Турист Ирина Дементьева (tinka61)
Ирина Дементьева — была сегодня 17:40
На Кипре

Местиа — Грузия Октябрь 2015

Готовя наш двухнедельный маршрут по Грузии, я твёрдо знала только одно — попасть в Сванетию мы должны были обязательно. Всё остальное можно было варьировать, менять по ходу делу, но Сванетия должна была неизменно оставаться в неприкосновенности. Почему-то я давно на неё запала, видимо романтический флёр, окутывающий этот удалённый уголок Грузии сыграл здесь свою роль. Манили её труднодоступность, обособленность, непохожесть на остальную традиционную Грузию и, конечно же, легендарные сванские башни, за которые Сванетию даже сравнивают с Италией. И вот проведя несколько дней в Тбилиси мы купили билеты на поезд и поздно вечером отправились в город Зугдиди, откуда проще всего попасть в далёкую Сванетию. Приятно удивила стоимость билетов, два места в купе обошлись нам всего в 40 лари. А мы то рассчитывали на гораздо большую сумму, так что нечаянная радость получилась. Но проведя ночь в грохочущем поезде, в общем-то, стало понятно, откуда такая дешевизна. Поспать под невообразимый шум и грохот колёс почти не удалось, да и вся обстановка в поезде отнюдь не способствовала отдыху в объятиях Морфея. Хорошо хоть с попутчиками повезло, молодые ребята, практически не понимающие по-русски сразу же завалились на свои верхние полки и не беспокоили нас разговорами за жизнь.

Рано утром, где-то в полседьмого поезд прибыл в Зугдиди, откуда стартуют маршрутки в Местию. С транспортом всё оказалось просто и удобно. Прямо у поезда туристов встречают водители и разбирают по маршруткам. Стоимость проезда до Местии — 25 лари, время в пути около четырёх часов по довольно приличной асфальтово-бетонной дороге. Места там очень живописные, только и гляди в окно, как дополнительный бонус водитель делает несколько остановок у Ингурского водохранилища и в придорожном кафе.

На Земле сванов. Местия

Всё оказалось на редкость продумано и заточено под туристов. С нами в маршрутке ехала разношёрстная компания в лице поляков, словаков и даже одного француза. Ещё по дороге мы договорились с ребятами из Словакии и французом объединиться на следующий день и ангажировать вскладчину машину до Ушгули. В целях экономии естественно. Машина на весь день стоит 180 лари, делим эту стоимость на пятерых и получаем вполне приемлемый расклад по цене. Найти попутчиков до Ушгули очень важно, это уже половина успеха в Сванетии.

В Местии мы забронировали отель Guest House Svan-Ski, это было самое дорогое жильё на всём нашем маршруте, стоил он порядка 80 лари в сутки.

На Земле сванов. Местия

Но по большому счёту можно было бы вообще ничего не бронировать, большинство туристов именно так и поступают, ищут жильё на месте, ходят, смотрят, выбирают, торгуются. Надо сказать, что выбор гестхаузов в Местии очень большой, кажется, там все жители сдают свои дома туристам. Во всяком случае, в начале октября проблем с выбором жилья абсолютно не было, а вот как обстоят дела в высокий сезон, не берусь судить. Но несмотря на дороговизну отелем своим мы остались довольны, комнату нам предоставили большую, с удобными кроватями, настоящим душем, большой террасой,

кормили вкусными обильными завтраками, постоянно угощали вареньем, яблоками и грушами из своего сада и самое главное, хозяева оказались расчудесными интеллигентными людьми, хотя и не сванами.

На Земле сванов. Местия

Георгий и Марина, оба в прошлом врачи переехали сюда из Тбилиси совсем недавно, получив в наследство большой дом в самом центре Местии и переоборудовав его под гостиницу. Общение с ними в непринуждённой домашней обстановке доставило нам истинное удовольствие.

В нашем распоряжении был почти целый день в Местии, и мы естественно сразу же бросились с ней знакомиться. Что сказать? По сути это небольшой поселок или даже городок с населением около трёх тысяч человек, со всех сторон окруженный горами.

На Земле сванов. Местия

Городок очень цивильный, где всё заточено под туристов, мы даже удивились, честно говоря, не ожидали там увидеть столько добротных домов, ресторанов, гестов, банкоматов, да и просто интересных новаторских решений в архитектуре. Вот, к примеру, необычное стеклянное здание управления полиции, стилизованное под типичные башни Местии.

На Земле сванов. Местия

Или вот это здание суда, выполненное в традициях местной архитектуры, изумительная стилизация под типичные сванские постройки.

Очень удачные архитектурные решения современного дизайна, украшающие город. Говорят с каждым годом сюда приезжает всё больше и больше туристов, Местия набирает туристические обороты, активно расстраивается, реставрируется, стараясь вместить всех желающих познакомиться со Сванетией. В немалой степени её расцвету способствуют и выделяемые правительством квоты на реставрацию и строительства домов. Хозяевам нашего геста именно так и подфартило, получив государственную дотацию они смогли переоборудовать и достроить свой дом и превратить его в гостиницу. Повезло, нечего сказать.

Центр городка сделан красиво, хотя, на мой взгляд, местами они перестарались с реставрацией и новостроем. Слишком много глянца, теряется аутентичнсть и сванская индивидуальность.

На Земле сванов. Местия

Но это не страшно, стоит отойти чуть подальше в сторону старой части Местии, как повсюду чувствуется явственный деревенский налёт, по улицам свободно разгуливают свиньи, коровы,

чуть свернешь с главной улицы и везде видишь типичные картинки деревенского быта, пасторали в чистом виде.

На Земле сванов. Местия

Такой вот диссонанс, но отнюдь не режущий глаз, а скорее аутенично-патриархальный. В общем, Местия нам сразу понравилась, как-то в ней было уютно и симпатично. На самом деле вполне понятно, почему сюда вкладывают государственные деньги, ведь Местия считается современной туристической столицей Верхней Сванетии, откуда начинается большинство маршрутов по земле сванов, поэтому привлекать сюда туристов дело денежное и выгодное. Так что, весь этот порой чрезмерный новострой и лоск вполне закономерен и логичен.

Мы жили в самом центре Местии, напротив главной площади.

На Земле сванов. Местия
Здесь есть небольшой сквер, где любят отдыхать местные и разгуливают свиньи, напротив кафе, где мы обедали, хотя обслуживание и еда там на троечку.

Рядом находится туристический центр, где можно разжиться картами Местии и окрестностей.

На Земле сванов. Местия

За турофисом небольшая площадка, откуда отправляются маршрутки.

Здесь же стоит на редкость изящный стилизованный памятник грузинской царице Тамаре.

На Земле сванов. Местия

Магазины все тоже сосредоточены вокруг площади, чуть подальше есть небольшой рынок. Цены на продукты здесь на порядок выше, чем в Тбилиси.

Конечно же, мы первым делом бросились в старую часть Местии, чтобы полюбоваться старинными сванскими башнями, легендарными символами Сванетии.

На Земле сванов. Местия

За ними, собственно говоря, и ехали в первую очередь в такую даль. Башни конечно очень хороши, просматриваются практически отовсюду, напоминая грибы после дождя и создавая особенный колорит на фоне зелёных холмов, мощёных булыжником улиц с неизменными коровками

и бурлящей речки в ущелье.

На Земле сванов. Местия

Глядя на эти башни, становится понятно, что мы находимся в одном из самых отдалённых и труднодоступных уголков Грузии. Люди здесь суровые, закрытые, очень непростые. Не раз мы с Наташей ловили на себе недобрые взгляды сванских женщин, не больно-то жалуют они туристов.

Особым гостеприимством, как в других уголках Грузии, здесь и не пахнет. Особенностью менталитета сванов является их гипертрофированная гордость и свободолюбие. Говорят, что для свана лучше погибнуть, чем сдаться врагу. Обособленность тоже у сванов в крови и объясняется вполне прозаически — ведь зимой горные перевалы заваливало снегом, создавая естественную изоляцию от внешнего мира. Наверное, поэтому и уникальная самобытная культура здесь сохранилась как нигде, и нога завоевателей ни разу не ступала на эти земли. Но подождите, если не было внешних врагов, то зачем же тогда они строили эти башни, они ведь вроде оборонительные в первую очередь?

На Земле сванов. Местия

Нестыковочка получается, однако. Оказалось всё не так однозначно, строились эти башни в первую очередь на случай угрозы со стороны внутренних врагов, так называемых кровников. Кровная месть у сванов была очень сильно распространена, истребив в своё время немало сванских родов. И башни как раз помогали им скрываться от своих родовых врагов, пережидать внутри их ярость. Низ обычно заваливали камнями для укрепления конструкции. Вход располагался высоко, перед ним на двух камнях ставили площадку, к которой приставляли лестницу.

В случае опасности вся семья забиралась в башню, лестницу втягивали внутрь, дверь закрывали. Башни, по сути, служили мини-крепостями на случай междоусобных разборок, соединялись с домами потайными ходами,

На Земле сванов. Местия

оборудовались приставными лестницами. Ох уж эти лестницы, на которых нам пришлось здорово попотеть — почти вертикальные, шаткие, забираться по ним страшно неудобно, но тем сильнее эффект погружения в сванскую культуру.

Ну и виды с башен очень неплохие.

На Земле сванов. Местия

Кроме этого основного назначения башни использовались как телеграф, по которому передавались сообщения, от башни к башни, от села к селу. В случае схода лавин в них прятались и пережидали.

На Земле сванов. Местия

Ну и конечно они служили символом благосостояния сванов. Чем больше башен имела семья, тем сильнее считался род. Большинство башен строились в XI–XII веке, но есть и помоложе, построенные в XVII столетии. Получается, что было у них несколько предназначений- защита от внутренних врагов и лавин, коммуникационная функция и для престижа.

Вечером башни красиво подсвечиваются, но мы, признаюсь, так уже к вечеру уходились, что сил на любование подсветкой у нас не осталось.

Как же можно подняться на башни и увидеть типичные жилища сванов? Здесь есть один немаловажный нюанс. Чтобы попасть в башни и сванский дом-музей, надо сначала найти дом Ларисы, вот он,

На Земле сванов. Местия

зайти туда и попросить Ларису открыть музей. Что мы и проделали, за что были вознаграждены интересной экскурсией по старинному сванскому дому Маргиани и рассказом о жизни и традициях сванов. И всё это за какую-то совершенно смешную малую денежку. Белокурая голубоглазая Лариса сама с Украины, вышла когда-то замуж за свана и переехала к нему в Местию. И теперь заведует музеем и башнями, попасть туда можно исключительно через неё. Дом Маргиани оказался очень интересным, там можно увидеть, как жили в старину сваны.

Большие семьи сванов, состоящие из разных поколений жили все вместе в огромном помещении, спали на палатях, внизу же под ними находился скот, который держали дома в первую очередь для поддержания тепла.

Сейчас нам такое даже трудно представить, а для сванов это было нормой жизни. Немало этим моментом впечатлились.

Забавно, что сразу после нас в музей пришли туристы из Израиля, не говорящие по-русски, пришлось поработать переводчиком и переводить им экскурсию, по-английски в Сванетии практически никто не говорит. Наверное, поэтому её облюбовали туристы из бывшего соцлагеря, владеющие русским. Всё общение с местными осуществляется исключительно на русском языке, но, как и везде в Грузии прилично на русском изъясняются только люди постарше.

Одним словом, историческая часть Местии очень нам приглянулась, этакий микс австрийских или швейцарских курортов на фоне горных пейзажей и аутентичного сванского колорита в лице натыканных тут и там башен,

На Земле сванов. Местия

мощёных булыжником улиц и мирно разгуливающих по ним коровок.

На Земле сванов. Местия

Естественно, навоз как следствие их прогулок там повсюду. Классические сванские жители тоже дополняют общую картинку.

Колоритно, аутентично, самобытно.

Что еще можно посмотреть в Местии? Очень рекомендую Этнографический музей Сванетии, на редкость интересный и модерновый.

На Земле сванов. Местия

Считается одним из лучших музеев во всей Грузии, может похвастаться коллекцией сванской культуры и этнографии.

Музей небольшой, всего шесть залов, билет стоит 5 лари. Самая главная фишка этого музея в его крыше, откуда открываются отличные панорамные виды на Местию с её башнями и окрестности.

Про крышу нам любезно подсказал милый сванский охранник,

На Земле сванов. Местия

сами бы мы не догадались. Чтобы туда попасть надо обойти здание музея слева и взобраться по боковой лестнице. Очень советую, оттуда вся Местиая как на ладони и башни смотрятся наиболее выигрышно!

Ну и фотосессия на крыше музея на фоне башен тоже не будет лишней.

На Земле сванов. Местия

В Местии есть ещё один любопытный музей, посвященный самому знаменитому свану — Михаилу Хергиани, «тигру скал», одному из величайших альпинистов мира, погибшему во время восхождения в Италии в 1969 году. Туда мы не пошли, думаю, этот музей очень на любителя.

И конечно, очень красивая природа, повсюду, куда ни глянь. Горы, речки, ущелья.

На Земле сванов. Местия

Ещё из интересных мест Местии, куда стоит сходить можно отметить Новую церковь,

На Земле сванов. Местия

гигантская женская скульптура из камня на холме, видимо олицетворяющая Сванетию

и канатную дорогу, которая в наш приезд почему-то не работала.

На Земле сванов. Местия

Все эти места можно спокойно и неспеша обойти меньше, чем за день. Как правило, на второй день все отправляются из Местии в Ушгули, что мы с Наташей конечно же тоже не преминули сделать. Но об этом я расскажу в следующий раз. Продолжение здесь.