Chedty
Михаил Странник Пользователь — был вчера 18:10

Сокол, ласточка и горы

25 ноября 2015 г. 8:21 Горис — Армения Сентябрь 2015
59 41

Рассказ — размышление о неторопливой поездке вдоль границы Армении и Арцаха, более известного в широких кругах как непризнанная Республика Нагорный Карабах. Давайте начнем эту нашу поездку из города Лачин. Город стоит на высокой горе недалеко от границы. Через него проходит единственная дорога с твердым покрытием соединяющая Армению и Арцах. Последние двадцать лет это был единственный путь по которому Арцах мог контактировать с внешним миром. Сейчас над обрывом, с которого на десятки километров видна эта дорога, стоит церковь.

9

Исторически над этим обрывом стояли пушки. Я думаю, как только изобрели пушки, их сразу же сюда и поставили. До изобретения пушек здесь стояли какие ни будь катапульты или просто лучники. Желающих по охранять этот перевал всегда хватало. Ведь дорога здесь всегда была только одна. Сейчас можно было бы конечно поставить ракеты, но решили что пусть лучше будет церковь.

18

Лачин сейчас официально называется Бердзор, но новое-старое имя пока не прижилось, а старое-новое хоть и тюркоязычное, но красивое и по теме подходит, в переводе Сокол. Собственно, и название Лачин появилось совсем недавно, по сравнению с его многовековой историей, в 1926 году. В этом не самом счастливом для армян в году было решено, что Лачинский перевал не должен входить ни в Армянскую республику, ни в Карабахскую автономию. С тех пор и до девяностых между Арменией и Карабахом был узкий коридор, который административно подчинялся непосредственно Азербайджанской республике. Ущелье, которое разделяло Армению и Арцах, кроме свое исконного физического смысла, приобрело смысл политический.

1

Из Лачина поехали в сторону Цицернаванк, к деревушке где находится одна из самых старых в мире церквей. На карте, дорогу географы обозначили желтым, а если просто ехать и на карту не смотреть то и не догадаешься, что твердое покрытие. Зато очень красиво и весело. Я редко бываю летом в горах и для меня увидеть горное солнце наряженное в зеленное — это очень не обычно и радостно.

12

Дорога на Цицернавак — маленький монастырь в горах, начинается прямо от КПП на границе Армении и Карабаха (Арцаха). Монастырь построили где то к конце четвертого века. В до христианскую эпоху здесь тоже был храм. Посвящен он был Богине Ласточке. Даже название сохранилось старое языческое, цицернак в переводе с армянского значит ласточка. Это очень важная Богиня, она вселяет души умерших в ласточек. Хорошие люди ни куда не исчезают, они всегда с вами. Они летают по свету все видят, все знают и помогают свои близким и друзьям. Поэтому ласточки такие хлопотливые и носятся целый день как сумасшедшие. Столько дел, всем надо успеть помочь.

4

Я бы наверно очень постарался, чтобы стать ласточкой. По моему лучше чем в рай, особенно если тебя там ждет целая толпа девственниц. Ласточкой в принципе хорошо быть, а еще если у тебя есть возможность помочь друзьям и близким то лучше трудно что ни будь придумать.

2

Храм Ласточки к сожалению был разрушен, а его камни были использованы для строительства древнего христианского храма. Здесь все по перепутано, видите этот кусок явно со старого храма еще с клинописью.

3

В Цицернаванке нет особых архитектурных изысков. В четвертом веке большие купола и своды в Армении еще не умели строить. Конструкция типичная для того времени — большой ангар, из украшений башенка-колоколенка наверху.

2

Зато смотрите как архитектору хорошо, канонов еще нет, строй как хочешь. Он колокольню прямо над алтарем поставил, лестницы на нее спрятал в стены. Как результат над алтарем появились дополнительные арки, которые безусловно лучше плоской стены и очень украшают фронтальный вид. За ними свободное освещенное пространство, сразу вся картинка становится воздушной, легкой, уходит подавляющее чувство избыточной монументальности.

7

И еще посмотрите архитектор поднял на колоннах центральную осевую часть собора. Все правильно потом все к этому пришли, так все европейские соборы выполнены. Забавно, но, он это тут же отразил во внешнем виде здания, хотя прямой необходимости делать ступенчатую крышу не было. Проще было увеличить скат, но ему во всем хотелось взаимосвязей и он выносит внутренние решений наружу.

3

Кроме этого могу поспорить, что между первой и второй ступенькой крыши были окна. Мужик, который этот храм строил хорошо соображал и понимал, что создавая ступенчатую конструкцию он утяжеляет крышу, а окнами можно легко убрать вес. Над теми местами где в интерьере стоят колонны шли арочные окна, а между колоннами должен быть монолит, на который сбрасывается вес с арок. Да и потом, какой же древний архитектор откажется подсветить свой свод, гордость свою, да нет таких.

3

Ну еще чуть, если уж начал говорить о инженерно-технических деталях. Посмотрите на интерьер, все арки и своды в полкруга. Ага попались мудрецы, они не умели эллипсоиды считать. Как забавно устроен мир, современным людям кажется, что трудно аккуратно обработать кусок базальта или затащить огромную балку на крышу. Старые мастера делали все это без проблем, но не могли справиться с математической задачей, которую обязан решить сегодняшний первокурсник (или когда там сейчас проходят аналитическую геометрию).

3

В храме и в сарае рядом с ним свалена христианская и языческая символика начала новой эры. Все это слишком старое, чтобы быть красивым. Я в этом ничего не понимаю, для тех кто разбирается — эти камни великий клад.

2

Во дворе стоят древние барельефы, к сожалению, как обычно лица, у всех отбиты.

3

Храм и само место очень понравилось. Монастырь добрый, радостный и намоленный. Уже позже встретилась и позабавила азербайджанская марка посвященная этому монастырю. Я слышал о многих болезнях которые поражают органы зрения. Так герой одной из популярных американских книг «видел два», сколько бы пальцев ему не показывали он всегда видел два. Здесь другая болезнь хотя и похожая, художник не видит крестов.

Да ладно, важно что на самом деле они есть.

6

Возвращаться не хотелось решили пообедать где ни будь в горах и продолжили наше путешествие по дороге с твердым покрытием, которое в последний раз ремонтировали древние римляне.

12

Продолжение следует.

x

Комментарии

sonnenschein
+2
25 ноября 2015 г. 14:18
Армянский храм такой монументальный снаружи смотрится лёгким и светлым изнутри. Умели древние мастера строить! Позабавила азербайджанская марка, себя же сами и позорят.
Chedty
25 ноября 2015 г. 18:23
Меня тоже поразили интерьер Цицернаванка - очень просторно и свободно для такого древнего храма.
Chiffa7
25 ноября 2015 г. 15:20
Виды гор просто сумасшедшие.
Chedty
25 ноября 2015 г. 18:25
Дышится хорошо свободно, много воздуха и простора.
tinka61
25 ноября 2015 г. 16:08
До чего же всё-таки строгие и лаконичные армянские храмы. Да и грузинские тоже, не могу не сравнивать по свежим следам. Самое сильное впечатление в таких местах производит именно аура, атмосферность. И умели же древние выбирать места для своих храмов, все они стоят в очень красивых местах.
Chedty
+1
25 ноября 2015 г. 18:27
Армянская и Грузинская культуры очень близки между собой, исторически шел постоянный и активный культурный обмен.
sovikont
25 ноября 2015 г. 16:47
В Армении каждое место подарит незабываемые впечатления!! Природа удивительная!!
Chedty
+1
25 ноября 2015 г. 18:27
Красивые места, ну как тут не построить храм
sovikont
+1
25 ноября 2015 г. 19:10
KonstantinPavlov
25 ноября 2015 г. 17:23
Аскетичная красота армянских храмов поражает, так же как и их древность. Про ласточек красивая сказка!
Chedty
+1
25 ноября 2015 г. 18:28
Да, стать ласточкой очень приятная перспектива, к этому имеет смысл стремиться
gonczaryk
25 ноября 2015 г. 20:56
Добрый Вы Михаил Григорич, даже хотите стать ласточкой чтоб другим помогать!
Chedty
+2
25 ноября 2015 г. 22:23
Если честно меня в первую очередь заинтересовала возможность быстро и бесплатно летать
Nomad
25 ноября 2015 г. 23:09
Михаил, как всегда! Такие места....
Chedty
25 ноября 2015 г. 23:11
Дальше, точнее выше, будет круче
Очень длинный день получился не влез в один рассказ...
Спасибо!
Nomad
25 ноября 2015 г. 23:17
а горы все выше, а горы все круче, а горы вздымались под самые тучи...
Chedty
25 ноября 2015 г. 23:22
А я инвалид
У меня ножка болит
Через полчаса выпадет роса....
Nomad
+1
25 ноября 2015 г. 23:29
Ладно-ладно.... инвалид...
Svet-lanka
26 ноября 2015 г. 1:40
Какие пейзажи! Горы необычные.... а монастыри в горах Армении всегда меня воодушевляли
Chedty
26 ноября 2015 г. 1:49
Красиво там очень!
fanolia
+1
26 ноября 2015 г. 10:11
Намоленное место - бывает такое непередаваемое ощущение в некоторых церквях, здесь и по фото чувствуется.
Марка азербайджанская - ну это.... диагноз точно! нехорошо!
Chedty
+1
26 ноября 2015 г. 18:20
Там можно не признавать очевидные вещи, на днях президент Азербайджана сказал, что Ереван - это исконно азербайджанская земля. При том что в городе стоит древняя стела на которой написан год заложения. Городу 2797 лет, в это время не было не только азербайджанцев и их прародителей турок, но и "Вечного города" - Рима.
fanolia
+2
26 ноября 2015 г. 23:35
Да, Армения полна археологическими "шедеврами" - на юге в пещерах Арени нашли обувь, которой около 5000 лет. Радиоуглеродный анализ показал 3500 год до н.э.!!! Говорят в очень похожей кожаной обуви в армянских деревнях ходили еще в прошлом веке. Древнейшее место.
annaabrosimova
26 ноября 2015 г. 10:52
История про ласточек очень понравилась. Древний храм интересный!
Chedty
+1
26 ноября 2015 г. 18:21
Мне тоже она очень нравится. В этом что то очень доброе. Ласточки хорошие птицы.
annaabrosimova
+1
26 ноября 2015 г. 18:32
Chedty писал 26 ноября 2015 г. 18:21
В этом что то очень доброе
и оптимистичное! В эту красивую историю хочется верить!
borisnov
26 ноября 2015 г. 12:23
После Ваших рассказов и ещё пары друзей на сайте возник огромный интерес посмотреть эти края, все три закавказские республики. Конечно, меня в первую очередь интересует всё наследие раннего христианства. Надежда, что ничего не станет в этих регионах, а то конфлиуты разрастаются, вот уже и Турция может быть закрыта соро на половину.
Chedty
26 ноября 2015 г. 18:26
Христианство здесь формировалось как над национальная религия. Армения первая страна в мире принявшее христианство как государственную религию, здесь находятся самые древние христианские церкви, не спрятанные от глаз людей. Ведь это было первое место где христианам не надо было скрываться.
borisnov
+1
26 ноября 2015 г. 18:43
Совершенно верно, но и в Грузии всего на 23 года позже было христианство принято государственной религией. Но интересно и тем, что эти церкви не приняли Халкидонский собор 450 - го года, и остались в своей первозданности. не помню точно, таких церквей около 10-12, но все остальные на территории Ирака, Сирии ... ещё Эфиопия, но тоже не совсем Европа Более-менее можно было посетить легко коптские - они из этой же группы, но и с Египтом напряги назревают
Chedty
26 ноября 2015 г. 19:10
Армения и Грузия оставаясь независимыми государствам всегда были идеологически и политически близкими странами.
Там вообще народ упертый и не любит что то менять. Менять что либо в религии точно нельзя, это могло привести к расколу, а это было бы не минуемой смертью. Эти страны выживали только за счет полной консолидации сил.
happiness
26 ноября 2015 г. 19:21
Горные пейзажи просто восхищают,храм великолепный!
Chedty
26 ноября 2015 г. 19:43
Спасибо, я очень рад что всем понравилось. Такие старые церкви трудно понять, конечно там нет того великолепия, которое появилось позже, но они настоящие - церкви, а не дворцы.
Butyrskii
27 ноября 2015 г. 8:06
Красивые места! И дорога по фото очень приличная, я думал, что все намного печальней А как с прохождением "границы", будут ли какие-нибудь вопросы к гражданам России?
Chedty
+1
27 ноября 2015 г. 8:28
На сколько я знаю, гражданам России на границе Армении и Арцаха выдают какую то бумажку с которой позже нужно заехать в милицию. Все как то не очень сложно. По моему, на выезде бумажку ни кто не проверяет. Я ездил с друзьями, их там все знают, по этому у меня ни чего не проверяли вообще.
Butyrskii
27 ноября 2015 г. 8:34
Понял, думаю много времени это не займет. Спасибо
Chedty
+1
27 ноября 2015 г. 9:25
Я почти уверен, что это простейшая процедура, но если машина прокатная на границе, при въезде в Арцах, остановят обязательно.
Butyrskii
+1
27 ноября 2015 г. 9:28
Главное въезжать с Армении
Chedty
+1
27 ноября 2015 г. 9:34
Да это хорошая мысль и это действительно здесь главное
elenavasilieva
28 ноября 2015 г. 2:24
Как-то в Эмиратах купила российскую газету. Где-то внизу, на последней странице, в рекламе чего уже не помню, использовали образ микеланджеловского Давида. Так вот в той газете, сам понимаешь что у Давида было вычеркнуто черным маркером!:)) Если бы арабы печатали репродукции известных произведений изобразительного искусства и скульптуры, они бы то же, наверное, на известных местах не печатали бы ничего. Как в случае с крестами. Стоит такая Венера, а посередине у нее...ничего:)
А интересная ассоциация у меня возникла. А ведь это вещи одного порядка:)
Chedty
+1
28 ноября 2015 г. 9:55
Это еще хуже.
Все кто создавали этот храм, работали во имя христианства. Завершили они свою работу крестом, обозначив им идею своего труда. В прочем, Алиев вчера сказал что Ереван исконно азербайджанская земля. С падением цены на нефть у него появляются все более и более интересные мысли...
Leolik
28 ноября 2015 г. 9:32
она вселяет души умерших в ласточек. Хорошие люди ни куда не исчезают, они всегда с вами

Как бы хотелост чтобы так оно и было.
Коротенько ты, Миш, пишешь. Я вот только обороты набрала читать. А уже
Продолжение следует.
.
У меня к тебе конкретный вопрос. Если туда ехать, чтобы и отдохнуть и полазить. на сколько надо ехать. И во сколько это обойдется. чтобы взять местного гида с машиной!
Можешь по конкретике ответить в личку!
Chedty
+1
28 ноября 2015 г. 9:46
Это просто читается легко поэтому быстро кончается. Так всегда когда рассказ хороший.

Лен,так чтобы точно не надоело можно на неделю - дней на десять. Ехать лучше всего наверно в сентябре. Что сколько там стоит и где лежит я совсем не знаю. Меня ведь там в аэропорту встречают, а дальше холят... Знаю что гиды есть, я видел людей, которых возили на приличных машинах и по Армении и по Арцаху.
Leolik
+1
28 ноября 2015 г. 9:49
Chedty писал 28 ноября 2015 г. 9:46
Так всегда когда рассказ хороший.

Скромняжка!
Chedty писал 28 ноября 2015 г. 9:46
Меня ведь там в аэропорту встречают, а дальше холят.

Поняла! Опять все сама-сама!
spatefillum
+1
28 ноября 2015 г. 19:08
Лен, на главной сейчас рассказ Тани ( mamka ), она как раз с гидом по Армении ездила
Leolik
+1
28 ноября 2015 г. 19:10
О, Любочка, спасибо. Прочту!
spatefillum
+1
28 ноября 2015 г. 19:11
Она о цене не писала, кажется, но можно спросить )
Leolik
28 ноября 2015 г. 19:14
spatefillum писала 28 ноября 2015 г. 19:11
но можно спросить

Да, я надеюсь! Спрошу аккуратненько!
spatefillum
+1
28 ноября 2015 г. 19:12
Читается, и правда, легко! Спасибо, Михаил, за добрый и красивый рассказ
Chedty
+1
28 ноября 2015 г. 19:29
Спасибо, рад что понравился. Дальше правда пришлось написать немного потяжелее, но этого здесь не объедешь.
Mary_B
6 декабря 2015 г. 13:18
Какая красивая земля! Михаил, у вас явно есть дар художественного слова, люблю ваши рассказы.
Chedty
6 декабря 2015 г. 18:30
Спасибо! Рад что вам понравилось. Пойду еще один напишу.
lenas-65
8 декабря 2015 г. 22:32
Храм Ласточки! Господи, звучит-то как - небесно!
Аркадий по приезду разместил рассказ о Карабахе :). Интересно будет прочесть и твой!
Chedty
8 декабря 2015 г. 23:24
Я очень постараюсь написать. У меня их уже полный компьютер, но пока они мне не нравятся.
lenas-65
+1
9 декабря 2015 г. 0:57
Знакомо это чувство :).
albygan
+1
20 января 2016 г. 15:40
Опять перечитал твой рассказ и вновь... ну, не знаю, что тебе сказать и какой комментарий здесь оставить.
Прости, можно и просто из вежливости, но, уверен, ты меня поймешь, если не отмечусь чем-то типа, "ах, какая красота"
Не знаю, мне горько всё это.
Chedty
+1
20 января 2016 г. 17:57
Веселого мало, это вообще не очень веселая земля. При всей своей красоте она часто напоминает о тех ужасах которые на ней происходили.
albygan
+1
20 января 2016 г. 18:08
Ну, вот и я примерно об этом.
Chedty
+1
20 января 2016 г. 18:19
Так или иначе нужно идти в перед, я не про то что бы забыть. Помнить, но все равно идти. В Армении часто слишком замыкаются на своем прошлом, это мешает.
albygan
+1
20 января 2016 г. 19:57
Нужно. Сложно это, но иного пути вперёд нет.
Войдите, чтобы оставить свой комментарий.