Турист Audrey Horne (audrey_horne_3502)
Audrey Horne
была 19 апреля 2019 15:42

Сербия Август 2015

»Я потерял родной город во время войны. Поэтому я захотел построить свою собственную деревню. Это место, где я буду жить, и куда некоторые люди смогут приезжать время от времени. Я буду организовывать там семинары для людей, которые хотят изучать, как создается кино. Я мечтаю об открытом месте с культурным разнообразием, которое будет противостоять глобализации».

Вот так в начале 2000-х режиссер Эмир Кустурица описывал идею создания своей этнодеревни. Для строительства он выбрал тихое местечко под названием Мокра гора, что в нескольких километрах от боснийской границы. Так появился Дрвенград, он же Кустендорф, он же Мечавник — крохотный деревянный городок на склоне живописной горы. Фантазия гения, ставшая реальностью. Именно здесь Кустурица снял два прекрасных фильма — «Жизнь как чудо» и «Завет». Правда, с тех пор тут многое изменилось.

Дрвенград: отвязная кинодеревня Эмира Кустурицы

Город разросся, окончательно оформился, обрел свою неповторимую энергетику и превратился в Мекку для кинотуристов. Тут есть все: гостиницы, рестораны, теннисный корт, даже кинотеатр имени Стенли Кубрика, где дважды в день крутят фильмы создателя этой деревни.

Улицы и площади носят имена людей, которых любит и уважает сам Эмир Кустурица. Это Никола Тесла, Диего Марадонна, Эрнесто Чегевара, Федерико Фелинни. Две площади названия в четь российских режиссеров — Никиты Михалкова и Андрея Тарковского. Сам Кустурица жил здесь на улице Брюса Ли в доме под номером 1. А Никита Михалков — который не раз приезжал В Дрвенград — жил в доме на площади, носящей его имя.

Дрвенград: отвязная кинодеревня Эмира Кустурицы

Кустендорф строился по образу и подобию типичного сербского села, которых теперь уже почти не осталось. Некоторые дома — в том числе и свой — режиссер покупал в других местах, а затем заново собирал в Дрвенграде. Кстати, город действительно деревянный: из дерева сделаны не только дома, но и мостовые. На главной площади — самой большой в городе — стоит церковь святого Саввы. Чуть поодаль — старые автомобили, которые снимались в картинах Кустурицы.

Больше семи лет в Кустендорфе проводится одноименный фестиваль кино и музыки. Это — без сомнения — самый экстравагантный фестиваль в мире! То на красную дорожку выпускают настоящего волка, то устраивают похороны плохих фильмов. Несколько лет назад Кустурица лично опускал в деревянный гроб четыре части «Крепкого орешка». Фестиваль проходит зимой, и гости мероприятия нередко ходят кататься на соседние горнолыжные курорты/

Спускаясь из Дрвенграда вниз, к дороге, вы обязательно выйдете на железнодорожную станцию. Это она, та самая узкоколейка из фильма «Жизнь как чудо»! Она называется Шарганская Осьмица, и все потому, что путь, который проделывают поезда в горах, очень напоминает восьмерку.

Дрвенград: отвязная кинодеревня Эмира Кустурицы

Дорога была открыта в 1925-м году, но уже давно не используется по прямому назначению. Теперь — дважды в день — поезд уводит в горы сотни туристов. Экскурсия длится больше двух часов и включает несколько остановок. Одна из которых — правда, очень короткая — на станции ГолУбичи — той самой, где жил герой фильма «Жизнь как чудо» ЛУка. Если заглянуть в окошко станции, то можно убедиться, что внутри все осталось как прежде. То есть — как в фильме. Не сомневайтесь, поезд проедет по очень живописным местам, отвесным скалам, и заедет более чем в 20 темных тоннелей, прорытых прямо сквозь горы.

Несомненно: Эмир Кустурица, его фильмы и этнодеревня вдохнули новую жизнь в это место: жители Мокрой Горы никогда не видели здесь столько туристов, сколько прибывает их в последние годы. Одни едут со стороны Боснии, другие — из Сербии. От Белграда добраться сюда непросто: прежде нужно доехать до города Ужице, откуда в Мокру Гору ходит всего 2 автобуса в день. Подумать о ночлеге тоже нужно заранее. Если оставаться в Кустендорфе вам не по карману, можно буз труда найти на сайтах бронирования романтичное сербское «шале» у подножия горы. Мы так и поступили.

Мокра Гора — место красивое. Кроме этнодеревни, здесь есть еще много интересных мест: маленькая провославная церковь в горах, горная река с небольшой заводью, где можно отлично искупаться, а еще — целебный источник, водой из которого (по преданию), умылся слепой турецкий хан и тут же прозрел.

Продолжение следует…

PS: В качестве иллюстраций использованы скрин-шоты из моего фильма о поездке в Сербию:

Serbia, part 3. Kustendorf. Šargan’s Eight.

August 2015. Serbia. Kustendorf (Drvengrad, Mećavnik). Šargan’s Eight (old railway tracks). Август 2015. Сербия. Кустендорф (Дрвенград, Мечавник). Шарганская осьмица.