Эксперт Татьяна Уайт (TatianaWhite)
Татьяна Уайт
была 23 апреля 7:35

Исландия Октябрь 2006

Исландия — необыкновенная страна. Как другая планета, как Луна или другая неизвестная вулканическая обитель силы неземной, могучей. Десять лет назад мне и супругу пришла в голову совершенно бредовая идея — посетить в качестве нашего свадебного путешествия — Исландию. Мы только что отпраздновали пышное венчание в России и, вернувшись обратно в Англию захотелось настоящего экстрима, чего-то абсолютно нового. Изъездив Европу вдоль и поперёк мы решили бросить свой взгляд на север! Тут ещё и British Airways запустили в газетах зазывающую акцию на посещение Исландии.

Место, где я встретила Бога

Мы решили рискнуть и отправились не прочитав практически ничего о стране, открыв широко свои глаза, готовые поглощать все красоты как дети, что учатся говорить, ходить. Путешествовали мы на внедорожнике, взятом в прокат в аэропорту, объезжая сознательно цивилизации, столицу страны, более-менее большие города.

Помните у Жуль Верна, его «Путешествии к центру Земли»? — «Отважный странник! Спустись в кратер Укуль Снайфельдс, который тень Скартариса ласкает перед июльскими календами, и ты достигнешь центра Земли». Романтики!

Отель, что в близости с аэропортом на самой Голубой Лагуне, конечно, я забронировала заранее, перед отъездом, как и весь транспорт: самолёт и машину в прокат. Всё остальное — было экспромтом, что называется, как сложится.

В распоряжении у нас было всего 3 дня и 2 ночи, хотелось всего по максимуму, полагая, что следующая поездка не состоится после свадебного путешествия так скоро. Вот уже десять лет прошло, а я до деталей, мелочей помню этот короткий отпуск и то, что мы ощутили там — на другой планете, в другом измерении под названием — Исландия.

Место, где я встретила Бога

Меня с самого начала, конечно, привлёк язык викингов. Так как мои корни оттуда, от предков скандинавов. И эти чудные «son» «dottir» в окончании имён и эти немноголюдные деревеньки и висящий в воздухе запах сероводорода и… эти пары, цвета, линии, плавные склоны гор, вулканических холмов…меня просто заинтриговали, закружили в своём вихре вопросов что и почему. Кто ищет, тот всегда найдёт. И мы нашли ответы на все наши вопросы.

Мы делали несколько остановок: и у знаменитого водопада Гультфосс (32 м.), что значит «золотые струи» с неповторимо яркой радугой; национального парка под покровительством ЮНЕСКО, у огромных лавовых полей, горячих источников, гейзеров.

Место, где я встретила Бога

Снимок у места стыка двух тектонических плит: Америки и Евразии.

Парламент в Исландии — старейший парламент в мире (Альтинг) на 23 района страны с 124 населёнными пунктами. У домиков парламента есть маленькая взлётная полоса. Историческое место Thingvellir. Моё удивление на лице вызвал тот факт, что в этой стране отсутствует армия. В своей исландской армии нет необходимости. Своеобразная армия (полиция) только охраняет рыбные места и берега страны, естественно.

Место, где я встретила Бога

Нас не особенно интересовали дельфины или киты. Даже не стремились к колоритным и величественным тупикам. Нам хотелось прочувствовать самим эту землю, точнее лаву, камни, скалы и встретить настоящих троллей.

С троллями вместе мы встретили замечательных людей, самых счастливых на планете. Самодостаточных и простых. Таксист, в прошлом капитан спасательной лодки. Мы говорили со всеми, кого только могли увидеть наши глаза в глубинке. Нам было интересно всё! А потом, все исландцы без исключения прекрасно изъясняются на английском языке. Я уже слышала до поездки в Исландию, что по количеству издаваемых книг на душу населения Исландия занимает первое место в мире. Но это ещё при знании того, что население этой маленькой страны составляет всего чуть меньше 326 тыс. человек. Страна маленькая. Всего — 103 тыс. кв. км, из них чуть больше 10 тыс. км. покрыто ледниками.

Место, где я встретила Бога

В стране практически нет крупных производственных предприятий, а потому здесь и камень в лишайнике (в этом симбиотическом микро-организме из гриба и водоросли), я уже упоминала о лишайнике в своём блоге, как об индикаторе чистейшего воздуха в Исландии, равно как и в Высокогорье Шотландии.

Из аэропорта Кефлавик мы поехали в первое наше пристанище — отель при клинике Голубой Лагуны (Blue Lagoon Clinic). Тогда ночь в этом месте не была невероятных цен, мы могли себе позволить. Сейчас — не подступишься. Кроме номеров (дизайн — минималистический) с абсолютной тишиной (если такое вообще можно себе представить) мы вдоволь там насладились частным входом в геотермальный бассейн знаменитой Голубой Лагуны. Это было главным преимуществом отеля, его расположения и бонусов.

Место, где я встретила Бога

Геотермальный комплекс, его молочные горячие воды с постоянной температурой +37 градусов, со множеством минеральных солей, даже сине-зелёных чудных водорослей и постоянным стелющимся облаком пара оказывает на купальщика большое впечатление. Голубоватая окраска из-за преломления кремния в световых лучах.

В ту нашу поездку нас сопровождала Полная Луна на самом лунном острове мира. Было достаточно волнительно. Луна с её полнолунием в фазе всегда бередит потайные уголки нашего сознания. А тут ещё у меня был криз на работе в то время и я металась от мыслей — что и как… Отправившись в полночь при ярком свете круга луны в горячие воды Голубой Лагуны я что-то почувствовала странное. Меня как будто кто-то позвал и начал со мной беседу. Наверное, нормальный человек скажет, что это конкретно мои фантазии… Но разговор был на тропинке от этого лунного света, на самой что ни на есть Лунной Дорожке. Мне показалось что со мной говорит Бог и вижу я его в том самом одеянии, что и на иконах и картинах… И сказал мне он, чтоб я отправилась служить людям, и найти наконец своё место через добро-деяние. Эта луна смотрела на меня так зорко, как смотрела в детстве икона в красном углу моей бабушки и так же перстом дала она напутствие вперёд.

Место, где я встретила Бога

Что-то изменилось во мне с того времени, по-другому я стала смотреть на вещи, спокойнее, философски. И появилось жгучее стремление творить добро и служить людям. Вот уж 10 лет с той встречи, разговора «по душам». А я боюсь туда снова поехать. Это ведь как отчёт, как рассказ о делах, деяниях, поисках, находках. Готова ли я? Не знаю.

Но нам нужно было перебираться на север Исландии. Посмотрев на карту (не очень внимательно, надо заметить), мы решили, что в информационные стойки нам дадут совет — где на севере остановиться на ночь, а потом и обратно в аэропорт к детям, в Великобританию. Самые загадочные встречи и столкновения были у нас впереди. Дорога у нас была неожиданно содержательной.

Место, где я встретила Бога

Остановившись за километр до северного Хусавика, мы поселились на ночь в деревянных домиках чудной хозяйки Snædís и её супруга (http://www.husavikcottages.com/aboutus.html). Даже эта остановка на краю Арктического океана с холодным звёздным небосклоном несла в себе какую-то необъяснимую мистику.

Несмотря на непогоду на улице, в деревянном домике, что мы арендовали на ночь было уютно, удобно и невероятно тепло. Это знаете, такое центральное отопление нон-стоп. Геотермальные воды — это настоящее достояние и жилы местной энергетики. Ни у кого абсолютно нет проблем с отоплением.

Дерновые (с травяными крышами) дома в Исландии — это что-то действительно аутентичное! Древесина в Исландии всегда была на вес золота. Кругом-то лава, на ней леса не произрастают. Такие дома, покрытые дёрном были спасением. Они были тёплыми, простыми, неприхотливыми. Если только не считать ремонта из-за заблудших овец и коров, что поглощали на крыше самую сочную траву, не подозревая, что топчут и прогибают чьё-то жилище. Но, к счастью, таких животных без понятия было не так много, и эти очаровательные хижины до сих пор стоят в отличном состоянии.

Место, где я встретила Бога

Местная особенность ещё в историях про троллей. Если вы не верите, что эльфы и тролли существуют — вам нужно познакомиться в Исландией. Мы сами видели этих троллей, что выходили из-под окаменелых скал у дороги и то смеялись, то шутили, то передразнивали нас. Было немного жутковато, т. к. наше путешествие обратно, занявшее в два раза больше времени, чем предполагалось, проходило ночью в условиях минимальной видимости с туманами и полной кромешной тьмы…

Исландцы, как и любые островитяне, северцы верят в существование эльфов, троллей. Если проектируемая дорога, к слову сказать, может нарушить покой предполагаемых мест обитания сказочных персонажей — проект категорически меняется. Вот так!

Место, где я встретила Бога

Есть даже карта с указанием мест (например такие места, как: Husey, Aldeyjarfoss, Hvitar-vatn, Tvidaegra, Eyrabakki, Fljotdalsheidi), где обитают призраки и голодные, ждущие человеческие жертвы тролли…Эх, хоббитов бы на помощь! Они-то знают, как обмануть, провести за нос этих троллей. Но мы с ними, кажется, с троллями подружились. Сжалились они над нами, над несчастными. Мы спешили домой и по дороге завязывали с ним непринужденную беседу. Вы осмелились бы заговорить с троллями? Наверное мало кто рискнет. А мы заговорили. Оказывается, их дикий аппетит на людей — от скуки. Никто не хочет с ними дружить… Вот оказия.

Солнечный Константин Бальмонт славил Исландию в своих рифмах:

Валуны, и равнины, залитые лавой,
Сонмы глетчеров, брызги горячих ключей.
Скалы, полные грусти своей величавой,
Убеленные холодом бледных лучей.

Тени чахлых деревьев, и Море… О, Море!
Волны, пена, и чайки, пустыня воды!
Здесь забытые скальды, на влажном просторе,
Пели песни при свете вечерней звезды.

Эти Снорри, Сигурды, Тормодды, Гуннары,
С именами железными, духи морей,
От ветров получили суровые чары
Для угрюмой томительной песни своей.

И в строках перепевных доныне хранится
Ропот бури, и гром, и ворчанье волны,
В них кричит альбатрос, длиннокрылая птица,
Из воздушной, из мертвой, из вольной страны.

Место, где я встретила Бога

Дорога на всю страну одна — вокруг. Торопясь на обратном пути в Кефлявик, мы полагали, что сумеем «срезать» по дороге (не ехать по изрезанной продолжительной дороге вокруг острова), что рассекает Исландию на две части в середине. Не тут то было. Эта дорога для внедорожников по большей части закрыта и вас туда просто не пустят. Как? Когда вы заправляетесь бензином, вас обязательно спросят на бензоколонке о ваших планах, куда едете. И представьте себе, не разрешат взять короткий маршрут, если непогода. Наша самонадеянность и незнание местного «дорожного колорита» подвела нас на полную. Нас не пускали в самолёт Британских авиалиний. Всё те же тролли, в обличии людей, что выглядывали на ночной дороге и поддразнивали нас. Вы не поверите. Мы прошли паспортный контроль (чемоданы наши с подарками детям, конечно оставили на острове — багаж наш с опазданием в три месяца все же добрался до Оксфорда, где мы тогда жили), добежали что было мочи до самолёта. Вот он — перед нами с распахнутыми дверьми. Ан, нет. Не пускают исландцы-викинги. Говорят, опоздали мы на посадку. Но наши места в 5-ти метрах от нас. И мы не можем на них сесть…Взяли с боем. На колени опустились, умоляли, уговаривали, просили прощения…А как вы думаете! Рейсов в то время не было каждый день в Лондон. Нам предложили остаться в Исландии и вернуться следующим рейсом через 3 дня (!). Целых три дня. Это в удовольствие, когда без хвостов. Наши детки остались с няней. Да и на работу нужно было возвращаться. У нас не было выхода, как умолять и умолять о нашей безумной посадке исландских авиа-работников. Разрешили! Уф.

Но Исландия, не отпуская нас от себя ни на минуту, преподала нам множество уроков. И то, что я сумела найти себя в Голубой Лагуне через камни, кремниевые воды, холодные звёзды и строгим взором зоркой Полной Луны, почти божественной, неземной — это было настоящее чудо, путешествие в страну, что я долго буду вспоминать.

Место, где я встретила Бога

Наш «Центр Земли» оказался именно в Исландии.

©Текст и снимки — автора Татьяны Уайт (пожалуйста, напишите, если хотите использовать снимки)