Турист Михаил Гуревич (Michael007)
Михаил Гуревич
был 23 марта 14:45

Сицилия — Италия Июль 2000

В Италии есть места — города или острова, — где всячески культивируется собственная «особость». Там есть свой герб, свои монеты и даже свой король. На Сицилии короля нет, но было бы абсолютно нелогично, если бы по многим прочим параметрам жители крупнейшего острова Средиземного моря не считали бы себя совершенно особенными людьми.

Возьмём, например, историю с географией. На Сицилии то сменяли друг друга, то перетекали друг в друга разные расы религии и языки. Сначала были неизвестного происхождения сиканы и сикулы. Затем коренных жителей элимов потеснили греки и финикийцы. Потом уже настал черёд карфагенян и римлян. Здесь правили готы и византийцы, мусульмане и норманны, германцы, французы и испанцы. Империи приходили и уходили, но следы оставались — а на большом острове места хватало всем. В средние века, к примеру, здесь совершенно спокойно уживались в согласии латиняне, греки, евреи и арабы. Ну а потом Гарибальди сделал остров частью единого итальянского государства. Тем не менее после второй мировой Сицилия получила областную автономию на основе особого статуса. Само слово «Сицилия» происходит от уже упоминавшихся сикулов. Но в древности у острова было ещё одно имя — Тринкария. А эмблемой и по сей день является это голова с тремя ногами. Три ноги, три моря: Средиземное, Ионическое и Тирренское — да и форма у острова треугольная.

ПРАЗДНИКИ

Сицилийцы любят устраивать большие процессии со статуями святых, куклами и бумажным цветами. Фистина ди Санта Розалиа в Палермо, Феста ди Сан Себастьяна в Ачиреале, театрализованные торжества в честь покровительницы Катании Святой Агаты, шествие гигантов в Мессине, Процессия Святой Лючии в Сиракузах. Святых и цветов много — выбирай хоть процессию Маты и Грифона в Мессине, хоть сезон театра кино и музыки в Таормине, хоть неделю Эгадских островов.

ПАЛЕРМО

Что посмотреть

Первое финикийское поселение — Палеополис — возникло здесь в VIII веке до нашей эры. Поскольку разные культуры с тех пор тут отметились, то город довольно эклектичен. Кафедральный собор, к примеру, несколько столетий достраивали и перестраивали. Что для туриста и хорошо — можно и на норманнскую архитектуру полюбоваться (дворец, в котором сейчас заседает сицилийский парламент), и на арабскую (купол храма Сан-Джованни-дельи-Эремити). Особенно хороши здания в стиле барокко — как церковь Сан Джузеппе деи Театини, что у площади Вильена, еще называемой площадью Четырёх углов, как раз за южным углом. Сама пощадь — тоже барочная. Также нельзя обойти вниманием Палатинскую часовню в Норманнском Дворце, который также называют Королевским, — это архитектурное творение первой половины XII века Мопассан назвал «прекраснейшей религиозной жемчужиной, о которой мог когда-либо мечтать человеческий разум». Специалисты-искусствоведы особенно выделяют великолепные мозаики работы византийских мастеров. Немало приятных впечатлений подарят ботанический сад Палермо, один из лучших в Европе, и Международный музей марионеток, где вас встретят десятки весёлых Буратин. И ещё театр Massimo, что в переводе означает «Большой», — по размерам он превосходит и знаменитую La Scala в Милане, и наш Большой.

Знакомые всё лица

В центре самой древней части города на площади Виглиена/Четырёх углов, есть табличка, указывающая дорогу к дому, где появился на свет великий маг и шарлатан граф Калиостро. А знакомясь с фонтаном Претория на одноименной площади, где расположено здание муниципалитета с двумя мемориальными досками в честь Джузеппе Гарибальди, стоит обратить внимание на одну фигуру. Это статуя госпожи Тофаны — знаменитой отравительницы. Михаил Булгаков включил её в вереницу гостей на балу Воланда, куда были приглашены злодеи и авантюристы всех времён и народов. А «изобретённый» ею яд «вода Тофаны» вошёл в энциклопедии и упоминается у Конан Дойля.

Транспорт

В Палермо есть метро — целых двенадцать станций. Удобнее всего ходить за достопримечательностями от станции Stazione Centrale или от Orleans corso Re Ruggero. От станции Tomasso Natale можно доехать до аэропорта рейсовым автобусом. Следующие до аэропорта Punta Raisi — Falcone Borsellino автобусы останавливаются возле Центрального вокзала на piazza G. Gesare; на piazza Ruggero Sеttimo возле Teatro Politeama Garibaldi и на via Lazio. До главных достопримечательностей можно доехать от Центрального вокзала маршрутами: 103, 104, 105, «linea Gialla» (желтая линия) и «linea Rossa» (красная линия).

Виллы

Рядом с Палермо — всего пятнадцать километров — городок Багерия. Сюда приезжают смотреть на виллы. Вилла Бранчифорте — это крепость. Вилла Каттолика сейчас занята галереей современного искусства имени знатного земляка Ренато Гуттузо. Но самая интересная — это вилла Палагония, она же «вилла чудовищ». Прежние хозяева собрали впечатляющую коллекцию скульптур весёлых уродцев.

ТРАПАНИ

Помимо фонтана Тритона, мавританского дворца Джудекки, возведённого в шестнадцатом век, и Дворца почты, который уже из века двадцатого, надо посетить местные солеварни и Музей соли в посёлке Пачеко. И посмотреть, как на Моции, одном из близлежащих островов, функционирует соляная мельница — продукт здесь делают не только в музейных целях. Можно и к столу его. Недалеко от Трапани находится любопытная гостиница Tonnara di Bonagia — отель гармонично встроен в рыбацкую деревню, и на его территории расположен забавный Музей тунца.

МАРСАЛА

Двадцать минут езды от Трапани, самая западная точка Сицилии. «Морское» название определяет и цель посещения. Во-первых, археологический музей, где выставлены останки карфагенского корабля. Во-вторых, можно отменно продегустировать морскую кухню. В меню всегда имеются кушанья из сушёной трески и рыбы-меч. Запивать будем сладким вином, которое тоже «Марсала». До Марсалы можно доехать и из Палермо — рейсовые автобусы ходят каждый час.

ЭРИЧЕ

Рядом с Трапани, на вершине горы Сан Джулиано, находится этот очень красивый городок. Хорош и уютен, как театральная декорация. Лучше приехать (из Трапани ходят автобусы) так, чтобы, захватив и вечер, насладиться открывающейся с высоты панорамой близлежащих огней.

КАТАНИЯ

Второй по величине город острова. Главное место — площадь перед Кафедральным собором, на которой стоит Фонтан слона с египетским обелиском. Слон — символ Катании. Другой символ — композитор Беллини. Земляку-композитору посвящены театр, сад и музей, где экспонируется клавесин, за которым сочинялась опера «Норма».

ТАОРМИНА

Знаменитый курорт на востоке Сицилии. Греческий театр, древнегреческий храм Зевса и весьма современный пляж Маццаро. А ещё интересно, что неподалёку есть селение Савока, где снимались сицилийские сцены «Крёстного отца» — подлинный Корлеоне тогда уже имел слишком современный вид. Кстати — традиционная сицилийская шляпа, которую носят телохранители Майкла Корлеоне, называется «коппола».

КАЛЬТАНИССЕТТА

Город не на берегу, а в центре острова, так что здесь чаще готовят мясные блюда (а то на побережье — всё рыба да осьминоги). На площади Гарибальди — переживший несколько перестроек Кафедральный собор. Местный фольклорный фестиваль присуждает премию «Золотой тритон». Тут тоже театр интересный — Beauffremont в Кальтанисетте. Здесь дают спектакли, демонстрируют фильмы, и зрители чувствуют себя комфортно, расположившись за столиками и угощаясь мороженым, то есть — совмещают приятное с полезным. Летом театр освобождают от крыши, и можно слушать музыку, глядя на звезды. В часе езды, ближе к побережью, — город Джела и одноимённая археологическая зона, с единственными найденными на территории Италии греческими банями. Про старинный замок Кьяромонтано, построенный в XIV веке на вершине скалы в окрестностях Муссомели, гид рассказывает легенду, что когда-то его хозяин заточил здесь трёх своих сестёр, и теперь под старыми сводами ощущается их присутствие.

ШАККА

Город горячих источников на берегу Средиземного моря. Нужно подышать паром, заполняющим естественные термы на горе Крони, она же Сан Калоджеро. Интересно заглянуть в Волшебный сад Филиппо Бентивенья — это крестьянин-художник, вырезавший в древесной коре и высекший в камне сотни человеческих лиц. Ещё термальные источники есть в Алитерме, Вулкане, Термини Имерезе, Термах Вильяторе, Калатафими, Липари и Кастелламаре дель Гольфо.

АГРИДЖЕНТО

Осмотр долины греческих храмов может занять чуть ли не целый день, так что рассчитывайте свои силы. Здешний Храм Согласия не уступает Парфенону в Афинах. Не менее интересен и исторический «Стоай», в котором устраиваются театрализованные представления. Ценителям прекрасного не грех посетить виллу «Хаос» Луиджи Пиранделло. Вилла стоит на южном берегу острова — поэтому основоположник театра абсурда называл это море «Африканским». Почитают здесь и древнегреческого поэта Пиндара. От духовной пищи перейдём к обычной — в окрестностях Агридженто делают великолепное оливковое масло, так что надо прикупить бутылку-другую.

ПАЛЬМА-ДИ-МОНТЕКЬЯРО

Город, расположенный к востоку от Агридженто. Здесь находится монастырь бенедиктинок, в котором хранится «письмо дьявола» — листочек с каракулями, написанными одной из монашек, рукой которой водил сам Князь тьмы. Если сёстры-послушницы пустят вас за порог — считайте, повезло. Туда не пустили даже итальянское телевидение, но группе русских журналистов подфартило. Нас сопровождал шеф регионального туристического департамента, бывший мэр города Агридженто. Про этот город давно говорят как об одном из самых мафиозных на Сицилии. Не удивился б, если наш провожатый оказался тем самым capomafioso — местным «представителем мафии», имеющим большую неофициальную власть. Стоило ему сказать пару слов у ворот монастыря — как ворота тут же распахнулись. И всё время, что он был с нами, к нему чувствовалось уважение. Похож на Лужкова — такой плотный лысый мужичок, явно крепкий хозяйственник. А ещё этот город известен тем, что здесь писатель Джузеппе Томази ди Лампедуза написал роман «Леопард», экранизация которого Лукино Висконти давно входит в список мировой киноклассики. Но снимали в Агридженто.

Вообще — много снимали на Сицилии. La Piovra — помните? Да-да, бесконечный «Спрут». Там, кстати, и фамилии героев — с карты острова. Комиссар Каттани — Катания. Адвокат Терразини — Терразини. Банкир Равануза — Равануза. Ну и, само собой, городок Корлеоне — именно в его честь дон Вито из «Крёстного отца» взял в Америке новую фамилию. Правда, городским властям Корлеоне как-то взбрело поменять название — якобы позорит. Перегрелись на южном солнце, не иначе.

Мой сицилийский путеводитель

Конечно, пляжи, вулкан Этна, о котором слышали даже те, кто на Сицилии не был. Много солнца. Ярко раскрашенные тележки и повозки, описанные опять же в «Крёстном отце», привлекают взгляд и создают атмосферу праздника. Мне даже попался один «фольксваген-жук», разрисованный практически под хохлому. Такая «игрушка» , будь она поменьше, оказалась бы вполне достойным сувениром. Хотя не хуже и традиционная для острова кукла-марионетка в виде рыцаря туристов или сицилийская керамика.