Турист Евгения Чех (evgeniaczech)
Евгения Чех
была 14 декабря 2022 18:46

Трентино — Альто-Адидже — Италия Июль 2014

Скажу сразу, что до поездки в Южный Тироль я знала о нем только, что это в Италии, и что это Альпы.

Южный Тироль или другая Италия

На карте Италии это маленькое пятнышко на самом севере.

"Ну, наверное, красиво". Сказать «Красиво» — это ничего не сказать.

Южный Тироль или другая Италия

С первого взгляда на эти горы я поняла, что пропала. Как описать ощущения человека, находящегося среди этого великолепия? Для меня это был настоящий шок, это выбивание пробок, это восторг, слезы, счастье и замирание сердца. Это лекарство для души. Каким-то непостижимым образом. Не спрашиваете меня, почему…

Южный Тироль или другая Италия

Может быть, здесь я была в прошлой жизни… Или какие-то далекие предки передали с генами запрятанные в подкорке знания… Может быть, пред лицезрением величия природы приходит понимание «суеты сует»… Или это просто загадочное влияние на человеческое существо Красоты и Гармонии…

Южный Тироль или другая Италия

Но волшебные горные пейзажи — это оказалось далеко не все. Доломитовые Альпы, включенные в список ЮНЕСКО, виноградники, чудесные средневековые крепости, старые церкви, деревенская идилия — это все Южный Тироль. Южный Тироль гармонично сочетает в себе альпийскую и средиземноморскую природу, немецкую и итальянскую культуру.

Южный Тироль или другая Италия

В Южном Тироле ощущение, что ты в Италии, частенько подвергается сомнению. Ты просто слышишь постоянно немецкую речь, надписи, названия улиц, какие-то разные. Для того, чтобы понять, в чем дело, придется немного познакомиться в историей.

Южный Тироль или другая Италия

До 20 века Тироль был един и принадлежал Австрийской империи. С окончанием Первой мировой войны в ноябре 1918 Австро-Венгрия и Италия подписывают соглашение о перемирии. Вследствие чего итальянская армия занимает юг Тироля и временно берет на себя обязанность по управлению этими территориями. Пообещав передачу территории Тироля, Англия, Франция и Россия, заключив Лондонский пакт в 1915 году, обеспечили вступление Италии в войну в качестве их союзника.

Южный Тироль или другая Италия

Так Южный Тироль становится итальянским. Жители Южного Тироля были в основном немцы и ладинцы. Муссолини, понимая ненадежность новых территорий, активно заселяет сюда итальянцев. Сознательно меняются названия сел и городов на итальянский манер, даже область вцелом теперь называется Альто-Адидже. Мирный договор 1947 года подтвердил границу Италии с Австрией по состоянию на 1919 год. С целью снижения остроты национального вопроса был создан автономный регион Трентино — Альто-Адидже/Зюдтироль, в котором Южный Тироль является частью, северной провинцией, а вторая, преимущественно италоговорящая - южная провинция, Трентино. "Чудесным" образом немецкоязычное население оказалось в меньшинстве. Немецкоязычному меньшинству Южного Тироля гарантировалось полное равенство прав с италоязычным населением. Однако Австрия продолжала заявлять, что немецкоязычное меньшинство подвергается в Италии дискриминации. Италия, в свою очередь, обвиняла Австрию в поддержке прогерманских сил, а также в пособничестве террористам, совершавшим свои акции в Южном Тироле на всём протяжении 1960-х годов. (Что-то мне эта история напоминает…)

Южный Тироль или другая Италия

В конце 1969 года Италия и Австрия достигли соглашения, по которому «регион получал права расширенной автономии, возрастало влияние тирольцев на национальную политику в провинции, немецкий язык получал соответствующий статус, признавалось немецкое название территории — Южный Тироль». Однако Италия не торопилась воплощать эти положения в жизнь. Окончательно вопрос Южного Тироля был урегулирован в 1992 году. Италия предоставила немецкоязычным жителям региона Трентино — Альто-Адидже право получать образование на немецким языке, они стали шире представлены в муниципальных органах власти и смогли напрямую обращаться в Международный суд ООН в Гааге. В 1992 году австрийские власти объявили о прекращении противоречий с Италией по вопросу Южного Тироля. В 2001 году он получил статус отдельной немецкоговорящей провинции, расположенной на севере Италии. Согласно Статуту региона Трентино — Альто-Адидже/Зюдтироль правительство гарантирует сохранность культурных и языковых различий отдельных этнических групп.

Так вот, поэтому, для отсутствия недоразумений, географические названия здесь на трех языках. Причем, есть районы, где люди ни на итальянском, ни на немецком не говорят. Столкнулась с этим в отеле — хозяева кое-как объяснялись на английском, объяснив, что из язык — ладинский (от древнероманского).

Южный Тироль или другая Италия

Помимо горнолыжных курортов зимой в Южном Тироле прекрасно развит пеший туризм и альпинизм летом. Более 13000 км пешеходных маршрутов, обозначенных указателями, ведут через яблоневые рощи, по альпийским горным тропам, через каштановые леса, высокогорные луга и бесконечные пастбища.

Южный Тироль или другая Италия

Белые скалы Доломитов, с виду напоминающие башни, сформировались миллионы лет назад в тропическом море из коралловых рифов, а сегодня, как каменные великаны, возвышаются к небу. Скалы трэ Чиме ди Лаваредо / Drei Zinnen в долине Альта Пустерия / Hochpustertal, или скалы Торри дель Вайолет / Vajolet-Türme в природном парке Сцилиар Катиначчо / Rosengarten давно уже стали легендарными.

Южный Тироль или другая Италия

Для любителей старины здесь также раздолье. В Южном Тироле 800 замков и крепостей. Кастель Тироло является одним из символов этой провинции.

Южный Тироль или другая Италия

Девяти дней, что мы были в Южном Тироле, хватило только на знакомство по-верхам. Честно говоря, я не ожидала такого великолепия и многообразия. О том, что увидели и узнали, я еще расскажу по-порядку.

До Южного Тироля можно добраться на самолете, затем на поезде: от Инсбрука — 100 kм, от Вероны — 154 kм, от Венеции — 267 kм, от Мюнхена — 290 kм, от Милана — 320 kм.