Турист Нина АБВ (Ninaa)
Нина АБВ
была 5 сентября 2017 20:56

Мальта Сентябрь 2013

Итак, впереди юбилейная страна, какое государство назначить 50-м в зачете своих путешествий?

После недолгих раздумий выбор почему-то пал на Мальту, хотя доселе считала что путешествие не обещает невероятных приключений и сногсшибательных впечатлений. Однако….

Мальтийском архипелаг состоит из трех обитаемых островов — Мальта, Гозо, Камино и необитаемых — Филфа, Коминотто и Сент-Полс. Грущу, о том, чем я буду заниматься 11 дней на крошечном острове, длина которого 30 км, а ширина 16, протяженность береговой линии 240 км и населения во всей стране меньше чем в родном Новокузнецке- 400 тыс чел.

День первый. Прилетев на Мальту и поселившись в 4* «Виндзор-отеле» мы отправились на.

Чудо 1. Во время прогулки по Слиме, мы неожиданно оказались в городке Сент Джулианс. Да, это была первая особенность Мальты — городки переходят один в другой без каких-либо обозначений. Просто — до церкви — Слима, после — Сент Джулианс и так далее. Активная застройка на Мальте ведется в течение последних 25 лет. Раньше такой инфраструктуры не было и в помине

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Чудо 2. Лунномарсианский ландшафт пляжа вызвал изумление — я видела песчаные, галечные, булыжные, даже черно-магмовые пляжи. Но подобного я не видела доселе. Мы отправляемся принять морские ванны. Но, мое удивление усугубилось увиденными бассейнами, вырубленными в монолитном побережье — один из них был сотворен еще в античные времена римлянами Преимущество этих бассейнов в том, что даже во время шторма вода там «непоколебима» и они играют роль волнорезов, защищают купающих от стаскивания в открытое море. Выбрав бассейн почище, без признаков цивилизации, мы насладились купанием.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Первая прогулка по Слиме ознаменовалась встречей с русской туристкой. Девушка, лет 25, услышав наше с подругой обсуждение ресторанного меню, подбежала к нам и в панических интонациях просила помочь найти ее отель. Она заблудилась и, не владея английским языком, не могла найти свое жилище. Дело в том, что Мальта достаточно густонаселена и плотно застроена. Проведя тотальный опрос местного населения, мы двигались в сторону ее гостевого дома. Как выяснилось, Ксюша, не имея стартового английского приехала учить язык на Мальту. Я искренне удивлялась — неужели есть люди, которые верят, что можно выучить язык «погружением в языковую среду» ? Увы, мой жизненный опыт этого не подтвердил — да, вы можете понимать язык эмоций, жестов, понимать по наитию, но грамматику, фонетику и прочие языковые нюансы нужно понять только изучением Ок, вернемся на Мальту.

Чудо 3.Остров Гозо, Голубая лагуна.

В означенное время прибыл трансфер. Водитель приветливо распахнул все двери, я проследовала на переднее правое сидение, бухнулась в кресло и обнаружила перед собой руль. Секундное замешательство и я выпрыгнула из авто, понимая, что промахнулась. Водитель благодушно предложил: " Ноу проблем…!" Я стала оправдываться сквозь смех, дескать, у нас в стране это пассажирское сидение. Чуть позже нам поведали причину- почему на Мальте правостороннее движение. И вообще, откуда появилась эта разница в направлениях транспортных потоков.

Первоначально, когда рыцари ехали на конях, они держали меч в правой руке и колонны следовали так, чтобы неприятель, соответственно был справа. Но, Наполеон был левшой, соответственно держал меч в левой руке, что и породило левостороннее движение. Отсюда и причина левостороннего движения в Европе. А старая Британия осталась верна своим традициям и подчинила им свои колонии. К слову, Мальта была колонией Английской короны с 1800 по 1964гг.

Немного о рыцарях. Я представляла себе мальтийский рыцарский орден как некую масонскую ложу, образованную Дон Кихотами. Но на деле все обстояло иначе. Орден был основан в Иерусалиме в 1020 году как госпиталь, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После занятия христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода эта организация превратилась в религиозно-военный орден со своим собственным уставом. На орден была возложена забота и защита Святой земли. Вслед за захватом Святой земли мусульманами орден продолжил деятельность на Родосе, владыкой которого он являлся, а затем действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии. В настоящее время Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту и даже выдает автомобильные номера. Великий магистр ордена несет службу в качестве папского вице-короля. С точки зрения международного права, Мальтийский орден является не государством, а государствоподобным образованием.

Иногда рассматривается как карликовое государство- анклав, самое маленькое государство мира

Мальтийский крест- символ Мальты — тот же самый, что был у рыцарей ордена св Иоанна. Этот крест имеет восемь концов которые обозначают небесные благодати: истина, вера, раскаяние, смирение, справедливость, милосердие, чистота, терпимость. Рыцари, входившие в орден пришли из восьми стран: Бавария, Прованс, Кастилия, Англия, Германия, Франция, Италия, Арагона.

Закончив исторический экскурс, продолжаю экскурсию на Гозо.

Итак, наш катамаран отплывает на остров Гозо. Путь на Гозо занял 2 часа по морю. Очень важно попасть в эти места в безоблачную погоду- синева неба и моря оставили неизгладимое впечатление. К слову, в сентябре была нестабильная погода на каменистом острове- каждый день грозы, дожди чередуются с солнцем — жесткий микс шторма и солнечного пацифизма.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Купившись на картинки Голубой Лагуны мы приняли решение поехать, посмотреть достопримечательности Гозо и искупаться в Блю лагуне. Первая остановка — Блю виндоу-чудесная скала с арочной выемкой, где синяя бездна моря сливается с синей бездной неба. Затем посещение столицы Гозо — городка Виктория. Низкоэтажные застройки, с затейливыми балкончиками колоннами представляют собой архитектурный коктейль норманно-итальянского и арабского стилей. Весь островок напомнил остров Мальту в демо версии. Галопом проехав по Гозо, мы торопились Голубую Лагуну- принять морские ванны в сказочно бирюзовой бухте. И напрасно. Как ласточки, туристы гнездились на каждом выступе скалистого обрывистого берега. Ибо пляж Голубой Лагуны вмещает около полусотни человек, а туристов, возжелавших насладиться этими красотами, было раз в 10 больше. Да и виды, обещанные в каталоге были не гарантированы- столпотворение катамаранов, суденышек, лодок, катеров, а не сакрально чистая бирюза. Потому рекомендую взять индивидуальный тур и прибыть часов в 9 утра.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

За свое любопытство к Голубой Лагуне мы расплатились 2-х часовой поездкой обратно в Слиму. Из-за волнения на море наше время в пути увеличилось. Поездка на катамаране напомнила мне «Катамаранную пытку» в Бразилии. Тогда я поклялась, что никогда не буду использовать водный транспорт, но склероз и природная незлопамятность сыграли вновь злую шутку- помимо красивых фото я привезла с экскурсии головную боль, неизбывную тошноту и отвращение к поездкам на катамаране! И я снова поклялась себе- никогда больше!!! Вымотанные и утошненные, с отвращением к прожитому дню мы с подругой пытались скоротать время саркастическими замечаниями, типа, а не рвануть ли нам через пару дней на Сицилию (с Мальты по воде на хорошем большом судне это занимает полтора часа). Я божилась- да никогда, ни за что!.. Но судьба распорядилась иначе…

На следующий день, отменив все экскурсии, ввиду штормовой погоды, мы отправились на шоппинг. В результате которого познакомились с замечательным человеком, который прожил на Мальте 19 лет и знал ее так, как положено знать русскому интеллигенту — всесторонне — с географической, исторической, биологической, мифологической точек зрения.

Итак, разрешите представить, — наш самостийный русский гид Владимир! Он подошел к нам, услышав русскую речь. «Девчонки, вы из России? Я могу показать вам Мальту за 1 день»…Интуиция кричала: «СОГЛАШАЙСЯ!»

Итак, на следующий день мы планируем объехать Мальту по периметру.

На самом деле, остров Гозо достоин более тщательного освоения, чем я и занялась, совершив второй заезд на остров — уже на огромном пароме, с гидом Владимиром и на его авто. Мы объехали чудодейственный храмы, в том числе посетили базилику Девы Марии ТаПину, где исцелилось много людей и в память об этом в храме есть музей костылей, которые оставили исцелившиеся прихожане.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Побывали в мегалитическом комплексе, более древнем, чем мальтийский.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Посетили крепость и таверну в ней- замечательное заведение, где барная стойка смотрит на тюремную дверь в тюремное подземелье. А хозяин этого заведения- близкий друг Владимира (о котором чуть позже) угостил нас козьим сыром, домашним вином и домашним хлебом с оливковым маслом!

Итак, на следующий день мы планируем объехать Мальту по периметру.

Чудеса № № ….бессчетное количество

Медина. Год основания 1090. Средневековый город- кремль, административный центр резиденция муниципального правительства. Виденные ранее медины Марокко, Туниса не идут в сравнение с мальтийской Мединой. Здесь есть и дворец, охотничий домик или замок Вердала, изящные особняки, величественный Кафедральный собор св. Павла с башнями, колокольнями и часами, средневековые улочки, крепостные стены. Действующий монастырь, в котором по сей день проживают монашки-отшельницы из ордена Бенедиктинцев, они сохраняют обет молчания. Все украшено барельефами, статуями, гербами. Нет, эта Медина явно превосходит в роскоши и изысках все, ранее мной виденные. Крепостные стены толщиной 5–10 м с них же открывается прекрасная панорама на город. Улицы в Медине лабиринтообразные исключительно для запутывания турецких захватчиков

Кстати, здесь можно купить апартаменты, цена не самых шикарных — около 16 млн евро. При этом напрочь запрещены какие бы то ни было реконструкции, даже кондиционер поставить нет возможности. через незашторенное окно я увидела вентилятор. М-да, пожалуй я бы не поселилась тут, даже имея в наличии 16 млн евро….

Храмы Хаджар Им — мегалитический (мегалит от греч. «большой камень») храмовый комплекс, датируемый Бронзовым веком, построенный примерно в 2700  г. до н. э. Этакий Стоунхендж мальтийского разлива. Здесь проводился обряд поклонения Богине-матери.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Попайа виллидж— место съемок фильма про моряка Попайе, снятый в 1980 г. Декорации получились настолько удачными, что их решено было оставить как музей, дополнив аквапарком. Теперь это прекрасное место отдыха для детей и взрослых. К слову о съемках фильмов. На Мальте снимались такие популярные к/ф как «Троя», «Гладиатор» , «Граф Монте Кристо».

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Голубой грот — идеальное место для фотосессии — природные арки грота накрывают морскую бирюзу на фоне ничем не омраченного горизонта.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Золотая бухта — идеальное место для купания. Действительно, песок цвета золота 585 пробы, вода — нежнейшая прозрачная синь и мерзкие кусающие рыбки, не дающий забыться в неистовом релаксе.

Рабат знаменит тем, что недолгое время здесь жил и проповедал св. Павел. Согласно преданию, в 60 году н. э. корабль с апостолом св Павлом потерпел крушение у берегов Мальты. С его появлением на Мальте было явлено 3 чуда — первое- никто из экипажа не пострадал во время крушения; второе- с острова исчезли все ядовитые змеи; третье- исцеление безнадежно больного римского губернатора Публия наложением рук, после чего тот прожил еще 16 лет.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Моста. Город, который находится в самом сердце Мальты. Он был самым безопасным местом в случае нападения корсаров. Самое примечательное здесь- церковь св. Марии. По внешнему виду она похожа на Пантеон. Толщина стен 15 м у основания и 12 м у купола. Ее купол по величине третий в Европе. Эта церковь знаменита тем, что в 1942 году бомба весом 500кг пробила купол, упала и не взорвалась. С тех пор церковь святой Марии является символом Веры, а бомба хранится в отдельной комнатке у алтаря.

Фрагмент купола, в котором было отверстие от снаряда.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Бухта Марсашлокк и рыбацкий порт. Здесь я впервые увидела глазастые лодки- на носу их нарисован так называемый " глаз Озириса» — древний финикийский символ. Означающий защиту от всех опасностей, которые подстерегают рыбаков в море.

Валетта.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Столица Мальты названа в честь Великого Магистра Жан Паризо-де ла Валетта. Это город -порт, город -крепость. Ну и попутно столица. Город строился путем закладки камнями впадины между двумя скалами (высотой около 85 м). Габариты столицы — 800 м в ширину и длина 1200 м в длину.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Численность населения около 3 тысяч. На моей памяти — это самая малонаселенная столица. Несмотря на малую численность Валлеттцев, столица не выглядит пустынной. На улицах создают массовку визитеры.

Достопримечательностей в Валлете также хоть пруд пруди. Перечислю несколько самых значимых.

Дворец Великого магистра занимает целый квартал. Я бы назвала это Мальтийским Эрмитажем — здесь есть Оружейная палата, Зал гобеленов, Салон государственных банкетов, Зал Верховного Совета, Галерея менестрелей, Салон послов, Пажеская и это не полный список.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Ко-кафедральный (что означает второй по значимости) Собор Иоанна Крестителя, известный своим богатейшим интерьером. На отделку которого ушли бивни 10 тысяч слонов. Ну и для большей убедительности в нем размещается полотна Караваджо.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Театр Мануэля — один из старейших театров Европы, сцена 13,72 м. Из-за невозможности установить вентиляцию — театр функционирует только в нежаркий период.

Из не самых значимых достопримечательностей, рядом с Дворцом Великого магистра рекомендую посетить кафе 1837 года постройки. Уникальные дворцовые интерьеры органично дополняются прекрасной кухней и великолепным обслуживанием. Причем, цены среднестатистические, как по всей территории Мальты.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Сады Барака. К Обаме не имеют никакого отношения. Собственно говоря, это отличное место для прогулок — превсходные виды, арочные перекрытия и просторныетротуары, забавные скульптурки и флористические изыски — все это делает сады Барака привлекательным местом для фотографирования.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

Отсюда я рассматриваю панораму на «Три Сити» , по- русски- «Три города», они словно три богатыря, обнявшись за плечи стоят упираясь в море своими цитаделями. Здесь было первое поселение Госпитальеров, то бишь мальтийских рыцарей.

Мал золотник, да МАЛЬТА!

На Мальте запрещено попрошайничество. И с антиалкогольным законом здесь обстоит весьма забавно. Когда -то он был принят и полицейские активно штрафовали местное население в течение пары-тройки дней за вождение автомобилей в нетрезвом состоянии. Потом сия мера была признана неэффективной. Ибо, каждый мальтиец в выходные дни просто обязан выпить некоторое количество вина в ресторане. Соответственно, штрафы вызвали тотальную волну негодования среди местных жителей. Парламент срочно внес поправки в закон и с тех пор дорожная полиция имеет право остановить машину с признаками неуверенного управления на дороге. Собственно сам алкотест заключается в способности водителя встать и выйти из машины. Если водитель выполняет требования полицейских, не теряя координацию, то тест пройден успешно.

Кухня на Мальте преимущественно итальянская, фирменное блюдо -кролик.
Национальный напиток кини- для его приготовления используют кислые апельсины, но по цвету напоминает квас.

И еще, очень часто можно увидеть вывески ТО LET. Не надейтесь справить нужду в подобных заведениях. На самом деле эти надписи означают призыв сдать помещение в аренду.

От язычества до Евросоюза — таков сложный путь эволюции Мальты.

Остров переходил как эстафетная палочка от скотоводов Бронзового века к агрессорам Железного века. Затем к финикийцам, потом карфагеняне римляне, арабам, норманнам. Пресеченная попытка турков захватить остров вошла во всемирную историю тем фактом, что 1565 году против 48тысячного войска оккупантов противостояло около 8тыс. человек: 540 рыцарей 4000 мальтийцев, остальные- испанские и итальянские торговцы. Больше месяца длилась осада Только после прибытия 8000 ного войска из Сицилии остров удалось отстоять.

Затем с помощью Наполеона здесь господствовали французы, после них англичане и только в 1964 году Мальта стала независимой страной. А 1 мая 2004 года умудрилась вступить в Евросоюз, плоды сего вступления и пожинает. Как результат сего действа Мальта улучшила состояние дорог, но ранее пустовавшие тюрьмы постепенно наполняются криминальными элементами из бывших стран- колоний Евросоюза — это обязательное условие интеграции.

В заключение хочу сказать, что мне катастрофически не хватило времени, чтобы увидеть все значимые достопримечательности этой страны. Я даю себе обещание вернуться. Здесь действительно кладезь исторических, архитектурных, культурных и прочих ценностей, несмотря на крошечную территорию. Только позаботьтесь о хорошем гиде (за рекомендациями обращайтесь!). А я покидаю эту волшебную страну. В самолете знакомлюсь с 40-летней красивой мальтийкой, которая 20 лет живет в Германии, ибо там у нее муж. Она рассказывает, как горячо скучает по своей солнечной родине. И я ее, кажется, понимаю….