Турист Наталия Коннова (ttttasha)
Наталия Коннова
была 13 декабря 2022 17:20

Петропавловск-Камчатский — Россия Июль 2015

Начало рассказа о Камчатке (Долина Гейзеров и восхождение на вулкан Мутновский) — здесь.

После покорений вулканов и долин неплохо бы немного и дух перевести. Очень удачно на следующий день у нас была запланирована морская прогулка по Авачинской бухте с выходом в океан. Очень интересная экскурсия, занимает около 6–7 часов. Авачинская бухта считается одной из самых крупных в мире. Кто-то подсчитал, что в ней должен бы поместиться весь торговый флот мира. Это мы не проверяли, а вот то, что с воды открываются отличные виды на Вилючинский, Корякский и Авачинский вулканы оценили.

Однако центральное место в этом туре занимает посещение острова Старичков — скалистого острова, сплошь покрытого птичьими базарами. О нем расскажу поподробнее далее. Кроме того, туристам демонстрируют местную достопримечательность, называемую вратами города — скалы «Три брата», которые по легенде являются окаменевшими братьями, вставшими на защиту прибрежных поселений от натиска воды.

Как набрать 10кг за неделю: Камчатка, ч.2 - крабы, рыба, лошади и евражки

Будет экскурсия по бухте интересна и любителям рыбалки. Делаются остановки для осмотра гротов и скал на моторке, во время которых остальные могут рыбачить. Свежепойманную добычу можно будет сразу и отведать. Еще в начале путешествия по бухте наш капитан «притормозил» у лодки местного рыбака, и выкупил у него ящик крабов-стригунов, с которыми мы очень позабавились при фотографировании, включающем их попытки нас цапануть. Эти стригуны — довольно мелкие крабы, могут только кожу поцарапать. А вот Камчатский краб может своими клешнями и карандаш переломить, и палец, соответственно, тоже.

Мы с мужем рыбачили, можно сказать, впервые. И за пару минут сразу же наловили с пяток штук камбалы. Только удочку опускаешь, уже клюет. Вот это рыбалка, я понимаю. 10 минут — и полное ведро. =) Предлагаю оценить и другие достижения нашей группы во время рыбалки, достигнутые более опытными бойцами на рыболовном фронте.

После таких свершений наш кок (очень старательная женщина-повар) приготовила нам все это разнообразие на пробу. И крабов отварила, и уху сварила, и свежевыловленную рыбу пожарила. Было и еще что-то, мы уже пытались ее убедить, что больше ничего съесть все равно не в состоянии. =) Вкусно — словами не передать, не сравнить с покупными в наших магазинах морепродуктами.

Для особых ценителей можно за отдельную плату отведать еще икру морских ежей, для чего дайвер нырнет и выловит их к столу.

Вообще же, с командой нам обалденно повезло. Капитан из кожи вон лез, чтобы нам угодить. С каким энтузиазмом он рассказывал и показывал всё, пока возил нас поочередно на моторке в гроты и разные любопытные места… слов нет. И ведь в который раз он эту экскурсию повторяет, а все ему интересно и весело. И гроты нам очень понравились. Для большей остроты ощущений нам сообщалось, что неосторожный заход в них может привести к столкновению от волны со стенкой грота и повреждению нашего суденышка.

Кроме гротов, он нас подвозил и ко всяким причудливым скалам, с такими интересными породами, что раньше видеть не доводилось. Существенная часть этих удивительных природных образований магматического происхождения.

Как набрать 10кг за неделю: Камчатка, ч.2 - крабы, рыба, лошади и евражки

Вот мы и подошли к центральной части экскурсии — орнитологической. Мы не большие знатоки и любители птиц, но у берегов Камчатки проживает немало видов редких пернатых. Среди них, само собой, чайки, утки, а также старики, топорики, краснолицые бакланы… Всех видели! Очень топорок мне нравится, выглядит он вот так (привожу фото из интернета):

Как набрать 10кг за неделю: Камчатка, ч.2 - крабы, рыба, лошади и евражки

А еще подфартило увидеть и крупного хищника — орлана, причем он как раз тащил добычу в свое гнездо. Капитан показал, сами бы и не заметили. Говорят, можно встретить и беркутов. В общем, птиц видимо-не видимо.

Правда, попытки запечатлеть покрупнее и поближе всех этих птиц как-то….были отложены, поскольку получается не вполне лицеприятная картина.

Как набрать 10кг за неделю: Камчатка, ч.2 - крабы, рыба, лошади и евражки

Немного омрачило нас только то, что нам не удалось увидеть представителей разных видов тюленей. Хоть мы и подплывали к местам лежбища нерп и ларгов,

никто из них на солнышке не грелся. Возможно, их уже спугнули более ранние лодки с туристами. Говорят, если повезет, можно увидеть даже каланов, да и сивучи иногда заплывают. В океане подальше от берегов видят даже касаток. Вот такая познавательная и расслабляющая экскурсия, очень советую. Главное, чтобы с погодой повезло. Хоть с утра и моросил дождик, к обеду нам с лихвой воздали небеса за предыдущий ненастный день во время восхождения. Многие интересуются, можно ли купаться на Камчатке. Поверхность вод бухты летом (с июля по сентябрь) прогревается до +10 — +15 градусов по Цельсию. На глубине температура ближе к нулю. Так что решайте сами, можно ли там купаться. =)) По мне, так только в гидрокостюме.

В этот день мы ухватили еще и кусочек участия в празднике Дня рыбака. Основные гуляния проходили на центральной площади у здания правительства — где стоит Бэтмен.

Несмотря на дикий ветер, горожане решили, что +10 градусов — это вполне себе повод надеть платье. =) В общем бедламе мы, уставшие, плотно участвовать не стали, а просто прогуливались по набережной и любовались всем со стороны, а заодно и отличными видами.

Как набрать 10кг за неделю: Камчатка, ч.2 - крабы, рыба, лошади и евражки

За прогулку мы отметили для себя, глядя на берега Авачинской бухты, какая Камчатка зеленая. Как будто попали на зеленую планету. Хоббитов можно снимать там, в Новую Зеландию не ехать. Такое буйство зелени кажется удивительным в весьма суровом климате, однако же вот, пожалуйста.

На следующий день нам довелось убедиться в нереальной зелености всего вокруг на Камчатке еще больше: мы отправились на конную прогулку к слиянию рек Левая и Средняя Авача. В Москве мы планировали прогулку верхом по Халактырскому пляжу с вулканическим песком, чтобы вроде как и пляж посмотреть (просто так экскурсия на него нам показалась скучноватой), и покататься на лошадях. Маршрут непростой. Около 18 км. Дальность обусловлена, конечно, расположением имеющихся там ранчо. Уже по прилету нам сообщили об изменении программы и предложили кататься верхом по лесу с пикником у слияния рек. Мы противиться не стали. Стоит удовольствие около 3,5 тыс. руб. Утро. Улица. Памятник трем непьющим (так его называют местные). Стоим мы в 8 утра и ждем машину. Вокруг — ни души. =)

Как набрать 10кг за неделю: Камчатка, ч.2 - крабы, рыба, лошади и евражки

Это была первая накладка в организации экскурсий. После получасового ожидания мы все же дозвонились до операторов, выяснилось, что нас «дернули» на час раньше. Несолоно хлебавши поплелись обратно в отель. Может, все что ни делается — к лучшему. За это время погода немножко разгулялась. Нас привезли в конюшню неподалеку от города (дорога ну очень ухабистая, почти как на вулкан ехали). Несмотря на очень простой быт, хозяева старались быть радушными и принимали нас не как клиентов, а как своих гостей. Подали чай, натопили печь….

После небольшой традиционной теоретической подготовки, мы оседлали своих коней и отправились с сопровождающими в лес. Хотя я сначала многого от экскурсии не ждала, должна признать, что она меня удивила. Лес на Камчатке удивительный. Зелень такая яркая, что аж глаза режет. Кругом цветы, ягоды (жимолости много), борщевик, папоротник, ели, березы… Есть и грибы. Мы очутились почти что в сказке. Временами тебя окружает целый рой из сотен светлых бабочек. Просто что-то нереальное. Ехали так, как нам нравится. Хотим — шагом, хотим — попробовали рысью…

После часа или полутора езды мы услышали сильный шум. Это мы приблизились к реке. Даже не представляла, насколько бурные на Камчатке реки. Вот мы спешились у слияния Левой и Средней Авачи, огляделись, развели костер. У берега не жарко — сильный ветер от быстрого течения и холод.

Милые хозяйки лошадей быстро организовали нам пикник и заварили на костре таежный чай. А мы все удивлялись окружающей природе (видите, какая четкая граница пролегает в месте слияния рек?), общались с лошадями (жеребенок заинтересовался нашим ярко-желтым портфелем и решил попробовать его на вкус, очень настырно) и опасливо посматривали по сторонам. В таком месте очень запросто повстречаться с медведем. Лес, река, рыба… Но уровень воды в реках был еще высоким, медведи не вышли на рыбалку. Они ленивые, нырять за добычей не любят, ловят то, что на поверхности. Да и лошади защищают от медведей, они их не боятся. Мы очень душевно поговорили с девушками, узнали об их жизни на Камчатке. Даже жаль было так быстро покидать столь чудесный уголок природы. Муж не каждый угол там еще успел запечатлеть. =))

Как набрать 10кг за неделю: Камчатка, ч.2 - крабы, рыба, лошади и евражки

Напоследок мы немножко дали возможность коням искупаться и двинулись в обратный путь.

Обратный путь прошел тоже красиво и благополучно, хотя кое у кого пятая точка немного и отбилась уже. =)) Все-таки наезднику нужно тренироваться, чтобы грамотно скакать рысью или уж тем более галопом.

На прощание мы угостили лошадей дозволенным перечнем продуктов, поблагодарили их за службу. А после знакомства и долгих прощаний с остальными проживающими на ранчо животными (щенком борзой и др.) и людьми были доставлены в отель.

На следующий день мы бы должны были отправиться на покорение горного массива Вачкажец (горный цирк потухшего древнего вулкана), а также совершить поход к водопадам и озеру (Зеленовские озерки), однако нам подтвердили, что вместо положенной зелени, там снега по колено тоже, и мы решили не мучиться, а совершить прогулку поприятнее. Было предложение от оператора поехать на вулкан Козельский, но мне кажется, что он довольно скучный, примерно как Этна, если прогуливаться по самим склонам неактивного вулкана (да простят меня любители Этны). Поэтому, раз мы не попали к Авачинскому вулкану в рамках восхождения, решили непременно съездить к подножию просто так, без восхождения: полюбоваться на его величие и, самое главное, в гости к удивительным евражкам — зверькам, живущим у подножия этого вулкана. Евражка — это такой суслик размером около 30 см и весом менее килограмма. У подножия Авачи они живут в норках повсеместно, но зверьки они довольно пугливые, водитель сказал, что было время, когда их активно употребляли в пищу, вылавливая при помощи наживки в виде угощения. Так что теперь они осторожные. Совсем не боятся человека семьи евражек, проживающие на одной горнолыжной базе у Авачи. Там они привыкли к туристам и спортсменам и легко идут на контакт. Так что туда мы и отправились. Дорога проходит по высохшему руслу реки и в некоторых местах перешеек, по которому должен проехать джип, уже почти совсем обвалился. Мы спрашивали, как же они собираются ездить, когда совсем обвалится. Ребята на Камчатке очень спокойные, говорят: «Да что-нибудь придумаем». В любом случае, снова прошло не без приключений. =) И снова не проторчали мы и 10 минут, как нас уже кинулись вызволять добрые люди. Для истории я потом встала в яму ногами, чтобы виден был масштаб бедствия. =)

База лыжников, где живут суслики, является частной территорией, но если вести себя прилично, то ругать за присутствие вас никто не будет.

В природе евражки питаются травянистыми растениями, ягодами, грибами летом, а зимой — чем доведется. В городах запасают мучные изделия, в дикой природе поедают всяких гусеничек и жучков. В общем, весьма всеядны. Но мы запасли очень широкий набор деликатесов для угощения. Можно бакалейную лавку было в нашей машине открывать. =)) Что ж, среди вышедших к нам сусликов были обнаружены и любители сдобного и шоколадного печения, и любители чего поострее — соленых орешков, и поклонники вафель приходили. Меня же привечал особенно один суслик, которому ни печенье, ни баранки, ни орешки не пришлись по вкусу. Но я подобрала ему угощение по душе. Он в течение часа умял у меня 2/3 обычного батона. С огромным удовольствием. А что не осилил, то в нору оттащил в несколько заходов. =) Этих умильных зверьков можно фотографировать часами. У нас «тыщапицот» изображений этой милоты во всех ракурсах. Поделюсь небольшим количеством. Кому интересно, те смогут посмотреть галерею. Итак, представляю Вам победителей в номинации «самые грандиозные щеки»:

Теперь победители в номинации «Самые смешные» (или «бойцовский хомяк»):

Как набрать 10кг за неделю: Камчатка, ч.2 - крабы, рыба, лошади и евражки

В общем, можно часами там зависать и умиляться. =) Еще очень нежная природа там для столь сурового места:

Хоть и июль, но там только все просыпается. И вся земля, что по дороге на Мутновский, что на Аваче, все покрыто рододендронами. Очень красиво. Жаль, в этот день погода нам совсем не благоволила, мы не то что вулкана не увидели из-за тумана, друг друга бы не потерять. =) Не без сожаления простившись с такой красотой, мы отправились в продолжение программы на Халактырский пляж, все же решили глянуть их вулканический песок, а то на Канарах еще не были. =)

Ох уж и дубильничек там! Ветрище, холодище, кошмар. Там есть база серфингистов и дайверов, но мне даже подумать холодно, как они там. Мы ни одного не встретили. Есть и всяческая инфраструктура: площадки для игры в волейбол, футбол, информационный центр для туристов…

В черном песке, как мне кажется, ничего особенного, но сочетание такого песка с яркой зеленой растительностью смотрится оригинально и непривычно. Там тоже очень разнообразный растительный и животный мир. Кругом цветы, ягоды… Видели даже дикие ирисы и кучу еще всяких малознакомых цветов.

Промерзнув до костей, практически трансгрессировали обратно в Петропавловск-Камчатский, поскольку все пассажиры задремали от такого количества прогулок на свежем воздухе. =) Оставшееся время решили посвятить осмотру основных достопримечательностей самого города П.-К. Среди самого интересного я бы рекомендовала подняться на 3 основные сопки города. Оттуда открываются отличные виды. Например, вот такие панорамы открываются с Никольской сопки, расположенной в непосредственной близости от исторического центра города:

Очень рекомендую как довольно романтичное место для прогулки вдвоем. Правда, место настолько умиротворяющее, что мало кто может устоять. =)))

Как набрать 10кг за неделю: Камчатка, ч.2 - крабы, рыба, лошади и евражки

Там много и исторических памятников, ведь на этой сопке разворачивались боевые действия в 1854 г. во время атаки англо-французской эскадры.

Если зрелищ уже довольно, и хотелось бы уже хлеба, то в гастрономическом смысле в Петропавловске-Камчатском, конечно, не разгуляешься пока, но и не помрешь. =) Из действительно неплохих могу порекомендовать японский ресторан Yamato,

итальянский ресторан Да Винчи,

корейский ресторан Korea house.

Привезти из П.-К. можно, в первую очередь, красную икру, крабов (лучше брать филе, фаланги, можно мороженые, а можно в консервной банке. Можно взять волосатиков, вкусные и недорогие, стригунов, камчатского краба) и всякие-разные сувениры, вроде пеликенов. Есть из дерева и из кости. Из кости очень дорогие, могут по несколько десятков тысяч рублей стоить.

Как набрать 10кг за неделю: Камчатка, ч.2 - крабы, рыба, лошади и евражки

В аэропорт рекомендую приезжать заранее — там царит полнейшая вакханалия по принципу «всего одно окно, всем туда». =) А если серьезно, то всем непременно советую посетить этот замечательный край, не пожалеть ни сил, ни денег. Природа там однозначно стоит того, чтобы ее увидеть и испытать себя. Впрочем, и испытывать необязательно. Есть вертолетные экскурсии на вулканы, только помните, что легкие вертолеты, типа Робинсон, там запрещены формально к полету из-за сильной тряски и ветра, а Ми-2 стоит от 20 000 с чел. Группа набирается редко. Но если есть желание и средства — не проблема. Еще рекомендую сильным духом посетить недавно извергнувшийся вулкан Толбачик и увидеть лавовый лес. Но нужно быть готовыми пару ночей провести в палатке. И, конечно же, непременно рекомендую побывать на Курильском озере, в гостях у бурых мишек. Тоже удовольствие недешевое — 33 000 с чел., потому что экскурсия — вертолетная. Но вы сможете понаблюдать за рыбалкой большого количества особей с расстояния в несколько метров. Нам не повезло, к середине июля они еще так и не вышли на рыбалку, а тратить такие деньги, чтобы мало что увидеть было глупо. Будет повод вернуться. =) Приезжайте на Камчатку! Вы запомните это путешествие навсегда!

Кто пропустил, но интересуется, приглашаю прочесть первую часть рассказа - про Долину гейзеров и вулкан Мутновский.

А наш путь лежал дальшево Владивосток, о чем продолжение непременно следует!