. День 2 и 3-й

Сисгандж Сахиб в Дели, это вторая по значимости гурудвара для сикхов. Знаменитый Золотой храм находится в городе Амритсар (штат Пенджаб).

Представители сикхов одни из самых колоритных представителей индусов:

Дели. День 2 и 3-й

Сикхизм (переводится как «последователь, ученик») — была основана гуру Нанаком (1469–1539), индусом из штата Пенджаб. На сегодняшний день по количеству приверженцев она занимает восьмое место в мире.

Посетить храм (гурудвару) может любой желающий. Нас сначала направили в информационный центр храма, где на голову повязали косынки с религиозной символикой и, поинтересовавшись из какой мы страны, дали брошюрку на русском — «Что такое сикхизм?».

Охранник у входа в гурудвару:

Дели. День 2 и 3-й

Во время нашего пребывания здесь проходила служба. Сначала я боялся фотографировать в открытую, но оказалось, что это не воспрещается, так что нащёлкал здесь в своё удовольствие.

В храме мы провели около часа, просто отдохнули после долгой прогулки, под инструментальную музыку и ритуальные песнопения было очень интересно:

21 01 15г 2

Служба в сикхской гурудваре Дигамбар Джайн в Дели.

Далее мы направились к Красному форту, по пути наблюдали такую забавную картину:

Дели. День 2 и 3-й

Так здесь возят детей в школу.

В Красный форт пришлось отстоять немалую очередь (около часа), всё из-за того, что меры безопасности на многих подобных объектах Индии как в аэропортах — приходится проходить через рамку, а вещи прокатывать через сканер, а потом вас ещё облапают с головы до ног. Хотя, если более подробно изучить историю Индию с многочисленными кровавыми бойнями и терактами, то особого удивления такие меры безопасности не вызывают. В любом случае Красный форт это маст-си Дели, как-то в Стамбуле в Айя-Софию мы стояли не меньше. Кстати, пока стояли в очереди встретили земляка Василия, который путешествовал уже второй месяц (через несколько дней мы его снова встретился в Агре). Вход в форт 250 рупий.

Дели. День 2 и 3-й

Красный форт получил своё название по цвету песчаника из которого построены его стены. Строить его начал Шах Джахан в 1639 году, перенёсший столицу Индии из Агры в Дели (тогда он назывался Шахджаханабад).

Когда-то вход в форт осуществлялся через 13 ворот, от которых начинались дороги в 13 городов Индии. Сегодня сохранилось лишь пять, туристы входят через Лахорские ворота.

Дели. День 2 и 3-й

Красный форт был резиденцией нескольких поколений династии Великих Моголов (до 1857 года). В этой связи внутренние строения выполняли различные функции:

Диван-и-Ам — зал общих аудиенций. Павильон с 60 колоннами, в котором могольский император устраивал общественные аудиенции.

Дели. День 2 и 3-й

Ранг Махал (Разноцветный дворец), это была женская часть дворцового комплекса и стены были украшены разноцветными полудрагоценными камнями, а потолок украшал цветочный орнамент из чистого серебра. Правда, в тяжелые времена это серебро пришлось переплавить в монеты (эдакий стабфонд тех времён).

Зал частных аудиенций — Диван-и-Кхас, здесь находился легендарный Павлиний трон, который в 1739 году увёз в Персию Надир-шах.

Дели. День 2 и 3-й

Мраморная мечеть Моти Масджид (Жемчужная мечеть) — место намаза могольских императоров и их приближённых:

В общем, Красный форт с его многочисленными строениями, большинство из которых настоящие произведения архитектурного искусства — одно из лучших мест для знакомства с культурой и традициями Индии эпохи Великих моголов.

Дели. День 2 и 3-й

Добавлю сюда ещё несколько портретов, встреченных здесь людей:

За счёт большой площади территории Красного форта, большое количество желающих его посетить совсем не создаёт толкотни и скученности. Гулять здесь — одно удовольствие. Вечером здесь проходит светозвуковое шоу, но мы его не стали ждать, так как за день очень устали и проголодались, поэтому решили возвращаться на Мейн Базар.

Дели. День 2 и 3-й

Таким насыщенным получился наш второй день в столице Индии. Мы понаблюдали за тем как просто и бедно устроен быт большинства жителей города, познакомились с двумя необычными религиями, прикоснулись к истории целой эпохи индийских правителей.

Дели. День 3-й.

На сегодня планы были не менее грандиозными: хотелось посетить индуистский храм Лакшми-Нараян, центрально-административную част Дели — проспект Раджпатх и комплекс «Мавзолей Хумаюна» и ещё пару объектов, если останется время. Но, к сожалению, своё решающее слово сказала погода…

Дели. День 2 и 3-й

С утра шёл самый настоящий ливень. Вернулись в номер, подождали минут 30, снова спустились (окон в нашем номере не было) — ни каких намёков на улучшение. Подождали ещё минут 30… Решил хоть как-то использовать время с пользой, недалеко от нашего отеля видел вывеску «Тур.агентство „Дипак“. Говорим по-русски». А нам сегодня надо было взять билеты на поезд, что бы завтра отправиться в сторону Агры. Хозяина этого самого агентства так и звали Дипак, действительно, прекрасно говорит по-русски, хотя, сказал, что в России никогда не был, а язык выучил, общаясь с туристами. Все стены были исписаны благодарностями и рекомендациями на русском языке, советами пользоваться его услугами. Взял два билета на завтра до Матхуры, цена оказалась на половину меньше той, что мне предлагали в самый первый день, когда я приценялся в одном из тур.агентств. Так же заранее договорился оставить у него вещи на один день, когда мы вернёмся сюда в самом конце нашего путешествия. В общем, человек оказался действительно добропорядочным и честно выполняющим свою работу, координаты у меня сохранились, если кому надо — поделюсь.

Тем не менее, свинцовые тучи несколько посветлели, ливень стал переходить в моросящий дождь и в наших сердцах засиял лучик позитива.

На тук-туке поехали к храму Лакшми-Нараян. Находится он совсем недалеко от Мейн Базара и если бы не дождь с удовольствием прогулялись до него пешком.

Дели. День 2 и 3-й

Этот храм был построен в 1938 году за средства индийского промышленника Б. Д. Бирлы, поэтому эго также часто называют Бирла-Мандир (храм Бирлы). Посвящён он богу Вишну-Нараяне и его супруге Лакшми.

Это один из самых красивых, ярких и необычных храмов Дели. К сожалению, внутри фотографировать запрещено, причём без вариантов — фотоаппарат и рюкзак приходится оставлять в камере хранения. Внутри храм так же красив и необычен как и снаружи. Правда, как и в любом индуистском храме положено разуваться, а с учётом прошедшего дождя и особо невысокой температурой воздуха (около +10) от хождения по мраморным плитам ноги околели очень быстро.

Погуляв по храму взяли тук-тук и поехали к центрально-административной части города, погулять по главному проспекту Дели и всей Индии — Раджпатх.

Здание министерства обороны Индии:

Дели. День 2 и 3-й

А за этим забором находится министерство лёгкой промышленности:

И тут же, в самом цетре города, рядом с министерствами и дип.представительсвами разных стран, проживают бездомные:

Дели. День 2 и 3-й

Вполне себе дружелюбная молодая семья, живут себе тихо — мирно, никому не мешают и их никто не трогает. В этот момент я подумал, что наверное, самая сложная профессия на свете — быть президентом Индии, потому что как можно управлять всем этим хаосом я не представляю!

А так нас встретил главный проспект Индии — Раджпатх оказался перекрытым, так как через два дня здесь будет праздноваться главный национальный праздник Индии — День республики и здесь пройдёт парад.

За ограждением один из символов современной Индии — триумфальная арка под названием Ворота Индии. Это военный мемориал в честь погибших индийских солдатах в различных войнах XX века.

Так не состоялась наша прогулка по Раджпатху, взяли тук-тук и поехали к Мавзолею императора Хумаюна, но пока ехали снова начался ливень и пришлось возвращаться в гостиницу. Погревшись и просохнув немного прогулялись по вечернему городу, благо к тому времени дождя уже совсем не было.

Дели. День 2 и 3-й

Так погода подпортила нам один из дней, проведённых в Дели. Но настроение не сильно испортилось, так как на следующий день у нас были куплены билеты в священный индуистский город Матхура, а значит наше путешествие продолжается и мы направимся на встречу новым интересным местам и открытиям, надеюсь и вы составите нам компанию…