Турист Михаил Гуревич (Michael007)
Михаил Гуревич
был 21 апреля 19:50

Коломна — Россия Сентябрь 2012

Город Коломна. Не раз там бывал. Нравится.
Отправляясь туда впервые, поинтересовался у местных, где там «Блюдечко» — это место впадения Коломенки в Москва-реку, низинка действительно похожа на блюдечко. И первым делом попросил на него отвести. Сие было легко, поскольку в исторической части города мы были. «Блюдечко» мне понравилось.
А приезжал я на открытие Центра музейных технологий «Новый музей». Это было 24 сентября — в канун дня рождения первого русского романиста, педагога, государственного деятеля Ивана Лажечникова. И в стенах его родного коломенского дома.

Коломна: пастила, любовь и урбанистика

Есть такой проект-конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». Коломенский краеведческий музей в нём побеждал — и вот создали проект «Новый музей». Это — цитирую — «прежде всего, практическая площадка музейных инноваций. Здесь собрана уникальная коллекция лучших российских музейных практик, определяющих новый образ современного музея. И ещё это открытое пространство для творчества и познания, информационный канал, транслирующий прошлое в понятных и удивительных формах».

Ну, а попроще — тут и каллиграфии можно поучиться (так здорово макать перо в чернильницу и выводить всякие вензеля!), и открытку с видами местными старинными на компьютере соорудить, и старинной химии за партой поучиться. Плюс чудесный Музей пастилы, созданный в рамках проекта «История со вкусом», — там и пастила семьи Льва Толстого, и любимая Достоевским «Красная».

Открываешь красивую коробку с пастилой — и читаешь. «Древняя Коломна славилась своими яблочными садами. Ещё в XV веке коломенцы придумали свой способ сохранения фруктов (дабы добро не пропадало) — готовить из них вкусное и полезное лакомство — пастилу. Коробочки с пастилой расходились по всей России и поставлялись к императорскому двору. Коломенская пастила упоминается в литературных произведениях Карамзина, Лажечникова, Чехова, Пильняка, поэтому многие знали Коломну прежде всего по знаменитой яблочной пастиле.
Волшебный продукт, кисло-сладкий, слегка тягучий, изготовленный только из натуральных продуктов, годится к любому столу: и в пост, и в праздник».

Вот — как раз и Государыня императрица на коробке. Но может быть не только она. Фёдор Михайлович, например, любитель пастилы был — и при этом такой мрак писал!

Не могу не отметить качество пастилы. Пролежала она у меня очень долго. В коробке «Пастила Толстых» — этот классик тоже сладкое угощение любил, по рецепту Софьи Андреевны варили, портрет её внутри имеется — маленький ломтик оставался, а «Клубничная», которая с Екатериной, — полная. И — прекрасно сохранились оба вкуса!

Дам ещё и старинный рецептик.
Сливовая пастила. Для неё пригодны поздние осенние сливы, каковы венгерки, опошнянка и прочие, с плотной мякотью. При этом, чем спелее сливы — тем пастила выходит лучшего качества. Для размягчения сливы кладутся в горшок и ставятся на ночь в довольно горячую печь; при этом они потрескаются и выпустят часть сока. Утром откидывают их на решето и дают стечь соку. Остальная же масса протирается на пюре, которое, благодаря этим операциям, получится значительно гуще. Сбивается оно таким же образом, как яблочное, причем на 1 стакан пюре (1 фунт) употребляют 1½ белка и до ¾ фунта сахара. Сбивание (ручное) продолжается 2 часа. Все остальные операции производят так же, как для украинской пастилы или (если белков взято меньше) как для белёвской.
Плюс приобщение к ландшафтному дизайну в виде музейного «сада-огорода» на парадном дворе комплекса.

Коломна: пастила, любовь и урбанистика

Плюс рассказ о парижской любви Лажечникова.

Апельсиновый десерт родился благодаря этой любви.

Также видел Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, смотрел на местную «падающую башню», недавно перекрашенную, посетил кафе с интригующим название «Намёки», слушал, как бьют часы у музея (они начали это делать с начала осени) и видел огромный крытый каток, вставлять который в историческое место — просто варварство. Видел и «маринкину башню», где в заточении держали Марину Мнишек, но подойти к ней просто времени не было. Угощали яблоками, которыми Коломна славится, и сидели в павильоне, сделанном из сена. Прекрасный запах.

Коломна: пастила, любовь и урбанистика

Рассказывали нам о становлении урбанистики, показывали «Проекты развития центра города в историческом контексте».

Какой город первый? Правильно, Лондон. А ещё — Париж и Барселона. И Коломна.