Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был вчера 17:57
Чайхана-2023 - рассказ о нашей новой экспедиции сразу по 4 странам :)

Лиссабон — Португалия Декабрь 2010

Рождество 2010 года было не менее снежным, чем прошлое. И опять пришлось гадать, отменят вылет или не отменят. Только на этот раз перевозчиком был не airBaltic, а Люфтганза.

Билеты были куплены еще за полгода по акции и обошлись где-то в 260 евро. Недешево, но из Таллина очень мало кто летает в Лиссабон, тем более на нужные даты. А даты были подобраны под рождественские праздники, которые в этом годы выпали ну совсем неудачно, прямо на выходные.

Слава богу, на «аэроколлапс» во Франкфурте я не попал, снег разгребли на несколько дней раньше. Хотя совсем задержек избежать не удалось. Вместо 20:10 самолет смог вылететь из Франкфурта лишь в 23:30. В качестве причины задержки было заявлено «позднее прибытие экипажа», при этом ждущим пассажирам каждый час «втирали», что экипаж едет, что он уже почти приехал, но, тем не менее, рейс откладывался все дальше и дальше.

В итоге самолет прилетел в Лиссабон в районе 2-х часов ночи, так что ехать в город пришлось на такси. Про лиссабонских же таксистов в Lonely Planet сказано, что они очень ненадежны и если не знаешь города и не говоришь по-португальски, то к ним лучше вообще не садиться, потому как они тебя обязательно обдерут (rip off). В качестве превентивной меры путеводитель советовал за 18 евро брать предоплаченное такси. Однако в два часа ночи в аэропорту ничего разумеется уже не работало, так что пришлось принять предложение — «такси, недорого» :)

А аэропорт от центра Лиссабона находится совсем недалеко, буквально в черте города. Навигатор показал расстояние не более 6 километров. И ведет в город длинный и прямой проспект, так что ориентироваться несложно. И таксист, кстати, не обманул, довез всего за 13.95, а если бы я ему сразу указал гостиницу, а не ближайшую станцию метро, то было бы и еще дешевле. Хотя может он испугался обманывать, увидев у меня в руках навигатор, который по-русски грозно сообщал, что «вы превысили допустимую скорость» :)

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Так, ну, а теперь о том, что можно посмотреть в Лиссабоне.

Прежде всего, это конечно же крепость Св. Георгия, или по-португальски Сан-Жоржи. Она нависает прямо над центром города, так что найти ее несложно. А если не нашли, то наверх будут указывать таблички.

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Изначально крепость была построена маврами, которые владели этой территорией с VIII по XII век. Лиссабон христианам удалось отбить у мавров лишь в 1147 году, помогли ехавшие мимо в Святую Землю крестоносцы. Примерно с этого времени и появилась в Европе такая нация — португальцы.

Кстати, оцените, как прикололись в Википедии, написав про Лиссабон вот это —

Лиссабон является одним из старейших городов мира и старейшим городом Западной Европы, на века превосходя в возрасте такие современные европейские столицы, как Лондон, Париж или Рим.

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Что поражает в Лиссабоне — мостовая во многих местах выложена вот такими вот маленькими камешками, поросшими травкой

Крепость Сан-Жоржи. Вход

Крепость Сан-Жоржи. Смотровая площадка с пушками

Вид на город с крепости Сан-Жоржи. Торговая площадь

Вид на город с крепости Сан-Жоржи. Площадь Фигейра

Крепость Сан-Жоржи и виды с нее

Еще достопримечательностью Лиссабона являются старенькие трамвайчики, в основном желтые, но есть и других цветов.

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Трамвайчики очень колоритно смотрятся на узких улочках старого города

Некоторые разрисованы рекламой. Я в итоге не удержался и купил себе такой в качестве сувенира. Желтенький, с одним рогом:)

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Это главная церковь Лиссабона, кафедральный собор Сэ. Вообще в Португалии все главные соборы называются Сэ. Так же как в Италии — Дуомо:)

Центром Лиссабона считаются две соседние площади — Фигейра и Россио. На каждой площади обязательно стоит памятник какому-нибудь королю. А королей за долгую историю португальской государственности здесь сменилось много, всех не упомнишь. К примеру, короля на площади Фигейра зовут Дон Жуан I. Это именно его сын стал известен как Генрих Мореплаватель.

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Рядом с королем лежат бездомные. Климат тут хороший, позволяет жить в картонных коробках круглогодично.

На площади Фигейра

Макашница по-португальски:)

На площади Россио, она же площадь Педру IV. Памятник, надо полагать, тоже ему

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Не нашел в Википедии другого Дона Педру кроме того, который бежал от Наполеона в Бразилию и стал там первым королем под именем Педру I Бразильский

Португальским асоциалам долговой кризис нипочем:)

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Это Торговая площадь, или Праса ду Комерсио, здесь старый город выходит к реке Тежу.

Торговая площадь (Праса ду Комерсио)

Блогеры-фотографы на берегу Тежу

Вдоль набережной тоже ходят трамваи. Причем они могут быть как современные, так и очень древние. Однако носятся и те, и другие с довольно значительной скоростью.

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Лиссабонский скоростной трамвай — ''бешеная табуретка'' :)

Современный трамвай

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Пешком до Вифлеемской башни не дойти — слишком далеко, так что пришлось разбираться с местными трамваями. Что удобно — билеты здесь продаются прямо в самих трамваях. А улица, ведущая к башне, выглядит вот так: справа идет шоссе, посредине трамвай, а слева — линия пригородной электрички.

Причем эту железную дорогу очень сложно перейти, она огорожена забором и как у нас по рельсам — не перебежать. Приходится искать мостик, а он может оказаться очень неблизко.

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Вот и знаменитая Вифлеемская башня — Torre de Belem — одна из основных местных достопримечательностей. Интересно, почему у испанцев это слово заканчивается на N, а у португальцев — на M?

Построена башня была в 16-м веке, чтобы охранять вход в устье Тежу. Честно говоря, хотелось на нее подняться, но, судя по тому, что народ оттуда не выходил, она была закрыта.

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Рядом с Вифлеемской башней в парке на постаменте стоит самолет. Как бы поступило большинство «писателей» с этой фотографией? А просто написали бы — «какой-то самолет в парке». Я же с некоторых пор так предпочитаю не делать и — удивительное дело — за такими памятниками часто скрываются весьма интересные события.

Так вот, стоящий на постаменте самолет — это реплика английского гидроплана Fairey III. Посвящен памятник первому авиаперелету через южную Атлантику, который в 1922-м году совершили португальские летчики Гагу Коутиньо и Сакадура Кабрал. Фото из Интернета.

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Как они летели — это была целая эпопея. Совершить беспосадочный перелет из Португалии в Бразилию на самолетах тех лет было невозможно, поэтому маршрут у них был распланирован с промежуточными остановками на Канарах, Кабо-Верде и на бразильских островах Петра и Павла и Фернанду-ди-Норронья.

Коутиньо и Кабрал вылетели из Лиссабона 30 марта на самолете «Lusitania», стартовав как раз от Вифлеемской башни, где стоит памятник. Значительную часть пути они прошли без происшествий, но при посадке в штормовую погоду у островов Петра и Павла их самолет ударился о воду, потерял поплавок и затонул. Летчиков подобрал португальский крейсер и доставил на острова Фернанду-ди-Норронья.

Но это было не все. Народ в Португалии был настолько вдохновлен перелетом, что правительство послало в Бразилию второй самолет, чтобы авиаторы могли закончить свой перелет. 11 мая этот самолет, названный «Patria», взлетел и направился в обратную сторону — опять к островам Петра и Павла. Летчики были упертые, и решили, что они должны честно проделать весь путь своим ходом! И снова неудача — из-за проблем с двигателем до островов они не долетели, совершив вынужденную посадку посреди океана. Продрейфовав в море 9 часов, они были спасены британским торговым судном, которое снова доставило их на Фернанду-ди-Норронья.

Далее для всех уже было делом чести завершить перелет любой ценой. Третий самолет — «Santa Cruz» — был доставлен на Фернанду-ди-Норронья 5 июня. На этот раз Коутиньо и Кабрал уже решили не испытывать судьбу и не лететь назад, а продолжили свой путь в сторону Южной Америки и 17 июня прибыли в Рио-де-Жанейро. В итоге все путешествие заняло у них 79 дней, из которых непосредственно на перелет пришлось лишь 62 часа.

Удивительно — Коутиньо полетел уже в возрасте 53 лет, а в итоге прожил до 90. Его же коллега Кабрал уже спустя два года погиб где-то над Северным морем, его тело так и не нашли.

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Но пора было двигаться обратно в сторону центра города. Тут на набережной я увидел музыкантов в южноамериканских одеждах, играющих что-то из «музыки Анд», и вспомнил, что уже совсем скоро мы с друзьями должны отправиться в экспедицию по Южной Америке ;)

А это Уже памятник португальским мореходам и первооткрывателям. Впереди, с кораблем в руках — сын короля Дон Жуана I, принц Энрике по прозвищу Генрих Мореплаватель. Именно он в 15-м веке стал инициатором португальской колониальной экспансии, результатом которой стали знаменитые путешествия Бартоломеу Диаша, Васко да Гама, Педру Алвареша Кабрала, Фернана Магеллана и многих других. Уже через сто лет португальская империя включала в себя огромные владения в Африке, Южной Америке и Азии.

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Кстати, Магеллан, хоть и был португальцем, свои открытия делал на службе у испанского короля. О том, как Испания и Португалия делили в те годы мир, можно почитать в статье про Тордесильясский договор. Именно благодаря этому договору Аргентина сейчас говорит по-испански, а Бразилия — по-португальски.

В черте города мост через реку Тежу всего один. Построили его в 1960-е годы, назвав именем тогдашнего диктатора — Мост Салазара. Однако после Революции Гвоздик 25 апреля 1974 года мост переименовали, теперь он носит название «Мост 25 апреля».

Вообще Антониу Салазар — достаточно загадочная фигура. В СССР существовавший тогда в Португалии режим было принято считать фашистским, хотя, в отличие от франкистского режима в Испании, он так и не стал союзником Гитлера. А еще Португалия до последнего сохраняла огромную — третью в мире — колониальную империю. Одни Ангола и Мозамбик чего стоят! А ведь еще были Кабо-Верде, Сан-Томе и Принсипи, Гвинея-Бисау в Африке, Гоа, Даман и Диу в Индии, Макао в Китае и Восточный Тимор в Юго-Восточной Азии. Но при этом, имея огромные сырьевые богатства в колониях, Португалия оставалась бедной аграрной страной с совершенно неразвитой промышленностью. Удивительно, но даже нефть в Анголе португальцы не разрабатывали и, когда ударил арабский нефтяной кризис, Португалия, сидевшая на нефти, осталась без бензина! В то же время национально-освободительная борьба в колониях вынуждала власти посылать туда огромное количество солдат. Но кому хотелось воевать за прогнившую систему? И из Португалии пошла массовая эмиграция молодых людей — куда угодно, но только бы не на фронт!

Мда, я вот тут подумал, что если в английских колониях негры были недовольны своей судьбой, то что чувствовали негры в португальских колониях? Одно дело — быть частью великой промышленной Британской Империи, и совсем другое — иметь в качестве хозяина вот такое вот нищее аграрное государство.

Вобщем, как говорится —

-О нет, я не Негоро! Я капитан Себастьян Перейра! Торговец чёрным деревом! Негоциант! Компаньон великого Альвеса!

Но вот парадокс. Недавно в Португалии проводился опрос на тему, кого португальцы считают самым великим португальцем. Второе и третье место заняли, соответственно, Генрих Мореплаватель и первый король Португалии Афонсу I. Угадайте, кто занял первое место?

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

А справа от моста — это у нас статуя Христа — Cristo Rei. К сожалению, добраться до нее не удалось. Пешком к этому мосту не подобраться, он проходит слишком высоко над набережной, так что надо искать либо автобус, либо брать такси. Засветло было не успеть.

А напротив монумента первооткрывателям стоит знаменитый монастырь Жеронимуш. Именно здесь перед своим историческим путешествием в Индию молился Васко да Гама. А вернувшись, не жалел денег на его развитие.

Монастырь Жеронимуш

Ожидая трамвая у монастыря Жеронимуш, я стал свидетелем забавного эпизода. Стою я, значит, у газетного ларька, а рядом трется какой-то очень подозрительного вида пацан лет десяти. Ну, думаю я, как бы он чего не спер, и краем глаза слежу, чтобы не подходил слишком близко. И тут вдруг, гляжу, как он уже бежит прочь от ларька, ухватив какую-то коробку с товаром. Уж не знаю, что там было, напитки какие или сигареты, но пацан эту коробку явно спер! Не зря он тут вертелся! :)

Охрана у президентского дворца

А еще в Лиссабоне есть метро. Небольшое, как впрочем и весь город, но тем не менее. Всего четыре линии — красная, зеленая, желтая и синяя. Помимо цвета, каждая из них обозначается еще и рисунком — синяя это чайка, желтая это цветок, зеленая — кораблик, красная — компас. Что интересно, все основные цвета в португальском языке совпадают с испанским, кроме красного — по-испански красный это «роха», а по-португальски — «вермелья».

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

А вот красиво изображенный на карте парк Эдуарда VII оказался никаким не парком, а просто лужайкой.

Парк Эдуарда VII. Как я понял, парк был назван в честь английского короля, правившего сразу после королевы Виктории. Португальского короля с таким именем не было

Португальское Рождество и Святой Георгий Лиссабонский

Площадь Маркиза Помбаля. Названа в честь Себастьяна Жозе Помбаля, руководившего восстановлением страны после страшного землетрясения 1755 года. Именно благодаря ему Лиссабон стал одним из красивейших городов Европы

Площадь Рестаурадориш. Никакого отношения к профессии реставраторов не имеет, а названа в честь реставрации португальской монархии (1640) после Иберийской унии (1580), когда Португалия на 60 лет вошла в состав Испании. Тоже интересный период в истории Португалии. Выносить сюда уже не буду — кому интересно, по ссылке прочитаете:)

На площади Россио ночью

Завершился день 24 декабря катанием по синей ветке метро от площади Маркиза Помбаля до вокзала Санта Аполлония. Надо было разведать, откуда ходят поезда в город Порту.