Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 3:31

Остин — США Декабрь 2015

Осень в Техасе ведет себя совершено иначе чем в России.

Осень она конечно рода женского, но если ноябрьская осень в центральной России вызывает ассоциации с Бабой Ягой, то техасская скорее со Старухой Шапокляк. Для этого есть все основания. Ноябрьская осень в родной средней полосе брутальна и непобедима. Никогда не слышал сказки про то как Зима прогнала Осень. У нас это не победа одного времени года над другим, у нас это процесс перерождения. В Техасе ситуация несколько другая.

Бесчинства осени

Техасская осень обитает на границе, чуть зевнешь и получишь крепкого пинка из-за Рио Гранде, так сказать, «Горячий привет от Мексиканского Вечного Лета». Там Лето — мужик, причем «простодушный» такой.

На его территорию техасской смешной Осени ни за что не перебраться. Там на Рио Гранде такой бастион из цитрусовых ей и подходить страшно. Вот и получилась она у нас немножко с детства испуганная, на люди особо не показывается.

Бесчинства осени

Если вы спросите обычного жителя Хьюстона или Сан Антонио, когда в Техасе листва желтеет. Вам честно ответят, что никогда и добавят, с задумчивым лицом — «Вечнозеленые». Только отдельные неуемные личности знают техасские осенние места.

Не поверите, но даже если вы объедете все дороги центрального Техаса, вы скорее всего не увидите ни одного дерева с желтой листвой. Вся эта красота — реликтовые леса растущие на дне каньонов. Чтобы их увидеть надо сделать невероятное — оставить машину и спуститься пешком в каньон.

Бесчинства осени

В Техасе, оно как получается, спионерит наша Бабушка Осень банку охры и ищет где бы ей «пографитить». В городе понятное дело загремишь сразу, в поле видно издалека… Идет в Каньон, хорошо, тихо.

Вот и мы пошли. Место зазывается Гамильтон Пул — это парк штата Техас. Основная достопримечательность парка довольно большой водопад. Правда, он на нашем «безводье» последних лет похудел немножко.

Бесчинства осени

По всей видимости, весь этот совершено круглый бассейн под водопадом когда то был синотом. Позже он попал в зону поднятия и превратился в часть русла ручья, при этом сохранив приличную глубину и характерный для известняков яркий цвет воды.

В стенах если не пещеры, то углубления. С потолка свешиваются сталактиты, но конечно не такие красивые и белые, как бывают в глубоких пещерах.

Бесчинства осени

Удивительная черта водопада в Гамильтон Пул это то что он почти круглый. Когда воды в реке много она падает по всему верхнему периметру. По пещере, расположенной под водопадом, можно гулять, находясь за занавеской воды.

Из бассейна под водопадом вытекает ручей, который через два километра впадает в небольшую речку. Вот собственно и весь парк. Он совсем не большой, но в эти осенние дни очень хорош собой. В будни людей практически нет, егерей тоже. Девчонка-студентка, с какого ни будь биофака, которую посадили деньги на входе собирать, убежала птичек фотографировать. С трудом разыскали и то только потому что слышно было как без остановки фотик трещит, а если от нее чуть отойти совсем тихо и волшебно.

Бесчинства осени

Эти деревья с ярко желтыми иголками называются Лысый Кипарис или Болотный Кипарис, ботаническое название: Taxodium distichum. На сколько он там кипарис точно не знаю, не очень похож, да и не желтеют иголки у кипарисов. Я бы его назвал Лиственницей Техасской, но меня забыли спросить.

Самое удивительное, что слово лиственница в английском языке есть (larch — по простому, larix — это если по культурному), но этим словом называют деревья, которые растут в России или Китае, те которые в Америке почему то кипарисы.

Бесчинства осени

Я думаю, это от пионеров в наследство осталось. Они везде искали аналогии с Землей Обетованной, что не гора то Сион, а речки — ну чистый Иордан, не отличишь. Они так точно слово «larix» не знали, если не фига то точно «cypress».

Деревья просто удивительные. Их высота четко соответствует глубине каньона. Верхушка как обрубленная. Не хотят вылезать на горячий пустынный ветер. Внутри каньона всегда прохладно из-за холодной родниковой воды. Каньоны ведь узкие и ветер не может выдуть из них прохладный воздух. Вот эти «лысые» и сообразили не высовываться.

Бесчинства осени

При этом они сами каньон своими кронами прикрывают как крышкой. Мешают теплообмену не дают каньону перегреться. Нет бокового солнца, да и ладно. Летом солнце почти над головой, тропик рядом, а зимой иголки сбросил и отдыхай.

Другое интересное приспособление — это корни. Земли очень мало, приходится цепляться за скалы и жить на гидропонике. Но главное всегда в наличии убойное техасское солнце и вода насыщенная минеральными веществами. Корни уходят на десятки метров от самого дерева и ищут трещину в известняке чтобы надежно зацепиться. Вес корневой системы в несколько раз превышает вес дерева.

Бесчинства осени

Эта фотография из другого каньона, но на ней хорошо видно во что «лысые» превратили скалы. Посмотрите на оба берега, они уже почти полностью состоят из корней. У корней есть забавная черта, как только они выходят из тени дерева, они начинают образовывать так называемые локти (иногда называют коленки). Это потенциальный наследник материнского дерева при благоприятных обстоятельствах из него вырастет новый кипарис.

Корни здесь вообще важнее самого дерева. Может через десять лет, может через сто по каньону пойдет сель. Без этого не бывает. Будет много воды, грязи и камней. После селя в каньоне останутся голые скалы. Ни кустика ни травинки не будет.

Небольшой каньончик проутюжило камнями

Но уже через неделю из-под земли появятся «лысые». Вся толща известняка под каньонами пронизана их корнями. Там целый невидимый мир. Они намертво вцепились друг в друга и в камни. Им нужно очень быстро расти, нужно успеть обогнать чинары. Те тоже непростые.

Бесчинства осени

По тропинке дошли до границы парка. Здесь шустрая, веселая речка Педерналис (название из индейских, на каду точно что то значит) . Летом мы здесь обычно купаемся, в декабре уже не тянет, но зато вокруг ни одного человека, сегодня вся красота только нам досталась.

В таких случаях особенно тяжело уходить. Чтобы уйти из такого места нужно какое-нибудь событие, а так сижу ни кто не мешает, с какого дуру я сам, по хорошему, отсюда уйду. Пришла девчонка охранница, но увидела что нам хорошо и не стала приставать, а попросила закрыть шлагбаум на палочку, когда будем уезжать. Хороший у нее объект охраны и красиво и не стырит ни кто.

Гуляли по каньону пока не стемнело. Когда поднялись на верх, к удивлению для себя, увидели что там еще светло.

Бесчинства осени

Ну зачем же себе отказывать прошлись еще и по верхнему парку. Жалко все-таки что все это скоро облетит…