Турист Анна Рубченкова (annarubchenkova)
Анна Рубченкова
была 12 декабря 2022 11:33

Аршан — Россия Сентябрь 2015

Приехав на Байкал, можно, конечно, потратить все время исключительно на само озеро, но если вам хочется разнообразных впечатлений, то всего в двух часах езды от южной кромки Байкала начинаются Саяны и красивейшая Тункинская долина. Кстати, первый раз Саяны мы увидели еще в Красноярских Столбах, а теперь решили зайти в эти горы с другой стороны.

Через всю Россию на Байкал (Часть 5) — Аршан

Самый известный пункт притяжения для туристов в этом районе — пожалуй, Аршан. Это поселок, который расположен у подножия горной гряды, он знаменит своими целебными источниками. Из Аршана можно, с одной стороны, начинать восхождение в горы, а с другой — в нем есть место для спокойного отдыха и любования видами на долину и, если повезет, то и снежные шапки над самой головой.

Из Иркутска добраться до Аршана можно с легкостью с центрального автовокзала (его я уже хвалила за возможность покупки билета через интернет — пожалуй, это лучший выход, поскольку кассы вовсе не круглосуточные). Маршрутка из Иркутска едет через Култук — полагаю, есть возможность подсесть и там, еще я читала, что некоторые выезжают из Слюдянки. В целом мой совет: если есть возможность, по Тункинской долине стоит путешествовать на своем или арендованном авто — там такие виды, что хочется останавливаться и фотографировать, и фотографировать. Тем более манера вождения местных автомобилистов особенно проявляется на горных дорогах — иногда это пострашнее, чем в луна-парке.

Через всю Россию на Байкал (Часть 5) — Аршан

Мы намеревались остаться в Аршане с ночевкой, и с этим проблем бы не было, даже в сентябре местные встречают подходящие автобусы и предлагают свое жилье. Но мы решили изменить планы и потратить последний день поездки на приобретение подарков и на Иркутск — и, в целом, не пожалели: в Аршане хорошо, но там лучше или по-быстрому все осмотреть, или расслабиться и наслаждаться.

Через всю Россию на Байкал (Часть 5) — Аршан

Добравшись до Аршана, мы купили обратный билет, оставили рюкзак в камере хранения и отправились по одному из самых популярных маршрутов. Через монгольский рынок (на котором, кстати, оказались самые низкие цены на травы из всех мест, что мы проехали) и белую лестницу мы добрались до первой смотровой площадки.

К слову, хоть Аршан и избалован туристами, не могу сказать, что он радует хорошей навигацией. Дальше по тропе и по интуиции (а точнее — вдоль обрыва) мы верхом дошли до первых водопадов.

Через всю Россию на Байкал (Часть 5) — Аршан

Красота там особенная, а птицы — ручные, сопровождают весь путь и едят с руки. Детям восторг, да и взрослым тоже.

Через всю Россию на Байкал (Часть 5) — Аршан

У водопада через реку перекинут шаткий мостик, на котором больше трех собираться запрещено. Мы решили не рисковать, зашли вдвоем и больше никого к себе не пускали.

Через всю Россию на Байкал (Часть 5) — Аршан

Печалит, конечно, что люди ведут себя в таких местах отвратительно, еще на ольхонском мысе Бурхан было прискорбно видеть надписи краской на легендарных камнях, а тут — то же самое. Больше того — когда готовилась к поездке, смотрела фото путешественников, и у них надписи были другие, то есть их, видимо, периодически подтирают, а на их месте появляются новые.

И все же туристы там в основном из местных, когда в разговоре с нами узнавали, что мы из Москвы, очень удивлялись и радовались.

Через всю Россию на Байкал (Часть 5) — Аршан

Водопады и в большей степени сама река Кынгарга очень впечатляют. Кажется, это такая мелкая, но быстрая речушка, однако когда смотришь на ее русло, осознаешь, в какой бурлящий поток она может превращаться.

От водопадов удобнее идти низом, вдоль реки. Эта тропа проходит, в том числе, вдоль белой скалы и выводит прямо к некоторым из источников.

Через всю Россию на Байкал (Часть 5) — Аршан

Скажу крамольные вещи, за которые на меня уже обрушивались с критикой и местные, и простой народ в сети. Вкус у целебной воды, как у старой водопроводной — со ржавчиной, к тому же она натуральным образом газирована. Мне было сложно ее пить, хоть там и множество полезных минералов, из-за которых она и имеет такой привкус. Но, кстати, сделала над собой усилие, выпила — целую полторалитровую бутылку, могу сказать, что эффект был ощутим даже от столь небольшой дозы. Народ же ходит к источникам с пятилитровыми тарами, которые, к слову, продаются тут же, на монгольском рынке.

В этом «глазном» источнике, кстати, целебная вода та, что с пузырьками сероводорода. Пузырьки эти нужно еще отловить.

Через всю Россию на Байкал (Часть 5) — Аршан

От источников наш путь лежал через реку к старому буддистскому дацану, который, к слову, не то чтобы слишком стар — всего с 1917 года существует. До этого буддистских святынь мы не посещали, но в силу моего знакомства с йогой мне казалось, что это место должно было чем-то отозваться в моей душе. К сожалению, восторг вызвала только окружающая природа — а в самом дацане, сложилось впечатление, царствуют товарно-денежные отношения. Еще раз подчеркну, что это исключительно мое впечатление, допускаю, что там живут святые люди, а я просто неверно все поняла.

Программу-минимум по Аршану мы выполнили, успели только поесть поз напротив вокзала, забрать рюкзаки и погрузиться в маршрутку, чтобы на этот раз держать фотоаппарат наготове и не пропустить потрясающие виды из окна. В Култуке водитель сделал небольшую остановку, и мы в очередной раз урвали себе горячего омуля на ужин: Байкал рядом, и здесь еще коптят горячим способом, а в Иркутске — уже только рыба холодного копчения. Последний взгляд на озеро — и через какие-то полтора часа и десяток поседевших волос от движения по ночным горным дорогам мы вернулись в Иркутск.

Решение не ночевать в Аршане было продиктовано еще и тем, что темнеет в сентябре рано, а в горах — и подавно. Поэтому «непродуктивные» вечерние часы разумнее всего потратить на дорогу. Лучше бы, конечно, отвести на эти места хотя бы пару дней, здесь есть, что посмотреть. Но, безусловно, приехать на Байкал и не заехать в Саяны, пусть даже на полдня, — это большое упущение.