Турист Alisa
Alisa
была 3 января 14:08

Мерсин, Трабзон, Кайсери — Турция Май 2010

Отчет о самостоятельной поездке по Турции с 12 по 29 мая 2010 года двух женщин. (Написание длилось с июня по сентябрь, поэтому практической информации становилось все меньше, а эмоций все больше, сорри). Итак… Добрались до Сочи. С морвокзала ходят грузопассажирские паромы. Расписание отсутствует (когда разгрузится-загрузится, тогда и пойдет), информацию пришлось выуживать у всех подряд: у работника вокзала, таких же туристов, у кассиров соседних касс. Никто точно ничего не знал, велели ждать и надеяться. В 9 утра пришла кассир нужной кассы, продала билеты, но предупредила, что уточнить еще нужно будет часа в 2 дня. Т. к. парома не было уже 3 дня, мы были уверены, что нам сегодня повезет. Позвонили после 14 часов, нам подтвердили отплытие «Принцессы Виктории», начало регистрации с 17 часов.

Вдоль по Турции

Пришли в назначенное время и провели 4 часа в ожидании посадки. Причем, информация у пассажиров (работники порта и таможни никакую информацию не давали, молчали как партизаны) была противоречивая: кто-то не сомневался, что на паром мы все-таки сегодня попадем, а кто-то рассказывал страшилки о том, как «просидели до ночи да и пошли сдавать билеты». Регистрация и таможенные процедуры длились буквально 15 минут. Ура! Мы в 2-местной каюте без окна с двухярусной кроватью, туалет и душ в коридоре. Цена билета в такую каюту (а также и в 3-местную, и 4-местную) 3200 рублей. Есть еще так называемые самолетные кресла — 2400. Многие брали эти более дешевые билеты и спали на 3 креслах, потому что желающих попасть таким путем в Турцию в начале мая было мало.

Слава богу, погода не очень жаркая, ночью даже и прохладно. Для такой каюты это плюс, потому что вентиляция напрочь отсутствует, а окна нет. После пережитого мы быстро улеглись спать, а вообще на борту есть бар со столиками и танцполом.

Часам к 9 утра показался Трабзон. Таможня 10–15 минут, и мы в городе.

В офисе «Принцессы Виктории» у менеджера поменяли на первое время 100 долларов на 150 лир (лир 5–6 недодал).

Вдоль по Турции

Хочу предупредить сразу: не пользуйтесь услугами «помощников», которые тусуются у порта. Нас сразу взяли в оборот, причем, очень агрессивно стали выспрашивать дальнейший наш маршрут. Предложили помощь в покупке билетов до Кайсери по баснословной цене (хотели нагреть нас в 1,5 раза). Делайте все самостоятельно, это совсем не трудно. В городе нам помогли добраться до автовокзала (терминаля), там купили билеты, оставили сумки в офисе компании.

Проезд по Трабзону на долмуше (наша маршрутка) стоит 1 лиру 25 курушей.

Автобус Трабзон — Кайсери (Каппадокия) 70 лир за двоих, ехали с 17.30 до 7 утра.

Кто не знает: автобусы очень комфортабельные, кроме водителя присутствует стюард, который занимается пассажирами — ставит вещи в багажное отделение, ведет ведомость, в которой отмечает, кому где выходить, разносит чай, кофе, соки, газированные напитки, конфеты, печенье, кексы и т. д. Все это уже входит в стоимость билета.

От Трабзона до ночи ехали по побережью Черного моря. Оно у них практически не освоено. Во всяком случае, с нашим побережьем не сравнишь. Поудивлялись сентиментальности турок: провожают на автобус всем табором, человек по 10–15. Все с уезжающим обнимаются, целуются, долго идут за автобусом и машут вслед. Грудные дети на руках, побольше — за руку. А автобус ждет, когда нацелуются, никто не возмущается. А еще был прикол, когда водитель остановился на улице и побежал искать пассажира. Конечно, они договорились, но почему тот прошляпил приход автобуса? И вот толпа с узлами-баулами подходит (не бежит, а зачем?) и начинается процедура прощания…

Вдоль по Турции

В Кайсери современнейший терминаль из стекла и металла. В туалетной комнате можно привести себя в порядок после ночи в автобусе. Купили билеты до Гёреме за 10 лир, ехали около часа. Кстати, можно было уехать на бесплатном долмуше до отогара (автовокзал местных линий), а оттуда на долмуше до Гёреме. Но мы этим не воспользовались, поэтому советовать не буду.

Гёреме. Не хотела писать про красоты, но это что-то не реальное, я до сих пор смотрю на фотографии и не верю, что я там была.

Жилья полно на любой вкус и кошелек. Мы не заморачивались поисками самого дешевого жилья, остановились в 5-ом или 6-ом отеле за 30 лир. От завтраков, а также обедов и ужинов отказались: хотелось большей самостоятельности во всем, и в выборе еды тоже.

Еда продается в многочисленных кафе и минимаркетах. Супермаркета не обнаружили, базар работает 1 раз в неделю (наверное, в сезон чаще), мы захватили самый конец базарного дня, купили по дешевке абрикосов, виктории, апельсинов, помидоров, огурцов.

Это тогда казалось по дешевке — мы не были еще в Мерсине!

В минимаркете купили натуральный йогурт (у нас такого нет), айран (у нас такого нет), хлеба (у нас такого нет). Спиртные напитки продаются в одном единственном магазине. Мы решили попробовать капподокийское вино, продавец посмотрел на нас как на последних пропойц и завернул бутылку в 2 черных пакета. Кстати сказать, в других местах никто в черные пакеты вино не заворачивал.

Цены: вино от 7 лир, хлеб от 65 курушей, айран (стакан 200 г) 70–80 курушей, йогурт (500 г) около 2 лир, вода питьевая 5 литров — 2 лиры (чем меньше тара, тем дороже получается), фрукты-овощи в пределах 2–2,5 лир.

Вдоль по Турции

Как оказалось, здесь были самые дорогие продукты по пути нашего следования.

Достопримечательности. Они там кругом! Мы везде ходили самостоятельно, с экскурсиями не ездили. Но наш хозяин предлагал за 70 лир экскурсию на весь день в 8-местной машине с завтраком и обедом. Мы предпочли по всем долинам и взгорьям ходить сами.

Лирическое отступление. Хозяин нашей пещеры очень иронично встретил наше русское происхожденье: «Все русские плавают в Анталии!» — воскликнул он. Через два дня, когда мы оповестили его об отъезде, он снова включил свою иронию: «Куда ж вы теперь? Анталья, Кемер?» Мой ответ выключил его иронию навсегда: «Мерсин!» Он сразу вспомнил про свою школьную учительницу, содержащую отель у самого моря, тут же ей позвонил, нарисовал схему поиска. В общем, остался доволен, что мы не как все русские.

На третий день отправились в Мерсин. Ехали с 9 утра до 14 часов. Не знаю, все ли автобусы едут в Мерсин через Адану, но мы ехали этим, более длинным путем. Билет стоит 20 лир. На автовокзале (терминале) хватают вещи и пересаживают в долмуш до Кызкалеси (6 лир, ехать примерно 1 час).

Кызкалеси — по размерам наша деревня, из конца в конец гуляючи можно пройти минут за 20–30. Жилье от 30 лир. Нас сразу у автобуса встретил паренек, привел в отель, поселил в 2-комнатный номер за 40 лир. Мы оставили вещи и пошли прогуляться. Честно говоря, грызли сомненья, не дорого ли. Вышли на набережную, обалдели от видов моря, пляжа, крепости в море. Подумалось, а сколько же может стоить номер с видом на крепость? Пошли узнать. Выбрали совсем не помпезный отель (вход в 10 м от пляжа). Молодой человек кроме турецких никаких слов не знает, позвал помощника из соседнего отеля. А тот не понимает наш английский. Хотели уже уйти, но помощник в сердцах воскликнул: «Да какой же у вас родной язык?» А я уже привыкла, что русский никто не знает и не понимает, поэтому и говорю с вызовом: «Какой, какой… русский!» И слышу в ответ на великом и могучем: «Слава богу, теперь договоримся!» Оказалось, молдаванин, уехал еще из Советского Союза, язык не забыл, чем и пользуется, выступая в роли переводчика. Как бывшим соотечественницам, выторговал нам номер за 30 лир. Одна комната с кроватями, но с террасы крепость как на ладони!

Вдоль по Турции

Не терпелось поплавать! Пляж — песок как в песочных часах, море мелкое-премелкое (идешь-идешь, а все не выше колена — это напрягало), вода теплая-претеплая, полный штиль. Но, справедливости ради, отмечу, что безветренно было единственный раз в день приезда. Следующие 2 дня дул сильнейший, прямо шквалистый ветер, никто не купался, летали два безумца (или храбреца) на парашютах. Последующие 8 дней ветер не пугал, но волны были не маленькие. У нашего отеля не было на пляже своих лежаков, а чужие стоили 10 лир. Мы отказались, но тут же нашелся джентльмен из другого отеля, который пригласил пользоваться лежаками бесплатно. В итоге мы 3 дня пользовались его добротой. Понаслаждавшись видами, вспомнили, что школьная учительница нас, вероятно, ждет и надеется. Решили сходить посмотреть на ее отель. Потом-то мы уже узнали, что Аккум начинается там, где заканчивается Кызкалеси, а пока мы попросили долмушника (неологизм по аналогии с таксистом) отвезти нас. Что он и сделал: провез 200 метров и содрал 5 лир. От такой наглости мы растерялись и безропотно отдали деньги. Мой совет: не расслабляйтесь, при всей своей доброжелательности ни один турок не откажется заработать на туристах.

Ну вот и отель, который стал родным на 8 дней. Эмине (учительница) очень обрадовалась и привету от бывшего ученика, и нам, единственным постояльцам. Сторговались очень быстро за 20 лир за комнату. Комната с видом на море, но крепости уже не видно (ну и ладно, насмотрелись уже). Вместе с мужем (имя совершенно не произносимое, поэтому между собой мы звали его просто хазбент (муж)) она окружила нас заботой — поехали на своей машине на базар, взяли нас, там мы и отоварились на 10 лир (200 рублей) овощами-фруктами. Причем, овощей (картофель, кабачки, баклажаны, лук, помидоры¸ огурцы, перец сладкий и острый, чеснок) нам хватило на все 8 дней проживания, а фрукты еще покупались не раз. Поехали в гости к друзьям — взяли нас. Посмотрели мы, как живут простые турки — неплохо живут. Поехали на фольклорный праздник в Селифке — взяли нас. Мы, конечно, в Селифке уже сами сгоняли (25 км на долмуше — 5 лир), но не отказались. Эмине завела нас в такие уголки древнего города, которые мы сами не нашли. Сами мы нашли крепость — ее трудно не найти, она возвышается над городом, забрались туда. Виды сверху непередаваемые, особенно порадовала река Гекса своим изумрудным цветом. Кстати, в этой реке утонул Фридрих Барбаросса, когда шел в 3 (?) Крестовый поход. Поход на том и закончился. Крепость в нетронутом виде (в том смысле, что как разрушили, так и оставили), но денег за погляд не берут. Но это, скорее, исключение: в основном за осмотр всех развалин турки берут деньги (я на них про себя все время ругалась — развалили, а теперь и деньги собирают). Очень интересное местечко в центре города вдоль набережной с двух сторон. Переходишь с одного берега на другой по древнеримскому мосту (правда, он сильно-сильно отреставрирован), есть еще 3 моста. А вдоль набережных — много-много кафе (такие палатки, а в них женщины месят тесто, раскатывают, жарят лепешки, кладут начинку, сворачивают треугольниками или скатывают трубочки. Работают конвейером — у каждой свой фронт работ, очень быстро вкусная еда готова. Тут же стоит дядька и взбивает деревянной лопатой в огромной емкости айран. Я было побрезговала, но попробовала — за уши не оттащишь). Много базарчиков, где продают всякую всячину за смешные деньги. Другое дело — оно нам не нужно. Недалеко картинная галерея. В двух залах, что называется, в разных позах город Селифке — от древности до наших дней. В одном зале сидит автор шедевров и пытается что-нибудь продать — мы не купили, но оставили запись в книге отзывов (первая запись на русском языке). Очень интересный домик 18 века (отреставрированный, но напротив стоит его брат-близнец во всей своей 250-летней красе), в нем — действующий ресторан и как бы музей турецкого быта. Эмине договорилась, и нас с удовольствием провели по двум этажам — очень впечатляет! Музей Ататюрка (есть в каждом более ли менее большом городе) был закрыт по причине позднего времени. Уговоры Эмине не помогли, охранники нам поулыбались, но не открыли. Успокоились рассказом Эмине, что отец нации в этом доме только поспал несколько часов да и поехал дальше. На раскопках древнего римского городища плодоносят дыни — вероятно, жильцы соседних домов используют пустующие земли (а у нас бы посадили картошку). Вообще, трудящиеся Турции засаживают каждый клочок земли, им не важно, памятник ли это, участок между высотных домов или, как в Капподокии, долины между горами — сеют все: кукурузу, фасоль, лук. Возле Кызкалеси римский некрополь засажен лимонными и лавровыми деревьями, а процесс идет — мраморные саргофаки сдвигаются в кучу, освоение земель продолжается!

Свозили нас наши добрые хозяева и еще на одну местную достопримечательность — пещеры Ад, Рай и Астма. Ад — это такой провал, смотреть вниз с балкончика страшно, ноги подгибаются, хотя живу на 9 этаже, к высоте привычная. В Рай спускаешься по довольно крутым и скользким ступеням, сделанным римлянами. Очень интересно, хотя и небезопасно. При нас привезли группу школьников человек 50. Пока учителя — молодые мужчины — курили наверху, вся эта толпа кинулась вниз. Слава богу, никто не пострадал. А я вспомнила свое учительское прошлое — и мне стало плохо.

Астма (пещера) потрясла! Хотя опять же скользкие крутые ступени (не могут перила сделать), но сталактиты со сталагмитами в оригинальной подсветке потрясали. Сказка тысячи и одной ночи! Говорят, она называется Астмой за свои лечебные свойства, но мне дышать было некомфортно (наверное, я очень здоровая).

Вообще, в Турции указатели на достопримечательности покрашены в коричневый цвет. Поэтому ориентироваться легко: увидел коричневый указатель — идешь и смотришь.

Вот так мы обошли и объездили окрестности Кызкалеси. Вместо запланированной недели провели на море 11 дней, намеченный маршрут оказался под угрозой срыва. Поэтому в одно прекрасное утро выехали в Мерсин. Купили билеты на ночной автобус до Шанлыурфы (Святая Урфа — практически Мекка по-турецки).

Честно сознаюсь, было еще одно обстоятельство, похерившее наш первоначальный маршрут. Мерсин оказался городом беспошлинной торговли. От цен снесло крышу! Поэтому и пришлось сократить маршрут — обновила гардероб себе и детям.

Вдоль по Турции

Шанлыурфа… Уже, практически, и не Турция, Сирия километров 40–60. По причине экономии оставшихся денег не поехали в Харран, а прошли от автовокзала (он расположен на окраине города) до старого города и обратно. Кто захочет повторить наш путь: от автовокзала налево до трассы, потом опять налево и все прямо и прямо. Периодически встречаются указатели — заблудиться невозможно. Конечно, интерес представляет старый город с крепостью на горе, с пещерой, где, якобы, родился пророк Авраам, с целой системой сообщающихся прудов, в которых кишмя кишат жирные священные карпы (вообще-то специалисты по фото- и видеосъемкам признали в карпах форель). Большое удовольствие их кормить. Покупаешь у рядом сидящего дяденьки плошку с кормом за 50 их копеек. Рыбы с широко открытыми ртами, высовываются, что называется, по пояс, толкаются, только что не дерутся и не визжат. Жара была градусов 40 с гаком, но у воды да под пальмами было терпимо. Прошлись по базару — верится, что сюда возили товары еще на верблюдах. Европейцев практически не было, поэтому на нас смотрели во все глаза, улыбались, приглашали во всевозможные едальни. Что понравилось — без всякой агрессии, ненавязчиво (как вспомню поход по магазинам в Кемере…). Верилось, что людям хотелось пообщаться и сделать что-нибудь приятное.

А потом мы ехали по Курдистану… Конечно, если бы я прочитала в свежих отзывах, что там неспокойно, нас бы туда не понесло. Кстати, моя спутница была только спутницей, т. е. разработкой маршрута не занималась и отчеты о путешествиях не читала. Поэтому, когда я уже потом, в Трабзоне, поделилась с ней радостью о спокойном пересечении Курдистана, она постфактум испугалась. Конечно, на автовокзале в Диярбакыре ходили вооруженные патрули из 3 человек (1 женщина), на въезде в город остановили автобус, открыли багажное отделение и запустили туда собаку. Слава богу, ничего не обнаружили. А больше и ничего особенного. Может, просто повезло…

В связи с мерсинским шопингом не поехали на озеро Ван. Поэтому пришлось из Урфы до Трабзона ехать 19 часов. Ценовая политика: от Урфы до Вана и от Урфы до Трабзона билеты стоили практически одинаково — 70–80 лир. Поэтому дорога Урфа — Ван — Трабзон обошлась бы в 2 раза дороже. Успокоились тем, что все равно не посмотрели водохранилище им. Ататюрка и не поднялись на Немрут. Так что в следующий раз…

Итак, дорога до Трабзона… Очень живописно. Сначала практически пустыня, потом предгорье и горы. Дороги хорошие, водители вели себя культурно — не обгоняли безрассудно, не соревновались в скорости. А ведь буквально за несколько дней до этого пострадали российские туристы. В автобусе стюарды сдували с нас пылинки (остальные были местные), разрешили сесть не согласно купленным билетам вместе, а по одной у окошечка. 19 часов даже в комфортабельном турецком автобусе ехать очень тяжело! Днем-то хоть глазеешь на пролетающие за окном пейзажи, а ночью… Полного горизонта сиденье все равно не получает, сидишь, привалившись к окну. И вот ночью я просыпаюсь оттого, что голова бьется о стекло, а меня мотыляет по двум сиденьям. Открываю глаза и даже без очков вижу, что полная гигантская луна совсем рядом — руку протяни и можно потрогать; где-то далеко внизу — ущелье, а дороги вообще нет — она только строится, вдоль обочины стоит техника. Т. е. дорога совершенно наша, проселочная, после ливня, по которой прошла тяжелая техника и оставила две колеи. Вот по этим колеям в метре от края пропасти и полз наш автобус. Мне стало страшно. Я села на сиденье и смотрела по сторонам — контролировала ситуацию. Надо сказать, что у меня закалка «штурмана» при муже-«шумахере». В молодости мы с ним погоняли… Но годы берут свое, сейчас мне уже страшно ездить с сыновьями-«шумахерами». Так вот, сижу, боюсь… Так как все остальные спят, разложив кресла, я сижу и возвышаюсь надо всеми. Стюард, увидев, бежит ко мне: «Мадам, ноу проблемс?» Я: «Проблем-то нет, только страшно очень!» И начинаю хохотать. Он потоптался, ничего не понял и принес мне воды.

Вдоль по Турции

Слава богу, миновали страшный участок без потерь. Понимаю, что была не готова к такому экстриму: туда-то мы ехали другим путем, перевалов не было, между гор проложено шоссе. Но спустя почти полгода, успокоившись, понимаю, что побывать там было нужно — когда еще увидишь такую красоту.

И вот опять трабзонский автовокзал. После увиденных дворцов — старый и грязный. В туалет — очередь, умыться невозможно, пришлось воспользоваться влажными салфетками. Да-а-а…Вот тебе и конец путешествия, начинаю ловить себя на мысли, что все вокруг раздражает, хочется в российскую действительность. А действительность довольно призрачная: если сегодня нет парома, придется ночевать в Трабзоне, может, и не одну ночь. Но! Нам всегда везет! Паром сегодня есть! И опять «Принцесса Виктория»! Менеджер в офисе встретил как родных: «Откуда путь держите?» «Из Урфы», — отвечаю. Очередное удивленное турецкое лицо. Ну и пусть меняют стереотипы! В офисе паромной компании можно оставить багаж, попить кофе, чай (стоит кулер, лежат пакетики чая, кофе), просто отдохнуть. В целях экономии хотели приобрести билеты на самолетные кресла — не удалось. Хитрый турецкий менеджер сначала продавал более дорогие билеты в каюты (но стоили они дешевле, чем из Сочи). Нам достались в трехместную каюту с окном. «А кто третий? Мальчик? Девочка?» — спрашиваю. «Дэвочка, старый дэвочка», — отвечает. Мелочь, а приятно. Причем, поняли мы это уже на борту, когда заселялись в каюты. Дело в том, что этот маршрут широко используют наши соотечественницы «легонького поведения». Сплавают в Сочи, вернутся в Трабзон и новая виза на 2 следующих месяца. Вот и «повезло» одиноким путницам, которые попали третьими в каюту к путанам. Надо ли говорить, что они всю ночь пили и пели (орали). Бедные женщины уходили в салон с самолетными креслами (он стоял пустой, ни одного билета наш хитрец туда не продал), а кто-то доплатил персоналу за каюту-люкс.
Если помните, в начале своего опуса я описывала процедуру попадания на борт «Принцессы Виктории» в Сочи (многочасовое ожидание в антисанитарных условиях с минимумом информации). И когда, сидя на кожаных диванах офиса в Трабзоне, попивая горячий кофе с турецкими бубликами с кунжутом, мы услышали, что регистрация и таможенные процедуры начнутся в 17 ноль-ноль, не поверили и не поверили. Даже когда все сидящие рядом пошли с вещами на выход, мы сомневались минут 15. Потом из любопытства пошли посмотреть — неужели правда регистрация? Она самая. Через 10 минут мы на борту, заселяемся. «Старый дэвочка» — очень приятная грузинка. В 50 лет вышла первый раз замуж за турка грузинского происхождения. Прожила с ним 7 лет, он погиб в автокатастрофе. Ни дня в Турции не работая, уже 8 лет получает пенсию мужа, имеет подсобное хозяйство (работает там наемная женщина, молоко, яйца и т. д. делят пополам). Своих детей нет, выписала из Грузии племянника с семьей. В Грузию ездила каждый месяц пока была жива мать. Сейчас едет к брату, который живет в Краснодаре. Вот так, под рассказы «старой дэвочки» мы и заснули часов в 8 вечера (19-тичасовой переезд дал о себе знать). Утром выяснилось, что паром всю ночь загружался, отчалил только в 4 утра. Почувствуйте разницу! В Сочи я сидела на чемодане, не зная, попаду ли на паром, имея билеты на руках. А в Трабзоне запустили людей и продолжили погрузку. Что тут скажешь — если меня уважают, то и я уважаю! В пересечении моря днем есть свои преимущества… Свой утренний кофе с турецкими баранками я пила на верхней палубе. Чудесная погода: ласковое солнышко, теплый ветерок, корабль сопровождают дельфины. Смешная Вероника спустилась в каюту и говорит: «Там какие-то рыбы прыгают». Я в недоумении представляю себе «священных карпов» Урфы… А потом до меня доходит: «Дельфины!» Спрашиваю: «Ты что, дельфинов ни разу не видела? Но догадаться-то могла?»

Вдоль по Турции

Прибыли в Сочи в 4 дня. Как ни радовались, а Родина опять подгадила. Сначала долго-долго работали какие-то инспекторы, потом не торопились пограничники. В итоге, когда часа через 2 с лишним вывалились на асфальт морвокзала, хотелось, как в старых советских фильмах, припасть к нему и целовать, целовать, целовать…

В связи с тем, что прибыли на 12 часов позднее задуманного, наши два поезда уже ушли. Купили билеты на завтрашний поезд и озаботились ночлегом. Не хотелось никуда далеко уезжать от вокзала, поэтому банально поселились в ж/д гостинице. Любезные тетеньки предоставили нам одноместный номер с дополнительной кроватью за 1200 рублей (сразу вспомнились апартаменты на Средиземном море за 400 наших денег). И почти сутки наслаждались вновь обретенной Родиной. Как я люблю возвращаться домой из путешествий! Непередаваемые ощущения! Ну, а дальше все как обычно: купили продуктов на дорогу в соседнем супермаркете, на базаре — вина, фруктов, чачи, специй. Лавровый веник на этот раз проигнорировала, потому что везла лавр средиземноморский (нарвала листочков при прогулках в окрестностях Кизкалеси. Даже пограничники унюхали. А еще я хотела привезти домой обыкновенный хозяйственный веник. Уж очень их красиво в Турции вяжут. Но представила лица пограничников по обеим сторонам Черного моря… Зато купила такую махалку, используемую при жарке шашлыков. Все родственники заценили, ведь раньше использовали картонку, фанерку).

Вдоль по Турции

Ну вот и в поезде. Вроде этим же ехали в Сочи, но номер другой. Странно. Проводница просветила, что мы первооткрыватели: Казахстан отказал в транзите, поэтому едем севернее и через Тюмень. Мама дорогая, ну и обратная дорожка… На 10 часов длиннее. Практически все крупные города объезжаем стороной. Стоим часами в чистом поле. Мчимся часов по 5–6 без остановок (проводница работает одна, поэтому успевает между остановками поспать). Еда закончилась, ведь не были готовы к удлинению пути. Короче, периодически возникало желание бежать впереди паровоза. Но вот и любимый город! И ничего, что 2 часа ночи, что лифт не работает, и идем пешком на 9-ый, что с сегодняшнего дня (ночи) планово отключили горячую воду на 2 недели, что у мужчин моих в холодильнике пусто… Зато дома!

А завтра займусь подготовкой следующей поездки. Что там у нас впереди? Новогодние праздники…