Турист Евгения Чех (evgeniaczech)
Евгения Чех
была 14 декабря 2022 18:46

Сантьяго-Де-Компостела, Finisterre — Испания Апрель 2015

Рассказ о паломническом пути к Сантьяго де Компостела был бы неполным без описания главного мероприятия, так сказать, апофеоза паломнического пути — службы в кафедральном соборе города.

Проснувшись утром, как всегда, в 7 часов, я поняла, что мне некуда спешить. Это было очень странное ощущение, скорее неприятное. А ведь действительно, если задуматься, человек, достигший цели, какое-то время счастлив, а затем чувствует себя, по меньшей мере, потерянным. Вот и я — потерялась. До службы еще пять часов. Не торопясь, позавтракала, собрала свои нехитрые пожитки, и попросив у хозяев разрешения оставить рюкзак до прохождения мессы, отправилась гулять по городу.

Ноги почему-то привели на главную площадь. Там я стала свидетелем, как группа туристов в сопровождении гида, обратились к пребывавшей в прострации только что пришедшей паломнице. Приглядевшись, узнала в паломнице одну из моих знакомых, молодую женщину из Чехии.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

Знакомая моя достает паспорт пилигрима, группа ахает, фотографирует, раздаются аплодисменты. Подождав, когда туристы пойдут дальше, подошла к коллеге. Она действительно только что пришла и прибывает в крайнем возбуждении, наверное, как я вчера. Я отвела ее к бюро выдачи свидетельств и встретила там остальных друзей. То-то было радости, мы отметили это дело вкусным кофе с нежнейшими чурросами — что-то среднее между пончиком и заварным пирожным.

За обсуждением приключений время пролетело незаметно, пора двигаться к собору.

Как я уже упоминала в предыдущем рассказе , паломник, получивший свидетельство о прохождении пути, заканчивает свое паломничество участием в праздничной службе.

В Соборое Святого Иакова ежедневно в полдень проходит служба для паломников.

Собор выстроен в форме креста и в каждом нефе располагаются скамьи. Несколько сотен пилигримов занимают места внутри Собора и ждут начало действа. Нам хватило места на скамьях, но перед самым началом, оглянувшись, я увидела, что стоят и даже сидят прямо на полу люди. Фотографировать строго запретили, так что пара следующих фото из интернета — не знаю, как люди это все же делают.

Месса для пилигримов — это не очень интересное, если вы не набожный католик, да и, к тому же, не знаете испанского, мероприятие.

Но в нем все равно есть три очень трогательных момента. Первый — это начало. В полной тишине выходит немолодая монашенка и начинает хрустальным голосом петь. Голос этот разносится по всем куполам собора, и, отражаясь, возвращается, создается ощущение пения ангела. Очень красиво.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

Затем она разучила с присутствующими пару простых мелодий. Мы готовы.

Второй важный момент. Вышли четыре священника. Оказалось, это представители разных стран, и каждый на своем языке сообщил присутствующим о пилигримах, которые за последний день пришли в Сантьяго. Конечно, упоминают не по именам — слишком долго длилось бы, ведь даже вне сезона, когда была я, в город ежедневно прибывает в среднем 800 паломников. Так что священники во время мессы упоминают количество людей из определенной страны и место старта. Я с замиранием сердца слушала, но, то ли от волнения, то ли от незнания языка, не поняла, когда назвали Россию. Но что назвали — не сомневаюсь.)

И третий интересный момент службы для пилигримов — это запуск огромного, полутораметрового кадила, которое в определенный момент пролетает прямо между рядами с паломниками, всего в метре от живых людей, поднимается к самому потолку, а потом снова стремительно падает вниз и уходит по дуге в другую часть храма.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

Изначально кадило это предназначалось для дезинфекции грязных и, часто, больных паломников, достигших-таки апофеоза пути, ведь длился он до нескольких лет. Вот теперь действительно, все, паломничество окончено.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

Но, возможно, по той причине, что ощутила и я — нехватка цели, после окончания, есть возможность дойти еще и до «Края земли» — Финистьере. Это путь вдоль океанского побережья, к «Нулевому» километру, еще 90 км. пути, три дня. Трех дней у меня не было, было полтора — сегодня и завтра. Эти дни я взяла запасом на случай, что не смогу идти и проведу один — два дня в каком-нибудь месте, отдыхая. Но этого, как ни странно, не случилось. Сидеть на месте не могу. Вот я и решила — выбрать компромиссный вариант — доехать до промежуточного этапа на автобусе, а остальное пройти пешком.

На автобусе я доехала до Corcubion.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

Это чудесный курортный городок в одноименном заливе. На рассматривание красот у меня не было времени — солнце уже клонилось к закату, а мне еще предстояло пройти пару километров в горку до приюта паломников.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

Дорога пошла круто вверх от океана, городок остался позади, смеркалось. Ни души. Искомого приюта не наблюдается. Честно говоря, струхнула немного, но решила, до ближайшего строения дойти, и, если не оно — назад. Уж в городе будет где переночевать.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение
И — о чудо, ближайшее строение оказалось Оно. На двери, правда, грозное предупреждение, что здесь принимают только настоящих паломников, а кто с автобуса или машины — прочь. Неуверенно постучалась, открыл пожилой испанец, я робко спросила, примет ли он меня — проходи. Оказалось, это приют, в котором поддерживают порядок и дежурят по-очереди члены местного клуба паломников, и он совершенно бесплатен, что под конец пути совсем немаловажно. И даже кормят и поят.

Нас паломников набралось всего 4 человека, а вчера и вовсе никого не было. Так что дядечка радушный очень был рад, приготовил волшебную паэлью и даже — эх, гулять, так гулять, достал бутылочку красного вина. Что и говорить, вечер был волшебный! Компания наша интернациональная — один француз, две немки и русская. Одна девушка идет два месяца из Севильи! Пришло сообщение, что один паломник пропал где-то в горах. Места вообще-то безопасные, но несчастные случаи могут происходить. А еще, говорят, некотрых используют возможность, чтобы добровольно исчезнуть. Начать новую жизнь… Чего только не бывает…

А по утру я, по привычке, раненько встала — и в путь!

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

Дорога сначала шла по эвкалиптовому лесу.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

А затем вышла к морю. Места живописнейшие! Погодка солнечная!

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

Небольшая рыбачья деревушка San Martin тоже порадовала.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

А вот впереди показалась и Финистьера.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

Но мне дальше. За Финистьерой на самом конце каменного языка стоит маяк. Там-то и есть нулевой километр.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

Маяк. И действительно, конец пути. Дальше некуда.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

Полюбовавшись забавными дикими козочками, отправилась в обратный путь, к Финистьере.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

По пути встретила знакомых корейцев и австрийца. Дошли все.

Ой, нет, не все. За день до Компостелы мы были свидетелями несчастного случая — американка не заметила ступеньки и рухнула прямо лицом на асфальт. Мы вокруг нее бегали, вызвали скорую. Так вот, вернувшись в Финистьеру, в ожидании автобуса заказала в прибрежном кафе жаренных кальмаров. Ничего вкуснее не ела.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

И подходит наша американка. Она тоже хотела посетить «Конец света», приехала на такси. Пешком, к сожалению, невозможно. Посидели, потолковали.

И назад, в Сантьяго, на автобусе. Напоследок я погуляла по вечернему городу.

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

А под занавес приятный сюрприз — выступление веселых музыкантов. Ах, какие зажигательные ритмы! Вызывали из зрителей участников, все смеялись, наверное, что-то веселое. А музыка — как в кино, с испанскими гитарами и мандалинами!

Camino de Santiago. Путь паломника. Заключение

Вот и все, рано утром меня ждал самолет. Волшебство закончилось…

Кто-то считает, что Путь — это лишь начало большого паломничества длиною во всю жизнь, главное — не останавливаться в поисках.))

Вот ссылки на предыдущие рассказы цикла:

Camino de Santiago, путь паломника. Часть1. Начало.

Camino de Santiago, путь паломника. Часть 2. Трудности

camino de santiago, путь паломника. ч.3. Асторга

Camino de Santiago, путь паломника. Часть 4. От Асторги до Молинасеки

Camino de Santiago, путь паломника.Часть 5. Римляне, Короли и Тамплиеры

Camino Santiago. Путь паломника. Часть 6. Эль Бьерсо

Camino de Santiago. Часть 7. Иезуиты, копцептионистки и малый Сантьяго

Camino de Santiago, путь паломника.Часть 8. Жара, дождь и соловей

Camino de Santiago, путь паломника.Часть 9. Зеленая Испания.