Турист Эна (Ena)
Эна — была 28 мая 2021 16:24
"Freedom, Love & Peace!" (О.П.)

Диево-Городище — Россия Сентябрь 2014

Цель поездки — Диево-Городище, Ярославская область.

Дата поездки — 13.09.2014.

Бюджет поездки — примерно 400 руб. (на двоих).

Везет нам на теплоходные прогулки в этом году: в Питере наслаждались панорамами невских берегов и Финским заливом, у нас, в Ярославле, плавали на Толгу. Вот и сегодня, едва осень вступила в свои права, в свободный от дачных дел субботний день решили мы отправиться по волжским просторам в Диево-Городище — давно уже манило к себе это небольшое село с красивым и загадочным названием.

Билеты на теплоход «Москва», отходивший от причала № 6 и следовавший до станции Новые Ченцы, стоили 69 руб./чел., в пути — 2 часа, отправление в 8.05. Обратно ехали на пригородном автобусе № 122, в 11.40, следующим до автостанции «Заволжье», в пути — около 40 минут, билеты — 28 руб./чел. Вот, в общем-то, и все траты. Ну, еще вино на дорогу и купленное в Диево-Городище пиво в качестве сувенира. Коротенькая, приятная, красивая, познавательная и, главное, бюджетная поездка пришлась нам по душе.

Используемая информация: книга Н. С. Борисова «Окрестности Ярославля», сайты: http://dievogorodische, http://www.myrusland.ru, http://yedem.ucoz.ru, http://sobory.ru и http://temples.ru (информация по храмам), http://www.goldring.ru (статьи из газеты «Золотое кольцо»), http://www.rb-yar.ru (статья из некрасовской газеты «Районные будни»), http://yarreg.ru (статья из газеты «Ярославский регион»), http://www.sevkray.ru (статьи из газеты «Северный край»).

КРЕПОСТЬ, КНЯЗЬЯ И ЯЗЫЧЕСКОЕ БОЖЕСТВО

Издавна по волжским вольным берегам селились уже знакомые нам финно-угорские племена меря. Память о них сквозь века сохранилась в названии местной речки Шиголости, впадающей в Волгу. А вот славянские поселения появились на территории будущего Диева-Городища примерно в XI веке. Так что, можно сказать, село — практически ровесник нашего Ярославля.

Современное Диево-Городище было основано в XV веке князем Иваном Дмитриевичем Деевым как крепость-городище. По фамилии княжеского рода и получило село название — Деево. Однако, существует и более интересная версия. Так, в древнеславянской мифологии было верховное божество — Дий, или Дей, священное для язычников капище которого находилось в древнем городище. Правда ли, вымысел это, а выросло из крепости — места поклонения славное село, носящее сегодня романтичное название — Диево-Городище.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

До революции это было типичное для будущей Ярославской области торговое село. Жители его занимались коммерцией, рыболовством, различными промыслами. Развивалось здесь каменное строительство, действовали библиотека и школы, картофелепаточный завод и швейная фабрика, богадельня и больницы, пожарная дружина и даже синематограф, фотомастерская и театральная студия. В общем, красивым и богатым вступило Диево-Городище в советскую эпоху, чтобы потом прийти в ожидаемый упадок и в новом веке возродиться.

ОСЕНЬ, ВОЛГА И СЕЛО

Тихо и очаровательно грустно сентябрьское утро, стыдливо прикрытое серебристым предрассветным туманом. Серая вата туч накрыла старинный город. Не спеша, идем мы к Речному вокзалу пустынной набережной. Зелень листвы золотистыми нитями пронзает сентябрьское увядание, в акварельной дымке застыло Заволжье.

Походим мимо Волжской беседки с увешанными замочками влюбленных решетками, от которой начинается крутой спуск к Речному вокзалу.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Многочисленные дачники спешат закончить сезон, суетливо занимая места на нижней палубе старенького теплохода «Москва». Мы с мужем поднимаемся наверх, где пока что нет народа. Теплоход незаметно отчаливает, врезаясь носом в по-осеннему свинцовые воды Волги, прощально кричат чайки, бесстрашно ныряя во взбудораженную речную пену. Пронзительный ветер тут же забирается под куртки, но уходить не хочется — так завораживает открывающаяся панорама. Мы впервые плывем этим маршрутом — вниз по Волге, в сторону сказочной Астрахани — арбузного края.

Сентябрьский денек кажется размазанной неточными мазками акварелью — легкой и прозрачной. Свинцовое низкое небо окунается в гладкий атлас жемчужно-серых волжских вод.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Неспешно проплывает набережная с кажущимися застывшими деревьями-великанами — зелеными, с редкими полосками золотой листвы. Их пестрые спины как бы предвещают скорую осень. Белоснежная Волжская башня, матово блестящие купола Успенского собора, редкие деревца на одетой в гранит Стрелке — мы оставляем позади исторический центр города.

Призрачным видением маячит храмовый комплекс в Коровниках — удивительно гармоничный в своей русскости — отличительная черта ярославской церковной архитектуры.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Вскоре привычные с детства виды сменяют урбанистические пейзажи городских окраин — теплоход причаливает к станции «Порт».

Высокие краны, похожие на киберпанковских драконов, цепляют своими носами тяжелые дождливые облака. Пустынны в утренний час площадки и ангары. А на Волге все чаще встречаются стоящие на рейде баржи. Никогда не видела столько грузовых кораблей!

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Призрачным видением возникает на горизонте круизный теплоход, с пустынными палубами, без музыки, смеха и голоса экскурсовода. Осенний круиз. И вдруг простыню свинцового неба разрывает несмелое персиковое марево — запоздалый сентябрьский рассвет. Окно в небо.

От холода мы пробираемся на нижнюю палубу, но места все заняты. Посему, развлекаем себя чтением информации о спасательных жилетах:). Вдруг к нам подходит интеллигентная ухоженная женщина со словами: «Ребята, проходите, у нас как раз два места свободных есть». И пусть сидящая рядом бабка недовольно шипит: «Занято!», стаскивая с одного из кресел свои баулы, мы, стуча зубами от холода, с благодарностью протискиваемся мимо коленок сидящих. Вот за что я и люблю наши провинциальные городки — чаще душевные и добрые люди живут у нас! Остаток пути едем в тепле и комфорте.

Несколько раз принимается идти дождь. Дачники беспокоятся за урожай, а мы — потому что забыли дома зонтик:). Конечно, смотреть в окно не так интересно, как с верхней палубы, но мы хотя бы немного согрелись. С любопытством смотрю на село Прусово, где останавливается наш теплоход, здесь тоже есть симпатичная церковь. И здесь же выходит наш незнакомый спутник по верхней палубе — фотограф. Вот было бы интересно увидеть его фото-репортаж!

Уже недалеко от Диева-Городища видим мы на противоположном берегу села очень нарядную беленькую церковь за крепкой оградой. Интересно, как это место называется?

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

А с палубы нашего теплохода уже открывается дивная панорама Диева-Городища, кажущаяся в туманном свете пасмурного осеннего дня окутанным в дождь миражом. Проплываем мимо застроенного дворцами-коттеджами берега — о них рассказывал мне мой коллега-друг, утверждая, что Диево-Городище облюбовали местные и заезжие толстосумы. Но не они мне интересны. С восторгом смотрю я на изящную Смоленскую церковь, ожидающей невестой стоящую на берегу Волги. Теплоход тихо причаливает, и мы под брызгами — веснушками сентябрьского дождя вступаем на земли Заволжья. Здравствуй, сказочное Диево-Городище!

Поднимаемся с причала по крутому бережку, щедро размытому дождями, и сразу же видим весьма антуражный деревянный домик с резными наличниками. Он хорош именно в своей деревянной — коричневой — скромности. Вспоминаю, что видела его фото в книге Н. С. Борисова «Ярославское Заволжье».

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

А, напротив, на волжском бережку стоит скромная часовня Николая Чудотворца (1903 г.). Она построена «в память избавления государя-императора Николая II от опасностей» в стиле классицизма. Миниатюрная, белоснежная, изящная, с украшенным стройными колоннами крыльцом, она смотрится весьма симпатично. Жаль, что была закрыта.

Очень скоро мы попадаем в сердце Диева-Городища — на его центральную площадь, неожиданно носящую, видимо, историческое название, — Торговая. Ее обрамляют интересные образцы купеческой провинциальной застройки. В одном из старинных домиков (правда, довольно обезображенном), розовом и приземистом, расположен обычный магазин а-ля «сельпо», к коим я питаю ностальгические чувства.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Народу почти нет, село кажется пустынным и сонным. Каменные особнячки и деревянные домики с простенькими резными наличниками соседствуют с крепкими кирпичными коттеджами за высокими заборами — жилищами современных «купцов».

Алеют спелые гроздья рябины, разрослись за лето кусты «золотых шаров» — предвестников скорой осени, но еще утопают в буйной зелени сельские палисады.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Лают собаки, слышно, как в садах глухо падают спелые яблоки — эта сельская идиллия мне по душе!

Мы выходим на набережную, точнее, высокий берег Волги. Разбитая дорожка (асфальт, как понятие, в селе, естественно, отсутствует полностью) ведет нас мимо непрезентабельных деревянных домишек и плакучих берез с заплетенными в косы ветвями, в зеленых прядях которых проблескивает осеннее золото.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Под ними стоят скамеечки, местные жители с ленивым интересом смотрят на двух сумасшедших, гуляющих с фотоаппаратом под дождем.

А я чувствую — ах, как чувствую, — каждой клеточкой ощущаю — как мне здесь нравится!

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

С берега открывается все та же акварельная панорама окутанной туманом Волги в неброских пастельных тонах, наш отплывающий теплоходик, склонившаяся слезливыми облаками осень — все то, что невольно заставляет сжиматься сердце от светлой грусти и любви к родному краю.

Наворачиваются на глаза теплые слезы, сверху капает — моросит дождик. Ну, что мы здесь делаем, в этой глуши, забытой провинции? А просто мы все это любим.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Перед нами — Троицкая церковь (1787 г.), выполненная в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Храм построен на средства прихожан на искусственно созданном мысе на стрелке рек Шиголости и Волги, для чего сюда свозились тонны валунов. Троицкая церковь была закрыта в 1953 году, долгое время стояла заброшенной (что странно для кладбищенских храмов), в сентябре 2013 года здесь возобновились службы.

Троицкий храм удивительно хорош — знакомый и приятный взгляду стиль, схожий с ярославским зодчеством. Простую белую пятиглавую церковь с классическими зелеными куполами украшает стройная четырехъярусная красавица-колокольня, крыльцо и ярусы которой богато декорированы аристократичными полуколоннами.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Троицкая церковь оказалась закрытой, хотя, судя по табличке, службы здесь ведутся. Сбоку увидели строительные леса, что могло свидетельствовать о затянувшейся реставрации, а через зарешеченные окна нам удалось разглядеть побеленные стены и своды, лишенные фресок. Около церкви расположено кладбище, довольно ухоженное, где старинные надгробия чередуются с современными захоронениями.

Вокруг Троицкого храма сохранилась весьма антуражная краснокирпичная ограда с нарядными воротами и почти готичной башенкой, выходящей на волжский берег.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Через эту башенку мы и спустились на стрелку Шиголости и Волги.

Не удержались и полакомились спелой сочной малиной, разросшиеся кусты которой обрамляли крутой спуск. Эта крупная, нежная малина (моя любимая ягода, кстати) показалась мне наивкуснейшим лакомством, от которого было невозможно оторваться! А в голове настойчиво крутилась строчка из стихотворения Марины Цветаевой: «Кладбищенской земляники крупнее и слаще нет…».

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

О чем-то тихо шептала Волга, извивалась — пряталась в умирающей под осень траве лента Шиголости. Шумели — качали кронами высокие деревья в лесочке-пятачке на стрелке. Собирали грибы диевские мамочки с колясками.

И грустно смотрел на нас некогда великолепный краснокирпичный дом, похожий на графский дворец, с цифрами «1910 год» на фасаде, с пустыми глазницами окон. Заброшенный. Или все-таки, судя по строительным лесам, медленно восстанавливаемый?

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Смотрела с берега-мыса на нас белая Троицкая церковь, тщетно предлагала свои стройные прелести свинцовым небесам ее нарядная колокольня. Не слишком хотело возвращать старину свою Диево-Городище, славные времена тех, кто нашел вечный покой на крутом берегу над Волгой и Шиголостью…

Уходя по дорожке, мне хотелось помахать рукой этой прекрасной церкви. И пожелать чего-то доброго и обязательно счастливого.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

А из зеленой травы-муравы смотрели своими дивными глазами мохнатые диевские кошки. Наверное, как и все животные, знали они больше и сокровеннее, чем мы, смешные люди в кедах, с рюкзаками и фотоаппаратом.

Диево-Городище — удивительно маленькое село (по крайней мере, его центральная часть). И вот мы снова, вслед за тихой Шиголостью с отражающимися в водах пушистыми кронами деревьев, мимо кое-как сохранившихся купеческих особнячков и утопающих в пышных палисадах деревянных домиков оказываемся на Торговой площади.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

На этот раз обратили внимание на скромную серенькую стелу, увенчанную звездочкой, посвященную «героям-землякам, павшим в боях за Родину 1941–1945». Во многих городах и селах есть такие — покуда жива память о той войне в сердцах потомков. Да и надо, чтобы жива была всегда. Чтобы всегда помнили.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Мы идем по центру села, любуемся яркими цветниками и палисадами, которые раскрасила мастерица-осень в свои желто-бордовые краски — любимые цвета, последний яркий привет перед белым холодом зимы.

Я прихожу в восторг, увидев водонапорную колонку — очередной привет из далекого летне-деревенского детства. Она протекает, и муж мой — истинный водоканальщик даже пробует ее починить, но безуспешно. И течет — бежит вода по диевскому бездорожью. Так и старина утекает?

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

А перед нами еще одна сельская достопримечательность — Смоленская церковь (1860—1880 гг.), выстроенная на месте старого кирпичного храма XVI века. Именно ее мы видели с борта теплохода. Церковь также расположена при кладбище и, думаю, даже в советское время не закрывалась. Опять же, неплохо сохранилась церковная ограда, ворота отреставрированы и сияют новыми красочными фресками. Да и сам погост в образцовом состоянии. На этом моменте меня посещают крамольные мысли: «Зачем на такое крошечное село целых два кладбища? И как люди возле них живут?». Но ведь, с другой стороны, здесь — их корни, их предки, память многих поколений. Да и атмосфера, что здесь, что на Троицком погосте, царит такая спокойная, умиротворяющая атмосфера, ощущается некая светлая энергетика, и всякие связанные с подобными местами предрассудки вмиг улетучиваются. И остается лишь очарование. И мысли о собственном бытие. «Чтобы не было мучительно больно…».

Внешне Смоленская церковь весьма гармонирует с Троицкой. Все тот же белоснежный классический объем, лаконичное ярко-синее в золотых звездах пятиглавие, стройная четырехъярусная колокольня со скромными портиками, увенчанная шпилем. Пусть не «ярославская свеча», но вот веет от всего облика храма некой «ярославщиной», чем-то непередаваемо родным и неясно знакомым. Ведь именно подобную церковь помнила я с детства, видела из окна бабушкиного дома, где проводила школьные каникулы. Видимо, эта эстетика уже в крови, в генах — люблю я такие храмы.

Через нарядное крыльцо, украшенное фресками, проходим внутрь. Идет служба, даже крестины. На дверях храма объявление о запрете фотосъемки, но родные и друзья семьи младенца вовсю щелкают фотоаппаратами, и я под общий шумок делаю несколько кадров. А внутреннее убранство Смоленской церкви того стоит!

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Высокие своды покрыты темным ковром выразительных росписей, небольшой иконостас сверкает позолотой, теплятся у икон свечи. Красиво и торжественно — невольное чувство благоговения испытываешь в этом храме.

А мне немного неловко: за джинсы, косуху, фотоаппарат, подобное ощущение возникало в Толгском монастыре. Все-таки, я не паломник. Но и не праздно любопытный турист (им вряд ли было бы стыдно). А я и сама не знаю, кто я…

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Кажется, мы все уже увидели. Через 10 минут отправится в Ярославль автобус. Напротив остановки видим старинное белое здание с зелеными ставнями на втором этаже, очень похожее на пожарную часть.

Пока муж заглядывает в магазин, я скачу по улице с родным названием Ярославская. И даже фотографирую три особняка, пока снова не начинаются современные коттеджи.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

А дома красивые, купеческие, как я люблю. В хорошие руки бы их!

Но легче построить новый коттедж. Потому что историческим зданиям нужна бережная реставрация, собственники обязаны соблюдать разнообразные охранные обязательства, да много чего еще.

Диево-Городище: диво-дивное на Волге (13.09.2014)

Читала хорошие, неравнодушные газетные статьи об исторической застройке Диева-Городища. О потенциале села, его развитии как туристического комплекса. Что надо бы старинные особнячки восстановить, устроить гостиницу, туристический центр. Вот уже и краеведческий музей в Диево-Городище открыли. Но на улице Ярославской видела я лишь вывеску на особняке «Клуб-кафе» с перечнем услуг (почему-то выхватила взглядом строчку «ритуальные обеды»), вход был закрыт. Подошла к старинному зданию местной администрации, поморщилась, глядя на отделанный сайдингом первый этаж, где, если верить Интернету, должен размещаться краеведческий музей. Видимо, ратующий за сохранение прошлого, но почему-то прикрывающийся модной обмоткой. Кстати, двери здесь тоже оказались закрытыми. Впрочем, в музей уже не хотелось. К этому моменту я уже точно знала, что именно мне понравилось в Диево-Городище, а на что хотелось малодушно закрывать глаза.

Диево-Городище, как и прочие окрестности Ярославля, очень любит отечественный кинематограф. Не буду перечислять все фильмы, снятые здесь, остановлюсь лишь на ленте «Афоня». Оказывается, снимался он в августе 1974 года, то есть ровно 40 лет назад. А меня в то время еще и не было. Я, если честно, плохо разбираюсь в кино, я не знаю фамилии актеров и режиссеров, вообще довольно редко смотрю фильмы. Но есть некоторые ленты, которые просто цепляют. И вот «Афоня» — одна из них. Вроде комедия, и много там всего смешного. А лично для меня это очень глубокий, философский, грустный и пронзительный фильм, от которого хочется плакать. Сцены возвращения Афони в деревню Борщовку снимали именно здесь. И я понимаю, почему. Боль и любовь — таким было Диево-Городище, таким и осталось сейчас.

* * *

Когда я шла по улицам Диева-Городища, я постоянно думала о фильме «Афоня». А написала буквально две строки, и этого хватило, чтобы все объяснить? Я не понимаю своих чувств: вроде все ладно, и заселяют волжский берег новые племена — «новых» (уже устаревшее выражение) «русских». А какой-то привкус горький: особнячки купеческие старинные с облупившейся штукатуркой и новоделы — «дворцы», избушки-покосюшки и коттеджи за высокими заборами и с бойцовскими собаками на длинных поводках. Хочется прочесть еще раз детскую книжку «Что такое хорошо? Что такое плохо?». Потому что я вообще уже ничего не понимаю в сегодняшнем зверином мире.

Я утыкаюсь носом в автобусное стекло и жадно ловлю взглядом мелькающие пашни. Думаю о том, что поездка в Диево-Городище мне понравилась, даже очень. Но почему же что-то надсадно ноет в груди?