Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 18 апреля 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)

Стамбул, Ускюдар — Турция Март 2010

Жили мы в Стамбуле в отеле «Атлантида» почти в самом центре, на улице Диван;) по которой ходит трамвай. Двухместные номера стоили 36€, а синглы — всего 29€. Так что не понимаю тех, кто в Стамбуле ищет «недорогие номера не дороже 100€" ;) Гостиница была хорошая, со всеми удобствами, с завтраком и с WiFi в номере. И персонал вежливый — в день отъезда любезно разрешили нам оставить вещи у себя в подсобке. И даже денег за разбитый по пьяни стакан с меня тоже не взяли;)

Среди постояльцев отеля было много русских. Одни из них оставили в книге отзывов запись о каких-то совершенно необычайныз оладушках, что подавали на завтрак. К сожалению, когда мы пришли на завтрак, никаких оладушков мы там обнаружить не смогли, и это наверно было единственным минусом этой гостиницы;) Да, еще, предвидя вопрос, не мешали ли нам завывания муэдзинов спать по утрам, отвечу, что не мешали, их вообще по утрам слышно не было. В отличие от петушиных криков, которые таки мешали;)

К сожалению - проверил сейчас через Гугл - этот отель закрылся. Но в Стамбуле наверняка есть десятки других.

Второй день начали с осмотра того, что было закрыто вчера, т. е. знаменитой Святой Софии, она же Айя София, и это вовсе не мусульманское название, как может показаться, а греческое, что в переводе означает «божественная мудрость».

Айя-София. Скан из книги «Весь Стамбул»

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

Самый большой собор христианского мира был построен в 532-м году (задумайтесь над этой датой). После захвата Константинополя турками был превращен в мечеть. В 1935-м году в ходе реформ президента Ататюрка Святая София была объявлена музеем (чтобы никому не было обидно).

Вход внутрь стоил 20 лир. В отличие от дворца Топкапы эта цена вполне адекватна. Святая София внутри поражает своими размерами, а еще больше тем, когда представляешь, что построено это все было аж 1500 лет назад!

Внутри Святой Софии

Находясь здесь, понимаешь, за что воевали русские цари на протяжении 300 лет. Разбить турок, захватить Константинополь и передать Святую Софию православным было навязчивой идеей всех властителей Российской Империи, начиная с Петра Первого. Несколько раз Турция была на грани краха, но каждый раз турок спасали англичане.

Древние мозаики на стенах в Святой Софии

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

Вообще, конечно, находясь внутри Святой Софии испытываешь очень противоречивые чувства. С одной стороны это памятник истории мирового значения, видавший еще древних римлян. С другой стороны, это христианский собор, захваченный турками и переделанный в мечеть. И то, что сегодня это музей, положения не меняет. Внутри уже много лет ведутся реставрационные работы. В то же время непонятно, что там реставрируется. За эти годы реставраторы смыли нанесенную турками штукатурку и открыли под ней сохранившиеся христианские мозаики. Сохранилось, разумеется, немного, а подрисовать остальное нельзя, т. к. это не храм, а музей. В качестве компенсации появившихся на стенах ликов Иисуса, под потолком висят фанерные щиты с цитатами из Корана. В остальных местах видны грязные пятна и облезшая штукатурка. Подновить и подкрасить нельзя, ибо непонятно, в каком стиле это делать, восстанавливать христианские изображения или мусульманские орнаменты. Поскольку это не храм, и не мечеть, то все остается как есть, т. е. продолжает осыпаться.

А называющий себя Вселенским Константинопольский патриарх ютится в маленькой церквушке и авторитет имеет скорее виртуальный. Вспомнилась статья из "Совершенно секретно", как Сталин в 1945 году пытался сместить тогдашнего патриарха, но он совершенно случайно (!) оказался гражданином США.

Вид на Голубую мечеть из окна Святой Софии

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

Главной же целью на сегодня было посетить азиатскую часть Стамбула. У Галатского моста мы сели на кораблик, пересекли на нем Босфор и вышли на пристани Гарем.

И вот тут, на кораблике, во время поедания купленных на улице восточных сладостей мне на фотоаппарат упала с них капля меда! В результате у моего D40 перестала автоматом выскакивать вспышка и теперь ее все время приходится поддевать ногтем, когда она нужна:)

Что поразило на кораблике — мужики, сидевшие внутри, не сосали пиво, как у нас, а чинно попивали крепкий чай из узких стаканчиков. Все-таки ислам имеет и свои положительные стороны, да;)

Пересекаем Босфор на пароме

Вид с Азии на Европу

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

В азиатской части мы прошлись по улицам от Гарема до Ускюдара. Здесь, конечно, было не столь интересно, как в европейской части, но зато и толп туристов здесь тоже не было. Что еще запомнилось — зашли в одну кафешку поесть супа, и там нас обслуживал молодой официант родом из Туркмении. Как там ВВП недавно сказал — «Не знаю никаких туркоманов, есть наши родные туркмены — в Туркмении» :)

Стамбул — город контрастов

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

На улице в азиатской части

Дурконтроль:)

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

Когда же мы снова вышли на набережную Босфора, то были атакованы продавцами «паленой» парфюмерии.
-Настоящая контрабанда! -стали они предлагать нам духи под маркой Lacosta:)

Девичья башня

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

На рынке в азиатской части

Тут погода испортилась, зарядил противный моросящий дождь, а температура упала хорошо если не до нуля, так что периодически приходилось согреваться содержимым фляжки Андрея Андреича;)

В порту Ускюдар

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

Как можно видеть, паромы здесь оборудованы такой же автоматической системой продажи жетонов, как и трамваи. Кинули по жетону и поехали обратно в Европу.

Покидаем Азию

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

На площади у пристани Бешик-таш нам попался какой-то военный памятник, центральной фигурой которого был некий мужик в чалме. У же дома я пробил его по интернету, это оказался знаменитый турецкий пират и флотоводец 16-го века Хайр-ад-Дин Барбаросса (1475–1546). Он прославился тем, что грабил корованы устраивал набеги на средиземноморские порты, чем изрядно способствовал установлению повсюду турецкого господства. Турецкий Фрэнсис Дрейк, одним словом.

Еще оказалось, что Стамбул в этом году носит титул «Столица европейской культуры». В следующем году, кстати, этот титул переходил к Таллину.

Стамбул — столица европейской культуры — 2010

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

От Бешик-таша мы пошли пешком в сторону центра и прошли мимо дворца Долмабахче, известного тем, что туда переехали турецкие султаны в 19-м веке, вняв уговорам тех, кто считал, что дворец Топкапы — это УГ (а я о чем говорил:))

Еще одна мечеть — Шахзаде. Их тут тысячи:)

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

Напоследок мы доехали на трамвае до района Лалели, где живут русские «челноки», и прошлись пешком, чтобы посмотреть на римский акведук Валента.

Римский акведук Валента

На стамбульском базаре

А вот так выглядит знаменитый стамбульский базар. Это прямо как город в городе, с одной стороны ходишь вроде как и по улицам, но с другой стороны эти улицы находятся под крышей. Торгуют, кстати, в основном всякой восточной шнягой — украшения, блюда, кувшины, фонарики. Но шняга, надо сказать, очень красивая.

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

А еще мы на этом базаре сдуру сели попить кофе, не ознакомившись предварительно с ценами. Когда по окончании нам на позолоченном блюде принесли чек, мы слегка обалдели — одна чашечка стоила аж 6 лир. Сергей Сергеич даже попытался отшутиться, спросив, входит ли в цену и само это блюдо. На что официант с серьезным видом принес меню, где была указана именно эта цена. Так что все честно, не, ну, а что вы хотели, в аэропортах вот кофе бывает и дороже.

Такой смешной турецкий язык:)

От Стамбула до Гонконга. 3. На берегах Босфора

Вечером мы взяли свои вещи, что оставались в нашем отеле «Атлантик» и поехали в аэропорт. В 23 часа нас ждал самолет на Сингапур.

ПРЕДЫДУЩАЯ ЧАСТЬ | НАЧАЛО | Потрясающий Сингапур

Все рассказы из серии «От Стамбула до Гонконга» —

1–2. Константинопольский транзит

3. На берегах Босфора

4–5. Потрясающий Сингапур || С Флаера на Сентозу

6. Остров Бинтан — Индонезия под боком у Сингапура

7. Как Сингапур не хотел отпускать меня в Малакку

8–9. Обитель мира — Бруней Даруссалам

10. Ипох или ай-Пох — как правильно?

11. По интересным местам острова Пенанг

12. Колониальный Джорджтаун + как нас не пустили в Таиланд

13. Из Хатьяя в Сонгхла — по югу Таиланда с женщинами-вампирами

14. Ко-Липе — райское местечко в Андаманском море

15. Лангкави — остров, где дают в долг и где можно «позсть по-русски» ;)