Турист Евгения Чех (evgeniaczech)
Евгения Чех
была 14 декабря 2022 18:46

Сантьяго-Де-Компостела — Испания Апрель 2015

Продолжаю рассказ о моем паломническом пути. В Арка до Пино была последняя ночевка перед Сантьяго де Компостела. Я уже давно привыкла не обращать внимания на ночные шорохи, но в этот раз кто-то очень уж сильно шумел, я проснулась даже сквозь беруши (если можно так выразиться). Открыла глаза — темно еще, снова закрыла и заснула сном младенца.

Когда я снова открыла глаза — уже было светло и непривычно тихо. Огляделась — все постели пустые. Сидит, почти готовая на выход, одна женщина. Ничего не понимая, я посмотрела на часы — неужели проспала? На часах — семь. А где все?

Милая женщина оказалась бывалой паломницей — это уже ее четвертый Камино. Так вот, она и рассказала мне, что в последний день паломники стараются пораньше начать движение. Осталось всего каких-то двадцать километров, а месса в главном соборе Сантьяго де Компостела проходит ежедневно в 12 часов. Кто успеет до этого времени проставить печать в паломническом бюро и получить свидетельство о прохождении Пути, будет занесен в книгу паломников и — главная честь — его имя будет произнесено на службе.

А кто не успевает до полудня (и я, похоже, в их числе), может не торопиться, потому, что его имя все равно будет произнесено на службе только на следующий день. А службу, конечно, каждый паломник хочет посетить.

В общем, «бывалых» оказалось большинство, как минимум, в нашей комнате. Я на эту историю только пожала плечами — как они по темноте-то дорогу найдут? Я пошла своим темпом, как всегда. Дорога только по-началу была интересна, попались пара деревенек — Сан Антон и Аменал.

Camino de Santiago. Путь паломника. Сантьяго де Компостела

А там снова зарядил дождь, да и близость большого города стала сказываться — какие-то индустриальные парки, потом аэропорт. То есть, выход один — чем быстрее пойдешь, тем меньше намокнешь. Так я и припустила. И удивилась, увидев выросший внезапно передо мной знаменитый памятник.

Camino de Santiago. Путь паломника. Сантьяго де Компостела

Этот памятник паломникам на Монте де Гозо — последний ориентир перед Сантьяго. Здесь расположен одноименный лагерь для паломников. Некоторые из моих друзей планировали здесь остановиться на ночлег. Сфотографировавшись послушно, как все, я решила, все-таки пойти дальше — прошла-то всего — ничего.

Camino de Santiago. Путь паломника. Сантьяго де Компостела

А дальше дорога и подавно пошла под горку и вот я уже вижу первую вывеску с названием города.

Показался современный город. Радостное возбуждение нарастает. Тут мне навстречу с лавочки поднялся «коллега» с традиционным приветствием «Buon Camino», получив такой же ответ молодой человек поинтересовался, откуда я, что тоже не вызвало никаких сомнений, так обычно и начинается разговор. А когда он спросил, не будет ли у меня для него денюшки, так как у него не хватило немного, я интуитивно посмотрела не его ноги — совершенно чистые кросовки, дальше — на рюкзак, на куртку — в общем, сухой чистенький с пустым рюкзаком парень. Так и ждала, что сейчас скажет: «мы сами-то не местные…» Не стала я ему ничего говорить, каждый сам со своей совестью разберется. Так что имейте в виду, мошенники не дремлют.

Это маленькое приключение нисколько не испортило мне настроения, тем более, что начался старый город и, к тому же, тучки стали постепенно расступаться.

Camino de Santiago. Путь паломника. Сантьяго де Компостела

И передо мной предстал во всей красе средневековый город святого Иакова, весь из светлого галисийского гранита.

Camino de Santiago. Путь паломника. Сантьяго де Компостела

На протяжении всего пути я концентрировалась на ежедневном преодолении дневного этапа и, практически, не задумывалась, каким же будет город, в который я так стремлюсь. Город очаровал меня, с каждым шагом, все больше. Допускаю, конечно, что я необъективна к главному городу паломников по вполне понятным причинам. Но Сантьяго, на мой взгляд, действительно очень интересен. Помимо веками проходящих по этим улицам счастливчиков, «достигших цели» — здесь и умопомрачительной красоты кафедральный собор и дворцы, и маленькие площади, и многочисленные церкви, монастыри, виллы и дома попроще — все, как мне показалось, дышит стариной и… праздником.

Camino de Santiago. Путь паломника. Сантьяго де Компостела

Так бы и ходила, и кружила по этим лабиринтам… Но мне, конечно, сначала хотелось найти Бюро паломников и получить подтверждение моего пути. Вот так оно выглядит.

Camino de Santiago. Путь паломника. Сантьяго де Компостела

Предъявляешь свой паспорт паломника с печатями, заполняешь анкету, и все. Неужели я дошла? Счастливый обладатель сертификата, я так и продолжила бродить по улочкам старого города, пока, опомнившись, не поняла, что не мешает подумать о жилье, да и в собор не пускают с рюкзаком.

Нашла информационную стойку, оказалось, дешевые приюты паломников, о которых упоминалось в моем путеводителе, закрыты. Мне дали адрес и карту, где есть другие. Но, то ли, возбуждение от происходящего повлияло на мои способности ориентации в пространстве, то ли просто, я устала все-таки — не нашла искомого. Вспомнила, что проходила объевление в самом центре, тогда я прошла мимо, решив, что дорого, скорей всего. А теперь решила — пусть. Позвонила, открыли, и место есть, стоит, правда, в 2 раза дороже, но все равно терпимо — 18 евро. Зато я в пяти минутах до центральной площади. И комната всего на 4 человека, 3 корейца уже спят на свободных кроватях. Из этой страны, как ни странно, очень много паломников мне уже встречалось. Я привела себя в порядок и пошла к Святая Святых — к могиле апостола.

Camino de Santiago. Путь паломника. Сантьяго де Компостела

Этот снимок я сделала с нашего балкончика.

По легенде, в кафедральном соборе города захоронены останки апостола Иакова.

Camino de Santiago. Путь паломника. Сантьяго де Компостела

Считается, что после мученической кончины апостола в 44 году его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег в устье реки Улья (там, где и появится позже город). В 813 году живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за путеводной звездой, обнаружил этот ковчег с мощами, которые оставались нетленными. В 896–899 годах король Альфонс III издал указ, согласно которому на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»).

На месте церкви вырос в 11 веке собоа, многократно достраивающийся, общая площадт помещений составляет сегодня 23000 кв. метров.

Camino de Santiago. Путь паломника. Сантьяго де Компостела

Богатство убранства поражает, но меня больше интересовала сама могила. Она расположена внизу в нише, куда ведут ступени. Если в соборе я фотографировала, здесь даже в голову не пришло делать фото. (Это — из интернета).

Camino de Santiago. Путь паломника. Сантьяго де Компостела

Еще можно по ступенькам подняться к золоченной скульптуре Иакова, и, обняв его за плечи, попросить, чего душе угодно. Так я, конечно, и сделала. (Фото тоже из интернета.)

И все, больше сил почему-то ни на что не было. Хотя было еще не поздно. Пошла в свой приют и завалилась спать. Завтра еще служба в соборе. Может быть встретимся там с друзьями…

Начало рассказа можно посмотреть здесь Предыдущий рассказ здесь.