Турист Elena Итенберг (Leolik)
Elena Итенберг — была 17 апреля 19:57

Безансон — Франция Сентябрь 2015

Вспоминая Безансон, мне, почему-то, все время хотелось назвать рассказ о нем: «Пролетая над гнездом кукушки». Не сделала этого потому, что плагитничать во-первых не хорошо, хотя из-за скудости мысли и воображения иногда очень хочется, а во-вторых кукушек, а тем более их гнезд, коих, если верить преданиям, не бывает в природе, я там не увидела! Но раз ассоциация возникла, то откуда-то она должна была материализоваться? И таки было из чего. Над городом орлиным гнездом возвышантся Цитадель, возведенная Вобаном.

Задевая облака. Безансон

Когда мою дочь спрашивали: куда она собирается ехать в сентябре, она отвечала, что в Дижон и Безансон. И если Дижон, как столица Бургундии, был у израильтян ещё более или менее на слуху, то про Безансон мало кто слышал, а вернее будет сказать, что не слышал, практически, никто. Я и сама до недавнего времени о нем знала и слышала мало, а читала совсем ничего. Разве что у Стендаля в «Красном и Черном». Но само название-Безансон звучало так по-французски, что посетить Бургундию и не заехать во Франш Конте, столицей которого город с таким красивым названем является, было бы не простительно.

От Дижона до Безансона меньше часа езды и 16 евро денег. Очень заметно, где кончается Бургундия и начинается Франш Конте. Виноградники уступают место полям с картошкой-капусткой-морковкой, ярко-изумрудная зелень приобретает приглушенный зеленый оттенок, белых коров породы шароле сменяют гораздо более привычные нашему глазу бурые буренки. Очень яркая, сказочная пасторальность становится более земной и очеловеченной.

Снято из окна поезда.

Город, в который мы прибыли, по европейским меркам достаточно стар, а по израильским весьма молод. В 58 году, еще до Христианской эры здесь побывали римляне и от них в наследство остались несколько колонн, часть акведука и Черные ворота.

Кафедральный собор Сен-Жан (Иоанна Богослова) - классическое романское здание близ подножья горы Сен-Этьен, у цитадели. Собор датируется 11—13 веками.

Они стоят в середине подъема к Безансонскому Кафердралу, что примостился у подножия горы Сен-Этьен с «орлиным гнездом» Вобановской Цитадели. Этот подъем и своеобразная Голгофа, а может и вознесение от язычества к христианству, от темноты средневековья, когда городом правили епископы к просвещенной монархии, когда Людовик 14 получил город в результате тридцатилетней войны.

По этому подъему везло нас такси от железнодорожного вокзала к нашему уютному пристанищу на три безансонских ночи и дня.

Левостоящее от колокольни Кафедрального собора здание - это наши аппартаменты.

День первый. Прямо. Знакомство.

Не смотря на ранний приезд, разбитый на половинки день, не располагал к активному изучению достопримечательностей. Дорога, как бы она не была необременительна, остается утомительным мероприятием, особенно если ты в отпуске, а тем более в отпуске с ребенком, у которого это тоже отпуск с гордым названием «не кантовать, у меня вакэйшен»!

Задевая облака. Безансон

Поэтому первый день был посвящен знакомству с дорогой в город, т. к. жили мы не в гуще событий, а несколько на отшибе, измеряемым 15-ю минутами размеренного шага до центра, и самим городом, вернее с его «падестриен стрит». Избыток евро жег нам руки и кошельки, вызывая непреодолимое желание от них избавиться. А если по дороге попадется какая-нибудь достопримечательность, то это был бы только дополнительный, причем бесплатный, бонус. Как эта церковь, например,

Барочная церковь св. Маврикия, построенная в 16 веке, посвящена святому Маврикию, который по преданию был предводителем Фиванского легиона, полностью состоящего из христиан. Он был казнен в конце 3 века за то, что отказался со своим легионом участвовать в гонениях на христиан, объявленных императором Максимианом.

или дом братьев Люмьер. В нем на верхних этажах в окна даже вставлены их портреты. Занятно.

Задевая облака. Безансон

Этот бонус в Безансоне тем приятнее, что весь путь от одной до другой примечательности выложен стрелочками, как нитью от того волшебного клубка. Стрелочка с часами, хлебными крошками Гензеля и Гретль, указывает путь в равнинной части города, а стрелочка с замком ведет к Цитадели.

Эта была у самого нашего дома. Чуть-чуть правее и потом все время прямо и вниз мы легко зашагали под горку и тут меня как током прошибло: «Я же забыла зарядку для фотоаппарата в дижонской гостинице»! То что мне поплохело — это ничего не сказать. Еще 5 дней поездки, а у меня только 2 аккумулятора. Вернуться назад? Потратить ещё 4 часа времени? Видимо тяжелая работа мысли так явственно проступила у меня на лице, что дочь спросила: «Мама, что случилось»?

Выслушав мою сбивчивую речь со слезами на глазах, она невозмутимо ответи:«Да ты че? Щас пойдем и купим»! И почему такое простое решение не пришло мне в голову. Но не все так просто, как оказалось. Безансон — провинция. Какой бы это не был город и столица, провинциальность ощущается во всем и даже в том, что на весь центр был лишь один магазин относительно близлежащий к фотопринадлежностям. Мы его, конечно, нашли. И зарядку купили. Но что это была за зарядка. Я с ней так и не подружилась. Так что все-равно заказала на Амазоне по старому образцу.

Кошмар путешествия без фотографирования остался позади и мы с новыми силами и воодушевлением ринулись по магазинам. Надо сказать, что ни в Дижоне, ни в Безансоне нет так многим из нас привычных бутиков из разряда Гуччи-Шмуччи, которые благодаря китайским умелым ручкам, заполонили мир. Даже такой марки средней руки, как Массимо Дутти, нет. Это компенсируется бутиками французских модельеров, которые не так сильно на слуху, но качество одежды в них даже выше, а модели интереснее, чем вышеукзанные Дольче с Габбанами. Плюс то, что в этой эксклюзивной одежке будете ходить только вы. В одном из магазинов, милая продавец так старательно объясняла нам на английском что-где, что даже видимо вспотела. Но какое удовольствие ей доставил результа, а именно то, что мы её поняли (причем мы-то поняли раньше, чем она нам это все выговорила)! А говорят, что французы снобы. Не верьте!

Задевая облака. Безансон

Деньги были успешно потрачены, чувство удовлетворения растекалось по организму, который вдруг вспомнил, что только одним адреналином сыт не будешь, и пора бы его накормить чем-нибудь менее эфемерным и более ощутимым. Но быстро сказка сказывается, но дело, а особенно дело обеда в неурочный час во Франции, делается в строго определенное время. И ни-ни чтобы на 5 минут раньше.

Плюс взять во внимание, что город незнакомый, что ждать еще час, что надо определиться с тем, что хочется съесть в данный момент. Как все не просто. Купили мы по бутылочке пивка, присели на перепутье у нефонтанирующего фонтана и задумались.

Фонтан на площади Жана Корне с выбитым наверху латинским девизом  UTINAM (к Богу). Его возвели на месте фонтана, разрушенного во время Французской революции. Рядом с этой площадью родился граф де Шардонне изобретатель искусственного шелка. Он организовал его выпуск уже в 1891-м году!!!
Фонтан на площади Жана Корне с выбитым наверху латинским девизом UTINAM (к Богу). Его возвели на месте фонтана, разрушенного во время Французской революции. Рядом с этой площадью родился граф де Шардонне изобретатель искусственного шелка. Он организовал его выпуск уже в 1891-м году!!!

Думали-думали, повернули голову и увидели ресторан «O Тerla Enoteca». Дверь была открыта, мы с нескрываемым восторгом тут же сунули туда голову. Ура! Место обитаемо! Женщина. Стоит полирует бокалы. Мы с недеждой в голосе задаем вопрос:

— Открыто?

Она так отчаянно замотала головой и руками, что я даже за нее испугалась.

— Нет, только в 18–30 будет открыто.

Делать нечего. Перебрались мы в парк к памятнику Прудону, местному уроженцу. Дочка прилегла на лавочке, я покрутилась вокруг с фотоапппаратом, но на голодный желудок не пошло. И мы начали с ней, сидя на лавке, сплетничать, обсуждая немногочисленных прохожих. Сказать, что безансонцы имеют какие-то ярко-выраженные отличительные черты, я не могу. Среднестатистические, в основном белокожие, что радует, не сильно модно одетые, они проходили перед нами по одному в минуту.

Но вот час пробил и мы, изголодавшиеся до последней степени, переступили порог итальянского ресторана.

Ресторан O Terla Enoteca.

Как основное блюдо заказали лингвини с трюфелями. Подали их ещё и с креветками, что было совершенно неожиданно, но вкусно. Салат тоже порадовал. Не порадовал оффициант. Странный дядечка, с чувством собственного достоинства, как у особы, по меньшей мере, королевской крови, которому прислуживать за столом было в большой облом. Я все понимаю. И чувство это одобряю. А королевскую кровь почувствую и у нищенки на паперти. Но подобный стиль, как у этого субъекта, не выношу просто. Неужели люди не понимают, что такие коленца огненными буквами пишут у них на лбу: «Плебс»!

Мы ещё хотели присесть винишка после ужина выпить. Но обломилось. Официантка, видимо родственница, по крайней мере по духу, дядьки из «енотеки» отказала нам, ссылаясь, что в ресторане просто рюмашку, без закуски, пропустить нельзя. Прям общество развитого социализма какое-то. И праздник жизни предсубботнего Безансона прошел мимо нас.

Задевая облака. Безансон

Уж, не знаю, что там нам намешали в еду, но дочкин желудок, способный переваривать гвозди, не выдержал. Дома ей стало не хорошо и креветки попросились на свободу. Я же всю ночь прислушивалась к её дыханию и к своему пищеварительному тракту, но со мной страшного не случилась. Да и у дочки это прошло без последствий, не считая инцидента с убежавшими креветками.

День второй. Налево. Город.

Утро было туманное.

Задевая облака. Безансон

Прогноз показываз 40 процентную вероятность дождя. Лезть на гору в Цитадель под дождиком не хотелось. И было решено исследовать таки город на предмет достопримечательностей. Чуть-чуть направо и вниз по прямой мы уже вчера ходили и сегодня пошли на север, который был налево, конкретно по вышенарисованной стрелке.

Через минут несколько мы вышли к реке Ду, которая опоясывает город полной петлей, предавая пейзажу форму близкую к совершенству.

Задевая облака. Безансон

И тут полил дождь. Гулять, а особенно фотографировать под дождем не интересно и не удобно и мы укрылись в удачно подвернувшейся пещере, с навесающей над ней скалой, на которой высится Цитадель.

К нам под полог пещеры присоединилась пара, гулявшая до этого с собакой. Он с нескрываемым любопытством и удовольствием стал выпытывать: «Откуда вы, мол, девицы-красавицы?» Его спутница насупленно стояла поотдаль. Как только дождь слегка умерил прыть, она схватила своего благоверного и на полуслове нашей милой и необрименительной беседы, чуть ли не силком выволокла его со словами: «Пошли уже». Если честно, не первый подобный случай произошел у нас в этой поездке. Не любят нас жены чужих дядек!

Мы похихикав и дождавшись полного прекращения дождя, вылезли из пещерки и спустились к реке. Как же там было хорошо!

Река Ду.

Полноводная Ду шелестела перекатами. Утки подплывали к нам с меркантильным интересом. Цапли на противоположном берегу с хлопаньем вспархивали из-под плакучих ив. И над всем этим нависала мощная, очень хорошо работающая на контрасте с шелковистостью позелененной реки, брутальная Цитадель.

Шедевр Вобана, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, Цитадель Безансона считается одной из наиболее красивых во Франции. Она возвышается над старым городом и рекой более чем на 100 метров.

В конце променада, в небольшом парке проходила книжная ярмарка. Народу на ней было много. Мы же почувствовали себя чужими на этом празднике французской жизни, т. к. пару раз начав учить французский с Лизкой, это дело бросали, не уйдя далеко от алфавита.

Путь наш лежал в обратно в город, к неосмотренным и недосмотренным мостам, церквям и улицам. Первыми на пути попались госпиталь святого Иакова и принадлежащая ему Капелла Богоматери, в раскрасивым черепичным куполом.

В Дижоне, также славящимся своими крышами, кровля ярких, теплых, медовых оттенков. В Безансоне она суровей и солидней. Цветовая гамма и картинки, сложенные из черепицы, разнообразнее. Хотя рисуночки какие-то не серьезные, как в Лего-ланде каком-то.

Задевая облака. Безансон

По дороге у Курзала попалось это барбияшное чудо, спешащее по своим делам.

Курхауз.

А спешило оно на слет таких же как и оно раритетов, устроившихся не далеко от мерии,

Мэрия.

рядом с памятником мега-романиста Виктора Гюго — уроженца Безансона.

Памятник Виктору Гюго.

В глубь, в глубь улиц-переулков. Едва поспевая за Лизаветой, поглядывая на затянутое тучами и готовое вот-вот пролиться дождем небо, я наслаждалась этим очень гармоничным, неспешным, далеким от суеты столиц, но очень самодостаточным городом.

Церковь св.Петра построена в период с 1782 по 1786 гг. в неоклассическом стиле по проекту архитектора Бертрена.

И дождь-таки полил. К счастью для нас это было время обеда. Мы, как умные «маши» решили жить по французским законам и чтобы не ходить до шести-семи вечера голодными, искали место поближе к кухне. Видимо компенсацией за вчерашний ужин стало «Cafe Leffe», увиденное нами при первых признаках начавшегося дождя!

Ресторан Cafe Leffe

Обед удался. Более того, он удался там же и во второй раз на завтра. И ещё более того, он удался на завтра и потому, что кафе работает с 12 дня до вечера, без перерыва, до последнего посетителя. И где же ты было вчера — кафе? Оффициант был молод и мил. И по-английски говорил, и назавтра нас вспомнил, и сказал, что очень рад. И очень ему было не удобно перед нами, когда сидящая за соседним столиком компания из двух вполне себе таких приличных сороколетних пар, ушла оставив ему чаевыми полное блюдечко одно-пяти центовых монет.

Леффевские явства были успешно съедены, теперь надо было их немного растрясти. И пошли мы на берег речки Ду, в ту часть города, где ещё не были.

Задевая облака. Безансон

На мосту встретили статую маркиза Жоффруа Д Аббанса, который одним из первых произвел испытания парового судна, парохода в смысле, в 1778-м году. Причем рядом проходившие французские дети младшего школьного возраста были очень хорошо осведомлены о том, кто это такой. Подобное умозаключение я сделала из того, как легко они аппелировали его именем. В отличие от них, на тот момент, я не знала, кто это за маркиз. Но теперь знаю и делюсь с вами этим знанием!

Только мы нашли общий язык с маркизом, как опять пошел дождь. Благо рядом с мостом двуглаво высилась церковь Мадлен. И мы туда быстренько забежали. Причем дочь моя озвучила это по-своему:«Есть все-таки польза от культовых сооружений!»

Церковь Святой Мадлен - это неоклассическая церковь, выстроенная в середине 18 века Николя Николем и посвящённая Марии Магдалине. Симметричные башни фасада были достроены в первой половине 19 века.

Сильного впечатления церковь на меня не произвела, но узкоспицифическую, на тот, конкретный момент функцию, как укрытие от дождя, выполнила. А когда мы из неё вышли, небо сияло синевой, а солнце припекало не по-сентябрьскому. Гулять было приятно.

Задевая облака. Безансон

На берегу встретилась синагога. По доброй европейской традиции в мавританском стиле и за двумя рядами заборов.

Потом мы куда-то свернули, завернули и вышли опять в центр, где потолкались с горожанами в очереди за плюшками. Чувствуя себя почти местными, объяснили какой-то англоговорящей паре, как пройти к Кафедралу. Закупились вином, сырами и киви и неспешно направились к дому.

Уже на подъеме к Кафедральному собору Лизавета мне хитро сказала: «А я знаю, о чем ты сейчас думаешь!». На мой немой вопрос она со смехом и даже некоторым ехидством в голосе продолжила:«А не зайти ли нам внутрь?»

Скрывать, что она оказалась права, не было смысла и мы с ней отправились осматривать собор Святого Иоанна Богослова. В нем есть полотна Фра Бартоломео начала 16 века, несколько рококошных полотен неизвестных мне: Жан-Франсуа Троя и Карла Ванлоо 18 века. И вообще, Безансонский Кафедральный собор производит теплое, приятное впечатление. Зайдите при случае, не пожалеете.

Задевая облака. Безансон

И еще одна из приманок для туристов кроется в здании собора — это Астрономические часы. Я как-то с разбега дернула ручку двери комнаты, где находились часы, думая, ну что там, какая-нибудь коробочка метр-на-метр. А там оказалась целая избушка из часов, хронометров и занятных фигурок. А кроме часов там была какая-то экскурсия, которая на меня не по доброму посмотрела. Поэтому я быственько сфотографировала часики и смылась, пока мне не сказали дурного слова!

Задевая облака. Безансон

День третий. Направо. Цитадель.

Всю ночь мне снились часы. Маленькие, большие, настенные, башенные, как те, которые в 1793 году установил Лоран Межеванд — беженец по политическим мотивам из Женевы. Благодаря ему и перебравшимся всед за ним швейцарским коллегам, бежавшим от голода и безденежья (были в Швейцарии и такие времена), Безансон до конца 19 века был европейской столицей часов.

Часы в моем сне настойчиво тикали, жужжали, шуршали гравием… Нет, это уже не часы, подумалось мне. Другие посетители нашей гостиницы, которых мы за 3 дня ни разу не видели, тихо переговаривась выходили на прогулку. А мы продолжали валяться, а кое-кто и сладко посапывать.

Безансон располагает к беззаботному ничегонеделанью, как никакой другой город. Но вставать было уже пора. Умывальник, душ, завтрак, косметичка и вот мы уже бодренько шагаем в направлении Цитадели.

Город в районе 11 утра воскресенья только начинал просыпаться. Рассеивались облака. И Безансон из серого становился светлым и приветливым, как будто снимал ночную, неприметную, фланелевую пижаму и обряжался в светлые, воскресные одежки.

Задевая облака. Безансон

Мы шли по указателям к Цитадели, поглядывая на старинные домики с милыми деталями.

Здесь мне первый раз в голову закралась мысль: если мы идем к Цитадели, то должны подниматься вверх. Тогда почему же мы идем вниз?

Задевая облака. Безансон

Но идти с маниакальным упорством я продолжала до того момента, пока не кончились стрелки. Остановились мы на пустой улице. Стрелок нет, людей, чтобы спросить тоже. На наше счастье, какая-то добрая фея неприметной наружности, ну для нас она оказалась феей, выгуливала собак. На наш вопрос она произнесла длинную тираду на французском, показывая почему-то на колени.

Я тоже посмотрела на колени, но ничего не поняла. Тогда фея повела нас к плакату, на котором был нарисован паровозик, едущий к крепости, и часы его работы. С 12 до 14 был перерыв. Мы стояли у расписания в 5 минут первого. Поняв нашу печаль, фея сказала, что за углом есть ступеньки, ведущие прямехонько к Цитадели, при этом опять похлопала себя по коленкам.

Ну ладно, лестница она и лестница, не ждать же 2 часа паровозика. Тепло попрощавшись с феей и выплеснув на нее весь запас благодарственных французских благодарностей, мы собрались лезть вверх. Вот в аккурат у левого угла ворот Ривот эта лестница и находится.

Ворота Ривот (Porte Rivotte), которые были построены в 16 веке. Позже, по приказу императора Священной Римской империи Карла V, между двумя башенками был установлен подъемный мост. Когда графство Франш–Конте снова стало французским, центральная часть ворот над подъемным мостом была декорирована изображением солнца – эмблемой короля Людовика XIV. В 1893 году ворота подверглись последним изменениям: в обеих башенках были устроены проходы для пешеходов.

Если бы мы знали, что это за ступени! Они идут вертикально. Высота ступенек не меньше полуметра, пролетов штук 5–6, как тут не вспомнить феины предупреждения о коленках. Самое отвратительное, что встреченые встречные граждане по ним только спускались, а мы карабкались и карабкались вверх. Но мы справились. И если Лизка шлепнулась в парке перед Цитаделью на лавку, то я ещё сделала несколько фотографий. Я собой горжусь!!!

Задевая облака. Безансон

Теперь я расскажу вам про 3 способа добраться до Цитадели.

• Первый — это последовать нашему примеру и не пожалеть колени.
  • Второй — дождаться паровозика, который начинает ходить в 9 утра, с перерывом в час, и с одним перерывом с 12–14, в который мы попали. Вроде он ходит до 18 часов. Рядом есть стоянка для машин.
  • И третий, который самый простой и самый щадящий. Его-то мы не заметили, увлекшись маршрутом, проложенным стрелочками, а он вел не к крепости, а к паровозику. Так вот эта дорога плавно и не напряжно поднимается от Кафедрального собора прямо к воротам Цитадели.

Вот он. Мы по нему спускались.

Задевая облака. Безансон

Пусть и не по науке, вернее не по уму, до крепости мы добрались и благополучно вошли. Платы за вход с нас не взяли. Я не знаю — это повседневная практика, или одноразовая воскресная акция. Но факт был налицо — денег платить не пришлось.

Крепость построили еще во времена Габсбургов, а во времена Людовика 14 её перестроили и достроили под руководством плодовитого архитектора всевозможных фортификаций — Вобана. За 20 лет строительства была потрачена такая чертова куча денег, что Людовик поинтересовался у Вобана, не из золота ли выложены стены Цитадели.

Повоевать, однако, крепости почти не пришлось, если не считать немецкой оккупации во время Второй мировой. А сейчас там музей, зоопарк, парк и всевозможная развлекуха.

Задевая облака. Безансон

Развлекуха началась сразу после входа. Во рву, под мостом живет семейка бабуинов. Пока я искала ракурсы, шныряя вокруг, то краем глаза заметила странное оживление среди посетителей, нервно хихикающих и притворно прикрывающих ладонью глаза. Жест этот был замечен в основном у женской части, толпившейся на мосту, и следуя проснувшемуся любопытству, я заглянула туда же.

Бабуин, а это был самец, сидя на попе, с нескрываемым любопытством разглядывал свое достоинство, которое, как известно, у обезьян ярко красного цвета. При всем при этом, он не просто на него смотрел, но и вытягивал лапами на всю возможную длинну, как бы давая понять любопытствующим дальним родственникам, что он о них и их глазении думает.

Подобный случай был у меня в Рамат-Гановском зоопарке. Там орангутанг показывал жест, имеющий сходный смысл, но выражающийся ударом ладони по локтевому сгибу, с последующем поднятием руки кулаком вверх. Как мне сказал один знакомый: «Тебе бы инструкции по применению писать», когда я ему объясняла, как надо прокручивать хрен, через мясорубку.

Но мы отвлеклись. Главной моей целью в Вобановской цитадели были виды. А они там один роскошней другого.

Задевая облака. Безансон

Для этого надо забраться, опять же по ступенькам, на крепостную стену.

Задевая облака. Безансон

И если бы не бившее с лицо и объектив солнце, то нафотографировать этих видов можно было бы огромное множество. А так приходится выкручиваться.

В Цитадели множество, ну не множество-множество, а несколько музеев. Мы в них не пошли. А вот в зоопарк заглянули. Обезьяны, игривые лемуры, кенгуру. Ручные карпы в аквариуме подставляли спины, чтобы их погладили. Львы, разноцветные птички. Очень приятное место. У посетителей большой интерес вызывали, почему-то, простые хрюшки и совершенно не экзотические козлы.

Был там и инсектариум, и аквариум и…крысенариум. Ну, да, там где крысы с мышами экспонируются. Как только мы зашли в полумрак крысенариума, на меня пахнула такая волна вони, именно ВОНИ с большой буквы. Я повернула обратно сразу (что я крыс что-ли не видела), Лизка выбежала через пару секунд.

Нам на встречу шла семья (вторая фотография) и мама на вопрос шести-семи летней дочки — куда они идут? видимо ответила, что в крысенариум. Слышали бы вы как зашлась в крике малышка! Это она ещё не понюхала, как там пахнет. Вот интересно, что мамаша не знала, что у ребенка фобия на мышей?!

Плюс ко всему для детей есть всякие интеакции, как например эта — попробовать себя в качестве каменотеса.

Задевая облака. Безансон

Я слышала мнения, что фортификационные сооружения скучны. Может оно, конечно, и так. Но к Безансонской Цитадели это никак не относится. Это очень приятное место. Там под деревом можно даже устроить пикник. А можно и не под деревом, а на столике с лавочками. Жаль что я подобный вариант не предусмотрела. Вкусная еда, отпадные виды, чистый воздух. Однозначно, Цитадель стоит посещения.

Ну вот, вроде, и все про Безансон. Мы его полюбили. И я с удовольствием туда вернусь, т. к. там есть еще что посмотреть в округе: бывшую столицу Франш Конте — город Доль, или его ещё называют Доле. Городок, где родился Густав Курбе. Да и сам Безансон, вроде обсмотренный и излазенный, но какой-то очень приятный. Абсолютно не чужой, не смотря на маленькие неприятности. Он принял нас, мы прониклись к нему. Так что если занесет вас в те края, не пожалейте времени, отдохните в Безансоне. Хотя, если по скорому, его легко можно обойти всего за один день, даже с Цитаделью.