Турист Александр (BorziyBorzy)
Александр
был 12 марта 13:23

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

Даниловград, Пераст + 7 городов — Черногория, Мостар, Чаплина, Столац — Босния и Герцеговина Ноябрь 2015

Черногория и Босния и Герцеговина, ноябрь 2015

Перелет.

Наша поездка состоялась в ноябре 2015 года. Этот первый раз когда мы ехали полностью самостоятельно. Билеты на самолёт покупали через интернет за 3 месяца до поездки, сравнивая сайты: OneTwoTrip, aviasales.ru и skyscanner.ru

Нам надо было отметить мой день рождения (7 го) в Черногории, срок прибывания запланировали 10 ночей, поэтому могли ещё поварьировать датами. Самые дешевые оказались на ван ту трип, в сумме 32300 руб. Туда Аэрофлот(билет 9379 руб), обратно Монтенегро аэрлаинс (бутерброды с сыром и колбасой — для трех часового перелета сойдёт, билет 6811 руб).

Жильё.

Апартаменты (Apartments Bordo)брали поближе к аэропорту, в Тивате, даже в Мрчеваце (1 км). Остановились на этих апартах по большей части из-за хозяина (бывший учитель — Миладин Маркович, по национальности — серб, он большой руссофил). Говорит на русском. Встретил нас радушно. Мы попросили сделать белый картон, 0,7€ сут/чел + 1€ сам картон, он нас отвез на своей машине в турагенство, и провёл небольшую экскурсию по Тивату бесплатно.

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

С ним очень приятно общаться. Пригласил нас в свой дом, угощал ракией и домашним сыром. А мы в свою очередь приглашали его позже на русские щи с салом и чесноком(для него это новое блюдо), он с удовольстем принял приглашение и пришел со своей ракией. В общем вечер провели за душевным разговором.

До апартов шли пешком(чемоданы у нас небольшие). Идти надо не вдоль трассы, а вдоль здания аэропорта, через парковку и выйдите сразу к заправке(это полпути), дальше на пешеходный переход и перпендикулярно трассе чуть в горку. Переулок к бордо сразу после вторых мусорных баков. Таксисты запрашивали 5€ (370р за 1 км — что доровато для нас)

Аренда авто.

Машину заказывали, как и апарты за 2 месяца. По отзывам Алексея Зимина (100 раз ему спасибо — http://www.alexzimin.com) смотрели сайт http://auto-travel.me (здесь помомимо аренды много полезной инфы по стране). (они же http://rentacarfor.me, по России, Чехии и Черногории). 2 недели мучались, выбирали авто, сравнивали сайты. На этом сайте дипазит от 50 до 300€. А на международных европейских до 1100, по крайней мере я так понял. Выбрали Hyundai i30 механика 1,4, цепи, гринкарта, каско, суперкаско, страховки, без депозита за 21е. Отслеживая вплоть до самого отъезда цены на авто в автотревеле цены упали на др авто (которые я тоже рассматривал) от15 до 10–11€,а на мою как и было — 21€. Предоплату вносили через интернет с дебетовой карты около 30%, подтверждение пришло на почту через 2 часа, по её распечатке мы отдавали остальную сумму на месте наличкой при получении авто. Но машину дали автомат — первый день ездить очень сложно(несколько раз нажимал на сцепление, желая вкл 2ю скорость и машина становилась колом),а после восьми дней расставаться с ней не хотелось. Бензин стоил 1.08€

Чтобы не иметь проблем с полицией пристегнитесь, ВКЛ ближний свет(не ДХО), чётко соблюдайте знаки ограничения скорости, как бы вас сзади не поджимали, лучше пропустите, сьехав на обочину. И водите машину обутым — не босиком, не в сланцах.
Световой день в ноябре короткий, поэтому не все из запланированных мест и не в полном объёме мы посмотрели. К шести часам уже темнеет, к трём горы отбрасывают довольно большую тень.

Пользовались навигатором на своём планшета, порой он заводит в далёкий блуд. Он хорош пожалуй только в городах когда заплутаешь, и то не всегда. По большей части ездили по картам распечатанным принтскрином с Гугл мапс. Мы серьёзно подошли к подготовке и на картах указали все километражи между контрольными точками.

Дороги в Черногории и Герцеговине порой довольно узкие. Но на машине шириной 1800 удавалось разьехаться, даже на спуске к Риеке Церноевича(там, где открывается самая завораживающая панорама на изгиб реки) нам удалось разьехаться с местным, но у него была узкая машинка.

В ноябре туристов очень мало, и я не знаю как в сезон можно вообще найти место для парковки, чтобы сфоткать какую-нибудь панораму, например Свети Стефан.

Парковаться под знаками парковок с сотовым телефоном мы заморачиваться не стали. Так например, в Которе сразу поехали на платный паркинг под шлагбаум, нажали на кнопку-получил талон, при выезде по нему расплатились, согласно почасовому простою.

Питание.

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

Покупали евро по 73 рубля. Покушать в кафе около 1500 руб на двоих. Цены в супермаркете в 2 раза дороже, чем в Воронеже. В супермаркете Франка (на полпути от Мрчевац до Тиват — в здании автовокзала) цены чуть дешевле, чем в Роде и есть готовая еда, чем мы и пользовались. Домашнее вино пакупали у Милодина по 6€ за литр. Вино очень понравилось, поэтому докупали с собой в Россию. А ракию покупали у придорожного торговца по дороге из Цетине в Ловчен — 8€ литр.

Пили дома и все живы))), обязательно снимайте пробу именно с тех бутылок, которые покупаете, а то может быть неприятный сюрприз.

1 день на авто.

Машину мы брали во второй день нашего прибывания. За день до получения авто, нам пришла смс от менеджера, с просьбой уточнить номер рейса для встречи в аэропорту. Мы позвонили менеджеру (англоговорящая девушка) с местной симки, которую нам одолжим Милодин (счёт пополнили мы сами), и договорились на 10.00 у входа в аэропорт.

При получении машины заснял на видео имеющиеся косяки(на всякий случай), проверил наличие запаски, балонника, домкрата, аварийного знака и жилета, запасной лампочки. Огнетушителя не оказалось. Но забыл проверить, что не горит 1 лампочка ближнего света. Машина была оборудована ДХО. Пришлось звонить менеджеру. Пытался поменять лампочку сам, но не смог сдернуть клему. Как оказалось — самим ничего делать не следует, все в сервисе. Встретились с менеджером, доехали до сервиса, устранили проблему и разъехались.

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

2 день. Босния и Герцеговина(2 дня).

Отправились почти с рассветом. На пароме 4,5€ за машину. Поехали через южную границу, там с нас взяли перед КПП какую-то плату в несколько €. Проблем с переходом никаких(права, паспорта, документы на машину, на аренду). При обратном проходе боснийский таможенник сам спросил — нужен ли штамп в паспорт? (говорят, что иногда они не ставят колотушку, а надо).

Поехали на Требине, при выезде из города на Столац слева есть белый дворец,

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

и чуть дальше поворот налево на монастырь Тврдош.

Некрополь Радмиля 2€ вход, гида нет, думаем не особо то и надо останавливаться.

В Столац крепость не посещали,

сфоткали снизу и прошлись по улице вдоль реки до детской площадки.

В Чаплина меняли деньги в банке (при въезде в город после моста первый перекрёсток налево). Местные марки пригодились только для заправки, на водопадах и в пекарах, а в Мостаре за все можно расплачиваться в €.

Курс приблизительно 1€=2 км(марка). Бензин получается чуть дешевле, чем в Черногории.

После Чаплина поехали на водопады Кравица.

Потом через почитель

в Мостар

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

Ночевали в Apartment Katica Mostar. Дом находится со стороны трассы, не со стороны реки (фото я выложил в GoogleEarth) . есть 2 парковочных места возле дома и 4 вдоль трассы. Апартаменты — это первый этаж дома, разместиться на ночь можно человек 7. Гуляли по Мостару вечером и утром, такое ощущение что в ноябре из туристов были только мы вдвоем и две группы вездесущих китайцев. Покушать 40 км(20€) до отвала (2пива и мясной микс и котлеты — все не съели, забрали с собой, ещё этим и по завтракали).

Сдали апарты и поехали в Благай. Доехать можно на машине почти до самого истока, но дорога вдоль реки очень узкая и мы решили оставит машину возле моста,

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

прогуляться и сфоткаться на фоне крепости и реки.

В Требине поднимались на гору к монастырю.

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

Назад границу пересекали уже через другую таможню (более северную), никакой платы за проезд не взяли.

3 день. Центр.

День рождения решили отметить на Риеке Черноевица.

Поехали через Цетине. На Подгорицу. Свернули направо — дорога узкая, серпантинная(смотри первые кадры нашего клипа), да ещё и местный на встречу выехал, когда мы фоткали реку.

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

Я вдавился в скалу со скрежетом по левому борту о шипастые кусты. Благо он смог протиснуться между мной и обрывом на своей узенькой старушке, да ещё с прицепом и не задел мой правый борт. Так что советую ехать в обьезд почти до отеля….

И подняться пешком пару серпантинок вверх на панораму.

После обеда

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

поехали в Ловчен(въезд 3€ с человека) до мавзолея Негоша(вход в сам мавзолей тоже 3€).

Потом сразу на Котор. Внимание — не пропустите поворот на Котор, табличку с указателем хорошо видно когда ехали к мавзолею, на обратном пути она закрыта рекламным щитом.

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

Из-за него мы проехали этот поворот и навигатор нас покатал 1 час по кругу по велосипедным дорожкам вокруг гостиниц, там очень живописно,

но узко.

Только местный дачник из России подсказал как выехать на Котор.

Над Которской бухтой

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

утром и вечером пелена туманности, то есть нет прозрачности воздуха. Думаем, что днём были бы обалденные панорамы, но над Котором днём нам не удалось подняться (световой день очень короткий). На закате посетили фотр Горажда.

4 Север(2 дня).

Доехали до водопада Ниагара, но были разочарованы. Был не водный сезон и с плотины вода не падала, но само русло реки очень красивое.

Дальше через монастырь Марача,

Майковац,

и налево по каньону

до моста Джурджевича.

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

Над каньеном можно прокатиться на тросе(10€). До Плевли мы уже не успевали и поехали в Жабляк. В центре зашли в супермаркет, и к закату приехали в Rooms and Bungalows Sreten Žugić . Сретен гостеприимно нас принял. Он хорошо говорит на русском. Его дом нам очень поравился, все сделано под дерево, красиво.

Но есть минус — 1 совмещенный санузел на этаж. Это вызывает некоторое неудобство. Хорошо, что помимо нас была только 1 пара и все)))). Ночью были заморозки. Провожая нас утром Сплетен своим скребком очистил нам лобовое стекло. К 9:00 мы были на Чёрном озере(2€ парковка, 3€ билет). Озеро тоже оказалось маловодно, но все равно очень красиво, и никого вокруг, только уточки, «ляпота….».

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

После 10 отправились на Плужине смотреть каньон. Каньон реки Тара конечно впечатляет, но из-за теней фото получились не особо красивые.

Потом поехали в Никшич. Там красивый храм. Из Никшича поехали не по главной дороге, а параллельно ей, по западной.

Дорога серпантинная и достаточно узкая. Солнце светило сбоку-сзади и было невероятно красиво. Извилистая, узкая дорога, золотистой красно-зелёная листва, озаренная солнцем, панорамный вид с горы с дороги, необъятный дол каньона……

Все это завораживает. Монастырь Острог

во второй половине дня освещается с фасада и фото получается хорошее. Поднимались на машине до самого Острога - парковка была свободная. Потом поехали на Даниловград, заехали к монастырю Св. Дмитрия,

но ворота во двор были уже закрыты. В Даниловграде заехали в монастырь Ждребаоник.

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

И уже в темноте поехали домой.

5 По побережью.

Свети Стефан фоткать лучше в 9 часов.

В Баре красивые церкви.

Дальше был Старый Бар, оставили машину не на парковке, а чуть выше, ближе ко входу в старый город (площадка с мусорными баками). Вход 3€.

Улцинь.

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

Парковались на пристани под старым городом.

6 Которская бухта.

Поехали через Тиват, мимо парома на Котор. От парома до Котора узкая дорога, но там очень красивые виды.

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

Проехали до Пераста, пообедали с видом на о. Госпа од Шкрпела и о. Св. Георгия, прогулялись по единственной улице города

и поехали в старый Котор.

Черногория и Босния и Герцеговина на авто ноябрь 2015

Машину оставляли на стоянке под шлагбаймом 0,7€ в час. Вдоль городской стены старого города есть "зеленый рынок". Там мы накупили пакет разных фруктов.

Сдача авто.

Встретилис возле аэропорта, доехали до наших апартов, отдали ключи и документы, менеджер проверил наличие комплектности авто, полного бака бензина и пожали руки. И все.))))

Черногория и Босния и Герцеговина 2015

посетили — тиват, котор, пераст, герцег нови, старый бар, ульцинь, даниловград, майковац, хабляк, плущине, никшич, цетине, риека церноевича, требине, столац, чаплина, мостар, ловчен, дурмитор, чорное озеро, мост джурджевича, большой каньен реки тара, водопады ниагара, реку черновица, скадарское озеро и ряд монастыреи и церквей