Турист Denis Mironov (den-ekb)
Denis Mironov — был 3 декабря 2023 17:34
Смотрю на мир. Мир смотрит на меня.

Биджапур — Индия Декабрь 2013

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 1

Доброе утро, долгожданный Биджапур!

Утро, холодное утро… первое, что вспоминается о путешествии по Биджапуру. Колебания температур между ночью и днём здесь существенны. С чем это связано, сказать не берусь. Сейчас около +12, а днём около 36.

Мы надели всё самое тёплое, что было: носки, сланцы, пляжные трусы, очки. И под оптимистичные насвистывания и песнопения, направились покидать свои номера. Как видите, дорогие читатели, к этой поездке мы подготовились плохо.

Отель настежь открыт, сотрудников никого, только собака спит на пороге. Встал резонный вопрос, по поводу, нашей безопасности этой ночью. Правда, нас это мало волновало.

В 04:50 подъехал водитель тук-тука. В сити-тур по Биджапуру, Сурия нашёл нам тукера за 40 долларов. Рабочее время: 05:00 — 14:00. По всей видимости, это лучшее средство передвижения тут, ибо трафик плотный, а улочки очень узки.

Тук-тук больше напоминал отечественный сапожок, но большего размера. Задней двери у него не было.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

Ехали в кромешной тьме, под свет фар, обгоняющих нас автомобилей. Холодный, обдувающий ветер, насвистывал, то здесь, то там.

Отель был расположен за Биджапуром, поэтому до города надо было ещё добраться. Подстилка под попу, моментально превратилась в общее покрывало/накидку, русская смекалка непобедима. Ведь, даже не побрезговали!

Старинный город Биджапур — столица огромного княжества Биджапур в XV — XVII веках. Если сегодня меня спросите о Биджапуре, то могу сразу сказать, что это мечети, мавзолеи, дворцы, сторожевые башни, изящные минареты, родина знаменитых храмов.

Сегодня это небольшой городок, но здесь всё напоминает о минувшем золотом веке непревзойденного процветания и художественной утонченности. Биджапур широко известен, в узких кругах, как «Южная Агра», благодаря своей роскошной мусульманской архитектуре, главная достопримечательность которой — огромный купол мавзолея Гол Гумбаз и мечеть Ибрагим Рауза.

Какого-то единого классического маршрута посещения Биджапура — нет. Туристы здесь не частые гости.

В потёмках мы прибыли к первому нашему сайту — Гол Гумбаз.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

Гигантский мавзолей Гол Гумбаз по праву занимает приоритетное место среди объектов культурного наследия Биджапура. Осмотр достопримечательностей города стоит начать именно с него. Почему? Великолепную акустику пустого храма, неповторимый рассвет и службы, можно застать только ранним утром. Поэтому, не поленитесь, встать по-раньше.

Вход стоит около 100 рупий, туристов тут обслуживают без очереди.

Пока мы шли до мавзолея, стали пробиваться первые лучи солнца. Мы увидели красивый парк, изысканную архитектуру дворца и музеев. Правда, на это отвлекаться сильно не стали, поскольку хотели встретить рассвет. А было большое желание всё детально рассмотреть.

Спустя пару минут, мы вошли в сам мавзолей и начали восхождение по узким, извилистым, высоким ступенькам. Задача усложнялась тем, что ноги должны быть босыми, а поверхность ступенек, как бы мягко выразиться, шершавая. Периодически корчась от боли, мы преодолевали метр за метром, ступеньку за ступенькой, такими черепашьими темпами к рассвету успели.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

Далее направились под гигантский купол, который ещё называют «Шепчущая галерея», где даже слабый шорох, перекликается в огромном помещении 11 раз! Купол, при непосредственном приближении, нереально большой. Внутри очень темно — глаза выколи. Шарканье тапками было слышно то здесь, то там. Расселись по кругу, и давай кричать друг друга, напевать мотивы. От обилия звуков, голова тут же пошла кругом. Фишка ещё в том, что пол есть только по периметру купола, а в центре огромная дыра, в которую при полной темноте — немудрено упасть. Мы решили напугать наших девочек. Затаились. Тут же многократное эхо: «Мальчики, Вы где? Ну, не молчите! Не молчите, Сволочи!». Под куполом мы провели около получаса, этого вполне достаточно, чтобы ваша «крыша» отправилась в путь.

Далее пошли спускаться вниз, чтобы осмотреть все владения вокруг. Что я могу сказать?! Впечатляет! Особенно человека, который впервые прикоснулся своей рукой к индийской культуре. Я бы советовал провести тут не менее двух часов. Место одухотворенное и интересное, безусловно, достойное вашего внимания и визита.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

После уроков экзотической физкультуры по «шершавым» лестницам, снова погружаемся в тук-тук и направляемся в небольшой вояж по городу, для посещения остальных объектов маршрута.

Темнота друг не только молодёжи, но и Биджапура. В этом я убедился, пока мы ехали к мечети Джама Масджит.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

Освещенный город выглядит очень не привлекательно и даже пугающе. Может из-за этого Сурия нас не заселил в самом городе. Темнота явно сглаживает и скрывает все изъяны этого города: убогие домишки, кругом грязь, здоровые кабаны, склады-склады-склады, канализационные стоки. Колориту почерпнули так, что будь здоров! Это Вам не пафосный, по местным меркам, Гоа.

Чтобы хоть как-то скрасить впечатление и отвлечь своих коллег по туристическому ремеслу, я зачитывал описание следующего нашего объекта — мечеть Джама Масджит.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

Итак, считается, что Пятничная Мечеть Джама Масджит одна из лучших в Индии. По разным источникам, она рассчитана на 2100 — 2250 верующих. Это красивая белая мечеть открытого типа. Понравится, прежде всего, ценителям мусульманского наследия в индийской цивилизации. Мне как человеку, деревенскому, в этих делах, было просто интересно.

Мы прибыли около 09:00. Ни души. Вход бесплатный. А на пороге нас встречал вот такой хыщник:

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

Внутри ничего особенного, с точки зрения, архитектуры. Стоит отметить, что это действующая мечеть, и сюда нельзя входить одетым неподобающе.

Вход в главный молитвенный зал ведет мимо квадратного бассейна для омовений; молитвенный зал венчает центральный купол с элегантными пропорциями, окруженный 33 куполами меньшего размера. Во время нашего визита, бассейн был пуст. Думаю, что посетить стоит. Интересно, но не более.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

Неожиданно мы сошлись во мнении, что уже устали, поэтому заехали в местную забегаловку, выпить кофе и навернуть пару лепёх, так сказать, сделали посадку на дозаправку.

Прямиком из кафе наша дорога пошла до недостроенного мавзолея Барах Каман.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

По сути, Барах Каман — это не достроенные арки, погружающие в древний мир. Можно сказать, руины.

Воздушные арки недостроенного мавзолея возникли перед нашим взором неожиданно, буквально, после первого же поворота.

Здесь испытываешь приятные ощущения того, что эти арки сразу переносят с шумных суетных улиц в загадочный древний мир. Для того, чтобы представить, насколько прекрасным и величественным задумывалось это строение, стоит просто закрыть глаза. Но закрывать их не хочется, потому что картинка радует взгляд. На посещение этого места у вас уйдет совсем немного времени, но останутся неизгладимые впечатления. Несмотря на центр города, здесь особая атмосфера: шум улиц не замечаются, а толпы индусов вокруг даже не слышно. Место зачетное, обязательно к посещению.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

В пешей доступности (около 200 метров) от Барах Камана находится бастион львиные ворота, с гигантской пушкой весом в 55 тонн. Легенды слагают о том, что на платформу эту пушку поднимали при помощи слонов. Именно она использовалась в сражении между Биджапуром и Виджаянагарской империей. Пушка была отлита в 1551 году из сплава пяти металлов и идеально сохранилась по наше время.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

К полудню, установилось невыносимое пекло. От Солнца невозможно было куда-либо спрятаться, но мы исправно, продолжали изучать город и его объекты старины. После осмотра военной техники и сооружений направились, пожалуй, к самой главной достопримечательности Биджапура (а может и всей Карнатаки): мечеть Ибрагим Рауза.

Если Вы не располагаете средствами на посещение Тадж Махала в Дели, то Вам прямая дорога в Биджапур. Ходят легенды, что известный Тадж Махал был построен по прототипу Ибрагим Раузы. Очень интересное, колоритное, а самое главное красивое и духовное место. Больше, чем уверен, что Вы тут проведете время со смыслом и интересом. Думаю, комментарии тут излишни. Скажу, что мы гуляли тут не спеша, около 3 часов.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

После встречи с очередной мечтой сопливого детства, нас отвезли в назначенное место, где уже ждал Сурия, чтобы выдвинуться «домой» в Гоа.

По дороге мы ещё заехали к огромному памятнику Шиве, где собрали ажиотаж среди местных. Тем не менее посмотреть удалось в спокойной обстановке.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

Путь обратно был без остановок, поэтому очень муторно. С вестибулярным аппаратом всё нормально, а намотало сильно. Мысль о том, чтобы закрыть глаза, я даже не допускал. В Гоа прибыли в 01:00.

Биджапур самым ярким впечатлением моего мини-маршрута по Индии.

Бронзовый треугольник Карнатаки. Часть 2

P. S. ЭКСКУРСИЯ ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ?

Небольшая калькуляция.

Экскурсия: 175 USD / чел при размещении 8 человек в машине

Самостоятельно: 40 USD/ чел — аренда авто на два дня при размещении 5 человека в машине, 10 USD / чел — номер при двухместном размещении, 3 USD / чел — завтрак, 10 USD / чел — аренда тук-тука с водителем, 8 USD — входные билеты. Итог: 71 USD / чел.

Если ехать вдвоем 121 USD / чел. Возможно, нам повезло.